Тяжёлый танк ИС-2

Первым идею вооружения ИСа орудием более крупного калибра, чем 85 мм, высказал директор и главный конструктор завода № 100 Ж.Я.Котин. В начале августа 1943 года, изучая итоги Курской битвы, он обратил внимание на то, что из всех артсистем наиболее успешно боролась с «тиграми» 122-мм корпусная пушка обр. 1931/37 г. (А-19). К такому же выводу пришли и конструкторы завода № 9, где был разработан и изготовлен опытный образец тяжелого противотанкового орудия Д-2 путем наложения ствола с баллистикой пушки А-19 на лафет 122-мм дивизионной гаубицы М-30. Использовать это мощное орудие предполагалось в первую очередь для борьбы с тяжелыми танками противника. Но коль скоро ствол такой пушки был вмонтирован в люльку и лафет М-30 и орудие Д-2 успешно прошло испытания, реальной стала идея установки ствола А-19 в тяжелый танк с применением круглой люльки, противооткатных устройств и подъемного механизма от опытной танковой 122-мм гаубицы У-11, как это было сделано при создании 85-мм пушек Д-5Т и Д-5С. Правда, это было возможно только при условии введения в конструкцию орудия дульного тормоза.
Получив с завода № 100 необходимую документацию, в КБ завода № 9 быстро выполнили эскизный проект компоновки А-19 в башне танка ИС-85, который Ж.Я.Котин повез в Москву. Он очень понравился наркому танковой промышленности В.А.Малышеву и был одобрен И.В.Сталиным. Постановлением ГКО № 4479сс от 31 октября 1943 года танк ИС со 122-мм пушкой был принят на вооружение Красной Армии. При этом заводу № 9 предписывалось изготовить к 11 ноября 1943 года танковый вариант орудия А-19 с поршневым затвором и предъявить его на испытания стрельбой к 27 ноября. Одновременно приказывалось оснастить это орудие клиновым затвором и начать его выпуск с 1944 года. Было разрешено также и изготовление опытных образцов 100-мм пушек для вооружения танка ИС.
Первый образец пушки «А-19 танковая» изготовили 12 ноября - в люльку Д-5Т установили ствол пушки Д-2, снятый с лафета М-30, с дополнительной обточкой его направляющей части до диаметра люльки; с орудия Д-2 позаимствовали и Т-образный дульный тормоз.
Государственные испытания танка ИС-122 (объект 240) прошли очень быстро и, в общем, успешно. После чего его перебросили на один из подмосковных полигонов, на котором из 122-мм пушки с дистанции 1500 м в присутствии К.Е.Ворошилова был сделан выстрел по пустому уже расстрелянному трофейному немецкому танку «Пантера». Снаряд, пробив бортовую броню развернутой вправо башни, ударил в противоположный лист, оторвал его по сварке и отбросил на несколько метров.

Опытный танк ИС-2 (Объект 240) во дворе завода №100. Осень 1943 года.
В ходе испытания у пушки А-19 разорвало Т-образный дульный тормоз, при этом Ворошилов едва не погиб. После этого дульный тормоз заменили на другой - двухкаморный, немецкого типа.
Первые серийные танки ИС-85 были изготовлены в октябре 1943 года, а ИС-122 - в декабре. Параллельно со сборкой ИСов в цехах ЧКЗ вплоть до конца года продолжался выпуск танков КВ-85. В январе 1944 года цехи ЧКЗ покинули последние 40 ИС-85, после чего из его ворот во все возрастающих количествах выходили только ИС-122, оснащенные уже новым 122-мм орудием Д-25Т с клиновым полуавтоматическим затвором, за счет которого удалось немного повысить скорострельность (с 1 - 1,5 до 1,5 - 2 выстр/мин). С марта 1944 года дульный тормоз немецкого типа заменили более эффективным - конструкции ЦАКБ. С этого же времени танки ИС-85 были переименованы в ИС-1, а ИС-122-в ИС-2.
Однако вопрос вооружения танка ИС-2 не был закрыт полностью. Военных не устраивали ни низкая скорострельность, ни малый боекомплект - 28 выстрелов раздельного заряжания-нового тяжелого танка. Для сравнения: боекомплект ИС-1 состоял из 59 выстрелов, а КВ-1с - из 114. Кроме того, уже после первых столкновений ИС-2 с тяжелыми танками противника выяснилось, что штатный 122-мм остроголовый бронебойный снаряд БР-471 способен пробить лобовую броню «Пантеры» лишь с дистанции 600 - 700 м. Более слабая лобовая броня «Тигра» поражалась с расстояния 1200 м, но попасть с такой дистанции в немецкий танк могли только хорошо подготовленные опытные наводчики. При обстреле немецких танков мощными осколочно-фугасными гранатами ОФ-471 у ИС-2 имело место растрескивание сварных швов и даже отрыв лобового листа по сварке. Первые результаты боевого их использования, подтвердившиеся, кстати сказать, и стрельбовыми испытаниями танка на полигоне в Кубинке в январе 1944 года, заставили конструкторов искать новые решения.
Конструкторам-артиллеристам было предложено разработать для 122-мм пушки Д-25Т новый снаряд с большей бронепробиваемостью. Такой снаряд, бронебойный тупоголовый с баллистическим наконечником БР-471Б, появился весной 1945 года, но в боекомплекты тяжелых танков начал поступать практически уже после войны.
Впрочем, с осени 1944 года вопрос об увеличении бронепробиваемости снарядов отпал сам собой. Пушка Д-25Т внезапно начала прекрасно поражать немецкие танки. В донесениях из частей встречались описания случаев, когда 122-мм снаряд БР-471, пущенный с дистанции более 2500 м, рикошетируя от лобовой брони «Пантеры», оставлял в ней громадные проломы. Это объяснялось тем, что с лета 1944 года немцы, ввиду острого недостатка марганца, начали использовать высокоуглеродистую броню, легированную никелем и отличавшуюся повышенной хрупкостью, особенно в местах сварных швов.
Первые боевые столкновения с танками противника выявили и недостаточное бронирование лобовой части корпуса ИСов. В начале 1944 года бронестойкость корпуса пытались повысить, закаливая его на очень высокую твердость, но на практике это привело к резкому увеличению корпусных деталей. При обстреле на полигоне танка ИС выпуска марта 1944 года из 76-мм пушки ЗИС-3 с дистанции 500 - 600 м его броня проламывалась со всех сторон, причем основная часть бронебойных снарядов за броню не проникала, но вызывала образование больших масс вторичных осколков. Этим фактом также во многом объясняются значительные потери танков ИС-85 и ИС-122 в боях зимы - весны 1944 года.


Опытный танк ИС-2 (Объект 240) на полигонных испытаниях.
Ноябрь 1943 года.

В феврале 1944 года ЦНИИ-48 получил задание на проведение НИР по теме «Исследование бронестойкости корпуса тяжелого танка ИС». Проведенная работа показала, что при существующей форме лобовой части корпуса он будет гарантирован от пробития немецкими 75- и 88-мм снарядами лишь в случае применения брони толщиной не менее 145- 150 мм (то есть на 20 - 30 мм больше штатной). По рекомендации ЦНИИ-48 были изменены режимы закалки, а также конструкция лобовой части корпуса.
Новый корпус, с так называемым «спрямленным» носом, сохранил прежнюю толщину брони. Из лобового листа изъяли люк-пробку механика-водителя, существенно снижавшую его прочность. Сам лист расположили под углом 60° к вертикали, что обеспечило при курсовых углах обстрела ±30° непробитие его из 88-мм немецкой танковой пушки KwK 36 даже при стрельбе в упор. Уязвимым местом оставался нижний лобовой лист, имевший угол наклона 30° к вертикали. Для придания ему большего угла наклона требовалось существенное изменение конструкции отделения управления. Однако, учитывая, что вероятность попадания в нижний лобовой лист меньше, чем в другие части корпуса, его решили не трогать. С целью усиления бронезащиты нижнего лобового листа с 15 июля 1944 года на нем между буксирными крюками начали размещать укладку запасных траков. «Уралмашзавод» перешел на выпуск бронекорпусов со «спрямленным» сварным носом в мае 1944 года, а завод № 200 начал выпускать такие же корпуса, но с литым носом с июня 1944 года. Впрочем, некоторое время танки со старыми и новыми корпусами выпускались параллельно, до полного израсходования задела.
Что касается башни, то существенно усилить ее бронезащиту не удалось. Спроектированная под 85-мм пушку, она была статически полностью уравновешена. После установки 122-мм орудия момент неуравновешенности достигал 1000 кг/м. Кроме того, техзадание предполагало увеличение лобовой брони до 130 мм, что привело бы к еще большей неуравновешенности и потребовало бы внедрения нового механизма поворота. Поскольку осуществить эти мероприятия без радикального изменения конструкции башни было нельзя, от них пришлось отказаться.
Вместе с тем в процессе производства облик башни существенно изменился. Башни танков первой серии выпуска 1943 года имели узкую амбразуру. После установки пушки Д-25Т, несмотря на то, что ее люлька была такой же, как и у Д-5Т, пользоваться телескопическим прицелом стало очень неудобно, С мая 1944 года начался выпуск башен с расширенной амбразурой, что позволило сместить прицел влево. Была также увеличена бронезащита маск-установки и толщина нижней части бортов. Командирскую башенку сместили влево на 63 мм, перископический прицел ПТ4-17 изъяли, а на его месте установили прибор наблюдения MK-IV. На командирской башенке появилась зенитная установка крупнокалиберного пулемета ДШК (конструктор - П.П.Исаков). Вплоть до конца войны башня ИСа никаким другим существенным изменениям не подвергалась.
По совокупности внесенных конструктивных и технологических изменений можно выделить шесть его вариантов:
- первый без изменений унаследовал от ИС-85 шасси, но в связи с установкой пушки Д-25 с поршневым затвором и двухкамерным дульным тормозом, похожим на дульный тормоз «Тигра», для него была разработана новая расширенная башня. Отличительными ее признаками стали сдвинутые влево по сравнению с ИС-85 командирская башенка и бронезащита перископического прицела, увеличенный прилив на левой стороне башни, вытянутый вперед купол бронезащиты артиллерийской системы и втулка на маске пушки;
- на втором полностью сохранена башня и вооружение ИС-85, но изменена носовая часть корпуса: для усиления бронестойкости и повышения технологичности был увеличен угол наклона средней части литого ступенчатого носа с 72° до 75° и уменьшена длина бортов отливки, а также опущено вниз крепление натяжного механизма к борту;
- третий повторял предыдущий, за исключением установки пушки Д-25 с клиновым полуавтоматическим затвором и нового дульного тормоза;
- четвертый вариант появился в результате того, что заводу №200 разрешили при переходе на выпуск корпусов со спрямленной носовой частью продолжать использовать заделы старой конструкции. На части бронекорпусов этого варианта к нижнему лобовому листу корпуса крепились шесть запасных траков.

Танк «Объект 240». Ствол пушки оснащён Т-образным дульным тормозом.
Машина имела шасси предыдущего варианта. Для установки шарнирного телескопического прицела ТШ-17 пришлось изменить конструкцию бронезащиты орудия. Левая часть маски была расширена, и левый край (щека) купола бронезащиты вытянут вперед, на месте прицела ПТ4-17 появился смотровой прибор MK-IV. На переходных машинах первых выпусков з маске пушки были два отверстия под прицелы 10Т-17 и ТШ-17. На первых башнях снизу приваривались поручни в виде скоб, конструкция верхних осталась прежней. В дальнейшем их унифицировали.
        Все первые четыре варианта ИС-122 в донесениях с фронтов иногда указывались как KB-122;
        - пятый и шестой варианты - это фактически вторая модификация танка ИС-122, обладавшая значительно более высокими ТТХ и имевшая большие внешние отличия от предыдущих вариантов.( Обе машины унаследовали башню от предыдущего варианта, но конструкция корпуса с целью улучшения броне-стойкости была изменена. Пятый вариант имел корпус производства завода №200 со спрямленной литой носовой частью и прежней подбашенной коробкой; шестой производства УЗТМ - со спрямленной носовой частью из катаной брони и новой подбашенной коробкой.
Почти на всех бронекорпусах пятого и шестого вариантов к нижнему лобовому листу корпуса крепились шесть запасных траков. У корпусов со спрямленной носовой частью на верхнем кормовом листе устанавливался стопор крепления пушки по-походному. На левом борту имелся люк для загрузки боеприпасов, закрывавшийся крышкой. На этих же танках полностью перешли на новые литые поддерживающие катки с тремя отверстиями. С конца октября 1944 года ИС-2 пятого и шестого вариантов начали дополнительно оснащать 12,7-мм зенитным крупнокалиберным пулеметом ДШК.

Описание конструкции
Тяжелый танк ИС представлял собой боевую гусеничную машину с вращающейся башней. Экипаж состоял из четырех человек: командира танка, командира башни (наводчика), заряжающего и механика-водителя.
Танк имел классическую компоновку, с размещением внутреннего оборудования в четырех отделениях: управления, боевом, моторном и трансмиссионном.
Отделение управления с рабочим местом механика-водителя располагалось в носовой части корпуса. Для наблюдения за полем боя и вождения машины имелись три смотровых прибора: «триплекс» впереди в смотровом люке и два перископа по бокам в крыше корпуса.
По бокам от сиденья механика-водителя на днище танка крепились рычаги управления поворотом и торможением машины. Справа от водителя находились кулиса и рычаг управления ручной подачей топлива, спереди - две педали: левая - привода главного фрикциона, правая - привода подачи топлива. Перед водителем и справа от него располагались щитки с контрольными приборами и тумблерами, а также ручка включения электроинерционного стартера ИС-9. За сиденьем механика-водителя в днище корпуса имелся десантный (аварийный) люк. Тут же размещались два баллона со сжатым воздухом, центральный топливный кран, ручной топливоподкачивающий насос, кнопка электроспуска курсового пулемета и часть ЗИП, а у бортов корпуса устанавливались два топливных бака.
Боевое отделение занимало среднюю часть машины. В нем размещались пушка и спаренный с ней пулемет ДТ, е подбашенной коробке справа - курсовой ДТ, прицелы и приборы наблюдения, сиденье заряжающего (справа от пушки), сиденье наводчика (слева от пушки), сиденье командира (за сиденьем наводчика), боекомплект, радиостанция, механизм поворота башни, вентилятор боевого отделения, аккумуляторные батареи, обогреватели, вращающееся контактное устройство и часть ЗИП. По днищу боевого отделения проходили тяги приводов управления танком.
Моторное отделение отделялось от боевого перегородкой, в которой имелось два быстросьемных шибера (крышки) для доступа к основным агрегатам силовой установки. В середине отделения на подмоторных кронштейнах постамента был установлен дизельный двигатель В2-ИС.

ИС-2 поздних выпусков 1944 года.
По обе стороны от него на бортах располагались баки: справа - топливный, слева - масляный. Над ними находились масляные радиаторы. В передней части отделения, у моторной перегородки по бортам, размещались воздухоочистители ВТ-5 типа «Мультициклон".
        Трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части танка и вмещало главный фрикцион, установленный внутри вентилятора, центробежный вентилятор системы охлаждения, коробку перемены передач, планетарный механизм поворота танка и бортовые передачи. Доступ сюда осуществлялся через два люка в кормовом листе корпуса танка, который можно было откинуть и целиком. В перегородке между моторным и трансмиссионным отделениями над вентилятором были установлены водяные радиаторы подковообразной формы.
        Система охлаждения имела оригинальную компоновку. Установка центробежного вентилятора совместно с подковообразным (охватывающим) радиатором, расположение главного фрикциона внутри вентилятора, компактное размещение трансмиссии обеспечили минимальный объем моторного и трансмиссионного отделений к общему объему танка (у ИС-1 - 41,8 %, а у ИС-2 - 36.6 %).
        Высокая плотность компоновки позволила ИС получить достаточно высокий, по сравнению с другими тяжелыми танками, процент отношения массы брони к общей массе танка - 43,6% у ИС-1 и 45,1% - у ИС-2.
        КОРПУС. Корпус танка представлял собой жесткую броневую сварную коробку из литой и катаной брони. Верхняя часть бортов надгусеничных ниш для увеличения их снарядостойкости была наклонена на 13 - 140 по вертикали.
        Характерной чертой ИС являлось отсутствие механической обработки деталей корпуса. Все листовые детали по кромке имели грубый необработанный огневой рез, только корпус в целом растачивался под погон башни и бортовые редукторы. Масса корпуса не превышала 17.5 тонны. У всех модификаций и вариантов неизменными оставались основные его размеры; ширина по нижней части - 1600 +12-3 мм, по средней - 2555 мм и верхней - 2370 мм; высота по подбашенной коробке 1160 мм, по защите радиатора - 1282 мм. Длина корпуса со спрямленной носовой частью из катаных бронелистов - 6543 мм, а с литой на несколько миллиметров длиннее за счет больших допусков на литье.
Корпус состоял из днища, носовой части, бортов, крыши и поперечных перегородок. Днище изготовлялось из двух листов, соединенных встык сварным швом, который проходил в центре боевого отделения. На танках ИС-1 толщина переднего листа была 30 мм, заднего - 20 мм; у ИС-2 толщину обоих листов уравняли до 20 мм. В днище имелось 12 вырезов, в которые вваривались литые кронштейны торсионных валов, три люка, закрывающиеся броневыми крышками, и 9 отверстий, закрытых резьбовыми пробками и предназначенных для слива топлива, масла и воды из баков и систем двигателя. Пробки днища отворачивались торцевым квадратным ключом.
Носовая часть корпуса представляла собой фасонную массивную отливку из броневой стали высокой твердости, которая приваривалась к днищу, к подбашенной коробке и к нижним вертикальным боковым листам. Снаружи внизу на ней были приварены два рыма с пружинными защелками для буксировки танка. У корпуса со ступенчатым носом на верхней части находился смотровой люк водителя, а со спрямленным - защита «триплекса».
Верхняя часть корпуса со спрямленной носовой частью была выполнена из загнутого в форме трапеции катаного бронелиста. Он приваривался к нижнему лобовому листу, бортам, подбашенной коробке и днищу надгусеничных ниш.
Литая подбашенная коробка высотой 405 мм и шириной в верхней части 2370 ± 10 мм и в нижней 2555 ± 10 мм несла на себе башню. В коробку был вварен подбашенный пояс, к которому крепился нижний погон башни. Углубленная на 85 мм посадка этого пояса исключала возможность заклинивания башни при обстреле снарядами. В передней части коробки имелось два отверстия диаметром 180 мм для перископов механика-водителя и два отверстия для заправочных горловин топливных баков.

2 страница    стр.2
Hosted by uCoz