Артиллерийская установка АТ-1

АТ-1 - первый в мире артсамоход.

В 1934 году на заводе № 185 имени Кирова начались работы по созданию танка артиллерийской поддержки на базе Т-26, получившего обозначение АТ-1 (артиллерийский танк). Предполагалось, что новая машина поступит на замену танку Т-26-4, серийный выпуск которых так и не удалось развернуть. В качестве основного вооружения АТ-1 предполагалось использовать 76-мм пушку ПС-3 конструкции П.Сячентова. Эта артсистема была спроектирована как специальное танковое орудие, имело телескопический и панорамный прицелы и ножной спуск. По мощности ПС-3 превосходила 76-мм пушку обр. 1927 года, установленную на танках Т-26-4. Работы по проектированию АТ-1 велись под руководством начальника конструкторского отдела по самоходным установкам опытного завода № 185 имени Кирова П.Сячентова. Весной 1935 года было изготовлено два опытных образца.
Самоходная установка АТ-1 относилась к типу закрытых самоходных установок. Боевое отделение находилось в средней части машины в бронированной рубке. Самоходная установка имела на вооружении 76,2-мм пушку ПС-3, смонтированную на вращающемся вертлюге на штыревой тумбе, и автономный 7,62-мм пулемет ДТ, размещенный в шаровой установке справа от нее (на второй машине была установлена 76-мм пушка Л-7). Второй пулемет ДТ был запасным и мог использоваться экипажем для обороны. Для его установки в бортах и корме рубки имелись специальные амбразуры, закрываемые броневыми заслонками. Экипаж состоял из механика-водителя, который размещался в отделении управления справа по ходу машины, наблюдателя (он же заряжающий), расположенного в боевом отделении справа от орудия, и артиллериста, находящегося слева от него. В крыше установки имелись люки для входа и выхода экипажа из машины.
Тактико-технические характеристики
артиллерийской установки АТ-1
Год выпуска
    1935
Экипаж
    3
Масса, т
    9,6
Среднее удельное
давление на грунт, кг/см2
   0,75
Габаритные размеры:
    длина, м
    ширина, м
    высота (по щиту), м

   4,62
    2,445
    2,032
Клиренс, м
    0,385
Броневая защита, мм
   Лоб корпуса 13 мм
    Борт корпуса 13 мм
    Корма 13 мм
    Крыша 10 мм
    Днище 6 мм
Вооружение
   76,2-мм пушка ПС-3
    7,62-мм пулемёт ДТ
Боезапас
   40 выстрелов
    1827 патронов
Двигатель
"Т-26", 4-х цилиндровый
карбюраторный, 90 л.с
Коробка передач
    5 вперёд и 1 назад
Запас топлива, л
    182
Запас хода, км
   по шоссе - 140
    по грунту - 110
Макс. скорость, км/ч
   по шоссе - 30
    по просёлку - 15
Преодолеваемые препятствия:
    подъём, град
    крен, град
    ров, м
    стенка, м
    брод, м

    35
    40
    2
    0,75
    0,8
Пушка, имевшая начальную скорость снаряда 520 м/с, была снабжена телескопическим и панорамным прицелами, имела ножной спуск и была приспособлена для ведения огня, как прямой наводкой, так и с закрытых огневых позиций. Углы вертикального наведения составляли от -5° до +45°, горизонтального наведения — в секторе 40° без поворота машины. Боекомплект установки составлял 40 выстрелов к пушке и 1827 патронов (29 дисков) к пулеметам. Броневая защита - противопульная, выполненная из броневых катаных листов толщиной 6, 8 и 15 мм. Боевая рубка была изготовлена из броневых листов толщиной 6 и 15 мм. Броневые детали соединялись между собой при помощи заклепок. Бортовые и кормовой броневые щитки рубки для обеспечения возможности удаления пороховых газов при стрельбе, на половину ее высоты были выполнены откидными на петлях. Однако щели в 0,3 мм между откидными щитками и корпусом не обеспечивали защиту экипажа от поражения свинцовыми брызгами от пуль. Все подробности: хорошая стоматология - самая актуальная информация тут..
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть были такими же, как на танке Т-26. Пуск двигателя производился электростартером "Сцинтилла" мощностью 2 л.с. (1,47 кВт) или "МАЧ-4539" мощностью 2,6 л.с. (1,9 кВт) или заводной рукояткой. В системе зажигания использовались основное магнето типа "Сцинтилла", "Бош" или АТЭ ВЭО и пусковое магнето "Сцинтилла" или АТЭ ПСЭ. Емкость топливных баков составляла 182 л. Запас хода установки по шоссе достигал 170 км.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея 6СТА-144 емкостью 144 А•ч и генератор "Сцинтилла" или ГА-4545 (ГА-4561) мощностью 190 Вт (250 Вт) и напряжением 12,5 В с реле-регулятором РРА-4547.
Испытания АТ-1, проведенные весной - летом 1935 года показали хорошие результаты: скорострельность до 15 выстрелов в минуту, наибольшая дальность стрельбы с места 10550 метров, возможность ведения прицельного огня с хода. Поэтому руководство АБТУ РККА приняло решение о подготовке серийного производства АТ-1, для чего в 1936 году предполагалось выпустить установочную партию из 10 машин. Но из-за перегруженности завода № 174 программой по танкам Т-26 сделать этого не удалось. Поэтому производство АТ-1 перенесли на 1937 год.
В 1937 году П.Сячентов, ведущий конструктор по самоходным установкам завода № 185, был объявлен «врагом народа» и репрессирован. Это послужило причиной прекращения работ над многими образцами, спроектированными под его руководством. Среди прочих был поставлен крест и на АТ-1, хотя Ижорский завод уже изготовил 8 бронекорпусов, а завод № 174 начал сборку первых машин.
Три года спустя, в ходе советско-финляндской войны, одному из корпусов АТ-1 нашлось применение. В январе 1940 года по просьбе бойцов и командиров 35-й танковой бригады, ведущей боевые действий на Карельском перешейке, завод № 174 начал работы по проектированию «санитарного танка для эвакуации раненых бойцов с поля боя». Эта инициативная работа была одобрена начальником Автобронетанкового управления РККА Д. Павловым. В качестве базы был использован один из имевшихся на заводе корпусов АТ-1, который по месту, без чертежей, был переделан и приспособлен для перевозки раненых. Заводчане хотели подарить эту машину танкистам к празднику 23 февраля - дню Красной Армии. Но в связи с задержкой изготовления санитарный танк на фронт не попал. После окончания боевых действий санитарный Т-26 (так он именовался в документах завода № 174) был передан в Приволжский военный округ. Дальнейшая судьба машины неизвестна.
Таким образом, подводя итог, скажем, что АТ-1 - это первая в мире самоходная пехотная пушка. Для того времени, когда военные увлекались пулемётными танкетками или танками с пушкой калибра 37-мм, самоходка АТ-1 справедливо считалась мощным оружием.

Фотографии АТ-1 
Первый опытный образец АТ-1 во дворе завода №185 им.Кирова. Весна 1935 года. Вид сбоку. Первый опытный образец АТ-1 во дворе завода №185 им.Кирова. Весна 1935 года. Вид спереди. Испытания артиллерийской установки АТ-1. Весна 1935 года. Испытания артиллерийской установки АТ-1. Весна 1935 года. Артиллерийский танк АТ-1. Вид сзади с закрытым кормовым люком. Ленинград. 1935 год.
Артиллерийский танк АТ-1 на полигоне во время испытаний. Броневые щитки рубки откинуты.Зима 1935 года. Артиллерийский танк АТ-1 на полигоне во время испытаний. Зима 1935 года. Артиллерийский танк АТ-1. Вид сзади с открытым кормовым люком. Ленинград. 1935 год. Артиллерийский танк АТ-1 во время испытаний стрельбой, вид спереди. Район Ленинграда, зима 1935 года. Хорошо видно, что верхняя часть корпуса машины шире, чем у танка Т-26.
 

            Чертеж артиллерийской установки АТ-1:
                   - компоновочная схема АТ-1


Источники:
С.Ромадин. "Предвоенные самоходки" (Моделист-Конструктор №9, 1993 г.)
"Артиллерия и миномёты XX века" Смоленск, изд. "Русич" 2001 г.
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.
М.Коломиец, М.Свирин. "Т-26: машины на его базе" (Фронтовая иллюстрация №4, 2003 г.)

Вернуться к САУ  Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz