Средний бронеавтомобиль БА-27 |
БА-27 на шасси АМО-Ф15. 1927 г.
Дополнительные материалы:
- наличие БА-27М в частях РККА на 1 июня 1941 г.
К моменту окончания Гражданской войны в России (октябрь 1922 года) бронесилы Красной Армии начитывали более 300 броневых автомобилей 22 различных марок, изготовленных в 1914 - 1920 годах на отечественных заводах или закупленных в Англии. Большинство этих машин сильно износилось, а отсутствие запчастей весьма затрудняло их ремонт. Поэтому в последующие два года число бронеавтомобилей в Красной Армии сократилось - одни из них разбронировали, другие разобрали на запчасти. Существовавшее в годы Гражданской войны Управление броневых сил Красной Армии в 1922 году расформировали, и его функции передали отделу механической тяги артиллерийского управления. Именно этот отдел предпринял в 1925 году первую попытку обновить устаревший бронеавтомобильный парк, предложив закупить в Германии шасси грузовиков «Даймлер» 2С и «Крупп» для изготовления новых бронемашин. Но эту инициативу отклонил Главный штаб Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА).
С началом производства в Москве отечественных 1,5-тонных грузовиков АМО Ф15 конструкторское бюро Главного управления военной промышленности (ГУВП) получает от артиллерийского управления РККА задание на разработку боевой машины на шасси АМО. Проект, именовавшийся в документах «бронеавтомобиль АМО Ф15 ГУВП», был готов к началу 1926 года и представлял собой 2-тонную машину с 4 - 8 мм броней, вооружением - 6,5-мм спаренный пулемет Федорова - во вращающейся башне и экипажем из двух человек,. Однако этот броневик остался на бумаге - по целому ряду причин он не понравился военным.
В начале 1927 года проектирование новой броневой машины на шасси АМО поручили постоянному члену артиллерийского комитета (арткома) АУ РККА А. Рожкову. В самом начале работы стало ясно, что при установке бронекорпуса на шасси в конструкцию последнего необходимо внести ряд изменений. Поэтому Рожков обратился за помощью к конструкторам АМО. Здесь под руководством инженеров Б. Строканова и Е. Важинского спроектировали шасси АМО Ф15 СП (специальное). Летом того же года его изготовили и испытали в окрестностях Москвы. От обычного шасси СП отличалось большим углом наклона рулевой колонки, переделанными передними педалями управления, измененными рычагами коробки перемены передач и тормоза и установкой заднего поста управления.
Машины БА-27 во время парада на Красной площади в Москве. 1929 г. |
Следует отметить, что во всех публикациях по БА-27 авторами проекта этой машины называют Строканова, Важинского и членов КБ оружьобъединения. Однако изучение архивных материалов говорит о том, что автором проекта первой советской бронемашины был А. Рожков; Строканов и Важинский дорабатывали по его указаниям шасси АМО, а КБ оружьобъединения готовило чертежи для серийного производства. Биографических сведений о самом Рожкове пока обнаружить не удалось. Известно только, что уже в 1919 году он работал в управлении броневых сил Красной Армии, а в 1931 году спроектировал броневики «Форд-А» и ФАИ.
Осенью после того как Рожков закончил детальную разработку чертежей бронеавтомобиля, их передали в главное конструкторское бюро оружобъединения. Здесь группа инженеров под руководством В. Заславского доработала проект, после чего чертежи машины, которая в документах уже значилась как Б-27, направили на Ижорский завод для изготовления бронекорпуса.
В начале 1928 года корпус доставили из Ленинграда на завод АМО в Москву, где под руководством Рожкова, Строканова и Важинского началась сборка бронеавтомобиля. Ее закончили в марте, после чего Б-27 поступил на испытания.
Бронеавтомобиль имел корпус, склепанный из 3-8 мм броневых листов на каркасе из уголков. Башня в форме шестигранника была изготовлена по типу башни танка МС-1. Сверху она закрывалась грибообразным колпаком со смотровыми щелями для наблюдения за полем боя.
Для посадки экипажа из четырех человек имелись две двери в бортах. Наблюдение за дорогой с переднего поста управления велось через два люка со смотровыми щелями, а чуть ниже них - два небольших лючка, расположенных в лобовом листе корпуса. Водитель кормового поста управления имел перед собой лючок аналогичной конструкции. Кроме того, в бортах корпуса имелись смотровые щели с броневыми задвижками.
Вооружение броневика состояло из 37-мм пушки Гочкиса (ПС-1) и 6,5-мм пулемета Федорова в раздельных установках в двух передних стенках башни. Кроме того, на правой стенке башни в специальном броневом ящике размещался прожектор.
Бронеавтомобиль оснащался стандартным карбюраторным двигателем АМО жидкостного охлаждения, мощностью 35 л.с. (26 кВт) с карбюратом «Зенит-42». Пуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера «Сцинтилла» мощностью 0,8 л.с. (0,6 кВт) или заводной рукоятки. В системе зажигания использовалось магнето. Воздух для охлаждения двигателя поступал снизу через специальный поддон и жалюзи в передних бронелистах. Машина имела фары довольно большого размера, которые в боевой обстановке закрывались откидными броневыми крышками. Аккумулятор 3 СТП-80 ёмкостью 80 А•ч устанавливался в специальном ящике под днищем с правой стороны машины. Для доступа к нему имелась специальная броневая крышка. Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6В. Боевая масса броневика составляла 4450 кг.
Испытания Б-27 проводились 24 - 31 марта 1928 года специально назначенной комиссией артиллерийского управления. В акте осмотра и испытаний «броневой машины Б-27, исполненной по проекту постоянного члена арткома Рожкова на Государственных заводах АМО и Ижорском», говорилось следующее:
«1. Произведенные Государственным автомобильным заводом АМО имени Ферраро изменения в стандартном транспортном и военном шасси АМО Ф-15 выражаются в переделках: переднего руля, передних педалей управления, рычагов перемены скоростей и тормозного и в установке заднего поста управления.
2. Изготовленный Государственным Ижорским заводом броневой корпус вмещает 4 человека: командира машины - он же стрелок, двух шоферов и одного помощника.
3. Броневой кузов в башне кругового вращения несет: 37-мм танковую пушку Гочкиса с переделками и плечевым упором, выполненным по проекту пом. постоянного члена арткома Иванова Д. на Московском орудийном заводе и автомат системы Дегтярева, установленный вместе с шаровой установкой в гнездное устройство системы Шпагина работы Ковровского пулеметного завода.
4. По проекту Рожкова пулеметное вооружение должно было состоять из спаренных перевернутых по предложению Иванова Д. 2,5-линейных автоматов системы Федорова, изготовленных на Ковровском пулеметном заводе. Но впоследствии в целях перехода на стандартный тип был поставлен пулемет Дегтярева во временной шаровой установке с временным плечевым упором.
5. Стеллажи броневого кузова оборудованы для укладки 2775 патронов, уложенных в магазины автомата Федорова и на 40 выстрелов к 37-мм пушке. Патронов к пулемету Дегтярева может поместиться в машине около 2000 в магазинах по 63 патрона.
6. Питание горючим производится при помощи вакуума из основного бензобака емкостью в 80 литров, укрытого от команды 4-мм броневой стенкой или дополнительного бачка емкостью 8 литров самотеком. Из основного в дополнительный бачек бензин перекачивается при помощи насоса двойного действия.
7. Электрооборудование состоит из поставленных на свое место стартера и динамо...
Машина на прямом участке мокрого шоссе развивает максимальную скорость в 45 км/ч, средняя скорость движения по шоссе с большими участками в очень плохом состоянии равна 30 км/ч, скорость задним ходом составляет 13,5 км/ч. Машина в состоянии преодолеть подъемы до 4 % на прямой передаче и подъемы до 9 % на третьей передаче. Управление машиной как при движении передним, так и задним ходом удобно. В боковой люк справа от водителя переднего руля видно правое переднее колесо. Использование башни и вооружения не встречает затруднений.
Первый вариант БА-27М. Запасные колёса уложены в корме машины. |
Существующий головной убор (шлем или фуражка) команды не удобен, так как не предохраняет голову от ударов при толчках. Длинная шинель также мешает как посадке команды в машину, так и управлению ею и вооружением...
Пулемет системы Дегтярева с временным плечевым упором дает рассеивание при стрельбе на кучность (дистанция 100 шагов 100 патронами) очередями по 3-5 патронов площадь рассеивания 24 х 32 см и магазинами площадь рассеивания 23 х 21 см. Магазин в 63 патрона непрерывным огнем выпускается за 5 - 7 с. Мешок для улавливания гильз с горловиной, изготовленной для Воздухофлота, при своевременном опорожнении задержек не дает. Крепление пулемета в шару не удачно. Поле зрения в шаровой установки пулемета и маски пушки не достаточно и требует увеличения применением оптического прицела. Переход от пушки к пулемету и обратно производится беспрепятственно и занимает при нахождении машины на месте 15 секунд. Стрельба из пушки и пулемета с места удобна, с движения стрельба не производилась».
31 марта машина снова испытывалась пробегом на небольшую дистанцию, а затем была доставлена на завод для осмотра узлов и агрегатов. На этом предварительные испытания Б-27 закончились. По их итогам комиссия составила отчет, который направили начальникам артиллерийского управления и управления снабжений. В заключительной части отчета говорилось следующее:
«На основании проведенных предварительных испытаний комиссия отмечает:
1. Выбор для бронирования из числа машин, изготовляемых внутри страны транспортного и военного типа шасси 1,5-тонного грузовика АМО Ф15 наивыгоднейшим образом обеспечивает организацию снабжения, ремонта, пополнения личным составом и разворачиванию автоброневых частей.
2. Проведенные переделки в стандартном шасси обеспечивают удобство обслуживания машины и не вызывают высоких расходов на приспособление этого шасси под броню.
3. Кузов броневой машины вполне жесткой конструкции может быть изготовлен заблаговременно отдельно от шасси и достаточен по размерам для размещения экипажа, вооружения и боеприпасов. При намеченном расположении наблюдательных щелей и люков броневой кузов обеспечивает удовлетворительное наблюдение за полем боя.
4. Размер пулеметного боекомплекта достаточен для ведения огня короткими очередями в течении 35 - 40 минут, а пушечного для успешного обстрела 5 - 6 целей на расстоянии до 1 км.
5. Запас горючего обеспечивает возможность движения машины на расстояние до 350 км.
Признавая на основании вышеизложенного машину отвечающую своему назначению, комиссия находит необходимым производство следующих дополнений и вооружений:
Помощника шофера и шофера заднего руля вооружить пистолетами-пулеметами для того чтобы броневик мог одновременно вести обстрел трех целей. Артиллерийскому управлению необходимо теперь же приступить к следующим работам по:
а) улучшению охлаждения пулеметов системы Дегтярева с целью обеспечения возможности беспрерывного ведения огня магазинами не менее чем до 1000 выстрелов;
б) усовершенствованию шаровой пулеметной установки;
в) оборудованию шаровой установки и маски пушки оптическими прицелами.
Артиллерийскому управлению следует по сходе снега организовать испытание машины длительным пробегом не менее 500 км как по шоссе, так и по разнообразным грунтовым дорогам на проходимость и выносливость».
Следует отметить, что не все члены комиссии согласились с данной оценкой. Так, одни считали недостаточной скорость заднего хода, другие указывали на перегрузку шасси, третьи отмечали слабость пулеметного огня и малый боекомплект по сравнению с двухбашенными «остинами» и «фиатами», которые могли брать до 10 000 патронов. Но все эти разногласия не помешали в дальнейшим работам по Б-27.
Главное техническое испытание нового броневика руководство артиллерийского управления наметило на начало июня, для чего была назначена комиссия под председательством начальника 5-го отдела АУ РККА Топилова (позже его сменил Рожков).
К этому времени конструкция Б-27 претерпела ряд изменений. Так, грибообразный колпак башни стал открываться назад по ходу машины - это сделали для более удобного наблюдения командира за местностью. Жалюзи в броневых листах защиты радиатора ликвидировали - они не обеспечивали защиты от пуль и брызг свинца при обстреле. Их заменили съемные броневые листы, которые в походном положении крепились по бортам корпуса. Коробка с большим прожектором была снята - вместо нее внутри башни поставили маленький, закрытый откидным люком. Броневик получил фары меньшего диаметра без броневых крышек, кроме того, в бронировку мотора внесли изменения, позволявшие демонтировать его без снятия корпуса, бензопроводку разделили на две магистрали, сиденье водителя приподняли на 50 мм.
Испытания броневика велись с перерывами 6 июня по 3 июля 1928 года в районе Одинцово, недалеко от Москвы. Всего машина прошла 627 км, из них 567 по шоссе и 59,4 км по местности. Выяснилось, что проходимость Б-27 равна проходимости груженого 1,5-тонного грузовика - на плохих грунтовых дорогах он часто застревал и его приходилось вытаскивать с помощью людской силы либо грузовика. Запас хода по горючему составлял 180 - 200 км по шоссе и 100 км по грунтовой дороге, обзор из машины был удовлетворительным. В целом Б-27 показал себя неплохо, и комиссия в своем заключении рекомендовала принять его на вооружение РККА.
Отчеты всех испытаний были представлены начальнику снабжений РККА Н. Дыбенко, который после их изучения, направил начальнику штаба РККА письмо следующего содержания:
«Вследствие того, что имеющаяся на вооружении РККА материальная часть авто-броневых машин как устаревшая и давно выслужившая все амортизационные сроки за последнее время приходит почти в полную негодность, Артиллерийским управлением... с начала 1927 года было приступлено к проектированию новой авто-броневой машины. При ее проектировании на основе тактико-технических требований за основу была взята марка машины, строящаяся на заводах промышленности СССР.
Испытание опытного образца бронеавтомобиля БА-27. Москва, март 1928 года. Броневые крышки защиты фар опущены. |
Наиболее пригодной машиной для забронирования оказался 1,5-тонный грузовой автомобиль АМО Ф-15 завода Автотреста, который в большом количестве имеется в эксплуатации в государственных, кооперативных и промышленных предприятиях Союза.
Таким образом, при использовании в качестве объекта бронирования имеющегося в СССР шасси стандартного производства вопрос об обеспечении РККА броневыми автомобилями при мобилизации и запасными частями к ним в военное время разрешается в положительном смысле.
На основании изложенного выше в конце 1927 года АУ УС РККА проект новой бронемашины был осуществлен и построен опытный образец, который был... всестороннее испытан комиссией с участием представителей АУ, Штаба РККА, Инспекции Пехоты и Бронесил, Инспекции Кавалерии авто-броневого дивизиона...
На основании изложенного прошу войти с представлением в РВС СССР о принятии на вооружение РККА бронеавтомобиля АМО образца 1927 года с присвоением ему наименования БА-27 (бронеавтомобиль АМО образца 1927 года) и о представлении Артиллерийскому Управлению права вносить в конструкцию машины последующие усовершенствования в зависимости от результатов продолжительных испытаний и опыта службы бронеавтомобилей в частях РККА».
24 октября 1927 года постановлением Революционно-военного совета СССР бронеавтомобиль был принят на вооружение Красной Армии под обозначением БА-27. Производство поручили Ижорскому заводу, шасси поставлял завод АМО.
19 декабря 1927 года артиллерийское управление РККА заключило с Ижорским заводом договор за № 5666/95 на бронировку 54 машин БА-27 первой партии, а 6 января 1928 года - с заводом АМО на поставку 54 специальных шасси для них. Впоследствии договор с Ижорским заводом пересмотрели: в него включили 55-ю машину - опытный образец, который не был оплачен, а 20 броневиков предполагалось передать на вооружение частей ОГПУ. Выполнение данного заказа было закончено в декабре 1928 года.
Следует упомянуть, что более половины броневиков первой партии выпускались из броневых листов толщиной 4-7 мм, изготовленных на Ижорском заводе еще в 1922 году. Для проверки их качества проводились два испытания стрельбой - большое и малое, в ходе которых листы отстреливались бронебойными и остроконечными пулями с дистанции 375 - 600 м.
10 января 1929 года артиллерийское управление заключило с Ижорским заводом договор № 549/86 на изготовление еще 74 БА-27. Однако выпуск второй партии затянулся. И АМО, и Ижорский завод не имели необходимого оборудования, инструментов и материалов, остро не хватало квалифицированных рабочих. Динамику производства броневиков в этот период можно проследить по докладу военпреда, датированного 8 декабря 1929 года:
«За октябрь изготовлено первые 20 машин, за ноябрь - 12, по 8 декабря -11, всего 43. Готовы на 90 % - 11, на 80% - 8, на 70% - 8, на 50% -11, свободных шасси - 3, итого 73 машины».
В декабре 1929 года решением реввоенсовета СССР создается Управление моторизации и механизации Рабоче-Крестьянской Красной Армии (УММ РККА). Последнему передали все функции формирования автобронетанковых частей и обеспечения армии танками, броневиками и автотракторной техникой. 28 декабря артиллерийское управление передало УММ РККА «все права и обязанности по договору с Ижорским заводом на бронирование автомобилей». Изучив положение дел, руководство Управления моторизации и механизации 21 февраля 1930 года заключило с Ижорским заводом договор № 9022170 на 105 БА-27 третьей партии со сроком окончания заказа к декабрю.
Однако возможности предприятия не позволяли сдать в войска такое количество броневиков. 13 мая военпред УММ РККА в своем докладе «О проверке выполнения заказов Ижорским заводом» сообщал:
«Заказ 1927/28 года на 55 машин: сдано 55;
Заказ 1928/29 года на 74 машины: сдано 70, на заводе 4. По словам администрации завода инженера Обухова будут сданы к 20 - 25 мая. Задержка в сдаче из-за отсутствия деталей: бензобаков, ниппелей и т.д;
Заказ 1929/30 года на 105 машин, из них до 8 мая не сдано ни одной. В сборке 15 корпусов, до 8 мая на завод поступило 30 шасси».
Тем не менее, в сентябре того же года с Ижорским заводом заключили договор еще на 65 БА-27 четвертой партии со следующими сроками окончательной сдачи в декабре. Однако изготовление броневиков затянулось, и их производство прекратили летом 1931 года. К этому моменту из 170 заказанных УММ РККА броневиков изготовили лишь 86. Таким образом, суммарный выпуск БА-27 за 1928-1931 годы составил
215 бронеавтомобилей, включая опытный образец (правда, последний в 1930 году разбронировали).
Следует сказать, что единственным внешним отличием БА-27 третьей партии от машин первой и второй (четвертая так и осталась лишь на бумаге) являлась крышка ящика для аккумулятора. Так как последний подняли вверх, размер и конфигурацию крышки уменьшили.
Весной 1930 года один бронеавтомобиль из второй партии отправили на 2-й автосборочный завод в Москве, ведущий сборку прибывающих из Америки грузовиков «Форд-АА». Здесь корпус БА-27 переставили на шасси «Форда», обладавшего более мощным двигателем в 40 л.с. (29 КВт). Испытания показали, что благодаря более мощному двигателю скорость и запас хода бронеавтомобиля возросли. Однако к этому моменту, согласно принятой еще 18 июля 1929 года «Системы танко-тракторного и авто-броневого вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии», уже шло проектирование новых типов средних бронемашин на трехосном шасси «Форд-Тимкен». Поэтому использование американского шасси признали нецелесообразным, и БА-27 на базе «Форд-АА» остался в единственном экземпляре.
БА-27 начали поступать в войска летом 1928 года. В первую очередь они шли в автоброневые дивизионы (по 12 машин в каждом), где ими заменяли устаревшие и сильно изношенные броневики «Фиат» и «Остин» времен Первой мировой и гражданской войн. В 1929 году в Красной Армии началось формирование мото-отрядов стрелковых дивизий, имевших по штату 12 броневиков БА-27. Всего к весне 1930 года в Красной Армии имелось три таких отряда.
В том же 1930 году в подмосковном Наро-Фоминске было сформировано первое постоянное соединение мотомеханизированных войск РККА - механизированная бригада. Она имела в своем составе легкий (разведывательный) и броневой полки, отдельный стрелковый батальон, артиллерийский дивизион и подразделения обеспечения. В составе легкого полка имелся броневой дивизион в составе 12 бронемашин БА-27. Дивизион предназначался для ведения разведки и боевого охранения транспортных колонн на марше.
Весной 1931 года механизированную бригаду реорганизовали. Новая схема предусматривала переход на батальонную систему организации. Теперь она состояла из трех танковых, разведывательного, стрелково-пулеметного, саперного батальонов, батальона истребителей танков, артиллерийского дивизиона, химической роты, зенитно-пулеметной батареи и подразделений обеспечения. Всего по новому штату в бригаде имелось 210 танков, 91 танкеток, 48 бронемашин БА-27, 92 орудия, 7 зенитных пулеметов и 600 автомобилей. Броневики входили в состав разведывательного батальона.
Брошенный по техническим причинам БА-27М. Июнь 1941 г. |
В 1932 году по типу 1-й механизированной бригады началось широкое развертывание механизированных соединений в различных военных округах, но на их укомплектование вместе с БА-27 стали поступать бронемашины БАИ и БА-3. Кроме того, в 1933 - 35 годах часть БА-27 поступили на вооружение бронеэскадронов кавалерийских дивизий.
Поступали БА-27 и на вооружение частей ОГПУ. Этими бронемашинами укомплектовали три бронедивизиона, которые участвовали в боях с басмачами в Хорезмском оазисе (1 сентября -20 октября 1932 года) и под Кизил-Араватом (март 1933 года). БА-27 состояли на вооружении частей ОГПУ - НКВД до конца 30-х годов, после чего их заменили на БА-10.
В 1930 году 6 БА-27 отправили на экспорт - в Монголию. Они состояли на вооружении монгольской армии вплоть до конца 40-х годов. Служба в войсках выявила достаточно низкие эксплуатационные качества БА-27. Кроме того, бронеавтомобиль, создававшийся на основе требований середины 20-х годов, к началу 30-х оказался уже устаревшим. Например, в отчете о работе механизированных частей Приморья, датированным сентябрем 1934 года, говорилось:
«БА-27 - тип машины устаревший. Основной недостаток - слабая проходимость вследствие большой перегрузки броней и узкого профиля колес (большое давление на квадратный сантиметр). Машина застревает там, где другие двухосные колесные машины проходят свободно. В горных условиях не применима - мотор перегревается на подъем (кипит), вследствие высокого расположения башни машина имеет свойство опрокидываться, что тоже отрицательно для горной местности. Машина может применяться лишь на ровной дороге и твердом грунте. В условиях Приморья совершенно не пригодна».