Бронекорпус БА-3 был сварным. Но нужно отметить, что боковые листы соединяясь сваркой к тому же усиливались по этим местам накладками. Причём задние бортовые листы - гнутые, а на поздних броневиках согнут на прессе и кормовой лист. На БА-3 ранних выпусков кормовой лист сваривался из двух половин и, соответственно, отличался усиливающей накладкой по оси машины.
Внутренняя часть машины. Хорошо видны стеллажи пулемётных дисков и откинутая спинка сиденья командира. |
А вот на заклёпках крепились уголки, на которые опирались "потолок" и пол машины. Подбашенный лист, испытывающий дополнительные нагрузки, кроме того, поддерживали пять подкосов - их массивные заклепки хорошо видны снаружи бронекорпуса на бортах и корме (расположены иначе, чем на БА-6). Крепление самого корпуса осуществлялось с помощью 10 кронштейнов (две пары приклёпаны изнутри в боевом), которые через резиновые прокладки приворачивались болтами к лонжеронам шасси. Заклёпки их крепления заметны в нишах задних колёс, под дверями отделения управления и в нижней части боковин моторного отсека. Кроме того, окантовки дверей и люков, не дающие им провалиться в проёмы, тоже стояли на заклёпках. Практически всё внутреннее оборудование крепилось на болтах, пропущенных через стенки корпуса насквозь.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея 3 СТП-80 ёмкостью 80 А•ч и генератор ГМ-71 мощностью 100 ВТ. Вся проводка проложена под потолком по левому борту, на нем же установлены два светильника с синим стеклом для освещении боевого отделения и поста управления. Еще пара плафонов есть в башне.
Двухлитровый тетрахлорный танковый огнетушитель стоял в креплениях под передним щитком машины по правому борту, а аптечка размещалась над стеллажом на 5 пулеметных дисков по левому борту.
Главным отличием БА-3 от БАИ была башня от танка Т-26 но с уменьшением толщины брони до 8 мм (на опытном образце, изготовленном из не броневой стали - 9 мм). Она крепилась болтами при помощи 6 захватов к нижнему погону и крыше корпуса. Поворотный механизм башни имел 2 передачи, позволяя ее вращать с разными скоростями. В крыше имелись два люка для посадки экипажа, лючки для вытяжного вентилятора, флажковой сигнализации и прибора ПТК. Наблюдение за полем боя можно было вести через две смотровые щели со стеклами "Триплекс", расположенные в бортах. Кроме того, имелось три отверстия для стрельбы из револьвера, закрывающиеся броневыми заслонками. Как и на БАИ, у БА-3 имелся люк в крыше над местами водителя и пулеметчика. Вооружение бронемашины состояло из 45-мм танковой пушки образца 1932 года (20К) и спаренного пулемета ДТ в штатной башенной установке и еще одного ДТ в лобовом листе корпуса. Прицельные приспособления состояли из телескопического прицела ТОП, кроме того предусматривалась и установка перископического ПТ-1 (правда на БА-3 их так и не установили). В корме башни имелся люк для демонтажа пушки при ремонте.
К пушке имелось 60 снарядов, из них 52 находились в башне (2 укладки по 20 штук в кормовой нише и 12 по бортам) и две стойки по 4 снаряда в корпусе, 54 магазина к пулеметам (3402 патрона) размещались в башне справа (6 штук) и в 48 стеллажах на бортах корпуса. Здесь же специальными зажимами крепились лопата, топор, лом и двуручная пила. Кроме того, в полу боевого отделения имелся инструментальный ящик и ящик ЗИП к пушке и пулеметам,
Боевая масса БА-3 с экипажем из 4 человек составляла 5,82 т, 40-сильный двигатель "Форд" позволял броневику разгоняться до 60 км/ч на прямой передаче и до 70 км/ч с демультипликатором на пониженной.
Осенью 1934 года, после заводской обкатки и устранения выявленных недостатков БА-3 производство бронемашин началось на Ижорском заводе - до конца года было изготовлено 10 машин (7 в октябре и 3 в ноябре).
Попытки наладить сборку БА-3 на заводе ДРО не увенчались успехом из-за большого объема заказов на легкие бронеавтомобили. Поэтому с 1934 года Выкса полностью переключилась на изготовление ФАИ, а затем и БА-20, а Ижорский завод стал головным (и единственным) предприятием по выпуску средних бронемашин.
В это же время произошли изменения и в структуре Ижорского завода. Спецотдел, до этого занимавшийся всей оборонной продукцией завода, ликвидировали, создав вместо него два конструкторских бюро - КБ по спецпроизводству (КБС) и КБ по модернизации (КБМ). Первое, начальником которого стал Померанцев, занималось вопросами (серийного производства бронеавтомобилей, бронекорпусов и другой продукции завода. Второе, под руководством инженера Ильичев, занималось опытными работами, в том числе и проектированием новых типов бронеавтомобилей. Оба КБ подчинялись директору завода по спецпроизводству. Но так как коллективы КБМ и КБС были довольно малочисленны, они работали довольно в тесном контакте, помогая друг другу по мере сил.
|
В июне 1934 года, уже в ходе серийного производства, опытный экземпляр БА-3 (с корпусом из неброневой стали) испытывался на НИБТ полигоне, пройдя 400 км по шоссе и 190 км по проселку. В отчете об испытаниях отмечался удобный доступ к двигателю, коробке перемены передач, демультипликатору и другим агрегатам, требующим периодического осмотра, удобное размещение экипажа и мягкий ход машины. Бронеавтомобиль без труда преодолел подъем в 24 градуса, крен в 30 градусов, брод глубиной до 0,6 м и 0,4 м вертикальную стенку, в целом не уступая по проходимости грузовому «Форд Тимкен». Запас хода по горючему составлял 218 км по шоссе и 134 км по проселку.
В то же время наблюдение за дорогой при закрытых люках оставляло желать лучшего -скорость движения при этом не превышала 15-20 км/ч. Вращение маховика поворотного механизма башни требовало больших усилии, с трудом открывались и закрывались заслонки смотровых щелей. Вызывала нарекания система охлаждения двигателя и крепление бронекорпуса к шасси:
"При движении по грязному проселку на максимальных оборотах в дождливую погоду при температуре окружающего воздуха 12 градусов температура при открытых жалюзи доходила до кипения через 3-5 км при движении по шоссе при закрытых жалюзи при температуре наружного воздуха 20-23 градуса через 6-7 минут вода в радиаторе достигает точки кипения.
Сильно шумит бронекорпус - необходимо соединения корпуса с полом и лонжеронами делать на резиновых прокладках. Температура в бронекорпусе при закрытых люках достигает 45-50 градусов при температуре снаружи 25 градусов через 10-15 минут движения. Охлаждение двигателя для данного типа бронеавтомобиля недостаточно".
Тем не менее, представители НИБТ полигона в своем заключении положительно отзывались о БА-3, рекомендуя улучшить
"наблюдение за дорогой при закрытых люках и систему охлаждения двигателя".
В начале 1934 года при сборке в серийных БА-3 выяснилось, что бронекорпуса многих из них имели большое количество трещин из-за плохого качества сварных швов. Такие корпуса принимались по специальному разрешению представителя военной приемки УMM РККА на Ижорском заводе, при этом на трещины ставили специальные ограничители. Вплоть до прекращения производства в начале 1936 года Ижорский завод изготовил 169 БА-3, кроме того, 4 машины собрал завод ДРО.
Бронеавтомобиль БА-3 послужил базой для проведения ряда опытных работ. Так, в 1935 году на одной машине в опытном порядке установили радиостанцию 71-ТК-1 с поручневой антенной на башне. Рация размещалась в кормовой нише, при этом укладки для снарядов пришлось демонтировать.
В сентябре 1936 года один БА-3 вооружили 12,7-мм пулеметом ДК ("Дегтярев крупнокалиберный"), установленном в башне вместо 45-мм пушки. С 16 по 21 ноября эта машина испытывалась на научно-испытательном оружейном полигоне. В мае 1937 года на том же БА-3 испытывали 12,7-мм пулемет ШВАК ("Шпитальный-Владимиров авиационный крупнокалиберный"), но по своим боевым характеристикам и надежности он оказался хуже ДК. Результаты стрельбы из 12,7-мм пулеметов, установленных в БА-3, по 20-мм броне см.в таблице.
В 1935 году один БА-3 приспособили для движения по рельсам. Эта машина получила обозначение БА-3 жд. Летом 1938 года на броневой ремонтной базе №6 в Брянске переставили бронекорпус БА-3 с шасси "Форд-Тимкен" на ГАЗ-AAA.
Корпуса устанавливали на серийные шасси ГАЗ-ААА выпуска 1937 года с рамой, укороченной в задней части на 300 мм. Передняя ось укреплялась двумя накладками, установленными при помощи болтов, а рессоры усиливались до 13 листов. Колеса с пневматическими шинами заменили на пулестойкие ГК. Электрооборудование и щиток водителя ставились стандартные от ГАЗ-ААА, а кроме основного бака на 44 литра в отделении управления монтировался дополнительный на 18 литров (38 л на БАИ), Кроме того, оба броневика получили укладки различного инструмента и ЗИП.
У новых бронеавтомобиля, получившего обозначение БА-3М улучшились динамические качества. БА-3М получился легче БА-3 (5422 кг против 5820 кг), возросла его скорость (58,3 км/ч против 54,5 км/ч) и запас хода (280 км против 248 км).
Тактико-технические характеристики среднего бронеавтомобиля БА-3 |
Год выпуска
1933 | |
Экипаж
4 | |
Масса, кг
5820 | |
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2
3,2 | |
Габаритные размеры:
длина, м
ширина, м
высота, м
4,825
1,96
2,494 | |
Клиренс, м
0,24 | |
Бронирование, мм
Лоб корпуса 8 мм
Борт 8 мм
Корма 8 мм
Башня 8 мм
Крыша 4 мм
Днище 4 мм | |
Вооружение
45-мм пушка 20К
2х7,62-мм пулемета ДТ. | |
Боезапас
60 выстрелов
3402 патронов | |
Двигатель
"ГАЗ-АА", 40 л.с. | |
Запас топлива, л
65 | |
Запас хода, км
по шоссе - 248
по грунту - 143 | |
Макс. скорость, км/ч
60 | |
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град
крен, град
ров, м
стенка, м
брод, м
20
15
0,6
0,3
0,6 | |
Выпущено, шт
173 | |
После обкатки и устранения недостатков БА-3М направили на научно-испытательный полигон в подмосковную Кубинку дли проведения испытаний, которые прошли с ноября 1938-го по январь 1939 года Всего броневик прошел 2777 км, из них 1509 км по шоссе, 959 км по проселку и 336 км по целине.
В отчете об испытаниях говорилось, что управление в основном мало чем отличалось от управления грузовиком ГАЗ-AAA, а при движении по разбитому щебенчатому шоссе и проселку отмечались сильные колебания передней части броневика на неровностях дороги и плохая обзорность пути при закрытом люке водителя, особенно при крутых поворотах. Среди недостатков главными были признаны слабая конструкция переднего моста и рессор из-за их перегрузки, плохая конструкция сидений, что вызывало утомляемость экипажа, а также ненадежность запоров дверей и люков ("ненадежны, часто открываются, сильно изношены и несовершенной конструкции"). В целом работа бронемашины была признана ненадежной.
В заключении отчета было сказано следующее:
"Модернизированный бронеавтомобиль БА-3 на шасси ГАЗ-AAA обладает лучшей тактико-технической характеристикой по сравнению с БА-3 на - Форд-Тимкен". Испытанный бронеавтомобиль за исключением вооружения не отвечает требованиям, предъявляемым к современным бронеавтомобилям.
При наличии большого парка бронеавтомобилей на шасси «Форд-Тимкен - требующих модернизации, перестановка корпусов на шасси ГАЗ-AAA вполне целесообразна при усилении переднего моста рамы шасси и устранения недостатков связанных с бронекорпусом.
Модернизированный бронеавтомобиль может быть принят на вооружение РККА. Учитывая недостаточную прочность и пулестойкость броневого корпуса считаем, что использование модернизированного бронеавтомобиля возможно:
А) Для учебных целей.
Б) в боевых условиях лишь с учетом конкретной обстановки и возможности выполнения возлагаемых задач по броне".
К лету 1940 года модернизация всего парка бронемашин БА-3 была завершена.
Большинство бронеавтомобилей с началом Великой Отечественной войны были потеряны в первые месяцы войны. До 1942 года на советско-германском фронте не осталось практически не одного бронеавтомобиля БА-3.
Нужно ещё отметить, что бронеавтомобили БА-3 использовались не только в Красной Армии, но и в других странах. В 1934 году один бронеавтомобиль БА-3, вместе с танками Т-37 и Т-26 приобрела Турция. Правительство этой страны собиралось вооружить армию самой современной по тем временам техникой, закупая образцы разных стран для проведения испытаний. Любопытно, что для изготовления экспортного образца БА-3 Ижорский завод получил отдельный заказ, для сборки машины использовались лучшие сорта стали и импортное оборудование. Тем не менее, после проведенных испытаний командование турецкой армией не заинтересовалось броневиком. Также имеется информация, что в ходе гражданской войны в Испании, Советский Союз поставил республиканцем партию бронеавтомобилей, в числе которых было 3 БА-3.
1 БА-3М в ходе "Зимней войны" был захвачен финнами. Эта машина у бережливых финнов прослужила достаточно долго, её списали только в начале 1955 года.
В настоящее время единственный доживший до наших времён БА-3М можно увидеть в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в п.Кубинка, Московской обл.
Результаты стрельб из 12,7-мм пулемётов по 20-мм броне |
Дистанция, м
| Процент сквозных пробоин |
ДК
| ШВАК |
---|
500 |
100 |
43 |
600 |
33 |
10 |
700 |
17 |
- |
Чертежи бронеавтомобиля БА-3:
- боковые проекции
- внутреннее устройство
- продольный разрез
Источники:
Н.Поликарпов "Бронеавтомобиль БА-3". (М-Хобби №6, 2001 г.)
М.Коломиец "Средние бронеавтомобили Красной Армии". (Фронтовая иллюстрация №6, 2003 г.)
М.Коломиец "Средние бронеавтомобили Красной Армии в боях". (Фронтовая иллюстрация №4, 2005 г.)
|