Тяжёлый бронеавтомобиль БА-11


Бронеавтомобиль БА-11 был создан на
укороченном шасси грузового ЗИС-6

Несмотря на неудачный опыт с БА-5, военные не оставляли идеи об использовании шасси ЗиС-6 для создания нового среднего бронеавтомобиля. Предполагалось, что использование более прочной "зисовской" базы позволит спроектировать боевую машину с лучшими характеристиками, чем у серийных бронемашин на базе ГАЗ-ААА.
17 ноября 1937 года постановлением Революционно-военного совета СССР московскому автомобильному заводу имени Сталина поручалось "спроектировать и изготовить трехосное шасси под бронировку для Ижорского завода".
После проведенных предварительных проектных работ, 7 февраля 1938 года прошло расширенное заседание с участием представителей ЗиСа, Ижорского завода, АБТУ РККА и руководства автомобильной промышленностью СССР, на котором рассматривались вопросы о создании нового бронеавтомобиля и шасси для него. В результате было принято следующее решение:
"1. Разработку шасси под бронировку среднего бронеавтомобиля производить на базе ЗиС-6 с форсированным до 90 л.с. двигателем.
2. Предложенное ЗиСом снижение веса шасси принять за основу (2700 кг, исключая вес горючего и бензобаки) с тем, чтобы ЗиС совместно с Ижорским заводом проработал к 9 февраля дополнительные мероприятия по снижению веса. Поверочный расчет шасси производится из условий общего веса бронеавтомобиля в 6,5 т при нагрузке на переднюю ось 1800-2000 кг.
3. Принять к сведению заявление Директора завода тов. Лихачева о том, что ЗиС принимает на себя проектирование и изготовление макета машины и опытного образца. Указанные ЗиСом сроки изготовления опытного образца шасси в 8 месяцев - являются завышенными. При этом сроке правительственное задание об изготовлении и испытании бронеавтомобиля в текущем году не может быть выполненным.
4. Для ускорения работ на Ижорском заводе считать необходимым:
      а) передать с ЗиСа на Ижорский завод компоновочные чертежи шасси в объеме достаточном для изготовления технического проекта бронеавтомобиля к 1 апреля 1938 года.
      б) передать Ижорскому заводу макет машины, отличающейся от опытного образца только весовыми данными и мощностью мотора, в мае месяце 1938 года".
Уже в документах этого совещания встречается обозначение нового бронеавтомобиля - БА-11 и шасси для него ЗиС-6к ("к" - короткое). Компоновкой занимался инженер А.С.Айзенберг, шасси - конструкторы Д.В.Саломатин, Б.М.Фиттерман, В.Н.Смолин и другие. Одновременно на Ижорском заводе под руководством инженера А.Н.Баранова проектировался бронекорпус.
Эскизный проект нового "среднего разведывательного броневика и шасси к нему" рассматривался 27-30 мая на техническом совещании с участием начальника АБТУ РККА комкора Павлова, комиссара АБТУ РККА дивизионного инженера Аллилуева, представителей от 7-го главка народного комиссариата оборонной промышленности, глававтопрома народного комиссариата машиностроения, АБТУ РККА, Ижорского завода и ЗиС.
Детальная разработка проекта БА-11 и ЗиС-6к, а также изготовление их деревянных макетов в натуральную величину закончили к середине августа 1938 года, после чего их рассмотрели представители заказчика. Начальник АБТУ РККА Д. Павлов докладывал об этом народному комиссару обороны СССР маршалу Ворошилову:
"Во исполнение правительственного решения о создании нового среднего разведывательного бронеавтомобиля БА-11 с 20 по 22 августа 1938 года назначенная мною комиссия рассмотрела на ЗиСе эскизный проект и макет в натуральную величину представленный ЗиС шасси и Ижорский заводом корпус.
Представленный проект соответствует по тактико-техническим характеристикам требованиям правительственного задания за исключением веса, который по проекту определяется в 7630 кг вместо 7000 кг по заданию. Увеличение веса объясняется тем, что при проектировании, как Ижорский завод, так и ЗиС не смогли уложиться в поставленные перед ними задания. Комиссия признала необходимым изготовить на Ижорском заводе опытный образец бронеавтомобиля на основе представленного проекта и макета, внеся ряд замечаний улучшающих боевые качества машины. Мною лично макет был осмотрен и решения комиссии одобрены. Прошу Вашего решения.
Начальник АБТУ РККА Павлов"
На письме Павлова красным карандашом Ворошилов наложил следующую резолюцию: "тт. Павлову, Аллилуеву. Нужно изготовить опытный образец, посмотреть, решать потом".
Вид спереди опытного образца БА-11 с жалюзи (вверху) и серийного БА-11 с радиаторной решёткой (внизу).
Сначала предполагалось закончить изготовление опытного образца БА-11 к 1 декабря 1938 года, но завод имени Сталина сумел изготовить первое шасси ЗиС-6к лишь 20 декабря. От стандартного трехосного ЗиС-6 оно отличалось:
- установкой модернизированного двигателя ЗиС-5 мощностью 73,5 л.с. при 2600 об/мин, с алюминиевыми поршнями и степенью сжатия 6,3;
- радиатор опущен вниз на 207 мм, а вентилятор на 180 мм, кроме того изменена форма его лопастей;
- между коробкой перемены передач и демультипликатором установили приспособление для запуска двигателя вручную изнутри машины;
- установлено заднее рулевое управление, имевшее рулевой штурвал, педали газа, сцепления и ножного тормоза (при управлении с переднего поста штурвал снимался);
- сняты тормоза на передних колесах;
- главный карданный вал укорочен на 156 мм
- рама шасси укорочена на 628 мм, база сокращена до 3550 мм:
- внесены изменения в конструкцию заднего моста (поставлен механизм блокировки дифференциала) и рулевого управления, которое установлено под углом в 30 градусов;
- усилен передний мост и передние рессоры (листы толщиной 6,5 мм заменены на 8 мм), на которые поставлены амортизаторы с автомобиля ЗиС-101;
- глушитель перенесен в другое место;
- установлено 12-вольтовое электрооборудование и 2 аккумулятора емкостью 112 а/ч.
В начале 1939 года, после испытания пробегом на 887 км, шасси ЗиС-6к передали на Ижорский завод для бронировки, и в марте опытный образец БА-11 был готов. Корпус новой машины сваривался из бронелистов толщиной 6-13 мм, установленных под углами до 25 градусов к вертикали. Приземистый корпус должен был надежно защищать экипаж от бронебойных и крупнокалиберных пуль, отдельных осколков.
Для доступа к двигателю в бортах имелось две дверцы на внутренних петлях, открывающиеся на 180 градусов и, кроме того, мог сниматься верхний лист брони, установленный на винтах. Снизу двигатель и коробка перемены передач защищались съемным бронелистом толщиной 6 мм, крепящимся к лонжеронам рамы шасси. Для охлаждении двигателя в передней части корпуса имелись жалюзи на внутренних петлях, а под радиатором устанавливался лоток для направления на него встречного потока воздуха. Моторное отделение отделилось от остальной части корпуса машины броневой перегородкой, покрытой специальной термической изоляцией.
Для посадки в отделение управления служили две двери на внутренних петлях, обеспечивающих открытие на 80 градусов и удержание в таком положении при помощи специальных фиксаторов. В дверях имелись смотровые щели, закрывающиеся с внутренней стороны броневой заслонкой и замки, обеспечивающие автоматическое запирание при закрытии. Снаружи замки открывались специальным ключом и изнутри имели стопор. По периметру дверей (а также всех люков на БА-11) приваривались гнутые броневые планки для устранения попадания внутрь свинцовых брызг при обстреле машины. Кроме того, в полу боевого отделения имелся люк-лаз, позволивший экипажу в случае необходимости покидать бронеавтомобиль.
В лобовом листе корпуса перед местом водителя находился смотровой люк на секторных петлях, откидывающийся вверх на 80 градусов и снабженный смотровым прибором "триплекс". Последний в боевом положении закрывался броневой заслонкой со смотровой щелью. Справа от люка водителя находилась шаровая установка курсового пулемета ДТ, рядом с которой в верхнем листе моторного отделения имелся лючок для доступа охлаждающего воздуха к радиостанции.
В кормовом листе корпуса крепился смотровой прибор "триплекс" для наблюдения за дорогой при движении задним ходом. Кроме того, здесь находилось два лючка с броневыми заглушками над заправочными горловинами бензобаков, которые размещались в задней части бронеавтомобиля.
Башня БА-11 в форме усеченного конуса с углами наклона стенок 25 градусов, установленная на шариковый погон, крепилась к крыше корпуса специальными захватами. В ее бортах имелось три отверстия для стрельбы из револьвера, закрытые броневыми заглушками, и два смотровых прибора со стеклами "триплекс", а в крыше - люк посадки экипажа с лючком для флажковой сигнализации, броневой колпак для ПT-1 и колпак вентилятора. Вращение башни осуществлялось при помощи зубчатого поворотного механизма с двумя скоростями, в походном положении она фиксировалась стопором, изготовленным по типу БА-10. Вооружение БА-11 состояло из спаренной установки 45-мм танковой пушки образца 1931 года и пулемета ДТ, помещенной в маске башни и имеющей облегченные кронштейны подъемного механизма. Еще один ДТ находился в лобовом листе корпуса. Для стрельбы использовались телескопический танковый прицел ТОП п перископический ПТ-1. Боекомплект к пушке - 104 снаряда - размещался вдоль бортов над нишами задних мостов в двух горизонтальных (по 32 штуки) и четырех вертикальных (по 10 штук) стеллажах. К пулеметам имелось 49 дисков (3087 патроном), из них по 21 находились рядом со снарядными укладками и 7 в башне. Кроме того, в боекомплект БА-11 входило 20 ручных гранат Ф-1, уложенных в четыре сумки и закрепленных за спинками сидений экипажа в башне. Чемоданы самсонайт смотрите на http://www.butik.ru.
В боевом отделении размещался ящик ЗИП для пушки, инструментальный ящик и аптечка, а также топор, прикрепленный к крышке люка-лаза. В отделении управления находился ящик-ЗИП для пулеметов, химическое, подрывное имущество, продовольственный запас "НЗ", на полу крепились заводная рукоятка и лом, на крыше двуручная пила и комплект антенн, слева на стенке корпуса огнетушитель, а брезентовое ведро и трос - за стеллажами пулеметных дисков.

БА-11 во время испытаний на НИБТПолигоне. 1940 год. Штыревая антенна уложена вдоль капота машины в положение по-походному.
        Снаружи бронеавтомобиля крепились: домкрат - слева на грязевом щитке задних мостов, лопата - под левой входной дверью, цепи "Оверолл" с приспособлением для натяжения на кормовых листах.
        Все контрольные и измерительные приборы располагались на специальном щитке под рулевым колесом переднего поста управления. Здесь находились: спидометр, манометр, аэротермометр, часы, замок зажигания с контрольной лампочкой, указатель уровня бензина, лампочка освещения щитка и тумблер включения плафона освещения в отделении управления.
        Средства связи состояли из переговорного устройства ТПУ-2 между водителем и командиром машины, и радиостанции 71-ТК-1. Последняя располагалась справа от водителя в два яруса для большей компактности: внизу передатчик, над ним приемник. Щиток рации вместе с главным переключателем находился на правом борту отделения управления. Щелочные аккумуляторы для питания накала ламп приемника крепились на специальном кронштейне за радиостанцией, а сухие батареи БАС-80 - на левом борту отделения управления. Телефоны и микрофоны находились в ящике позади места стрелка-радиста.
Радиостанция комплектовалась штыревой антенной из трех звеньев общей длиной 4 метра, закрепленной в бронированное поворотное устройство, что позволяло при необходимости укладывать антенну вдоль борта машины. Боевая масса БА-11 с экипажем из 4 человек составила 8,26 т (на шинах "ГК"). После заводских пробегов на 1717 км и устранения выявленных недостатков, опытный образец БА-11 направили на НИБТ полигон. В ходе испытаний, длившихся с мая по сентябрь 1939 года, БА-11 прошел 4167 км, из них по асфальтовому шоссе - 778, по щебенчатому - 1889, по проселочным дорогам - 1108 и 137 км по целине.
Выяснилось, что двигатель мощностью 73,5 л.с. позволял БА-11 на колесах "ГК" развивать максимальную скорость по шоссе в 55,5 км/ч, что было ниже, чем у БА-10 (59.5 км/ч). Поэтому динамические качества нового броневика были признаны не удовлетворительными и "не отвечающими современным требованиям". Для их улучшения, повышения экономичности и противопожарной безопасности, военными, проводившими испытание машины. предлагалось "выявить возможность установки на БА-11 дизеля Д-7, а в перспективе желательно предусмотреть, возможность повышения мощности двигателя до 100-120 л.с."
В ходе пробегов броневика водителями отмечалась значительно худшая по сравнению с БА-10 управляемость - большие радиусы поворота из-за большей базы, а также значительные усилия на штурвале руля из-за перегрузки переднею моста.
Управление с заднего поста обеспечивало удовлетворительное движение бронеавтомобиля на всех передачах, а переход водителя с переднего поста на задний требовал 2 минуты, что составляло «недопустимо много времени». Задний пост управления в значительной степени увеличивал маневренность БА-11 и его установка признавалась целесообразной.
По проходимости на грязных, разбитых проселочных дорогах и преодолению естественных препятствии БА-11 не уступал БА-10, что считалось вполне нормальным показателем. Вместе с тем отмечалось: "Подмоторный лист не только не улучшает проходимости, а наоборот уменьшает ее, особенно при преодолении земляных насыпей. Установка подмоторного броневого листа не целесообразна. Поддерживающие колеса увеличивают проходимость на естественных препятствия, особенно на земляных насыпях. Установка этих колес вполне целесообразна, но их надо перенести на 150-200 мм назад.
Средние скорости чистого движения бронеавтомобиля БА-11 недостаточны особенно при движении в тяжелых дорожных условиях и могут быть повышены путем постановки более мощного двигателя".
На БА-11 не удалось избавится от основного недостатка всех средних советских броневиков - неудовлетворительного охлаждения двигателя и высокой температуры внутри бронекорпуса. В частности отмечалось, что при температуре наружного воздуха 22-25 градусов при движении по шоссе на 1-й передаче со скоростью 23-28 км/ч вода в радиаторе закипала через 4- 6 минут, а на проселке или целине это происходило через 2 минуты. Температура внутри БА-11 при движении по щебенчатому шоссе через 15-20 минут достигала 25-28 градусов, концентрация углекислого газа (СО) при этом не имела токсического характера. Однако при стрельбе концентрация СО во много раз превышала все гигиенические нормы. Но как говорилось в отчете по испытаниям, "работа экипажа в таких условиях тяжелая, но как показывают данные других бронемашин, возможна".
В выводах по результатам испытаний среди преимуществ БА-11 перед БА-10 отмечалось использование более прочного шасси и рулевого управления, применение 12-вольтового напряжения в сети, лучшая обзорность за счет применения приборов "триплекс" и ПТ-1, значительное увеличение боекомплекта, большая толщина брони основных листов при значительных углах их наклона, удачно разработанная защита от поражений поворотных кулаков, дифференциалов мостов и замков дверей и люков.
Недостатками нового броневика признавали неудачное размещение снарядов (что снижало скорострельность до 5 выстрелов в минуту вместо 10-12 у БА-10), ненадежное крепление корпуса к раме и неудобную заправку горючим. Для проведения последней требовались усилия 2 человек в течении 15-20 минут, при этом было невозможно избежать попадания бензина в боевое отделение. В заключении отчета о полигонных испытаниях опытного образца броневика БА-11 говорилось:
"1. Бронеавтомобиль БА-11 на шасси ЗИС-6к по надежности броневой защиты, мощности вооружения, количеству боеприпасов, прочности шасси, наличию рулевого управления, лучшей обзорности, значительно лучше БА-10 и отвечает требованиям, предъявляемым к современным бронеавтомобилям среднего типа.

Сгоревший бронеавтомобиль БА-11 на дороге Украины. Юго-западный фронт. Июнь 1941 года.
2. Бронеавтомобиль непригоден к эксплуатации вследствие недоработки двигателя и его установке на бронеавтомобиле, в частности обеспечения надежного охлаждения и выбор степени сжатия.
3. Подлежат доработке конструктивные и производственные недостатки, указанные в выводах.
4. Бронеавтомобиль БА-11 после установки на него двигателя в 90 л.с. будет соответствовать предъявляемым к нему требованиям макетной комиссии".
Но несмотря на такое заключение, по результатам испытаний бронеавтомобиля БА-11, постановлением № 443 сс Комитета обороны СССР от 19 декабря 1939 года Ижорскому заводу предписывалось изготовить к 15 апреля 1940 года установочную партию из 15 машин БА-11, а с 1 июня перейти к серийному производству нового бронеавтомобиля взамен БА-10М. Чуть позже к 15 машинам установочной партии добавили еще 1 броневик для установки на него дизельного двигателя Д-7. Однако завод имени Сталина сумел собрать первые 5 шасси ЗиС-6к только к 1 марта, а к 1 апреля - еще 11.
Ижора, перегруженная заказами по БА-10 и бронекорпусам танков, также не смогла уложиться в заданные сроки. Военпред АБТУ РККА писал в своем докладе от 20 июня 1940 года: "По БА-11: заложено 16 корпусов и 13 башен, сварено 16 корпусов и 13 башен, в сборке 14 корпусов и 7 башен". Первые 5 БА-11 установочной партии были готовы в июне, еще 8 в июле и 3 в августе. Итого 16 бронемашин. К этому времени серийный выпуск БА-11 перенесли на 1941 год, потребовав от Ижорского завода устранить все выявленные недостатки и подготовить необходимую для этого документацию.
В июле - августе 1940 года, согласно приказа народного комиссара обороны СССР № 0030 от 28 июня, три серийных БА-11 прошли войсковые испытания. Они велись по маршруту Киев - Житомир - Бердичев - Проскуров, всего 4820 км. В выводах, доложенных Ворошилову, говорилось, что войсковые испытания БА-11 "наряду с хорошей динамикой и боевыми качествами машины выявили непрочность главных деталей коробки скоростей, демультипликатора и карданного вала".
Осенью 1940 года на один серийный БА-11 установили дизельный двигатель ЗиС Д-7 мощностью 97,5 л.с, при этом масса броневика возросла до 8,65 т. В октябре - декабре этот бронеавтомобиль, получивший обозначение БА-11Д (Д - дизельный) испытывался на НИБТ полигоне, пройдя 5051 км. В выводах отмечалось следующее:
"1. Скорость БА-11Д (48,8 км/ч) ниже, чем у БА-11 (64,4 км/ч), что явно недостаточно для среднего бронеавтомобиля.
2. Динамические качества лучше динамических качеств БА-11.
3. Эксплуатационные показатели (средняя скорость движения, расход горючего и запас хода) лучше, чем у БА-11.
4. Проходимость БА-11Д по грязным дорогам неудовлетворительная, а местами плохая. По проходимости БА-11 и БА-11Д одинаковы".
Но из-за того, что производство Д-7 так и не было освоено, работы по дизельному бронеавтомобилю свернули весной 1941 года.
Что касается серийного производства БА-11, то последний раз этот вопрос обсуждался правительством в ноябре 1940 года. Было принято решение приостановить работы по БА-11 вплоть до освоения промышленностью полноприводных (6х6) грузовых шасси ЗиС.
По бронезащите и огневой мощи, а также подвижности и запасу хода БА-11 несколько превосходил легкий танк Т-26, а также все зарубежные образцы тяжелых бронеавтомобилей, а дизельный БА-11Д вообще не имел аналогов.
БА-11 применялись в начальном периоде войны на Ленинградском фронте. Однако развернуть их массовое производство не удалось - Ижорский завод был отрезан блокадой Ленинграда. За два дня до начала блокады Б.Фиттерман вывез документацию по БА-11 на Подольский завод им.Баранова, где предполагалось развернуть серийное производство машины. Но там начали делать бронезащиту для ИЛ-2, и БА-11 окончательно забыли.

Тактико-технические характеристики
Модель БА-11 БА-11Д
Год выпуска
1939
Экипаж
    4     4
Масса, кг
    8130     8650
Габаритные размеры:
    длина, м
    ширина, м
    высота, м

   5,295
    2,49
    2,39

   5,295
    2,49
    2,39
Клиренс, м
    0,265     0,265
Бронирование, мм
   Лоб корпуса 13 мм
    Борт корпуса 10-13 мм
    Корма корпуса 13 мм
    Крыша и днище 4-8 мм
    Башня 13 мм
   Лоб корпуса 13 мм
    Борт корпуса 10-13 мм
    Корма корпуса 13 мм
    Крыша и днище 4-8 мм
    Башня 13 мм
Вооружение
   45-мм пушка 20К.
    2 х 7,62-мм пулемета ДТ.
   45-мм пушка 20К.
    2 х 7,62-мм пулемета ДТ.
Боезапас
   114 выстрелов
    3087 патронов
   114 выстрелов
    3087 патронов
Двигатель
"ЗИС-16", карбюраторный
6-цилиндровый, 90 л.с. (66,2 кВт)
"ЗИС-Д-7", дизельный
6-цилиндровый, 98 л.с. (72,1 кВт)
Запас хода, км
    316     420
Макс. скорость, км/ч
    64     48
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град
крен, град
ров, м
брод, м
высота стенки, м

   22
    24
    0,9
    0,65
    0,3

   22
    24
    0,9
    0,65
    0,3
Выпущено, шт
16

Фотографии БА-11 

Вид сзади опытного образца бронеавтомобиля БА-11. НИБТПолигон. Лето 1939 года. Хорошо видна укладка вездеходных цепей "Оверолл" на корме корпуса. Опытный образец БА-11, вид слева. НИБТПолигон, лето 1939 года. Опытный образец БА-11, вид справа. НИБТПолигон, лето 1939 года. Штыревая антенна поднята, справа за входной дверью закреплён домкрат. Опытный образец бронеавтомобиля БА-11, застрявший на грязной просёлочной дороге во время испытаний. НИБТПолигон, лето 1939 года. Опытный образец бронеавтомобиля БА-11, преодлевает гряную размокшую дорогу. Испытания на НИБТПолигоне, лето 1939 года.
Испытание серийного образца бронеавтомобиля БА-11 с установленным на нём дизельным двигателем Д-7. НИБТПолигон, осень 1940 года. Бронеавтомобили из состава 2-ого отдельного автоброневого батальона 42 армии на учениях. Ленинградский фронт, лето 1942 года. На переднем плане импровизированный броневик Ижорского завода на шасси ЗиС-6, на заднем плане различим БА-11 - виден характерный скошенный лист бронировки верхней части задних колёс. Обращает на себя внимание трёхцветный камуфляж бронемашин. Брошенный экипажем бронеавтомобиль БА-11. Юго-Западный фронт, июнь 1941 года. Хорошо видна укладка вездеходных цепей "Оверолл" на корпусе машины. Бронеавтомобиль БА-11, подбитый и сгоревший на одной из дорог Украины. Юго-Западный фронт, июль 1941 года.
Модель БА-11 из состава 2-ого отдельного автобронебатальона 42-ой армии. Ленинградский фронт, лето 1942 г. (В.Якубов) Модель БА-11 из состава 2-ого отдельного автобронебатальона 42-ой армии. Ленинградский фронт, лето 1942 г. (В.Якубов) Модель БА-11 из состава 2-ого отдельного автобронебатальона 42-ой армии. Ленинградский фронт, лето 1942 г. (В.Якубов) Модель БА-11 из состава 2-ого отдельного автобронебатальона 42-ой армии. Ленинградский фронт, лето 1942 г. (В.Якубов) Модель БА-11 из состава 2-ого отдельного автобронебатальона 42-ой армии. Ленинградский фронт, лето 1942 г. (В.Якубов)
Серийный БА-11 с радиаторной решёткой. Бронеавтомобиль БА-11 из состава 2-ого отдельного автобронебатальона 42-ой армии. Ленинградский фронт, лето 1942 г. Машина имеет трёхцветный зелёно-жёлтый-коричневыйкамуфляж и военный номер белого цвета на дверце корпуса. (рис. С.Игнатьев)
 

            Чертежи бронеавтомобиля БА-11:
                   - общие проекции
                   - общие виды шасси ЗиС-6к


Источники:
Е.Прочко "Тяжёлые пушечные". (Моделист-Конструктор" №1, 1993 г.)
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.
М.Барятинский "Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945". (спец.выпуск №4, 2003 г.)
М.Коломиец "Средние бронеавтомобили Красной Армии". (Фронтовая иллюстрация №6, 2003 г.)
М.Коломиец "Средние бронеавтомобили Красной Армии в боях". (Фронтовая иллюстрация №4, 2005 г.)

Вернуться к бронеавтомобилям  Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz