Трактор "Коммунар"
Когда в апреле 1923 года Тракторная комиссия при Госплане разрабатывала стратегическую линию механизации сельского хозяйства страны, она отметила главные преимущества гусеничного трактора перед колесным: возможность работы на поле в плохую погоду, почти в 1,5 раза больший коэффициент использования мощности двигателя для создания тяги и меньший расход топлива на единицу тяговой мощности. Кроме того, мощность, затрачиваемая на движение у гусеничного трактора, почти не зависит от состояния пути. Уже на хорошей проселочной дороге сопротивление движению у него меньше, чем у трактора с металлическими колесами, а на плохой и подавно. Вот почему в первоначальных наметках Госплана гусеничных тракторов предполагалось выпустить больше, чем колесных. Тем более что кое-какой опыт уже был.
Петроградский Обуховский завод, ныне "Большевик", еще в 1918 году получил от Наркомата продовольствия заказ на изготовление 2 тыс. колесно-гусеничных тракторов по типу американского "Холта" мощностью 75 л. с. Но тут началась гражданская война, завод перешел на обеспечение нужд Красной Армии, в эту пору было не до тракторов. И все-таки к 1921 году обуховцы выпустили первые три трактора, а в 1922-м - еще пять.
В 1922 году Украинский совнархоз вошел в правительство с предложением организовать на бездействовавшем тогда Русско-Балтийском машиностроительном заводе в Таганроге производство гусеничных тракторов по типу немецкого ВД-50 "Ханомаг" мощностью 50 л. с. с таким расчетом, чтобы к 1926 году довести выпуск до 1200 штук в год. К этому времени у специалистов сельского хозяйства Англии и США сложилось мнение, что наиболее экономичны тракторы мощностью 20-30 л. с. При меньшей мощности они менее эффективны в работе, а при большей возрастают потери во время простоев. Однако Тракторная комиссия решила, что из-за недостатка механиков у нас в стране должны выпускаться более мощные машины. Поэтому в принципе предложение УкрСНХ она приняла, но вместо Таганрога рекомендовала развернуть производство тракторов на Харьковском паровозостроительном заводе (ныне - Машиностроительный завод им.Морозова).

Общий вид трактора "Коммунар".
         Когда в мае из Германии прибыл трактор, заводские конструкторы во главе с опытным инженером Константином Ивановичем Марьиным, впоследствии первым начальником КБ НАТИ, сразу же занялись его испытанием.
         ВД-50 "Ханомаг" оказался прочной, добротно сделанной машиной, однако двигатель его, рассчитанный на бензин, на керосине развивал лишь 38 л. с. Чтобы выполнить постановление СТО, конструкторам пришлось полностью переделать двигатель, а вместе с ним почти и весь трактор.
         ВД-50, главные конструктивные особенности которого сохранились и в "Коммунаре", унаследовал принципы, сложившиеся в танкостроении в первую мировую войну. Это двухгусеничный трактор с клепаной рамой, составляющей одно целое с рамами гусениц. Из-за жесткого крепления к корпусу рам гусениц они не могут приспособиться к рельефу местности, поэтому лишь часть опорной поверхности находится в сцеплении с почвой. Кроме того, гусеничные рамы и их механизмы, воспринимая удары, передают их на остов машины, в корпусе возникают значительные напряжения. Как следствие, конструкция рассчитывается на большой коэффициент запаса прочности, что приводит к увеличению веса и удорожанию машины. Цилиндры двигателя отливаются отдельно и при сборке устанавливаются в один ряд, масло на смазку подается под давлением сдвоенным шестеренчатым насосом, зажигание - от магнето высокого напряжения с автоматической регулировкой момента зажигания. Все части передаточного механизма предохранены от пыли, а часть гусеничных ходов во избежание попадания камней и грязи закрыта плитами, прикрепленными к раме трактора.
Когда в конце апреля 1924 года первый "Коммунар" заработал, он заметно отличался от своего прототипа. Керосиновый двигатель оказался тяжелее бензинового, кроме того, некоторые детали из цветных металлов заменили стальными и чугунными. Чтобы сохранить удельное давление на почву, как и у ВД-50, конструкторы "Коммунара" увеличили раму и длину гусениц. Для облегчения пуска двигателя между валом, вращаемым заводной ручкой, и коленчатым валом по предложению конструктора Ковалевского установили зубчатую пару с передаточным отношением два.
Организация труда на ХПЗ на первый взгляд соответствовала основным требованиям массового производства. Цех механического отделения разбили на 10 пролетов, которые шли перпендикулярно сборочному цеху. В каждом из пролетов делали один из узлов трактора - мост, дифференциал, коробку скоростей и т. д. Узлы подавались на свои позиции к конвейеру. Однако, несмотря на внешне соблюденные признаки массового производства, такового на самом деле организовать не удалось. Тому было множество причин.
Во-первых, из 1,5 млн. руб., первоначально выделенных на реконструкцию, завод получил лишь 250 тыс.
Во-вторых, оборудование, которое удалось привезти на ХПЗ, собрав с миру по нитке, оказалось сильно изношенным и не вполне соответствовало требованиям производства. На первых порах не было качественных сталей, отсутствовали даже необходимые для работы приспособления и инструмент. Поэтому в 1925 году принимается решение, устанавливающее годовой выпуск для ХПЗ 300 тракторов, но и этого уровня завод достиг лишь в 1930 году.
За годв производства 1924-31 гг. "Коммунар" выпускался в трех вариантах - с двигателем на керосине мощностью 50 л.с. (Г-50), на бензине мощностью 75 л.с. (Г-75) и 90 л.с. (З-90)
"Коммунары" направляли в основном в лесное хозяйство, там на вывозке древесины они показали себя с самой лучшей стороны.
В истории тракторизации сельского хозяйства "Коммунар" не сыграл выдающейся роли. Его заслуга в другом. 29 апреля 1925 года на ХIV конференции РКП(б) Ф. Дзержинский сказал: "Если бы мы сейчас поставили вопрос относительно постройки нового тракторного завода, то без этих опытов (на Путиловском, на Харьковском паровозостроительном заводе и на Коломенском заводе), без той учебы, которую рабочие, технический персонал и инженеры приобретают, мы никогда не могли бы приступить к тому, чтобы построить новый специальный тракторный завод".
Тактико-технические характеристики
трактора "Коммунар"
Модель
    Г-50     Г-75     З-90
Годы выпуска
1924-1931
Число мест в кабине
    1     1     1
Масса, т
    8,5     8,5     8,5
Масса груза, кг
     2000      2000      2000
Масса прицепа, т
    6     6     6
Габариты, м
    длина
    ширина
    высота
    
    5,15
    2,06
    2,46
    
    5,15
    2,06
    2,46
    
    5,15
    2,06
    2,46
Мощность, л.с. (кВт)
50 (37)
75 (55)
90 (66)
Макс. скорость, км/ч
  1,8...7,0   2,4...9,2   3,9...15,2
Коробка передач
   3 вперёд и 1 назад
Запас хода, км
    150     150     150
Выпущено, шт
~2000
Основное назначение трактора было - работа с 6-8-корпусным плугом и другими прицепными машинами общего назначения, а также для привода стационарных машин и для транспортных работ. "Коммунар" активно эксплуатировался и в Красной Армии в качестве артиллерийского и танкового тягача. Всего было выпущено около 2000 шт.
Кроме того на базе "Коммунара" были изготовлены опытные образцы самоходных установок СУ-2, СУ-5 и несколько вариантов танка - танк Д-10, бронированный десантный танк Д-14 и танк химического нападения Д-15.
Сегодня наверное многим покажется смешным или глупым увлечение руководства РККА самоходками на тракторных шасси. Однако следует учесть, что в то время ни одна армия мира не имела опыта по созданию системы вооружения самоходной артиллерии. Поэтому советским военным и конструкторам приходилось идти "методом проб и ошибок". Ведь на первый взгляд использование тракторных шасси (которые в несколько раз дешевле, чем танковые) для самоходной артиллерии сулило большие выгоды. Во-первых, возможность быстрого оснащения Красной Армии самоходной артиллерией и во-вторых, в случае войны резкое увеличение числа боевых машин путем переделки имеющихся в народном хозяйстве тракторов в самоходные орудия. Идея весьма привлекательная, если учесть тогдашнюю слабую оснащенность РККА бронетанковой техникой и сложности с налаживанием ее производства на отечественных заводах.
С постройкой опытных образцов и последующем их испытаний, к весне 1932 года руководство УММ РККА получило материал по испытанию бронетракторов различных конструкции и убедилось в том, что сделать из обычного коммерческого трактора полноценную боевую машину невозможно. Получавшаяся в результате такой переделки конструкция не могла решать стоящие перед ней боевые задачи. Поэтому все усилия были сосредоточены на создании самоходных установок на танковых и специальных шасси. Всем тогда казалось, что бронетракторы вымерли как когда-то динозавры. Однако время рассудило иначе...

Фотографии трактора "Коммунар" 

"Коммунар" в с/х Советского Союза БТ-2 с отвалившимся направляющим колесом цепляют к трактору "Коммунар 9 ГУ", 45-й мехкорпус. 1933 г. Рисунок трактора "Коммунар". Вид спереди (рис. Б.Лисенков).
"Коммунары" буксируют 280-мм гаубицы БР-5. "Коммунар" в немецких войсках. (Группа армий "Север") Немецкое наступление было стремительным Рисунок трактора "Коммунар". Вид сверху (рис. Б.Лисенков).
 

            Чертеж трактора "Коммунар":
                   - вид сбоку


Источники:
Л.Евсеев "Коммунар". (Техника-молодёжи №5, 1975 г.)
ХКБМ им.Морозова

Вернуться к грузовикам, тягачам  Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz