Тяжёлая самоходная установка ИСУ-152

В связи с принятием осенью 1943 года на вооружение Красной Армии нового тяжелого танка ИС и снятием с производства КВ-1С, возникла необходимость создания тяжелой САУ уже на базе нового тяжелого танка. Постановление Государственного Комитета обороны № 4043сс от 4 сентября 1943 года предписывало Опытному заводу № 100 в Челябинске совместно с техническим управлением Главного бронетанкового управления Красной Армии до 1 ноября 1943 года спроектировать, изготовить и испытать артсамоход ИС-152 на базе танка ИС.
При разработке установка получила заводское обозначение «объект 241». Ведущим конструктором был назначен Г.Н.Москвин. Опытный образец изготовили в октябре. В течение нескольких недель САУ проходила испытания на НИБТПолигоне в Кубинке и АНИОПе в Гороховце. 6 ноября 1943 года постановлением ГКО новую машину приняли на вооружение под обозначением ИСУ-152, а в декабре началось ее серийное производство.
Компоновка ИСУ-152 принципиальными новшествами не отличалась. Боевая рубка, изготовленная из катаных броневых листов, устанавливалась в передней части корпуса, объединяя в один объем отделения управления и боевое. Моторно-трансмиссионное отделение находилось в кормовой части корпуса. Носовая часть корпуса на установках первых выпусков изготавливалась литой, на машинах последних выпусков имела сварную конструкцию. Количество и размещение членов экипажа были такими же, как и у СУ-152. Если экипаж состоял из четырех человек, то обязанности заряжающего выполнял замковый. Для посадки экипажа в крыше рубки имелись два круглых люка в передней части и один прямоугольный в кормовой. Все люки закрывались двухстворчатыми крышками, в верхних створках которых были установлены приборы наблюдения МК-4. В лобовом листе рубки располагался смотровой лючок механика-водителя, закрывавшийся броневой пробкой со стеклоблоком и смотровой щелью.
Сама по себе конструкция боевой рубки принципиальным изменениям не подверглась. Из-за меньшей ширины танка ИС, по сравнению с KB, пришлось уменьшить наклон бортовых листов с 25° до 15° к вертикали, а наклон кормового листа ликвидировать совсем. Толщина брони при этом возросла с 75 до 90 мм у лобового листа рубки и с 60 до 75 мм у бортовых. Маска пушки имела толщину 60 мм, а впоследствии была доведена до 100 мм.
Крыша рубки состояла из двух частей. Передняя часть крыши приваривалась к передним, скуловым и бортовым листам. В ней, помимо двух круглых люков, делалось отверстие для установки вентилятора боевого отделения (посередине), которое снаружи закрывалось броневым колпаком, и также предусматривались лючок для доступа к заливной горловине левого переднего топливного бака (слева) и отверстие антенного ввода (справа). Задний лист крыши выполнялся съемным и крепился болтами. Следует отметить, что установка вытяжного вентилятора стала существенным достоинством ИСУ-152, по сравнению с СУ-152, в которой вытяжной принудительной вентиляции не было вообще и члены экипажа во время боя порой теряли сознание от скапливавшихся пороховых газов.

Одна из первых серийных ИСУ-152 на полигоне. 1944 год.
Впрочем, по воспоминаниям самоходчиков, и на новой машине вентиляция оставляла желать лучшего - при открывании затвора после выстрела лавина густого порохового дыма, похожая на сметану, струилась из ствола орудия и медленно растекалась по полу боевого отделения.
Крыша над моторно-трансмиссионным отделением состояла из съемного листа над двигателем, сеток над окнами воздухопритока к двигателю и броневых решеток над жалюзи. В съемном листе имелся люк для доступа к узлам и агрегатам двигателя, закрывавшийся откидной крышкой. В задней части листа располагались два лючка для доступа к заправочным горловинам топливного и масляного баков. Средний кормовой лист корпуса в боевом положении привинчивался болтами, при ремонте он мог быть откинут на петлях. Для доступа к агрегатам трансмиссии в нем имелись два круглых люка, закрывавшихся откидными броневыми крышками. Днище корпуса было сварено из трех броневых листов и имело лючки и отверстия, закрывавшиеся броневыми крышками и пробками.
152-мм гаубица-пушка МЛ-20С обр. 1937/43 г. монтировалась в литой рамке, игравшей роль верхнего станка орудия, и защищалась литой же броневой маской, заимствованной у СУ-152. Качающаяся часть самоходной гаубицы-пушки имела незначительные отличия, по сравнению с полевой: были установлены откидной лоток для облегчения заряжания и дополнительная тяга к спусковому механизму, ручки маховиков подъемного и поворотного механизмов находились у наводчика слева по ходу машины, цапфы были вынесены вперед для естественного уравновешивания. Вертикальные углы наведения колебались в пределах от -3° до +20°, горизонтальные - в секторе 10°. Высота линии огня составляла 1800 мм. Для стрельбы прямой наводкой применялся телескопический прицел СТ-10 с полунезависимой линией прицеливания, для ведения огня с закрытых огневых позиций служила панорама Герца с удлинителем, объектив которой выходил из рубки через открытый левый верхний люк. При стрельбе в ночных условиях шкалы прицела и панорамы, а также прицельная и орудийная стрелки подсвечивались электрическими лампочками прибора «Луч 5». Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3800 м, наибольшая - 6200 м. Скорострельность - 2 - 3 выстр./мин. Орудие имело электрический и механический (ручной) спуски. Гашетка электроспуска находилась на ручке маховика подъемного механизма. На орудиях первых выпусков использовался механический (ручной) спуск. Подъемный и поворотный механизмы секторного типа крепились на кронштейнах к левой щеке рамки.
Боекомплект составлял 21 выстрел раздельного гильзового заряжания с бронебойно-трассирующими остроголовыми снарядами БР-540 с донным взрывателем МД-7 с трассером, осколочно-фугасными пушечными и стальными гаубичными гранатами ОФ-540 и ОФ-530 с взрывателями РГМ-2 (или РГМ, Д-1), осколочными гаубичными гранатами сталистого чугуна О-530А, которые размещались в боевом отделении. бронебойно-трассирующие снаряды находились в нише броневой рубки с левой стороны рубки в специальных рамках, осколочно-фугасные гранаты - там же, гильзы с боевыми зарядами в нише броневой рубки в специальных рамках и в хомутиковой укладке. Часть гильз с боевыми зарядами размещалась на днище под орудием. Выстрелы комплектовались следующими зарядами: № 1 переменным Ж11-545, уменьшенным переменным Ж-545У или ЖП-545У, полным переменным ЖН-545 или Ж-545 без одного равновесного пучка и специальным ЖН-545Б или Ж-545Б под бронебойно-трассирующий снаряд. Начальная скорость бронебойного снаряда при массе 48,78 кг составляла 600 м/с, осколочно-фугасного при массе 43,56 кг - 600 м/с. Бронебойный снаряд на дальности 1000 м пробивал броню толщиной 123 мм.
На части машин с октября 1944 года на вращающемся погоне командирского люка стала устанавливаться зенитная турель с 12,7-мм пулеметом ДШК обр. 1938 г. Боекомплект к пулемету составлял 250 патронов. Кроме того, в боевом отделении укладывались два пистолета-пулемета ППШ (позже - ППС) с боекомплектом 1491 патрон и 20 ручных гранат Ф-1.
Силовая установка и трансмиссия были заимствованы у танка ИС-1 (ИС-2). На ИСУ-152 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный дизель В-2ИС (В-2-10) мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин. Цилиндры располагались V-образно под углом 60°. Степень сжатия 14 - 15. Масса двигателя 1000 кг.

Тяжелая самоходно-артиллерийская установка ИСУ-152 во дворе Челябинского Кировского завода.
Весна 1944 года.
          Общая емкость трех топливных баков составляла 520 л. Еще 300 л перевозилось в трех наружных баках, не подключенных к системе питания. Подача топлива принудительная, с помощью двенадцатиплунжерного топливного насоса высокого давления НК1.
          Система смазки - циркуляционная, под давлением. В бак встроен циркуляционный бачок, обеспечивавший быстрый прогрев масла и возможность пользоваться методом разжижения масла бензином.
          Система охлаждения - жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Радиаторов - два, пластинчато-трубчатых, подковообразной формы, установленных над центробежным вентилятором.
          Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, на танке устанавливались два воздухоочистителя марки ВТ-5 типа «мультициклон». В головки воздухоочистителей были встроены форсунки и запальные свечи для подогрева всасываемого воздуха зимой. Кроме того, для подогрева охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя использовались фитильные обогреватели, работавшие на дизельном топливе. Эти же обогреватели обеспечивали и обогрев боевого отделения машины на длительных стоянках. Пуск двигателя осуществлялся инерционным стартером, имевшим ручной и электрический приводы, или с помощью баллонов со сжатым воздухом.
Трансмиссия САУ включала в себя многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по ферродо), четырехступенчатую восьмискоростную коробку передач с демультипликатором, двухступенчатые планетарные механизмы поворота с многодисковым блокировочным фрикционом и двухступенчатые бортовые передачи с планетарным рядом.
Ходовая часть САУ применительно к одному борту состояла из шести сдвоенных литых опорных катков диаметром 550 мм и трех поддерживающих катков. Ведущие колеса заднего расположения имели два съемных зубчатых венца с 14-ю зубьями каждый. Направляющие колеса - литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц, взаимозаменяемые с опорными катками. Подвеска - индивидуальная торсионная. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 86 одногребневых траков каждая. Траки штампованные, шириной 650 мм и шагом 162 мм. Зацепление цевочное.
Для внешней радиосвязи на машинах устанавливалась радиостанция 10Р или 10РК, для внутренней - переговорное устройство ТПУ-4-бисФ. Для связи с десантом на корме имелась кнопка звуковой сигнализации.
С 1944 по 1947 год было изготовлено 2790 самоходных установок ИСУ-152. Следует отметить, что, как и в случае с ИС-2, к выпуску самоходных орудий на его базе должен был подключиться Ленинградский Кировский завод. До 9 мая 1945 года там собрали первые пять ИСУ-152, а до конца года - еще сто. В 1946 и 1947 годах производство ИСУ-152 осуществлялось только на ЛКЗ.
Боевое приминение
С весны 1944 года тяжелые самоходно-артиллерийские полки СУ-152 перевооружались установками ИСУ-152 и ИСУ-122. Их переводили на новые штаты и всем присваивали звание гвардейских. Всего до конца войны было сформировано 56 таких полков, в каждом имелась 21 машина ИСУ-152 или ИСУ-122 (часть из этих полков - смешанного состава). 1 марта 1945 года 143-я отдельная танковая Невельская бригада в Белорусско-литовском военном округе была переформирована в 66-ю гвардейскую Невельскую тяжелую самоходно-артиллерийскую бригаду РВГК трехполкового состава (1804 человека, 65 ИСУ-122, 3 СУ-76).
Тяжелые самоходно-артиллерийские полки, приданные танковым и стрелковым частям и соединениям, в первую очередь использовались для поддержки пехоты и танков в наступлении. Следуя в их боевых порядках, САУ уничтожали огневые точки противника и обеспечивали пехоте и танкам успешное продвижение. В этой фазе наступления САУ становились одним из основных средств отражения танковых контратак. В ряде случаев им приходилось выдвигаться вперед боевых порядков своих войск и принимать удар на себя, обеспечивая тем самым свободу маневра поддерживаемых танков.
Так, например, 15 января 1945 года в Восточной Пруссии, в районе Борове, немцы силою до одного полка мотопехоты при поддержке танков и самоходных орудий контратаковали боевые порядки нашей наступавшей пехоты, вместе с которой действовал 390-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк.
Пехота под давлением превосходящих сил противника отошла за боевые порядки самоходчиков, встретивших удар немцев сосредоточенным огнем и прикрывших поддерживаемые подразделения. Контратака была отбита, и пехота вновь получила возможность продолжать свое наступление.


ИСУ-152 использованная в качестве неподвижной огневой точки. Западный берег Суэцкого канала, Генифские холмы, к югу от г.Исмайлии. 1973 год.

Тяжелые САУ иногда привлекались к участию в артподготовках. При этом огонь велся как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. В частности, 12 января 1945 года во время Сандомирско-Силезской операции 368-й гвардейский полк ИСУ-152 1-го Украинского фронта в течение 107 минут вел огонь по опорному пункту и четырем артиллерийским и минометным батареям противника. Выпустив 980 снарядов, полк подавил две минометные батареи, уничтожил восемь орудий и до одного батальона солдат и офицеров противника. Интересно отметить, что дополнительные боеприпасы заранее выкладывались на огневых позициях, однако прежде всего расходовались снаряды, находившиеся в боевых машинах, иначе был бы значительно снижен темп стрельбы. Для последующего пополнения тяжелых САУ снарядами требовалось до 40 минут, поэтому они прекращали огонь заблаговременно до начала атаки.
Весьма эффективно тяжелые САУ использовались в борьбе с танками противника. Например, в Берлинской операции 19 апреля 360-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк поддерживал наступление 388-й стрелковой дивизии. Части дивизии овладели одной из рощ восточнее Лихтенберга, где и закрепились. На другой день противник силою до одного полка пехоты при поддержке 15 танков начал контратаковать. При отражении атак в течение дня огнем тяжелых САУ было уничтожено 10 немецких танков и до 300 солдат и офицеров.
В боях на Земландском полуострове в ходе Восточно-Прусской операции 378-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк при отражении контратак успешно применял построение боевого порядка полка веером. Это обеспечивало полку обстрел в секторе 180°, чем облегчало борьбу с танками противника, атакующими с разных направлений. Одна из батарей ИСУ-152, построив свой боевой порядок веером на фронте протяженностью 250 м, успешно отразила 7 апреля 1945 года контратаку 30 танков противника, подбив шесть из них. Батарея потерь не понесла. Лишь две машины получили незначительные повреждения ходовой части.
На заключительном этапе Великой Отечественной войны характерной особенностью применения самоходной артиллерии стали бои в крупных населенных пунктах, в том числе хорошо укрепленных. Как известно, наступление на крупный населенный пункт является весьма сложной формой боя и по своему характеру во многом отличается от наступательного боя в обычных условиях. Боевые действия в городе почти всегда расчленялись на ряд отдельных местных боев за отдельные объекты и узлы сопротивления. Это вынуждало наступавшие войска для ведения боя в городе создавать специальные штурмовые отряды и группы, обладавшие большой самостоятельностью. Штурмовые отряды и штурмовые группы являлись основой боевых порядков соединений и частей, ведущих бой за город.
Самоходно-артиллерийские полки и бригады придавались стрелковым дивизиям и корпусам, в последних они полностью или частями придавались стрелковым полкам, в которых использовались для усиления штурмовых отрядов и групп. В состав штурмовых групп включались самоходно-артиллерийские батареи и отдельные установки (обычно две). САУ, входившие в состав штурмовых групп, имели задачи непосредственного сопровождения пехоты и танков, отражения контратак танков и самоходных орудий противника и закрепления на занятых объектах.
Тактико-технические характеристики
тяжёлой самоходной установки ИСУ-152
Год выпуска
    1943
Экипаж
    5
Масса, т
    46
Габаритные размеры:
    длина, м
    ширина, м
    высота, м

   9,05
    3,07
    2,48
Клиренс, м
    0,47
Броневая защита, мм
   Лоб корпуса 60-90 мм
    Борт корпуса 75 мм
    Корма 60 мм
    Крыша 30 мм
    Днище 20 мм
Вооружение
   152-мм пушка-гаубица МЛ-20С
    12,7-мм пулемёт ДШК
Боезапас
   21 выстрел
    250 патронов
Двигатель
   "В-2ИС", дизельный
    12-цилиндровый, 520 л.с
Коробка передач
   4-ступенчатая трёхвальная
танковая с демультипликатором
Среднее удельное
давление на грунт, кг/см2
   0,8
Запас топлива, л
   500+360
Запас хода, км
   220
Макс. скорость, км/ч
   35
Преодолеваемые препятствия:
    подъём, град
    крен, град
    ров, м
    стенка, м
    брод, м

    36
    30
    2,5
    1
    1,3
Выпущено, шт
   2790
Сопровождая пехоту, САУ огнем прямой наводкой с места, реже с коротких остановок уничтожали огневые точки и противотанковые орудия противника, его танки и самоходки, разрушали завалы, баррикады и дома, приспособленные для обороны, и тем самым обеспечивали продвижение войск. Для разрушения зданий иногда применялся залповый огонь, дававший весьма хорошие результаты. В боевых порядках штурмовых групп самоходно-артиллерийские установки обычно двигались совместно с танками под прикрытием пехоты, если же танки отсутствовали, то они передвигались вместе с пехотой. Выдвижение самоходно-артиллерийских установок для действий впереди пехоты оказалось неоправданным, так как они при этом несли большие потери от огня противника.
В 8-й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта в боях за город Познань в состав штурмовых групп 74-й гвардейской стрелковой дивизии были включены по две-три ИСУ-152 394-го гвардейского тяжелого самоходно-артиллерий-ского полка. 20 февраля 1945 года в боях за 8-й, 9-й и 10-й кварталы города, непосредственно прилегавшие к южной части крепостной цитадели, штурмовая группа в составе взвода пехоты, трех ИСУ-152 и двух танков Т-34 очищала от противника квартал № 10. Другая группа в составе взвода пехоты, двух самоходно-артиллерийских установок ИСУ-152 и трех огнеметных ТО-34 штурмовала 8-й и 9-й кварталы. В этих боях САУ действовали быстро и решительно. Они приближались к домам и в упор уничтожали размещенные в окнах, подвалах и других местах зданий немецкие огневые точки, а также проделывали проломы в стенах зданий для прохода своей пехоты. При действиях вдоль улиц самоходки двигались, прижимаясь к стенам домов и уничтожая огневые средства противника, расположенные в зданиях на противоположной стороне. Своим огнем установки взаимно прикрывали друг друга и обеспечивали продвижение пехоты и танков. Вперед самоходно-артиллерийские установки продвигались поочередно перекатами, по мере продвижения пехоты и танков. В результате кварталы были быстро заняты нашей пехотой и немцы с большими потерями отошли в цитадель.
ИСУ-152 находилась на вооружении Советской Армии до 1970-х годов, вплоть до начала поступления в войска САУ нового поколения. При этом ИСУ-152 дважды модернизировалась. Первый раз в 1956 году, когда САУ получила обозначение ИСУ-152К. На крыше рубки установили командирскую башенку с прибором ТПКУ и семью смотровыми блоками ТНП; боекомплект гаубицы-пушки МЛ-20С увеличили до 30 выстрелов, что потребовало изменение расположения внутреннего оборудования боевого отделения и дополнительных боеукладок; вместо прицела СТ-10 был установлен усовершенствованный телескопический прицел ПС-10. На всех машинах смонтировали зенитный пулемет ДШКМ с боекомплектом 300 патронов. На САУ поставили двигатель В-54К мощностью 520 л.с. с эжекционной системой охлаждения. Емкость топливных баков увеличили до 1280 л. Была усовершенствована система смазки, конструкция радиаторов стала другой. В связи с эжекционной системой охлаждения двигателя изменили и крепление наружных топливных баков. Машины оборудовались радиостанциями 10-РТ и ТПУ-47. Масса самоходки возросла до 47,2 т, однако динамические характеристики остались прежними. Запас хода возрос до 360 км.
Второй вариант модернизации имел обозначение ИСУ-152М. На машину установили доработанные агрегаты танка ИС-2М, зенитный пулемет ДШКМ с боекомплектом 250 патронов и приборы ночного видения.
Помимо Советской Армии, ИСУ-152 состояли на вооружении Войска Польского. В составе 13-го и 25-го полков самоходной артиллерии они принимали участие в завершающих боях 1945 года. Вскоре после войны ИСУ-152 получила и Чехословацкая Народная Армия. В начале 1960-х один полк армии Египта также имел на вооружении ИСУ-152. В 1973 году они использовались в качестве неподвижных огневых точек на берегу Суэцкого канала и вели огонь по позициям израильских войск.

Схема бронирования ИСУ-152

Фотографии ИСУ-152 
Первый образец самоходной установки ИСУ-152 (объект 241) во дворе завода №100. Октябрь 1943 года. Вид на левый борт - спереди. Первый образец самоходной установки ИСУ-152 (объект 241) во дворе завода №100. Октябрь 1943 года. Вид сзади. Первый образец самоходной установки ИСУ-152 (объект 241) во дворе завода №100. Октябрь 1943 года. Вид на левый борт. Первый образец самоходной установки ИСУ-152 (объект 241) во дворе завода №100. Октябрь 1943 года. Вид сзади - на левый борт.
Первый образец самоходной установки ИСУ-152 (объект 241) во дворе завода №100. Октябрь 1943 года. Вид спереди - на левый борт - сверху. Первый образец самоходной установки ИСУ-152 (объект 241) во дворе завода №100. Октябрь 1943 года. Вид спереди - на правый борт - сверху. Испытание ИСУ-152 на НИБТПолигоне в Кубинке. Ноябрь 1943 года. Испытание ИСУ-152 на НИБТПолигоне в Кубинке. Ноябрь 1943 года. Испытание ИСУ-152 на НИБТПолигоне в Кубинке. Ноябрь 1943 года.
Украина, весна 1944 года. Самоходки ИСУ-152 на исходных позициях перед атакой на Витебск. 3-й Белорусский фронт, предположительно 337-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк, июнь 1944 года. Тяжёлые самоходные установки ИСУ-152 выдвигаются в исходные районы для наступления. Ленинградский фронт, июнь 1944 года. Финские солдаты у подбитой советской самоходки ИСУ-152 (тактический номер «1212»). Карелия, район Петровки, 25 июня 1944 года.
ИСУ-152 на одной из площадей освобожденного Львова. 27 июля 1944 года. Батарея самоходных установок ИСУ-152 перед атакой. Лето 1944 года. Самоходные установки ИСУ-152 374-го гвардейского тяжелого самоходно-артиллерийского полка под командованием гвардии-полковника Н.В. Смирнова перед началом наступления. 4-я танковая армия, район Львова, июль 1944 года. Машины имеют необычный четырехцветный камуфляж, двухзначные номера и тактические обозначения. Самоходные установки ИСУ-152 374-го гвардейского тяжелого самоходно-артиллерийского полка под командованием гвардии-полковника Н.В. Смирнова перед началом наступления. 4-я танковая армия, район Львова, июль 1944 года. Машины имеют необычный четырехцветный камуфляж, двухзначные номера и тактические обозначения. ИСУ-152 из состава 333-го гвардейского самоходно-артиллерийского полка входят в освобожденный Полоцк. 1-й Прибалтийский фронт, 6-я гвардейская армия, июль 1944 года.
ИСУ-152 333-го гвардейского самоходно-артиллерийского полка атакуют немецкие позиции в районе Полоцка. 1-й Прибалтийский фронт, июль 1944 года. На крыше САУ виден гаечный ключ для регулировки натяжения гусениц. ИСУ-152 в освобождённом Львове. Западная Украина, 27 июля 1944 года. ИСУ-152 предположительно из состава 368-ого гвардейского тяжёлого самоходно-артиллерийского полка, либо 374-ого Гв.ТСАП, которые во время Львовско-Сандомирской операции поддерживали 4 танковую Армию. ИСУ-152 части полковника Н.Шишева выдвигаются на боевую позицию. Зима 1944 года. АТ-45 во время своих государственных испытаний транспортирует ИСУ-152. 1944 год.
Командир 384-го гвардейского тяжелого самоходно-артиллерийского полка подполковник И. Малютин ставит задачу командирам батарей. 1-й Украинский фронт, г.Ченстохова, 17 января 1945 года. ИСУ-152 имеет зимний камуфляж и надпись «Москва» на правом борту рубки. ИСУ-152 из состава 11-й гвардейской тяжелой танковой бригады проходит по освобождённому польскому городу Лодзь. 1-ый Белорусский фронт, 8-я гвардейская армия, 19 января 1945 года. ИСУ-152 5-й Гвардейской Танковой Армии. На передней машине - гвардии старшина, старший механик-водитель И.П.Заяц. Машины имеют различный деформирующий камуфляж. На дальней САУ тактический номер «175». Восточная Пруссия, 2-й Белорусский фронт, 5-я ТА. Январь 1945 г. ИСУ-152 5-й танковой армии на марше. Восточная Пруссия. Февраль 1945 г. ИС-2 и ИСУ-152 в наступлении. Германия, март 1945 г.
Тяжёлое самоходное орудие ИСУ-152 с тактическим номером «43» на улице Бреслау. Самоходка принадлежит 349-му Краснознаменному гвардейскому самоходно-артиллерийскому полку 6 армии. 1-й Украинский фронт. Март 1945 года. Тяжёлое самоходное орудие ИСУ-152 с тактическим номером «43» на улице Бреслау. Самоходка принадлежит 349-му Краснознаменному гвардейскому самоходно-артиллерийскому полку 6 армии. 1-й Украинский фронт. Март 1945 года. Тяжелая самоходно-артиллерийская установка ИСУ-152 на улице Бреслау (Вроцлав). 1-й Украинский фронт, 6-я армия, 349-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк, март 1945 года. ИСУ-152 из состава 395-го гвардейского тяжелого самоходно-артиллерийского полка на одной из площадей Кенигсберга. 3-й Белорусский фронт, 50-я армия, апрель 1945 года. Расчёт самоходного орудия ИСУ-152, выйдя из боя, приводит в порядок материальную часть. На снимке механик-водитель гвардии техник-лейтенант Г.Т.Товолжанский "наводит блеск" на сапогах, пользуясь нацистским флагом. 1-ый Украинский фронт, 6-я армия, 349 гв. ТСАП, март-апрель 1945 года.
Танки ИС-2 и ИСУ-152 во время штурма Берлина. Апрель 1945 г. ИСУ-152 в Кёнигсберге. Восточная Пруссия, 9 апреля 1945 года. Советские танки и САУ на улицах Кенигсберга: на переднем плане Т-34-85, на заднем ИСУ-152. 3-й Белорусский фронт, апрель 1945 года. На башне танка виден номер 805 и тактическое обозначением, предположительно принадлежащее 2-й гвардейской танковой бригаде. Самоходная установка ИСУ-152 в центре Берлина. 30 апреля 1945 года. Белые полосы наносились для удобства опознавания советской техники англоамериканской авиацией.
Самоходка ИСУ-152, впереди - Берлин, весна 1945 г. На лобовом бронелисте рубки виден тактический знак, который обозначает принадлежность машины полку или бригаде. Обратите внимание на крупный и яркий тактический номер. На борту видна надпись «Освобожденная Кировоградщина», последние буквы сложно разобрать. ИСУ-152 с десантом пехоты ведет бой в Кенигсберге. 3-й Белорусский фронт, 43-я армия, предположительно 345-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк. САУ имеет тактический номер 12. Война окончена! Колонна немецких военнопленных проходит мимо ИСУ-152. Берлин, май 1945 года.
ИСУ-152 из состава 13-ого самоходного артиллерийского полка Войска Польского на построении во время парада по случаю победы над Германией. ИСУ-152 захваченная финнами в июне 1944 года в боях под Петровкой и затем уже использовавшаяся против советских войск. ИСУ-152 захваченная финнами в июне 1944 года в боях под Петровкой и затем уже использовавшаяся против советских войск. ИСУ-152 с десантом пехоты на броне. Маньчжурия, 1945 год. По Красной площади проходят САУ ИСУ-152. 7 ноября 1946 года.
На улице Горького – тяжёлые САУ ИСУ-152. Москва, 1 мая 1947 года. ИСУ-152 на параде в Москве. 7 ноября 1948 года. Колонна ИСУ-152 движется на Красную Площадь. Москва, 7 ноября 1950 года. ИСУ-152К предположительно из состава 33 гв.дивизии Советской Армии. Будапешт, 1956 год. Загрузка самоходных орудий ИСУ-152М в большой десантный корабль типа «Воронежский комсомолец». Конец 1960-х годов.
? ИСУ-152 в Центральном музее вооружённых сил (ЦМВС) в г.Москве. Вид спереди. ИСУ-152 в Центральном музее вооружённых сил (ЦМВС) в г.Москве. Вид на правый борт - спереди. ИСУ-152 в Центральном музее вооружённых сил (ЦМВС) в г.Москве. Вид на левый борт - спереди. ИСУ-152 в Центральном музее вооружённых сил (ЦМВС) в г.Москве. Вид сзади.
ИСУ-152 из экспозиции Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, г. Москва. Вид на левый борт - спереди. ИСУ-152 из экспозиции Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, г. Москва. Вид спереди. ИСУ-152 из экспозиции Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, г. Москва. Вид на правый борт. ИСУ-152 из экспозиции Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, г. Москва. Вид сзади.
Тяжёлая самоходная установка ИСУ-152 в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в п.Кубинка, Московской обл. Вид спереди. Тяжёлая самоходная установка ИСУ-152 в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в п.Кубинка, Московской обл. Вид сзади. Тяжёлая самоходная установка ИСУ-152 в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в п.Кубинка, Московской обл. Вид на правый борт - спереди. ИСУ-152 на постаменте перед КПП 4-й гвардейской танковой Кантемировской дивизии. ИСУ-152 в экспозиции танкового музея в Варшаве.
Модель ИСУ-152 (Ю.Гричик). Модель ИСУ-152 из состава 8-го гвардейского танкового корпуса. г.Данциг, март 1945 года. (Ю.Гричик). Модель ИСУ-152 из состава 8-го гвардейского танкового корпуса. г.Данциг, март 1945 года. (Ю.Гричик). Модель ИСУ-152 из состава 8-го гвардейского танкового корпуса. г.Данциг, март 1945 года. (Ю.Гричик). Модель ИСУ-152 из состава 8-го гвардейского танкового корпуса. г.Данциг, март 1945 года. (Ю.Гричик).
Модель ИСУ-152 из состава 8-го гвардейского танкового корпуса. г.Данциг, март 1945 года. (Ю.Гричик). Модель ИСУ-152 (А.Воловик). Модель ИСУ-152 (А.Степанов). Модель ИСУ-152 (А.Степанов). Модель ИСУ-152 (А.Степанов).
Тяжелая самоходная установка ИСУ-152 374-го гвардейского тяжелого самоходно-артиллерийского полка 4-й танковой армии в трехцветном камуфляже. Район Львова, июль 1944 года. Самоходная установка ИСУ-152. 338-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк, район Кенигсберга, апрель 1945 года. Вид на левый борт. Самоходная установка ИСУ-152. 338-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк, район Кенигсберга, апрель 1945 года. Вид спереди.
Тяжелая самоходная установка ИСУ-152 «Москва». 1-й Украинский фронт, 384-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк, Ченстохова, январь 1945 года. ИСУ-152 которая использовалась в качестве неподвижной огневой точки на западном берегу Суэцкого канала. Генифские холмы, к югу от г.Исмайлии. 1973 год. Самоходная установка ИСУ-152. Вид сверху.
 

            Чертежи тяжёлой самоходной установки ИСУ-152:
                   - общие проекции ИСУ-152
                   - cамоходная пушка-гаубица МЛ-20С (цв.рисунок)
                   - cамоходная пушка-гаубица МЛ-20С (детальный)
                   - интерьер ИСУ-152 (правый борт рубки)
                   - интерьер ИСУ-152 (левый борт рубки)
                   - интерьер ИСУ-152 (вид в нос)
                   - интерьер ИСУ-152 (корма рубки)
                   - отделение управления
                   - общий вид корпуса (носовая часть и правый борт)
                   - общий вид корпуса (кормовая часть и крыша)


Источники:
Самоходные артиллерийские установки ИСУ-152М и ИСУ-152К. Техническое описание.
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том II. Изд.центр "Экспринт". 2005 г.
М.Коломиец, М.Макаров "Самоходная артиллерия Красной Армии". (Фронтовая иллюстрация №4, 2002 г.)
"Артиллерия и миномёты XX века" Смоленск, изд. "Русич" 2001 г.
М.Барятинский "Парады стали и мотров". ООО "Изд-во "Железнодорожное дело", 2003 г.
М.Барятинский "Тяжёлые САУ Красной Армии". (Бронеколлекция №2, 2006 г.)
S.J.Zaloga, J.Kinnear, A.Aksenov&A.Koshchavtsev "Stalin's Heavy Tanks 1941-1945". Concord.
www.jagdtiger.de

Вернуться к САУ  Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz