Однако, к концу 20-ых годов стало понятно, что одного только пушечного бронеавтомобиля БА-27, имевшегося тогда на вооружении, для нужд армии явно недостаточно, тем более, что эта машина была довольно громоздкой и тихоходной. Армии требовался еще и подвижный пулеметный броневик, предназначенный в основном для разведки, связи и боевого охранения. В то время строить такие машины можно было только на базе стандартных коммерческих автомобилей с одной задней ведущей осью. Выбор пал на шасси Форд-А, который предполагалось выпускать по чертежам Форда из американских комплектующих на Нижегородском автомобильном заводе (в то время - "Красный Гудок"). Этот легковой автомобиль отличался малым весом, простотой и хорошей проходимостью, которую обеспечивали колеса сравнительно большого диаметра (730 мм).
Разработку бронированного варианта «Форда» вели Управление механизации и моторизации РККА и опытно-конструкторское и испытательное бюро Н.И. Дыренкова.
Во время визита на завод одного из заместителей наркома обороны в 1931 году тот, просматривая в кабинете Дыренкова американский журнал "Арми Орднанс", обратил внимание хозяина кабинета на последние модели бронеавтомобилей США. Они имели низкий силуэт и сильно наклонённые броневые листы, способствующие рикошетированию пуль. Дыренков ответил, что работа над подобной моделью у него уже идёт и завтра он готов её продемострировать. После ухода гостя Дыренков распорядился снять легковой кузов со своего служебного автомобиля, вызвал плотника и уже к вечеру на шасси стоял фанерный макет со следами карандаша, которым изобретательный инженер размечал выкройки прямо по листам фанеры. Затем подогнанный по шасси макет разобрали и по импровизированным фанерным лекалам вырезали из бронелистов панели, собрали из них кузов, установили его на шасси. Самым трудоёмким оказалась сушка окрашенного масляной краской броневика посредством паяльных ламп. Но к полудню Дыренков смог представить высокому гостю готовый для пробных стрельб корпус Д-8, смонтированный на шасси ГАЗ-А.
Я бы посоветовал
приобрести смеси для машинной штукатурки здесь - good-walls.ru.
Стремясь облегчить и уменьшить машину, сделать ее незаметней и в то же время обеспечить надежной бронезащитой, Дыренков отказался от традиционной башни и разместил вооружение внутри приземистого корпуса.
Оно состояло из пулемета ДТ с запасом патронов в 2079 шт. (в том числе 756 бронебойных), расположенного в правом лобовом листе, рядом с водителем, и такого же запасного пулемета, для которого, по предложению К. Е. Ворошилова в кормовой части была предусмотрена дополнительная огневая точка. Поскольку в боковых стенках еще имелись бойницы, снабженные бронезаслонками, экипаж Д-8 (который состоял из двух человек: водителя и командира, который одновременно выполнял обязанности пулеметчика) в случае необходимости мог вести почти круговой обстрел. При стрельбе использовался простой механический прицел.
Корпус броневика, набранный из термообработанных плоских бронелистов различной формы толщиной 3-7 мм соединявшихся между собой заклепками, предохранял экипаж и двигатель от поражения обычными пулями и осколками снарядов.
Бронекапот с откидывающимися боковыми складными дверцами впереди имел жалюзи, через которые к радиатору подавался воздух. В боевой обстановке эти жалюзи закрывались, а воздух шел через наклонный бронелоток, защищавший переднюю ось и картер. Привод осуществлялся на заднюю ось, колеса были с проволочными спицами, шины пневматические.
Тактико-технические характеристики
лёгкого бронеавтомобиля Д-8 |
Год выпуска
1931 | |
Экипаж
2 | |
Масса, кг
1580 | |
Габаритные размеры:
длина, м
ширина, м
высота, м
3,54
1,705
1,68 | |
Клиренс, м
0,224 |
Бронирование, мм
Лоб корпуса 7 мм
Борт 7 мм
Корма 6 мм
Крыша и днище 3 мм | |
Вооружение
2 х 7,62-мм пулемета ДТ. | |
Боезапас
2079 патронов | |
Двигатель
"Форд-А", 40 л.с. | |
Запас хода, км
по грунту - 120
по шоссе - 225 | |
Макс. скорость, км/ч
85 | |
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град
ров, м
брод, м
15
0,7
0,3 | |
Выпущено, шт
25 | |
|
На бронеавтомобиле устанавливался четырехтактный четырехцилиндровый двигатель "Форд-А" (ГАЗ-А) мощностью 40 л.с. (29 кВт) с карбюратором "Форд-Зенит". Пуск двигателя производился с помощью электростартера "Автолайт МАФ" мощностью 0,8 л.с. (0,6 кВт). В батарейной контактной системе зажигания использовались индукционная катушка (бобина) и распределитель с прерывателем. Емкость топливных баков составляла 40 л. Запас хода бронеавтомобиля по шоссе достигал 225 км.
В состав трансмиссии входили: однодисковое сцепление с накладками из феродо, механическая коробка передач, обеспечивавшая три передачи переднего и одну передачу заднего хода, и главная коническая передача с дифференциалом.
Бронеавтомобиль имел колесную формулу 4x2. Зависимая подвеска машины, состоявшая из поперечно расположенных полуэллиптических листовых рессор, обеспечивала возможность движения по грунтовым дорогам с достаточно высокой средней скоростью — до 30 км/ч. Колеса с проволочными спицами, расположенными в три ряда, обладали большой жесткостью в продольной и поперечной плоскостях.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея емкостью 80 А•ч и генератор мощностью 100 Вт.
Одновременно с Д-8 был разработан и построен его вариант Д-12, вооруженный еще и зенитным пулеметом системы «Максим». Он устанавливался на авиационной турели на крыше бронекорпуса. Стрельба из него велась с остановок. Из-за этого корпус в задней части пришлось изменить, увеличив объем боевого отделения и уменьшив угол наклона кормовых листов брони. Задний пулемет ДТ на машине Д-12 уже не устанавливался.
После всех этих переделок высота машины увеличилась до 2015 мм, боевая масса возросла на 70 кг, что, впрочем, не повлияло на подвижность и проходимость броневика. В частности, средняя скорость на проселочной дороге составляла 30 км/ч. При движении по снегу и грязи экипаж использовал старое средство - браслетные цепи противоскольжения.
В феврале 1931 года машины были осмотрены комиссией НТК УММ РККА. В заключении комиссии говорилось:
"Признать, что бронеавтомобили Д-8 и Д-12 не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к легким разведывательным автомобилям ввиду неудобства пользования вооружением, плохой видимости для водителя и перегрузки передней оси..."
Тем не менее, после небольших доработок эти бронеавтомобили были рекомендованы для серийного производства - ведь ничего другого просто не было, а армия нуждалась в новой технике. Производство небольшой партии в
25 машин было организованно на Ижорском заводе в 1932-1934 гг.
Однако через некоторое время Д-8 модернизировали, установив на нем поворотную башню с пулеметом ДТ в шаровой установке. А в 1932 году на основе Д-8 и на том же шасси (позже замененном аналогичным отечественным ГАЗ-А), был построен бронеавтомобиль ФАИ.
Части, оснащенные Д-8, принимали участие в Зимней войне с Финляндией. Часть этих бронеавтомомбилей досталась противнику и была восстановлена. Прослужили эти машины в Финской Армии до 1943 года.
Чертеж бронеавтомобиля Д-8:
- боковые проекции
Источники: CD "Оружие II мировой войны". ООО "Медиахауз". 2005 г.
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.
|