Средний бронеавтомобиль БА-10
Боевое применение
Свое боевое крещение бронеавтомобили БА-10 прошли во время конфликта у р.Халхин-Гол. К началу боев в этом районе БА-10 составляли примерно половину всего парка средних броневиков (203 единицы). Они вступили в бой уже на ранней фазе конфликта. Так, 20-25 июня 3-й батальон 149-го стрелкового полка при поддержке роты броневиков 234-го автобронебатальона 8-й мотобронебригады и батареи 175-го артиллерийского полка вел бои с японо-маньчжурскими частями северо-восточнее Халхин-Гола в районах Халхин-Сумэ и Дебден-Сумэ. Причем последний находился уже на территории Маньчжурии.
В районе Дебден-Сумэ советские войска обнаружили японский военный городок, в котором находились до батальона японцев, маньчжурский кавполк и две артиллерийские батареи (75-мм полевых и 37-мм противотанковых пушек). Завязался бой, в ходе которого японцы, засев на крышах казарм, огнем прижали к земле пехоту 149-го полка.
Тактико-технические характеристики
среднего бронеавтомобиля БА-10
Год выпуска
    1938
Экипаж
    4
Масса, кг
    5140
Габаритные размеры:
    длина, м
    ширина, м
    высота, м

   4,65
    2,07
    2,21
Клиренс, м
    0,24
Броневая защита, мм
   Лоб корпуса 10-15 мм
    Борт корпуса 10 мм
    Корма 10 мм
    Крыша 6 мм
    Днище 4 мм
Вооружение
   45-мм пушка 20К.
    2 х 7,62-мм пулемета ДТ.
Боезапас
   49 выстрелов
    2079 патронов
Двигатель
    "ГАЗ-М-1",
    4-цилиндровый, 50 л.с.
Запас хода, км
    300
Макс. скорость, км/ч
    53
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град
крен, м
брод, м

   20
    15
    0,6
Выпущено, шт
   3311
Однако командир бронероты зашел в тыл противнику, поставил броневики и два 76-мм орудия на прямую наводку и начал громить японские казармы, которые вскоре загорелись. В городке поднялась паника, которой и воспользовалась наша пехота для выхода из боя. Потери броневиков составили три машины: два БА-10 и один БА-3. Все эти машины были подбиты и оставлены на территории противника. Еще пять БА-10 получили повреждения от вражеского артогня.
Мощное вооружение советских бронеавтомобилей позволяло им почти на равных вести бой с японскими танками. В этом плане наиболее удачно действовали БА-10 из состава 9-й мотоброневой бригады. В 12 часов дня 3 июля 1939 года позиции советских поиск на восточном берегу атаковали части 3 и 4-го японских танковых полков (более 70 танков). При этом до 40 японских боевых машин вышли на позиции роты броневого батальона 9-й мотоброневой бригады (12 БА-10), которые сначала стали отходить. Но подоспевшим командиром бригады полковником С. Олейниковым рота была остановлена и «поставлена на позицию с выдвинутой башней» (броневики стояли за барханом, над которым виднелись только их башни). К этому моменту японские танки подошли на дистанцию 800 - 1000 м и бронемашины открыли огонь. В результате двухчасового боя было подбито и уничтожено 9 танков, при этом получили повреждении, но остались в строю 6 БА-10.
В результате боёв выяснилось:
«1. Броневики являются прекрасным противотанковым средством в обороне на местности, имеющей полузакрытые позиции.
2. Стрельба японских танков 57-мм осколочной гранатой (половину японских танков, участвовавших в этой атаке составляли Тип 89) по броневикам не нанесла им поражения и не оправдала себя.
3. Атака японских танков без пехоты и артиллерийской подготовки не дала им никаких результатов, кроме потери в танках.
4. Бронебойная 45-мм граната легко пробивает 22 мм броню японских танков.
5. Если обороняется пехота с броневиками и есть вероятность массовой атаки танков, то обязательно нужно часть броневиков подготовить для стрельбы с полузакрытых позиций».
К 20 июля в частях 1-й армейской группы насчитывалось 80 бронеавтомобилей БА-10. Общие же потери машин этого типа к концу операции составили 41 единицу.
В итоговых документах советского командования отмечалось, что наибольшие потери броневики несли от противотанковой артиллерии и «бутылочников» (японских солдат, вооруженных бутылками с бензином) - до 90%. От бутылок с бензином и попадания снарядов противотанковых орудий почти все броневики горят и посте этого восстановлению не подлежат. Восстанавливались машины, вышедшие из строя по техническим причинам, а также получившие повреждения от огня полевой артиллерии и авиации, хотя последних было очень мало. Среди конструктивных недостатков бронемашин отмечалось следующее:
"... Бензобак, вмещающий 108 кг бензина висит над головой и командира и механика водителя и при попадании снаряда ПТО выливается им на голову, отчего моментально все внутри воспламеняется".
В остальном машины показали себя замечательно:
1. Не было ни одного случая где бы потребовался второй поет управления (задний). В условиях Дальневосточного и монгольского театра, второй пост не нужен.
2. Машина показала хорошую проходимость и выносливость.
3. Ружейный и пулеметный огонь для гусматиков не приносит вреда. Попадание целого 37-мм снаряда не выводит гусматика из строя, а проделывает аккуратное отверстие и машина продолжает работать.
...Броня среднего броневика БА-10 (новейшего) крупнокалиберным пулеметом не пробивается и является вполне надежной защитой экипажа на поле боя.
БА-10 широко применялись Красной Армией в ходе «освободительного похода» в Западную Украину и Западную Белоруссию и Зимней войны. С первых дней Великой Отечественной войны они участвовали в боях с немецкими войсками.
В ходе летней кампании 1941 года средние бронеавтомобиля использовались очень активно, причем зачастую наряду с задачами по разведке, связи и боевого охранения их часто использовали для атак совместно с пехотой и поддержки своих частей непосредственно на поле боя, что вело к неоправданно большим потерям. Тем не менее, при грамотном использовании, советские броневики могли с успехом бороться и с немецкими танками. Вот один из примеров.
В 5.00 22 июня 1941 года командир танкового полка 5-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса полковник Богданов поставил задачу на проведение разведки взводу из 6 бронемашин БА-10 старшего лейтенанта Суровцева. Машины вышли из расположения части в 6.25. При подходе к местечку Л. командир взвода организовал в лесу, по обе стороны от шоссе, засаду. Машины замаскированы так, что с расстояния 200 метров их было трудно заметить.
В 10.00 показалось до взвода немецких мотоциклистов, которые были уничтожены огнем БА-10 с дистанции 200 - 300 м. Через 40 минут на дороге показался легкий танк, двигавшийся с большой скоростью. Командир одной из бронемашин первым же выстрелом из орудия поджег его. Спустя 7 минут к засаде приблизились еще дна танка, которые также были уничтожены огнем БА-10. Десятью минутами позже к месту, где стояли подбитые танки и мотоциклы, подошла колонна из 15 танков и мотоциклистов. Своим внезапным огнем БА-10 вывели из строя 3 танка и большое количество мотоциклов, чем вынудили остальные немецкие машины повернуть обратно. С подходом к местечку Л, главных сил 7-й танковой дивизии 39-го танкового корпуса немцев, взвод старшего лейтенанта Суровцева отошел к своим. Таким образом, в результате грамотно организованной засады 6 бронемашин БА-10 подбили и уничтожили 6 немецких танков и большое количество мотоциклов.
Но несмотря на отдельные случаи успешного использования, в первые два месяца войны большая часть средних бронемашин приграничных округов была потеряна.
В связи с приближением фронта непосредственно к Ижорскому заводу, производство бронеавтомобилей БА-10 в сентябре 1941 года было переведено на Балтийский завод в Ленинград. На этом предприятии из оставшегося задела Ижорского завода изготовили несколько десятков броневиков, которые восполняли потери БА-10 и сыграли большую роль в обороне Ленинграда. Активно они использовались и при прорыве блокады.
Утром 18 января 1943 года в атаку на г. Шлиссельбург вместе с пехотой двинулся Отдельный разведывательный батальон под командованием Л.Легезы. Выкрашенные в белый цвет 19 БА-10 устремились вперед, перемалывая снег широкими гусеничными лентами «Оверолл», надетыми на задние колеса. К 10 часам утра огнем броневиков были уничтожены три орудия, несколько пулеметов и свыше 120 немецких солдат. К полудню город был взят.
Во время Великой Отечественной войны эти машины использовались в войсках до 1944 года, а в некоторых подразделениях до конца войны. Они хорошо зарекомендовали себя как средство разведки и боевого охранения, а при грамотном применении успешно боролись и с танками противника.

Бронеавтомобили БА-10 Монгольской народно-революционной армии.
Конец 1940-х годов.

БА-10 в армиях других стран
Средние бронеавтомобили советского производства использовались не только в Красной Армии, но и в других странах: иногда их поставляли на экспорт, а чаще они попадали туда в качестве трофеев.
Монголия. Начиная с 1940 года в МНР поставлялись и бронемашины БА-10, но цифр общих поставок советской бронетехники пока обнаружить не удалось, но можно предположить, что до 1945 года монгольская армия получила не менее 100 БА-6 и БА-10. Известно, что во время боевых действий против Квантунской армии в составе смешанной советско-монгольской конно-механизированной группы действовала 1-я бронебригада Монгольской Народно-Революционной Армии, имевшая в своем составе 58 средних бронемашин советского производства. Судя по боевому составу, ее организация соответствовала штату советских мотоброневых бригад. Броневики БА-6 и БА-10 состояли на вооружении МНРА до середины 1950-х годов.
Финляндия. В ходе Зимней войны финны захватили десять броневиков БА-10. После начала так называемой Продолжительной войны (так в Финляндии официально именуются боевые действия против СССР в 1941-1944 годах) их число увеличилось - по состоянию на 1 июля 1943 года в войсках имелись 24 машины этого типа. В 1943 году броневики прошли модернизацию - на них установили двигатели «Форд» V-8 мощностью 95 л.с. В качестве учебных два бронеавтомобиля БА-10 эксплуатировались в финской армии вплоть до 1959 года. В 1962 году один из списанных броневиков был переоборудован в самоходный кран и под обозначением BA-10N использовался в техническом центре танковых войск до 1978 года! В настоящее время Финляндия - единственная страна, где сохранился экземпляр бронеавтомобиля БА-10. Его можно увидеть в танковом музее в Пароле.
Германия. Части вермахта в ходе первых же боев на территории СССР захватили большое количество средних бронемашин советского производства, причем многие из них были в полной исправности. Судя по фотографиям, использование трофеев началось уже в ходе первых боев.

Переделанный в самоходную лебёдку трофейный советский бронеавтомобиль БА-10, использовавшийся в финской армии под обозначеием BA-10N. Снимок сделан зимой 1973 года, в настоящее время эта машина находится в финском музее бронетанкового вооружения в Пароле.
Однако сказать, сколько средних бронемашин использовалось вермахтом и частями СС, сказать очень сложно, так как никакой статистики на эту тему нет.
        В Вермахте БА-10 получили обозначение Panzerspahwagen BA 203(r) и в основном применялись в качестве штабных и связных машин теми частями, которые их захватили. Довольно охотно немцы эксплуатировали вариант БА-10 жд, поскольку при движении по рельсам такой недостаток советской машины, как ограниченная проходимость, уже не имел значения. В составе германского бронепоезда № 102 (Pz.Sp.Zug.102), например, в августе 1941 года имелись четыре бронеавтомобиля БА-10 жд.
        Румыния. К октябрю 1941 года в ходе боев с советскими частями румынская армия захватила 103 бронеавтомобиля, из которых примерно 60 составляли пушечные. Пока не удалось найти никаких подробностей их применения румынами, но достоверно известно, что какая-то часть из трофейных машин использовалась.
        Швеция. В 1942 году командование шведской армии обратилось к финнам с просьбой о продаже нескольких трофейных советских пушечных бронемашин для использования их в качестве учебных. 26 октября был подписан контракт на поставку трех корпусов БА-10 по цене 5000 крон за каждый. Фактически шведы получили только бронекорпуса с башней - двигатели, трансмиссии, вооружение и колеса отсутствовали. Однако шведы довели эти машины до ходового состояния и под обозначением "pansarbil m/31 F" они поступили на оснащение пехотной школы в Розерсберге, недалеко от Стокгольма. Здесь эти броневики эксплуатировались в качестве учебных до конца 1950-х годов.


Фотографии БА-10 

Бронеавтомобиль БА-10А выпуска 1938 - первой половины 1939 годов, вид справа. В отличие от своего предшественника - БА-6М - на этой машине для повышения пулестойкости люки и двери устанавливались на внутренних петлях. Бронеавтомобиль БА-10А выпуска 1938 -первой половины 1939 годов, вид слева. Хорошо видно крепление вездеходных цепей «Оверолл» на крыле задних мостов. Общий вид места водителя бронеавтомобиля БА-10А: за рулем хорошо видны педали и щиток с контрольными приборами, слева от него ящик с сухими анодными батареями для радиостанции, под ним различим огнетушитель. Справа от руля - рычаги переключения передач и ручного тормоза и пулемет ДТ с гильзоулавливателем. На полу хорошо виден резиновый коврик. Бронеавтомобиль БА-10А выпуска 1938 - первой половины 1939 годов, вид спереди. Фары закрыты броневыми крышками. Бронеавтомобиль БА-10А выпуска 1938 - первой половины 1939 годов, вид сзади. Хорошо виден люк задней части башни и ящик ЗИП на кормовом листе корпуса.
Место стрелка-радиста бронеавтомобиля БА-10А: впереди один над другим приемник и передатчик (закрыты крышками) радиостанции 71-ТК-1, справа на борту виден щиток с главным переключателем и умформер, под ними в ящиках два аккумулятора - основной и запасной. Общий вид боевого отделения бронеавтомобиля БА-10А. На корме видна веерная боеукладка на 30 снарядов, справа вертикальная стойка на 7 снарядов, и стеллажи для пулеметных дисков. За веерной боеукладкой сумки с подрывным имуществом, на полу ящик ЗИП для пушки. Кроме того, видна часть сиденья наводчика, педаль ножного спуска и маховик вертикального наведения орудия. Вид на внутреннюю часть башни БА-10А через открытый люк. Виден казенник орудия и окуляры ТОП и ПТ-1.
Жалюзи защиты радиатора бронеавтомобиля БА-10А в открытом положении. Внутренняя часть двери для посадки экипажа бронеавтомобиля БА-10А. Хорошо видны броневые планки, приваренные по периметру для защиты от попадания свинцовых брызг. Смотровой лючок в двери бронеавтомобиля БА-10А. Хорошо видны петли, броневая заслонка смотровой щели и планки для защиты от попадания свинцовых брызг. Вид сверху на башню бронеавтомобиля БА-10А: виден люк для посадки экипажа с вентиляционным лючком и бронировка перископического прицела ПТ-1. Вид с внешней стороны на смотровую щель и отверстие для стрельбы из револьвера в борту башни бронеавтомобиля БА-10А.
Лючок для демонтажа орудия в корме башни бронеавтомобиля БА-10А. В центре отверстие для стрельбы из револьвера, по периметру виден «воротники для защиты от попадания свинцовых брызг Нижний кормовой лист для защиты дифференциалов задних мостов бронеавтомобиля БА-10А и ящик для хранения ЗИП. <Бронеавтомобиль БА-10 преодолевает подъём во время учений. Лето 1938 года.
БА-10 на железнодорожных бандажах. Командиры 8-й мотоброневой бригады уточняют боевую задачу. На заднем плане бронеавтомобили БА-10 и БА-20 (радийный). Июль 1939 года. Бронеавтомобиль БА-10 из состава 9-й мотоброневой бригады на боевой позиции. Восточный берег Халхин-Гола, июль 1939 года. Героический экипаж БА-10 под командой М.С. Кочетова (крайний справа) у своей бронемашины. 9-я мотоброневая бригада, июль 1939 года. Этот экипаж уничтожил несколько пулеметов и противотанковых орудий, 4 грузовика с пехотой и 2 с боеприпасами. 18 июля М. Кочетов погиб в бою. 29 августа 1939 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Экипаж бронеавтомобиля БА-10 П.Ф. Мороза (крайний справа). 9-я мотоброневая бригада, июль 1939 года. В бою 3 июля он уничтожил японский грузовик с пехотой и под огнем противника спас экипаж подбитого броневика политрука роты Насырина.
Экипаж бронеавтомобиля БА-10 старшего лейтенанта Мукасеева раздаёт газеты местному населению в местечке Кношево. Над дверью здания на заднем плане надпись "Piekarnia". сентябрь 1939 года. Бронеавтомобиль БА-10 на улице местечка Лебедев. Хорошо видна укладка брезента и вездеходных цепей "Оверолл". Сентябрь 1939 года. Бронеавтомобили БА-10 на параде 7 ноября 1939 года в Львове. Немецкие солдаты осматривают бронеавтомобиль БА-10 из состава 29-й танковой бригады Красной армии. Белоруссия, Брест, сентябрь 1939 года. Бронеавтомобиль БА-10 подорвавшийся на мине и польностью сгоревший. Украина, район Вербы. Сентябрь 1939 года.
Бронеавтомобили БА-10 по пути на Красную площадь. 1 мая 1940 года. Бронеавтомобиль БА-10 на параде в Ленинграде. Предположительно 1 мая 1940 год. Мотоциклист передает боевое донесение экипажу бронеавтомобиля БА-10. Карельский перешеек, 1939 год. На задние колеса броневика одеты гусеницы «Оверолл» для улучшения проходимости по снегу.
Бронеавтомобиль БА-10 патрулирует дорогу в районе Суоярви. Январь 1940 года. Машины ещё не перекрашены в белый цвет. Типичное пропагандиское фото того времени - выдача свежего номера газеты «Во славу Родины» в частях 1-ой танковой бригады, февраль 1940 года. На заднем плане два бронеавтомобиля БА-10. Бронеавтомобиль БА-10 жд в качестве патрульной машины на железной дороге. Февраль 1940 год. Колонна бронеавтомобилей БА-10 на фронтовой дороге. Карельский перешеек. Все машины перекрашены в белый цвет и не имеют никаких тактических обозначений. Две первых машины являются радийными. Неизвестная танковая часть,  февраль  1940 года. Бронеавтомобили БА-10 29-й танковой бригады на улице Выборга. Северо-западный фронт, 13 марта 1940 года. Обращают на себя внимание зимний камуфляж машин и вездеходные цепи "Оверолл" на колёсах задних мостов.
Война окончена! Бронеавтомобили БА-10 в центре Выборга. Машины не имеют зимнего камуфляжа и окрашены в стандартный защитный цвет 4Б0. 13 марта 1940 года. Бронеавтомобиль БА-10, захваченный финнами в полосе 8-й советской армии, действовавшей севернее Ладожского озера, в ремонтных мастерских в Варкаусе. Машина имеет белую зимнюю окраску, на колёса задних мостов одеты вездеходные цепи "Оверолл". Март 1940 года. Брошенные экипажами бронеавтомобиль БА-10 и легкий плавающий танк Т-38 на улице одного из литовских городов. Июнь 1941 года. Судя по всему, машины принадлежали разведывательному батальону одной из стрелковых дивизий, так как плавающие танки в состав мехкорпусов ПрибОВО не входили.
Солдаты вермахта проезжают мимо сгоревшего бронеавтомобиля БА-10. Литва, июнь 1941 года. Бронеавтомобиль БА-10М разведывательного батальона одной из стрелковых дивизии Красной Армии. Юго-западный фронт, июнь 1941 года. Горящий бронеавтомобиль БА-10М одного из механизированных корпусов  Юго-западного фронта. Украина, июнь 1941 года. Уничтоженные в ходе боя бронеавтомобиль БА-10М и лёгкий танк Т-26. Юго-западный фронт, июнь 1941 года. Уничтоженная советская колонна - на переднем плане БА-10, за ним трактор СТЗ-3 и грузовик ГАЗ-АА с 76-мм пушкой обр.1927 г. Июнь 1941 года.
Уничтоженный БА-10 на улице украинского села. Июнь 1941 г. Уничтоженный БА-10М на улице украинского села. Июнь 1941 г. Горящий бронеавтомобиль БА-10М. Украина, июнь 1941 г. Уничтоженный БА-10. На заднем плане видны наступающие немецкие части. Юго-западный фронт, июнь 1941 г.
Подбитый БА-10М на одной из дорог Украины. Июнь 1941 г. Уничтоженный и полностью сгоревший БА-10. Украина, июнь 1941 г. Уничтоженный и полностью сгоревший БА-10. Украина, июнь 1941 г. Уничтоженные в ходе боя два БА-10. По всей видимости бронеавтомобили вели бой с колонной немецких войск двигавшейся по дороге. Украина, июль, 1941 г.
Уничтоженный в ходе боя БА-10М. Бронеавтомобиль выведен из строя попаданием снаряда в ходовую часть. Экипаж покинул машину, захватив с собой лобовой пулемёт ДТ. Юго-западный фронт, июль 1941 г. Бронеавтомобиль БА-10М брошенный по техническим причинам. Юго-западный фронт, июль 1941 г. Уничтоженный в ходе боя, а затем горевший  бронеавтомобиль БА-10М. Юго-западный фронт, июль 1941 г. Брошенный бронеавтомобиль БА-10М по техническим причинам. Башенный и лобовой пулемёты сняты экипажем. Юго-западный фронт, июль 1941 г. В боях с немецкими захватчиками отличился экипаж бронеавтомобиля БА-10, подбивший 2 немецких танка Pz.Kpfw. II. Командир экипажа сержант К.В.Колесник (в центре), а также стрелок красноармеец К.И.Грумынский (слева) награждены за эти бои орденами Красного Знамени, а механик-водитель И.А.Сидоренко (справа) – орденом Красной Звезды. Юго-западный фронт, июль 1941 года.
На дальних подступах к Киеву. Командир БА-10 ориентирует экипаж на местности. Украина, июль 1941 года. Экипаж бронеавтомобиля БА-10 получает боевую задачу. Северо-Западный фронт, июль 1941 года. Разбитая в ходе боя советская техника - грузовики ЗиС-5, ЗиС-6, ГАЗ-АА и на переднем плане БА-10. У БА-10 сняты экипажем башенный и лобовой пулемёты. Юго-западный фронт, июль 1941 г. Английские солдаты осматривают советский броневик БА-10М. Иран, лето 1941 года. На двери машины видно тактическое обозначение. Экипаж бронеавтомобиля БА-10 (слева направо): ст.лейтенант, кандидат в члены ВКП(б) Н.Шилин, красноармейцы радист-пулемётчик И.Ефимов, механик-водитель А.Пастухов и башенный стрелок А.Горяченко. В ходе боёв этот экипаж уничтожил 4 немецких танка. Северо-западный фронт, 7 августа 1941 года.
Боевая техника и вооружение Красной Армией разгромленные в результате немецкого авианалёта под Уманью. Бронеавтомобили БА-10М, грузовики ЗиС-5 и ГАЗ-АА, 85-мм зенитные орудия образца 1939 года, скорее всего принадлежали 11-й танковой дивизии 2-ого механизированного корпуса РККА. Украина, начало августа 1941 года. Боевая техника и вооружение Красной Армией разгромленные в результате немецкого авианалёта под Уманью. Бронеавтомобили БА-10М, грузовики ЗиС-5 и ГАЗ-АА, 85-мм зенитные орудия образца 1939 года, скорее всего принадлежали 11-й танковой дивизии 2-ого механизированного корпуса РККА. Украина, начало августа 1941 года. Бронеавтомобили БА-10М на марше. Ленинградский фронт, сентябрь 1941 года. Обращают на себя внимание козырьки на фарах передней машины. Немецкий солдат осматривает брошенный на обочине дороги бронеавтомобиль БА-10. Западный фронт, начало октября 1941 года. Экипажи бронеавтомобилей БА-10М уточняют боевую задачу. Брянский фронт, октябрь 1941 года.
Колонна бронеавтомобилей БА-10 и БА-6 выдвигаются на новый рубеж. Машины имеют зимний камуфляж. Западный фронт, 18-я танковая бригада, ноябрь 1941 года. Командир 4-й танковой бригады полковник Катуков (второй слева) у бронеавтомобиля БА-10. Западный фронт, ноябрь 1941 года. На борту машины виден тактический номер 3/2 (в белом ромбе), на люке башни - белый прямоугольник для опознавания своей авиацией. Колонна бронеавтомобилей БА-10 и БА-6 во время наступления под Москвой. Машины окрашены белой краской по защитно-зелёному фону. Западный фронт, 18-я танковая бригада, декабрь 1941 года.
Командиры бронемашины БА-10М и танка Т-34 1-й гвардейской танковой бригады уточняют боевую задачу. Западный фронт, январь 1942 года. Ремонт бронемашин БА-10 на одном из ленинградских заводов. Машина на заднем плане имеет зимний камуфляж в виде широких полос, нанесённых поверх базовой защитной окраски 4БО. Январь 1942 года. Пехотинцы при поддержке бронеавтомобилей БА-10М идут в атаку. Западный фронт, январь 1942 года. Бронеавтомобили БА-6 и БА-10 во время парада в одной из танковых частей Западного фронта. 1 мая 1942 года. Бронеавтомобили из состава 2-го отдельного автоброневого батальона на учениях. На переднем плане БА-10М, в центре импровизированный броневик Ижорского завода на шасси ЗиС-6, на заднем плане различим БА-11. Обращает на себя внимание трёхцветный камуфляж бронемашин. Ленинградский фронт, лето 1942 года.
Экипаж бронемашин БА-10 в минуту отдыха. Западный фронт, лето 1942 года. ? Экипаж бронеавтомобиля БА-10М старшины Белякова. Действующая армия, сентябрь 1942 года. На башне машины различимы цифры 150. Боец Красной Армии у бронеавтомобиля БА-10М. Юго-западный фронт, зима 1943 года. Машина имеет белую маскировочную окраску, на корме корпуса закреплён инструмент и вездеходные цепи "Оверолл". Прорыв блокады Ленинграда: колонна Красной Армии на дороге. На переднем плане виден бронеавтомобиль БА-10М в белой маскировочной окраске. Также обращают на себя внимание оригинальные рисунки камуфляжей броневиков и грузовиков. Ленинградский фронт, зима 1943 года.
Бронеавтомобили БА-10 в освобождённом Шлиссельбурге. Машины имеют зимний камуфляж, на башнях видны трёхзначные номера и треугольник с цифрой 1 в нём. Ленинградский фронт, январь 1943 года. Старшина Н.Митрофанов, участник 100 танковых атак, у своего бронеавтомобиля БА-10. Машина имеет зимнюю маскировочную окраску, на башне нанесена красная звезда и цифра 4 чёрного цвета. Ленинградский фронт, январь 1943 года. Части Красной Армии в освобождённой Вязьме. 13 марта 1943 года. На переднем плане экипаж бронемашины БА-10М с маленькой девочкой.
Бронеавтомобили БА-10М на улице освобождённого Ростова-на-Дону. 14-17 февраля 1943 года. Экипаж бронемашины БА-10 старший сержант Е.Эндрексон и сержант В.Першаков со своим боевым другом - овчаркой Джульбарс. Южный фронт, район Ростова-на-Дону, начало марта 1943 года. Бронеавтомобили БА-10 и БА-10М в наступлении. Западный фронт, лето 1943 года. Экипаж БА-10 гвардейской части читает боевой листок. Западный фронт, лето 1943 года.
Бронеавтомобиль БА-10 "Орловские партизаны" на улице одной из освобождённых деревень. Этот броневик использовался в одном из партизанских отрядов Орловской области в 1941-1943 годах. Центральный фронт, август 1943 года. Бронеавтомобиль БА-10 "Орловские партизаны" на улице одной из освобождённых деревень. Этот броневик использовался в одном из партизанских отрядов Орловской области в 1941-1943 годах. Центральный фронт, август 1943 года. Колонна бронеавтомобилей БА-10М и БА-10 из состава 1-го автоброневого батальона на марше. Машины имеют оригинальный зимний камуфляж, нанесённый поверх базовой защитной окраски 4БО. Ленинградский фронт, район Красного села, январь 1944 года. Колонна бронеавтомобилей БА-10 и БА-10М неизвестной части Красной Армии на улице освобождённого Выборга. Ленинградский фронт, лето 1944 года.
Бронеавтомобиль БА-10М на улице освобождённого Выборга. Ленинградский фронт, лето 1944 года. Командиры машин уточняют боевую задачу. Ленинградский фронт, лето 1944 года. Проверка документов на одной из фронтовых дорог: в качестве подвижного контрольно-пропускного пункта используется бронекорпус БА-10 на шасси ГАЗ-АА. На борту машины видны надписи "Подвижный КПП" и ДКУ-96. 1-й Белорусский фронт, осень 1944 года. Фото с другого ракурса, проверки документов. 1-й Белорусский фронт, осень 1944 года. Модель БА-10М из состава 4 танковой бригады 16-ой армии. Начало ноября 1941 года. (С.Новожилов)
Модель БА-10М из состава 4 танковой бригады 16-ой армии. Начало ноября 1941 года. (С.Новожилов) Модель БА-10М из состава 4 танковой бригады 16-ой армии. Начало ноября 1941 года. (С.Новожилов) Модель БА-10М из состава 4 танковой бригады 16-ой армии. Начало ноября 1941 года. (С.Новожилов) Модель БА-10М из состава 4 танковой бригады 16-ой армии. Начало ноября 1941 года. (С.Новожилов)
Модель БА-10М из состава 1-го автоброневого батальона. Ленинградский фронт, район Красного села, январь 1944 года. (В.Якубов) Модель БА-10М из состава 1-го автоброневого батальона. Ленинградский фронт, район Красного села, январь 1944 года. (В.Якубов) Частично сохранившийся бронеавтомобиль БА-10 (ходовая часть имитация) находится в составе мемориального комплекса Юго-западного фронта под г.Лохвица Полтавской области, Украина (фото Е.Деренского). Частично сохранившийся бронеавтомобиль БА-10 (ходовая часть имитация) находится в составе мемориального комплекса Юго-западного фронта под г.Лохвица Полтавской области, Украина (фото Е.Деренского). Башня БА-10 из запасников музея в г.Парола, Финляндия (фото М.Коломийца).
Модернизированный бронеавтомобиль - БА-10М. Вид спереди. (рис. М.Петровский) Модернизированный бронеавтомобиль - БА-10М. Вид сбоку. (рис. М.Петровский) Модернизированный бронеавтомобиль - БА-10М. Вид сверху. (рис. М.Петровский) БА-10 одного из подразделений Красной Армии на манёврах в конце 30-х годов. (рис. С.Игнатьев) Бронеавтомобиль БА-10 из состава 29-й легкотанковой бригады. Выборг, март 1940 года. Машина имеет зимний камуфляж в виде белых полос и разводов. (рис. С.Игнатьев)
Бронеавтомобиль БА-10 из состава 1-й танковой дивизии механизированного корпуса. Северный фронт, июль 1941 года. Машина имеет зелёно-коричневый камуфляж, принятый в 1939 году для использования в северо-западных военных округах СССР. В августе 1941 года этот броневик был захвачен финнами. (рис. С.Игнатьев) БА-10М, брошенный Красной Армией летом 1941 года на переправе через Днепр. (рис. С.Игнатьев) БА-10М 1-й Гвардейской танковой бригады М.Е.Катукова. Западный фронт, Волоколамское направление. Декабрь 1941 года. (рис. С.Игнатьев) Бронеавтомобиль БА-10М из состава 2-го отдельного автоброневого батальона на учениях. Ленинградский фронт, лето 1942 года. (рис. С.Игнатьев)
Бронеавтомобиль БА-10М старшины Н.Митрофанова, участника 100 танковых атак. Машина имеет зимнюю маскировочную окраску, на башне нанесена красная звезда и цифра 4 чёрного цвета. Ленинградский фронт, январь 1943 года. (рис. С.Игнатьев) БА-10 из состава отдельного разведывательного батальона. Ленинградский фронт, г.Шлиссельбург. Февраль 1943 года. (рис. С.Игнатьев) БА-10 одного из партизанских отрядов Орловщины. Август 1943 года. (рис. С.Игнатьев) БА-10 одного из партизанских отрядов Орловщины. Август 1943 года. (рис. С.Игнатьев) Бронеавтомобиль БА-10 из состава 1-го отдельного автоброневого батальона. Машина имеет оригинальный зимний камуфляж, нанесённый поверх базовой защитной окраски. Ленинградский фронт, район Красного Села, январь 1944 года. (рис. С.Игнатьев)
Бронеавтомобиль БА-10 на шасси ГАЗ-АА, используемый как подвижный контрольно-пропускной пункт. На борту машины видны надписи "подвижный КПП" и ДКУ-96. 1-й Белорусский фронт, осень 1944 года. (рис. С.Игнатьев) Бронеавтомобиль БА-10М финской армии. В ходе модернизации машина приобрела ряд заметных отличий от оригинала. Лето 1955 года. (рис. С.Игнатьев)

Фотографии БА-10 в армиях других государств 

Трофейная советская техника в составе Вермахта движется по полю. На переднем плане БА-10М, за ним Т-34 и Т-70. Весна 1943 года. Трофейный бронеавтомобиль БА-10М в Вермахте - Panzerspahwagen BA 203(r). Трофейный бронеавтомобиль БА-10М в Вермахте - Panzerspahwagen BA 203(r). Трофейный бронеавтомобиль БА-10М в Вермахте - Panzerspahwagen BA 203(r). Трофейный бронеавтомобиль БА-10М одной из частей СС. Эта машина использовалась для проведения операций против советских партизан. 1942 год.
Бронеавтомобиль БА-10 в одной из полицейских танковых частей СС. Рядом с машиной стоит средний танк Pz.III Ausf.J  с 50-мм пушкой. БА-10М и Т-60 в 12 полицейской танковой дивизии СС. Зима 1942 года.
БА-10М из состава 5 полицейской танковой дивизии СС. Польша, местечко Понятово, начало 1944 года. Трофейный бронеавтомобиль БА-10М одной из частей Вермахта. На башне нанесён крест большого размера. Осень 1941 года. Немецкие солдаты проводят операцию против советских партизан при поддержке трофейного бронеавтомобиля БА-10М. Машина перевооружена 20-мм немецкой автоматической пушкой и пулемётом Mg-34. Предположительно 1942 год. Трофейный бронеавтомобиль БА-10М в Вермахте - Panzerspahwagen BA 203(r). Трофейный бронеавтомобиль БА-10М. Предположительно машина входила в состав одной из танковых рот полицейских частей Вермахта, она перекрашена в стандартный немецкий цвет Panzergrau и имеет собственное имя "Gneisenau". Советско-германский фронт, 1943 год.
Трофейный бронеавтомобиль БА-10М в Вермахте - Panzerspahwagen BA 203(r). Бронеавтомобили советские БА-10 и итальянский Autoblinda AB41  в стандартном немецком триколоре конца войны. Германия, 1945 год. Бронеавтомобили БА-10М и БА-20 в итальянских войсках. БА-10М имеет собственное имя Emil. 1943 год. Pansarbil m/31F - восстановленный шведами БА-10М на территории пехотной школы в Розерсберге. 1955 год. Прошедший модернизацию финский БА-10М. Видны крылья другой конструкции и зеркала заднего вида. 1955 год.
Бронемашина на шасси ГАЗ-АА с использованием передней части корпуса БА-10 с приваренной к ней броневой коробке с люками в бортах и наблюдательной башенкой на крыше. Броневик был захвачен частями Вермахта под Ленинградом и использовался зимой 1941-1942 годов. БА-10М в музее бронетанкового вооружения в г.Парола. Финляндия (фото М.Коломийца). Переделанный в самоходную лебёдку трофейный советский бронеавтомобиль БА-10, использовавшийся в финской армии под обозначеием BA-10N. Музей бронетанкового вооружения в г.Пароле, Финляндия (фото М.Коломийца). Трофейный бронеавтомобиль БА-10М. Предположительно машина входила в состав одной из танковых рот полицейских частей Вермахта, она перекрашена в стандартный немецкий цвет Panzergrau и имеет собственное имя "Gneisenau". Советско-германский фронт, 1943 год. (рис. С.Игнатьев) БА-10М из состава Русской освободительной армии (РОА). 1942 год.
 

            Чертежи бронеавтомобиля БА-10:
                   - общие виды
                   - шасси БА-6 и БА-10


Источники:
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.
М.Барятинский "Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945". (Бронеколлекция спец.выпуск №4, 2003 г.)
М.Коломиец. "Танки в зимней войне 1939-1940". (Фронтовая иллюстрация №3, 2001 г.)
М.Коломиец "Бои у реки Халхин-Гол". (Фронтовая иллюстрация №2, 2002 г.)
М.Коломиец "Средние бронеавтомобили Красной Армии". (Фронтовая иллюстрация №6, 2003 г.)
М.Коломиец "Средние бронеавтомобили Красной Армии в боях". (Фронтовая иллюстрация №4, 2005 г.)
А.Титов "Классика жанра". (М-Хобби №4, 2005 г.)

Вернуться к бронеавтомобилям  Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz