Лёгкий артиллерийский тягач "Комсомолец"
В конце 1936 года, в КБ завода №37 в Москве, под руководством главного конструктора завода Н.А.Астрова был создан полноценный быстроходный бронированный гусеничный тягач "Комсомолец" Т-20 (заводской индекс 020 или А-20).

Т-20 "Комсомолец" 1-й серии.
Машина имела более просторный клепано-сварной корпус из бронелистов толщиной 7-10 мм, защищавших экипаж - водителя и командира-стрелка - от пуль винтовочного калибра и мелких осколков. Кроме того, командир получил оборонительное вооружение - танковый пулемет ДТ в подвижной маске, отнюдь не лишний в зоне переднего края, где для артиллеристов был весьма вероятен непосредственный контакт с противником. Кабина экипажа, бронированная со всех сторон, имела сверху два люка, а впереди и по бортам - откидные бронещитки, прикрывавшие смотровые щели, позже замененные пулестойкими блоками "триплекс". За кабиной находилось моторное отделение (двигатель, как и на "Пионере", располагался сзади и был развернут маховиком вперед), закрытое сверху броневым капотом с откидными крышками. Над ним, за бронеперегородкой, размещалось грузовое отделение с двумя блоками продольных трехместных сидений. Будучи повернутыми наружу, они образовывали своими спинками борта грузовой платформы для перевозки боезапаса и артиллерийского снаряжения. При перевозке артиллеристы размещались спинами друг к другу, в габаритах тягача. В ненастную погоду при длительных маршах мог устанавливаться закрытый тент с окошками, при этом высота машины увеличивалась до 2,23 м. Электронные торговые площадки идеальны для закупок в промышленности.
На тягаче устанавливался четырехтактный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель М-1 мощностью 50 л.с. (37 кВт) с карбюратором "Зенит" с экономайзером и обогатителем. Пуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера МАФ-4006 мощностью 0,8-0,9 л.с. (0,6-0,7 кВт) и от заводной рукоятки. В системе зажигания применялась бобина ИГ-4085 и прерыватель-распределитель ИГФ-4003. Двигатель располагался за кабиной и был защищен броневым капотом. Воздух для системы охлаждения первоначально забирался вентилятором через боковые воздухозаборники над гусеницами, что при движении в сухую погоду вызывало загрязнение двигателя и его быстрый износ. На последней серии тягачей воздухозаборники были перенесены в более чистую зону - между спинками сидений. Для повышения живучести машин у командира-стрелка имелось дублированное управление (кроме переключения передач), что в годы войны не раз выручало при ранении или гибели водителя. Емкость бензобака, оборудованного бензоуказателем, составляла 115 л. Кроме того, имелся расходный бачок емкостью 3 - 6,7 л (в зависимости от серии).
Четырехступенчатая коробка передач, обеспечивавала четыре передачи вперед и одну передачу заднего хода. Одноходовый демультипликатор от трехосного автомобиля ГАЗ-ААА удваивал число ступеней в трансмиссии и позволяло иметь два диапазона: тяговый и транспортный. Отсюда и возможность минимальной ("ползучей") скорости движения в 2-2,5 км/ч при тяговом усилии на крюке до 3000 кг. Остальные агрегаты трансмиссии: главную передачу, бортовые фрикционы с тормозами, бортовые передачи с ведущими звездочками, а также мелкозвенчатую гусеницу, опорные и поддерживающие обрезиненные катки использовали от танка Т-38.

Тележки с блокированными попарно опорными катками, в отличие от танковых, имели более компактную рессорную подвеску, что позволило снизить высоту гусеничного обвода для удобного размещения расчета. Первоначально задний опорный каток выполнял роль и направляющего колеса, но из-за частых случаев опрокидывания тележки, которые не удалось предотвратить установкой ограничителя, пришлось ввести отдельное направляющее колесо. К сожалению, не оправдало себя и применение в опытном порядке бесшумной резинотросовой гусеницы с металлическими плицами - она часто соскакивала.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТЭ-100 емкостью 100 А•ч и генератор ГБФ-4105 напряжением 6-8 В и мощностью 60-80 Вт.
Армейские испытания "Комсомольца", проведенные в августе - ноябре 1937 года, показали, что он, при условии устранения отдельных недоработок, может быть принят на вооружение РККА. Средняя скорость движения тягача с прицепом по шоссе достигала 15-20 км/ч, по проселку и бездорожью - до 8-11 км/ч, что было признано как высокая. Машина преодолевала ров 1,4 м, брод 0,6 м, стенку 0,47 м, валила деревья толщиной 0,18 м. Движение было возможно при крене 40° (правда, при этом иногда спадали гусеницы с короткими перьями траков). Максимальный преодолеваемый подъем с экипажем из двух человек и полной заправкой без прицепа доходил до 45°; при полной боевой массе и прицепе массой 2000 кг до 18°. Радиус поворота составлял всего 2,4 м (разворот на месте), что также оценивалось положительно, учитывая высокие требования к маневренности машины. К сожалению, автомобильный двигатель, не рассчитанный для длительной напряженной работы на гусеничном тягаче, был перегружен и нередко преждевременно выходил из строя (износ шатунных подшипников, пробой прокладки головки, течи через сальники). Однако других подходящих, легких и компактных, моторов тогда в стране не было.
Были отмечены и недостатки, позже устраненные: непригодность буксирного приспособления (впоследствии установили резиновый амортизатор крюка), малая живучесть гусениц (траки стали отливать из марганцовистой стали), самовыключение передач (ввели блокировку в КП). Пробуксовку тягача на обледенелой дороге ликвидировали введением съемных шипов, прикрепляемых болтами к каждому пятому траку гусеницы (всего на борт - 16 шипов). Шипы стали придаваться каждой машине в индивидуальный комплект ЗИП.
Выпускать "Комсомолец" начали в 1937 году на головном заводе № 37 и на спецпроизводствах СТЗ и ГАЗ. На последнем, в спецтехотделе, возглавляемом М.И.Казаковым, велись и самостоятельные работы по созданию легких артиллерийских тягачей на базе агрегатов автомобилей и легких танков. Из-за напряженного положения с выпуском бронелиста были сделаны попытки создания небронированныхвариантов "Комсомольца". Такими машинами, созданными на заводе № 37, стали легкие тягачи ЛТ-1 и ЛТ-2 с автомобильными двигателями ГАЗ-М (50 л.с.) и ГАЗ-11 (76 л.с.), разработанные в 1939 году под руководством Г.С.Суреняна.


"Комсомольцы" 1-й серии с полковыми пушками образца 1927 года
проходят по Красной площади.

На ГАЗе в 1940-1941 годах были построены (ведущие конструкторы Н.И.Дьячков и С.Б.Михайлов, конструкторы агрегатов С.А.Соловьев, И.Г.Сторожко, испытатель А.Ф.Хмелевский) легкие тягачи ГАЗ-20 ("Комсомолец-2") с двигателем ГАЗ-М и ГАЗ-22 (Т-22) на базе легкого танка Т-40 (катки с индивидуальной торсионной подвеской) с двигателем ГАЗ-11. Все они имели задние ведущие звездочки, кабину и платформу от грузового автомобиля ГАЗ-ММ, а по своим тяговым свойствам могли буксировать орудия дивизионной и зенитной артиллерии. Однако из-за выявленных существенных недостатков военные от этих тягачей отказались.
Выпуск "Комсомольца" прекратили в июле 1941 года: армии в большей степени требовались легкие танки. Всего было изготовлено 7780 машин трех производственных серий, несколько отличавшихся устройством платформы, сидений, системы охлаждения, ходовой части, вооружения. Они получили широкое применение в Красной Армии и сыграли заметную роль в ее моторизации. Так, по состоянию на 1 января 1941 года в войсках насчитывалось 4401 "Комсомольца" (20,5% парка специальных тягачей) при положенных по штату 2810. Кстати, по штатам, утвержденным в апреле 1941 года, в каждой стрелковой дивизии полагалось иметь 21 машину; к началу войны число тягачей этого типа в войсках достигло 6700 единиц.
Летом 1941 года при нанесении контрударов по врагу тягачи "Комсомолец" иногда использовали как пулеметные танкетки для борьбы с пехотой. Тогда же на Горьковском артиллерийском заводе № 92 по инициативе главного конструктора В.Г.Грабина на сотне машин были смонтированы 57-мм противотанковые орудия ЗИС-2. Полученные открытые самоходные пушки ЗИС-30, хотя и оказались неустойчивыми при стрельбе (малая опорная база, большая высота линии огня), быстро прошли в конце июля войсковые испытания. Позже их распределили по танковым бригадам и они принимали участие в битве за Москву.

"Комсомольцы" с 45-мм противотанковыми пушками на параде в Куйбышеве. 7 ноября 1941 г
На фронтах войны тягачи "Комсомолец", количество которых непрерывно сокращалось (на 1.9.1942 в армии осталось 1662 машины, на 1.1.1943 - 1048), продолжали нести свою нелегкую службу. При отсутствии других тягачей их применяли и для буксировки более тяжелой малокалиберной зенитной и дивизионной артиллерии, конечно, работали машины при этом с перегрузкой. Использовали Т-20, оказавшиеся идеальными для лесных дорог, к тому же всегда обеспеченные автомобильными запчастями, и партизаны.
Большое количество тягачей было захвачено немецкими войсками в исправном состоянии. "Комсомольцы" в вермахте состояли под обозначением 'leicht gepanzerter Artillerie Schlepper 630(r).
Единственный сохранившийся в нашей стране "Комсомолец" можно увидеть в Москве на Поклонной горе на открытой площадке. В Финляндии же их не в пример больше, целых 3. Один в артиллерийском музее г.Хэмейнлинна, а в финском танковом музее в г. Парола их два, причем один - на ходу. И это неудивительно, ведь в финской армии трофейные тягачи Т-20 эксплуатировались вплоть до 1961 года.

Тактико-технические характеристики
тягача "Комсомолец"
Год выпуска
    1936
Экипаж
    2
Масса в снаряжённом состоянии
без груза, кг
    3460
Длина, м
    3,45
Ширина, м
    1,859
Клиренс, м
    0,3
Ширина гусениц, м
    0,2
Высота по кабине (без нагрузки), м
    1,58
Броневая защита, мм
   Лоб корпуса 10 мм
    Борт 7 мм
    Корма 7 мм
Вооружение
    7,62-мм пулемет ДТ.
Боезапас
    1260 патронов
Двигатель
    "ГАЗ-М", 50 л.с.
    4-цилиндровый
Топливо, л
    115
Запас хода по шоссе, км
   без прицепа - 250
    с прицепом - 152
Макс. скорость, км/ч
    50
Грузоподъёмность платформы, кг
    500
Масса буксируемого прицепа, кг
    2000
Число мест в кузове для сидения
    6
Среднее удельное давление
на грунт с грузом на платформе, кг/см2
    0,58
Выпущено, шт
    7780

Фотографии тягача "Комсомолец"
Бронированный тягач"Комсомолец" 3-й серии с поднятым брезентовым тентом. Бронированный тягач"Комсомолец" 3-й серии с поднятым брезентовым тентом. Бронированный тягач "Комсомолец" с опущенным тентом. "Тягач "Комсомолец" 1-й серии захваченный финскими войсками (сидения подняты). Характерной особенностью этих машин были жалюзи воздухооттока в кормовой стенке корпуса. У тягачей 1-й и 2-й серий рукоятка ручного пуска находилась в корме. "Комсомолец" 3-й серии буксирует на местности 45-мм противотанковую пушку образца 1932 года. Учения войск Киевского Особого ВО. Осень 1940 г.
"Комсомолец" транспортирует 45-мм пушку с расчётом. Тягач "Комсомолец" 1-й серии на маневрах. Июнь 1939 г. Танки Т-26 и бронированные тягачи "Комсомолец" 35-й танковой бригады выдвигаются к линии фронта. Февраль 1940 года. Танки Т-26 и артиллерийские тягачи "Комсомолец» выдвигаются на рубеж атаки. Полоса 8-й армии, 2 декабря 1939 года.
Бронированные тягачи Т-20 «Комсомолец» с 45-мм противотанковыми пушками выдвигаются к линии фронта. Карельский перешеек, район Васкелово, 2 декабря 1939 года. Бронированные тягачи «Комсомолец» на улице Выборга. 13 марта 1940 года. Советская колонна подвергшаяся немецкому авианалёту. Видны ГАЗ-АА, С-65, ЗиС-5, 3 тягача "Комсомолец" (справа) и командиская автомашина ГАЗ М-1. По всей видимости это была штабная автоколонна. Первый день войны - немецкие мотоциклисты с интересом рассматривают первых советских военнопленных. Слева виден брошенный артиллерийский тягач "Комсомолец". Снимок сделан днём 22 июня 1941 года в полосе наступления 36-й моторизованной дивизии. Тягач «Комсомолец» с 45-мм противотанковой пушкой меняет огневую позицию. Западный фронт, ноябрь 1941 года.
Захваченный немцами "Комсомолец" Немецкая импровизированная САУ - 37-мм пушка Pak 35/36 на базе тягача "Комсомолец". Окрашена в серый цвет, на увеличенных щитах рубки и корпусе нанесены белые кресты. Киевское направление, село Смоляк, 1943 г. Таже самая САУ, только чуть ранее. На стволе нанесены краской 4 белых кольца, говорящие о количестве побед над советской бронетехникой. Немец позирует у захваченного "Комсомольца" "Комсомолец" использовавшийся немцами в качестве транспортёра.
Зима 1941 г. Брошенные советскими войсками "Комсомолец" с 45-мм противотанкой пушкой обр. 1937 года. Июль 1941 года. Осень 1941 г.
Уничтоженная советская техника и убитые советские бойцы на направлении удара 11 танковой дивизии Вермахта. Вязьма. 9 октября 1941 года. Танк БТ-7 и арттягач "Комсомолец" готовятся к атаке. Район реки Халхин-Гол. 1939 г. "Комсомолец" в экспозиции на Поклонной горе в г. Москве.
"Комсомолец" в экспозиции Финского артиллерийского музея в г.Hаmeenlinna "Комсомолец" в экспозиции Финского артиллерийского музея в г.Hаmeenlinna "Комсомолец" в экспозиции Финского артиллерийского музея в г.Hаmeenlinna "Комсомолец" в экспозиции Финского артиллерийского музея в г.Hаmeenlinna "Комсомолец" в экспозиции Финского артиллерийского музея в г.Hаmeenlinna
"Комсомолец" под обозначением Ps 755-38 в финском музее Парола "Комсомолец" под обозначением Ps 755-38 в финском музее Парола "Комсомолец" под обозначением Ps 755-22 в финском музее Парола "Комсомолец" под обозначением Ps 755-22 в финском музее Парола Рисунок "Комсомольца".
 

            Чертежи тягача "Комсомолец":
                   - компоновка тягача
                   - боковые проекции "Комсомольца" 3-й серии


Источники:
Е.Прочко "Артиллерийские тягачи Красной Армии" ("Бронеколлекция" №3, 2002 г.)
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.
М.Коломиец. "Танки в зимней войне 1939-1940". (Фронтовая иллюстрация №3, 2001 г.)
Галерея автомотостарины
andreaslarka.net

Вернуться к грузовикам, тягачам  Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz