Тяжёлый танк ИС-85 (ИС-1)

Тяжёлый танк ИС-85 1-й гвардейского тяжёлого танкового полка прорыва,
11-го гвардейского танкового корпуса.
Украина, март 1944 г.

Можно смело утверждать, что прародителями танков ИС-1 и ИС-2 стали тяжелый танк КВ-1 и средний КВ-13.
Напомним, что изготовление танка КВ-13 было проведено в рекордно короткое время и в первой декаде мая ЧКЗ рапортовал о передаче машины на заводские испытания (интересно, что в трех документах называются разные даты: 4 мая, 7 мая и 11 мая). Масса изготовленного КВ-13 составила 32400 кг (что всего на 700-1200 кг превышало вес тогдашней добронированной "тридцатьчетверки"), при этом танк имел более плавный ход, чем Т-34 и КВ, и развил на жестком грунте скорость 51,7 км/ч. Особенностью танка было то, что в нем предусматривалась возможность применения гусеничных цепей и ведущего катка как от Т-34, так и от КВ, что было особенно актуально для ремонтных подразделений.
В ходе дополнительных испытаний КВ-13, проходивших в июле 1942 г., Н.В.Цейц скоропостижно скончался и ведущим конструктором по машине был назначен Н.Ф.Шашмурин. Однако многочисленные испытания и обкатка выявили у танка большое количество недоработок и дефектов, устранить которые в отведенные сроки не удалось. Танк так и не вышел из разряда опытных.
Следует отметить, что всего было построено не три, а один танк КВ-13, что на первый взгляд "не стыкуется" с фотографиями трех различных пятикатковых КВ-подобных машин. Но именно две последующие машины и стали первыми носителями имени "отца всех народов", перекочевавшего затем и на "танк победы".
Трудно сказать, кто выступил инициатором присвоения новому тяжелому танку столь громкого имени. Но в письме-рапорте, посвященному дню рождения В.Ленина (письмо отправлено 21 апреля 1942 г.), сотрудники ЧКЗ и Опытного танкового завода писали: " ... коллектив завода и конструкторского бюро, воодушевленные победами Красной Армии над немецкими полчищами под Москвой ... берут на себя обязательства дать Красной Армии новый танк наступления. Этот танк пройдет в первых рядах Родной Красной Армии, способствуя ее ПОБЕДЕ над немецко-фашистскими захватчиками... Коллектив завода и КБ единодушно решили дать новому танку имя нашего Великого Вождя - товарища Сталина, организатора и вдохновителя наших побед над немецко-фашистскими захватчиками ..." Возможно, в этом письме имеется в виду танк КВ-13, но официально имя "ИС" получили только его последователи.


Танки ИС "образец №1" и "образец №2" после испытаний пробегом.
Апрель 1943 г.

Эти машины, созданные по инициативе опытного завода, закрепленной распоряжением ГОКО № 2943сс от 24.2.43 г. и приказом НКТП № 104 сс от 25.2.43 г., явились прямыми потомками КВ-13. От него они заимствовали корпус и схему подвески, но башня и многие внутренние агрегаты были спроектированы заново. Особенностью силовой передачи нового танка стали двухступенчатые планетарные механизмы поворота, разработанные профессором Благонравовым. Заново была создана и система охлаждения, которая "не желала" нормально функционировать на КВ-13. Танки сохранили пятикатковую ходовую часть, но направляющее колесо (ленивец) в них было занято шестым опорным катком, посаженным на кронштейн устройства натяжения. Гусеничная цепь заимствовалась от КВ, но была облегчена за счет применения нечетных безгребневых траков.
Поскольку танки разрабатывались с учетом "требований к тяжелым танкам прорыва", утвержденным еще в начале 1941 г. (предусматривающим наличие тяжелого пушечного и гаубичного танков), их вооружение было реализовано в двух вариантах: "танк ИС образец № 1" (Объект 233ИС) был вооружен "76-мм пушкой обр. 1943 г. ЗИС-5ИС (конструкция орудийной установки позволяла без переделок устанавливать также орудие Ф-34 и Ф-34М) в улучшенной башне на погоне 1580 мм", а "танк ИС образец № 2" (Объект 234ИС) - "122-мм гаубицей обр. 1942 г. У-11 в башне опытного танка КВ-9".
Испытания новых танков были признаны, в целом, удачными, но пятикатковая ходовая часть с мелкозвенчатой гусеницей танка КВ показала себя не лучшим образом. При движении на мягком грунте танк испытывал большое сопротивление за счет прогиба звеньев гусеницы в межкатковое пространство.
Кроме того, при показе гаубичного ИС руководителям ГАУ на артполигоне у него отказало орудие У-11, а поворотный механизм башни самозаклинился. Танки были отправлены на завод для доработки.

Рождение
В конце февраля 1943 г. в Ставке состоялось экстренное совещание, причиной которого стало применение немцами на Тихвинском фронте тяжелого танка "Тигр" (точная дата совещания неизвестна, но ссылки на его стенограммы приведены в переписке НКТП от 27 февраля 1943 г.). Кроме членов ГКО на совещании присутствовали Нарком Оборонной промышленности Д.Устинов и его заместители, Нарком боеприпасов Б.Ванников, руководство ГАУ и АБТУ, НКТП, ряд военных специалистов и ведущих работников оборонной промышленности (в том числе почти все "танковые" и "пушечные" ведущие конструкторы). Сообщение делал начальник артиллерии Воронов. Появление на Тихвинском фронте танков "Тигр" он назвал внезапным. Новые немецкие танки произвели на него, по его словам, потрясающее впечатление. "У нас нет пушек, способных бороться с этими танками", - были его заключительные слова. Возразить ему не смог никто.
Через несколько дней И.Сталин позвонил в ЦАКБ В.Грабину (телефонограмма по данному вопросу была отправлена 1 марта 1943 г.) и поинтересовался у него, в какой срок можно будет восстановить выпуск 107-мм танковой пушки ЗИС-6, производство которой для танка КВ-220 было подготовлено еще в 1941 г. В.Грабин заверил вождя, что через пятнадцать-двадцать дней производство можно будет возобновить на заводе № 92.
В первых числах апреля 1943 г., когда еще не были завершены испытания пятикатковых ИС, ЧКЗ получил задание от ОГК НКТП на проектирование двух новых тяжелых танков. Согласно задания, танки должны были при сохранении существующей массы танка КВ (не более 46 т) нести более мощную броню (не менее 100 мм) и быть вооружены 85-мм танковой пушкой большой мощности (башенный погон диаметром не менее 1700 мм) и 107-мм танковой пушкой (башенный погон диаметром не менее 1850 мм).
15 апреля 1943 г. вышло постановление ГОКО № 3187 сс, которое обязало Наркомат Вооружения создать мощное танковое орудие с целью противодействия немецким тяжелым танкам и САУ, а также организовать выпуск специализированных бронированных самоходных истребителей танков.

Один из первых серийных танков ИС-85 во дворе ЧКЗ. Август 1943 г.
Новое танковое вооружение при калибре более 85-мм должно было пробивать броню толщиной не менее 120 мм на дистанции 600 м, а при калибре 102 мм - на дистанции 1000-1200 м. К слову сказать, столь мощные орудия уже были спроектированы и даже частично изготовлены "в металле" еще в 1941 г. на заводе № 92, но Государственных испытаний не проходили. Это были "самоходные" 85-мм пушка большой мощности ЗИС-25 с начальной скоростью полета снаряда 1150 м/с и 107-мм пушка ЗИС-26 с начальной скоростью 1012 м/с. Правда, производством боеприпасов для орудий столь большой мощности не занимался никто, да и установка этих "самоходных" орудий в башне танка представляла собой трудности, сравнимые с разработкой орудий заново.
Впрочем, создаваемые на ЧКЗ новые танки ИС не предназначались специально для противодействия "немецкому зверинцу", а являлись именно танками прорыва, для которых главной была толстая броня. Но в тот момент оказалось, что только эти танки могли быть вооружены мощной артсистемой, способной успешно бороться с "Тиграми" и "Пантерами".
После обсуждения в ОГК НКТП, к изготовлению утвердили проекты танков "ИС образец № 3" (или ИС-3) с 85-мм пушкой и "ИС образец № 4" (или ИС-4) со 107-мм пушкой. В этих проектах конструкторы вернулись к хорошо отработанной шестикатковой ходовой части, по типу КВ-1, в конструкции корпуса было применено широко опробованное на КВ-13 и ранних прототипах ИС броневое литье.
Танки спешили сделать к летней кампании 1943 г., но на этом, казалось бы чистом пути, трудности возникали там, где их никто не ждал. Так выяснилось, что 107-мм боеприпасы были сняты с производства еще в начале 1942 г., а возобновлять его не позволяет дефицит оборудования (тем более, что вместо одного 107-мм выстрела можно было сделать не менее 2-х 85-мм, или трех-четырех 76-мм). В имевшихся на складах запасах 107-мм выстрелов преобладали гранаты дореволюционного выпуска. Так ИС-4 вдруг оказался разоруженным.
5 мая 1943 г., после очередного обсуждения проблем с танковой и противотанковой артиллерией, ГОКО выпустил новое постановление № 3289 сс, в котором устанавливались новые сроки создания артсистем для танков. Теперь для срочного перевооружения танков разрешалось ориентироваться на орудие с баллистикой 85-мм зенитной пушки обр. 1939 г. Но и с ним дело обстояло не лучше.
Еще в конце февраля 1943 г. ЦАКБ выполнило проект танко-самоходной пушки С-18, который был одобрен НКВ и в марте 1943 г. заводу № 9 поручили изготовить 2 опытных образца (ЦАКБ не имело собственной производственной базы).
Но завод не справился с этим заданием в отведенный срок. А когда первое орудие поступило заказчику, выяснилось, что пушка изготовлена с отступлениями от чертежей, выпущенных ЦАКБ. КБ завода № 9 под руководством Ф.Петрова оспорило правомерность внесенных изменений, но ЦАКБ в лице В.Грабина настаивало на своем. Дело окончилось традиционной волокитой.

Государственные испытания танка ИС-85, вооружённого орудием Д-5Т. Осень 1943 года.
Испытанные пушки отказывались нормально работать, а проектировщики и изготовители вместо устранения недостатков принялись обильно поливать друг друга грязью. Для проведения заводской обкатки первого ИС-3, на него установили неработающий образец орудия С-18.
        Покуда шла брань вокруг С-18, ЦАКБ создало новое 85-мм орудие для танка КВ-1С, получившее индекс С-31. Пушка разрабатывалась сразу в двух вариантах - с нормальной (нач. скорость 790-800 м/с) и с увеличенной баллистикой (нач. скорость 920-950 м/с). Вариант с увеличенной баллистикой предполагалось установить в танк ИС-4 (вместо ЗИС-6), но это решение натолкнулось на отсутствие для орудия специальных боеприпасов (орудию требовалась новая гильза).
        В мае 1943 г. КБ завода № 9 НКВ под руководством Ф.Петрова предложило свой вариант 85-мм танкового орудия, "спроектированного по типу немецких танкосамоходных пушек", отличавшийся малым весом и небольшой длиной отката. Справедливости ради следует заметить, что к проектированию этого орудия лично Ф.Петров не имел почти никакого отношения, так как пушка являлась лишь немного доработанным вариантом орудия У-12, разработанного конструктором Уралмашзавода В.Сидоренко еще в конце 1941 г.
Поскольку баллистика всех предложенных 85-мм танковых пушек была идентична, совместным решением НКТП и НКВ предписывалось провести сравнительные испытания эталонных танков ИС с обоими типами орудий, а также рассмотреть возможность перевооружения этими пушками серийных танков КВ-1С (приказ НКТП № 261 сс от 8 мая 1943 г.).
Первые два изготовленных эталонных танка ИС были оснащены пушками "конкурирующих фирм": № 1 получил 85-мм пушку Д-5Т-85 конструкции ОКБ № 9, а танк № 2 - 85-мм пушку С-31 ЦАКБ, доработанную по результатам опробования макета С-18 на танке "ИС образец №3". Одновременно с этими танками испытывались также их "собратья", рожденные на базе КВ-1С - один танк нес пушку Д-5Т-85 в башне танка ИС, а другой - С-31 в штатной башне КВ-1С. Сравнительные испытания показали преимущества орудия новой конструкции Д-5Т, казенная часть которого отличалась меньшими габаритами и массой. С-31 была разработана на базе ЗИС-5 и позволяла переключиться на ее выпуск без перестройки производства. Именно орудие Д-5 было рекомендовано для вооружения танка ИС-85, как обеспечивающее более комфортные условия работы экипажа. Установку на шасси КВ башни танка ИС военные представители сочли тогда неприемлемой, так как она требовала переделки подбашенной коробки.
Видимо, посчитав неудобным выпускать на поле боя новый танк с именем вождя, но за номером 4, военные присвоили ему индекс "ИС-85" (Объект 237) и предписали отправить для фронтовых испытаний первую партию новых танков (в количестве, не менее 20 шт.) в июле 1943 г. Однако изготовление фронтовой серии ИСов задержалось, причем виновниками были здесь как танкостроители, не успевающие с изготовлением шасси, так и артиллеристы, не подавшие вовремя 85-мм пушки.
Несмотря на то, что завод № 9 долго и тщательно готовился к серийному производству новых орудий, план их серийного выпуска на 1943 г. был сорван. Именно здесь проявились все конструктивные особенности Д-5Т, которая оказалась сложной и дорогой. Лишь в конце июля 1943 г. ЧКЗ получил небольшую партию орудий Д-5Т, которые тут же начали устанавливать в литые башни ИС-85, скапливавшиеся на заводе ввиду недостатка ходовых частей.

Серийный ИС-85 в окрестностях ЧКЗ.
Челябинск, 1943 год.
А поскольку ходовая часть и особенно - трансмиссия нового танка упорно сопротивлялись усилиям танкостроителей, а фронту срочно требовались танки, способные бороться с "Тиграми" и "Пантерами", по настоянию Наркома танковой промышленности В.Малышева, в серию был спешно пущен танк КВ-85 (КВ-1С с башней ИС-85), незадолго до этого отвергнутый военными.
        31 июля 1943 г. в Москву для показа И.Сталину, вместе с другими опытными образцами боевой техники, прибыли новые танки КВ-85, ИС-85 и самоходно-артиллерийская установка ИСУ-152. 8 августа 1943 г. эти танки продемонстрировали членам правительства. В осмотре кроме Сталина участвовали Малышев, Федоренко, Ворошилов, Берия, Молотов. Интересно отметить, что перед показом из опытных машин удалили все экипажи, кроме механиков-водителей, заменив отсутствующих сотрудниками госбезопасности.
Прибывшие в Кремль боевые машины вызвали живейший интерес вождя, который немедленно вознамерился взобраться на них. Это желание оказалось совершенно неожиданным для присутствовавших, из коих никто не позаботился запастись лесенкой для облегчения подъема на броню. Сталин решительно отстранил желание двух ретивых генералов, пытавшихся подсадить его, и самостоятельно завершил восхождение на самоходную установку ИСУ-152. Осмотрев ее снаружи, он поднял крышку люка и поинтересовался у находившегося в боевом отделении сотрудника госбезопасности, как у новой машины обстоит дело с вентиляцией, так как в прошедших боях были случаи отравления экипажей пороховыми газами. Сотрудник безопасности молчал, как партизан на допросе, но положение спас находчивый механик-водитель К.Егоров, доложивший, что в ИСУ-152 введен дополнительный вентилятор и проведенные стрельбы показали его эффективность. Задав еще пару малозначительных вопросов, вождь самостоятельно спустился на землю и поздравил наркома танковой промышленности с новым достижением. 4 сентября 1943 г. постановлением ГОКО № 4043сс тяжелые танки КВ-85, ИС-85 и САУ ИСУ-152 были приняты на вооружение Красной Армии и к серийному производству.

Вернуться к тяжёлым танкам   Вернуться на главную страницу   Дальше на вторую страницу
Hosted by uCoz