Средние бронеавтомобили Д-9 и Д-13

Д-13 на параде войск ленинградского гарнизона. 1 мая 1933 года.

            Дополнительные материалы:
                   - наличие Д-13 в частях РККА на 1 июня 1941 г.

Первая мировая и гражданская война показали высокую эффективность такого нового вида вооружения, как бронеавтомобили. Тем более, что в 20-ые годы бронеавтомобили составляли основу броневых сил РККА.
18 июля 1929 года РВС СССР принял "Систему танко-тракторного и автоброневого вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии". Согласно этому документу планировалось в кратчайшие сроки разработать современные образцы бронетанковой техники и развернуть их серийное производство. В части бронеавтомобилей предлагалось спроектировать 4 новых образца, из них 2 средних. Последние создавались на шасси трехосных автомобилей "Форд-Тимкен" и АМО-2. Вооружение машин должно было состоять из 20-мм пушки и 12,7-мм пулемета у "Форд-Тимкен" и, соответственно, 37-мм пушки и трёх7,62-мм пулеметов у АМО-2, бронирование 6-8 мм, экипаж 4 человека. Разработку и изготовление новых бронеавтомобилей поручили конструкторскому бюро Ижорского завода. С декабря 1929 года контроль за проектированием броневиков осуществляло УММ РККА. Оно поставило заводу срок сдачи опытных образцов 11 декабря 1930 года.
К этому времени на 2-м автосборочном заводе в Москве и заводе "Гудок Октября" в Нижнем Новгороде полным ходом шла сборка грузовых и легковых "фордов", а из-за границы прибыли первые из 100 закупленных в Америке грузовиков "Мореланд".
Кроме того, в конце 1930 года с американской фирмой "Тимкен" заключили договор на изготовление 1000 трехосных (6 х 4) грузовиков. При этом "Тимкен" брала обычный двухосный "Форд-АА" и устанавливала на него третью ось. Эти грузовики, известные как "Форд-Тимкен", доставлялись в Советский Союз двумя партиями - в июне и октябре 1931 года - и собирались на заводах "Гудок Октября" и 4-м автосборочном.
15 сентября 1930 года член научно-технического комитета УММ докладывал своему руководству: "Доношу о командировке на Ижорский завод по вопросу о состоянии опытных заказов на бронеавтомобили...
4. Бронированный "Форд-АА" (шестиколесный), разрабатываемый по системе вооружения. Проект закончен. Выполнена большая часть рабочих чертежей. Окончание чертежей задерживается из-за неполучения от артиллерийского управления точных чертежей 12,7 и 20-мм пулеметов, для которых разрабатывается соответствующая башня. К изготовлению опытных образцов завод может приступить не ранее 1 декабря, то есть срок выпуска, намеченный УММ - 11 декабря - будет сорван, так как шасси будет выпущено 4-м автозаводом лишь в середине ноября месяца. Срок изготовления опытного образца 3-3,5 месяца, то есть готовность примерно к 15 марта 1931 года при общем условии организации спецбригады рабочих для опытных работ.
5. Бронированный шести колесный автомобиль "Мореланд". К 30-25 сентября заводом будут даны эскизы нескольких вариантов бронированной машины с подсчетом весовых данных. Рабочие чертежи будут готовы примерно в середине декабря. Срок выпуска опытного образца не ранее конца марта 1931 года.
6. Бронированный шестиколесный автомобиль АМО-2. К разработке проекта завод не приступал, так как не имеет чертежей автомобиля.
Выводы и предложения.
...2. Все основные опытные работы могут быть выполнены в намеченные сроки при условии организации опытной группы рабочих с ответственным руководителям по бронированным машинам.
3. Так как 12,7 и 20-мм пулеметы в стадии разработки, вооружить "Форд-АА" исключительно пулеметами Дегтярева (2 в башне и 1 в передней части корпуса)".
Однако в начале декабря ситуация изменилась, и в течение ближайшего года разработка новых типов бронеавтомобилей была тесно связана с именем Николая Дыренкова, талантливого изобретателя-самоучки, не имевшего никакого специального образования. Однако он обладал кипучей энергией и высокими амбициями, поэтому пробивал себе дорогу "наверх" любыми средствами. Его карьера началась в 1928 году, когда он спроектировал "железнодорожный автовагон" (с двигателем внутреннею сгорания) для народного комиссариата здравоохранения Украины. Вагон был построен и успешно эксплуатировался, пройдя за год более 6500 км, 5 октября 1929 года Дыренков направил в реввоенсовет СССР письмо с предложением построить средний колесно-гусеничный танк собственной конструкции и 18 ноября сделал доклад на эту тему представителям РВС СССР и только что созданного управления моторизации и механизации РККА. Военным проект понравился, и было принято решение о постройке машины на Ижорском заводе.

Бронеавтомобиль Д-9 (на шасси "Мореланд") конструкции Дыренкова, вид справа. Москва, 1931 год.

Работы по постройке танка начались в декабре, причем в документах того времени Дыренков именовал себя "уполномоченный РВС СССР по заказу особого назначения". Ему в помощь выделили чертежников и инженеров. Однако изготовление машины затянулось - заводу не хватало оборудования, материалов да и просто времени на постройку танка. Тем временем энергичный изобретатель не терял времени даром - он начал работы по изготовлению сварных бронекорпусов для танков МС-1, предложил проект бронированных тракторов и колесной танкетки.
Учитывая широкий диапазон идей Дыренкова, 29 октября 1930 года было сформировано опытно-конструкторское и испытательное бюро УММ РККА под его руководством.
Следует отметить, что за 2 года существования этого КБ, расформированного 1 декабря 1932 года, Дыренков спроектировал более 50 различных боевых машин - танки, бронеавтомобили, мотоброневагоны. бронедрезины, вездеходы, танковые башни и коробки перемены передач и даже разработал танковую броню марки Д. Причем более 20 его машин были воплощены в металле! Поэтому ничего удивительного в том, что в ноябре 1930 года проектирование бронеавтомобилей передали из КБ Ижорского завода в КБ одаренного самоучки.
25 декабря 1930 года начальник УММ И. Халепский направил Дыренкову следующее распоряжение: "...Разработка проекта бронеавтомобиля "Мореланд" по чертежу С-1741 - изготовить 2 образца одного и того же типа указанного чертежа, корпус сварной с установкой стробоскопа. Срок изготовления 1 февраля 1931 года.
Одновременно предлагается Вам взять "Тимкен" шасси "Форд", находящееся на Ижорском заводе и, используя все материалы, которые сделаны KБ завода с целью закончить его бронирование по тем техническим данным, которые были выданы поэтому типу машины для бронирования. Срок изготовления к 1 февраля 1931 года. Корпус сварной из котельного железа.
Одновременно предлагается Вам взять под свое наблюдение и руководство бронирование всех опытных образцов и массовой продукции по бронированным машинам на Ижорском заводе. Военпреды т. Шаров и т. Жуков обязаны оказывать Вам всяческое содействие.
Предлагается Вам проработать вопрос с точки зрения выпуска первых бронеавтомобилей "Мореланд", "Форд-А" (легкий) и "Форд-АА" (шестиколесный) из расчета... выпустить за весь 1931 год 50 "Форд-А" 50 "Форд-АА" и 50 "Мореланд".
Дыренков рьяно взялся за работу, и 9 февраля 1931 года смог предъявить представителям УММ РККА три броневых машины: "Форд-Тимкен", изготовленный по проекту Ижорского завода, "Мореланд" и "Форд-Тимкен" собственной конструкции, причем последние предъявлялись "вчерне": корпуса на них были только "наживлены" сваркой, бронировка двигателей и башни находились в полузаконченном виде. Вооружение "Форд-Тимкен" состояло из 37-мм пушки Гочкиса и двух пулеметов ДТ (с четырьмя гнездами для них), на "Мореланде" планировалось установить 20-мм автоматическую пушку или 37-мм пушку Б-3 образца 1930 года, 4 пулемета ДТ и авиатурель.
"Форд-Тимкен" проекта Ижорского завода, представлял собой бронеавтомобиль с корпусом прямоугольной формы, за что в документах того времени был прозван "собачий ящик". При изготовлении машины вместо брони использовалась обычная сталь толщиной 4-8 мм. Из-за отсутствия вооружения -12,7-мм пулемета и 20-мм пушки - башня так и не была сделана, поэтому по распоряжению Дыренкова на броневик установили башню от БА-27. После осмотра машины военные отмечали " плохую видимость для водителя, неудобную его посадку, при езде водитель ударяется головой в потолок". Поэтому было предложено ее доработать. Бронемашины собственной конструкции на шасси "Форд-Тимкен" и "Мореланд" Дыренков предъявил военным только в мае 1931 года. Броневики получили обозначения Д-13 и Д-9 (Д - Дыренков).
Корпуса обеих машин собирались из 4-6-мм броневых листов при помощи сварки, что было передовым для того времени. Основное вооружение - 37-мм пушка Гочкиса и пулемет ДТ - размещались в раздельных установках во вращающейся башне. Конструкция последней на Д-9 и Д-13 была аналогичной. Кроме того, каждый броневик имел пулеметы ДТ в шаровых установках корпуса: Д-13 - 6 таких установок (по две на борт, и по одной в лобовом и кормовом листах), а Д-9 - 8 (по три на борт и по одной и кормовом и лобовом листах). Дтя защиты от атак с воздуха броневики оснащались авиационной турелью, расположенной на крыше корпуса за башней.

Опытный образец бронеавтомобиля Д-13, вид слева. Лето 1931 года. Хорошо видна зенитная авиационная турель и бортовые пулеметные установки.

Запасные колеса Д-13, установленные по бортам корпуса, могли вращаться и служили дополнительной опорой при преодолении броневиком вертикальных препятствий и канав.
В отчете об осмотре бронемашин Д-9 и Д-13, составленном 27 мая 1931 года, говорилось: "Д-13 ("Форд-АА" шестиколесный). Расположение боковых пулеметных установок произведено без учета возможности их целесообразного использования. Поэтому целесообразно оставить лишь одну установку спереди и одну сзади, а боковые убрать, так как они стесняют командира башни. Условия наблюдения из машины при наличии башни с круговым вращением и открываемого в ней вверху люка в общем удовлетворительные. Турельная установка не оправдывает своего назначения, так как она имеет недостаточный угол возвышения и не защищает стрелка от поражения с воздуха (турель авиационного типа).
"Мореланд". Артиллерийское вооружение - 37-мм пушка - не оправдано тяжестью и гpoмоздкостью самой машины. Проходимость и поворотливость "Мореланда", по сравнению с шестиколесным "Форд-АА", более ограничена вследствие большого веса ("Мореланд" 7 т, Д-13 4,25 т) и большей длины ("Мореланд" 6,23 м, Д-13 4,75 м), "Мореланд» ничем положительным, по сравнению с "Форд-АА" шестиколесным или БА-27, отличится не может, но изобилует отрицательными качествами (тихоходность, большие габаритные размеры)".
Кроме того, по Д-13 отмечалась высокая трудоемкость изготовления - корпус бронемашины имел 55 броневых деталей разнообразной формы, а протяженность сварного шва составляла 122 м - и высокая стоимость -15 696 руб. 74 коп. Поэтому Дыренкову рекомендовали доработать конструкцию бронеавтомобилей.
Месяц спустя - 27 июня - доработанный вариант Д-9 и другой вариант Д-13 осмотрели представители научно-технического комитета (НТК) УММ. Второй образец Д-13 получил башню другой конструкции, сваренную из плоских броневых листов, зенитная турель и пулеметные установки в бортах ликвидировали. Несмотря на это, в своем заключении по этому броневику военные отмечали "сильную перегрузку шасси, слабую броневую защиту в 6 мм, отсутствие заднего поста управления и средств радиосвязи, плохой обзор с места водителя". Тем не менее, было принято решение о выпуске первой серии из 10 Д-13, внеся в их конструкцию ряд изменений. В дальнейшем представители УММ считали "признать необходимым наряду с устранением в первой серии вышеперечисленных недостатков одновременно приступить к переработке всего бронекорпуса "Форд-Тимкен" в соответствии с требованиями системы вооружения".

Д-13 на параде войск ленинградского гар- низона. Площадь Урицкого, 1 мая 1933 го- да. Хорошо видно, что это серийный обра- зец со сварной башней, турель и бортовые пулеметные установки отсутствуют.
        По бронированному "Мореланду" мнение военных было категоричным: "Исходя из того, что Д-9 как образец тяжелого бронеавтомобиля оказался чрезвычайно громоздким, неповоротливым, имеет пониженную динамику и не обладает какими-либо существенными боевыми преимуществами по сравнению со средним бронеавтомобилем, признать, что шасси автомобиля "Мореланд" не пригодно для бронировки и может быть использовано под спецустановки: счетверенного пулемета, химические и т.д.
    Бронирование трехосного автомобиля АМО-6 как однотипного с "Мореланд" считать нецелесообразным".
        Летом 1931 года опытно-конструкторское и испытательное бюро УMM РККА под руководством Дыренкова переехало в Москву, на территорию Московского железнодорожного ремонтного завода ("Можерез") в Люблино. Выпуск первой партии Д-13 планировалось начать именно здесь. Однако оказалось, что бронекорпус машины мало приспособлен для серийного производства. Поэтому в сентябре коллектив КБ (сам Дыренков в это время "варил" свою броню марки Д на Мариупольском заводе) в срочном порядке переработал конструкцию корпуса, изготовление которых поручили крекинго-электровозостроительному заводу в подмосковном Подольске. Однако здесь тоже возникли трудности, и только в начале нового 1933 года, на "Можерезе" началась сборка первых бронемашин. 26 марта представитель военной приемки на заводе сообщал о производстве Д-13 следующее: "5 единиц готовы за исключением: не сделаны рамы с сеткой для карт, нет задних фонарей. Машины вышли на испытание. 5 единиц, кроме указанного: не установлены ящики для вездеходных цепей, не сделано крепление для шанцевого инструмента и дополнительных бензобаков". Но к маю Д-13 были сданы и поступили в войска. Таким образом, всего изготовили 13 бронемашин конструкции Дыренкова: 12 Д-13 (считая 2 опытных образца) и 1 Д-9. Ремонт квартиры щелково читать далее. . курсы английского в челябинске, mail.
Что касается самого конструктора, то в декабре 1932 года военные отказались от его услуг, уволив его с должности начальника опытно-конструкторского и испытательного бюро. После этого Дыренков предлагал свои услуги КБ ОГПУ, но и здесь его ждала неудача. По некоторым данным, он погиб в автокатастрофе в середине 30-х годов.

Тактико-технические характеристики
Модель Д-9 Д-13
Год выпуска
    1931     1931
Экипаж
    4     3
Масса, кг
    7000     4250
Габаритные размеры:
    длина, м
    ширина, м
    высота, м

   6,23
    ?
    ?

   4,75
    1,96
    2,5
Клиренс, м
    ?     0,245
Бронирование, мм
   Лоб корпуса 8 мм
    Лоб башни 8 мм
    Борт 6 мм
    Корма 8 мм
    Крыша ? мм
    Днище ? мм
   Лоб корпуса 6 мм
    Лоб башни 6 мм
    Борт 5 мм
    Корма 6 мм
    Крыша 4 мм
    Днище 3 мм
Вооружение
   37-мм пушка "Гочкис"
    3 x 7.62 мм пулемёта ДТ
   37-мм пушка "Гочкис"
    2 x 7.62 мм пулемёта ДТ
Боезапас
   ? выстрелов
    ? патронов
   42 выстрела
    ? патронов
Двигатель
    ?, 55 л.с.
    4-цилиндровый
    "Форд", 40 л.с.
    4-цилиндровый
Запас хода, км
    ?     135
Макс. скорость, км/ч
    38     58
Выпущено, шт
    1     12

Фотографии Д-9 и Д-13 

Бронеавтомобиль Д-9, вид спереди. Крышки передней и задней пулеметных установок открыты. Бронеавтомобиль Д-9, вид сзади. Крышки передней и задней пулеметных установок открыты. Опытный образец бронеавтомобиля Д-13, вид спереди. Лето 1931 года. Хорошо видны броневые жалюзи оригинальной конструкции, машина оборудована двойными колёсами с шинами разного диаметра. Предполагалось, что по шоссе броневик будет двигаться, опираясь на внешние скаты, а при проваливании в грязь в дело вступят внутренние. Таким образом площадь сцепления с грунтом увеличивалась и считалось, что проходимость тоже станет выше. Опытный образец бронеавтомобиля Д-13, вид сзади. Лето 1931 года. Бронированный "Форд-Тимкен" Ижорского завода ("собачий ящик") с башней от БА-27, установленной по распоряжению Дыренкова. Москва, зима 1931 года.
Бронетехника на параде войск ленинградского гарнизона. Площадь Урицкого (ныне Дворцовая), 1 мая 1933 года. На фото видны танкетки Т-27, танки МС-1, бронеавтомобили Д-8, Д-12, Д-13 и опытный образец БА-3.
 

            Чертежи бронеавтомобиля Д-13:
                   - боковые проекции опытного образца бронеавтомобиля Д-13
                   - боковые проекции серийного варианта бронеавтомобиля Д-13


Источники:
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.
М.Коломиец "Средние бронеавтомобили Красной Армии". (Фронтовая иллюстрация №6, 2003 г.)

Вернуться к бронеавтомобилям  Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz