Плавающий бронеавтомобиль ПБ-7

Опытный плавающий бронеавтомобиль ПБ-7 (рис.А.Шепс).

Опыт работы по ПБ-4 не прошел даром - уже осенью 1936 года в КБМ изготовили новый плавающий бронеавтомобиль на шасси ГАЗ-AAA. Разработка новой машины, получившей обозначение ПБ-7, велась под руководством начальника КБМ Ильичева и главного конструктора Ижорского завода по спецпроизводству Драбкина.
Внутри несущего бронекорпуса машины, сваренного из брони 4-6-8 мм монтировались двигатель, коробка перемены передач, демультипликатор и система рулевого управления, снаружи крепились передний и задние мосты. Передние рессоры усилили до 17 листов, кроме того, по сравнению с базовым шасси изменили их крепление. В местах выхода наружу из корпуса карданного вала, рулевого управления и тормозных тяг задних колес (передние тормозов не имели) устанавливались сальники для предохранения от попадания воды внутрь при движении на плаву.
В кормовой части устанавливалась коническая башня с углом наклона стенок 30 градусов. Для посадки экипажа из 3 человек служили два люка над отделением управления и один в башне. Кроме того, в последнем имелись вентиляционный лючок и лючок для флажковой сигнализации.
Тактико-технические характеристики
плавающего бронеавтомобиля ПБ-7
Год выпуска
    1936
Экипаж
    3
Масса, т
    4,6
Габаритные размеры:
    длина, м
    ширина, м
    высота, м

   5,08
    2,15
    2,073
Клиренс, м
    0,24
Бронирование, мм
   Лоб корпуса 8 мм
    Борт 6 мм
    Корма 6 мм
    Крыша 4 мм
    Днище 4 мм
Двигатель
   "ГАЗ-М-1", 50 л.с.
    4-цилиндровый
Макс. скорость, км/ч
   по шоссе - 60
    на воде - 4,55
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град
крен, град

   20
    15
Доступ к двигателю осуществлялся через откидной люк в крыше моторного отделения, в котором находился лючок для доступа воздуха. Еще один вентиляционный люк располагался в крыше над отделением управления.
Водитель наблюдал за дорогой через 4 смотровых щели - две по бортам и две в лобовом листе корпуса. В стенках башни имелось три отверстия для стрельбы из револьвера.
Первоначально вооружение ПБ-7 состояло из 7,62-мм турельного пулемета ШКАС («Шпитальный-Комарицкий авиационный скорострельный»), установленного в маске башни, Однако весной 1937 года от ШКАСа отказались, установив вместо него спарку пулеметов ДТ. Их установка обеспечивала при стрельбе вперед угол снижения 2 градуса 32 минут, при стрельбе назад - 8 градусов 52 минуты. Максимальный угол возвышения при положении стрелка сидя составлял 23 градуса 14 минут, а при положении лежа - 37 градусов 20 минут. Боекомплект для ДТ располагался в стеллажах, расположенных вдоль бортов корпуса и составлял 4032 патрона. Относительно боекомплекта к ШКАСу точных данных нет. Приводимая в различных публикациях цифра в 1000 патронов вряд ли соответствует действительности - ведь это всего 4 коробки с лентами по 250 патронов, а внутренний объем машины позволял разместить по меньшей мере в 3 раза больше. Всегда готовы помочь - косметика мери кей - мы знаем что вам предложить!.
На ПБ-7 устанавливался двигатель ГАЗ М-1 мощностью 50 л.с (37 кВт) с карбюратором "Зенит" с экономайзером, позволявший 4,6-тонной машине развивать скорость до 47 км/ч. Пуск двигателя производился с помощью электростартера МАФ-4006 мощностью 0,8 л.с. (0,6 кВт). В батарейной контактной системе зажигания использовались индукционная катушка (бобина) и распределитель с центробежным регулятором. На случай выхода из строя аккумулятора и стартера запуск двигателя осуществлялся вручную при помощи специального приспособления, смонтированного справа от места водителя. Два бензобака емкостью 51 л каждый располагались под сиденьями в передней части машины.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея 3СТ-100 емкостью 100 А•ч и генератор мощностью 130 Вт.
Для улучшения охлаждения двигателя на ПБ-7 автомобильный радиатор М-1 заменили радиатором типа Т-37 емкостью 18 л и поставили вентилятор специальной конструкции с четырьмя удлиненными лопастями. Кроме того, наружу выводилась труба-теплообменник для циркуляции горячей воды, В ней же имеется кран для слива воды из радиатора. На суше воздух к радиатору поступал через нижний люк в передней части машины, герметически закрываемый при входе в воду. На плаву охлаждение велось через трубу-теплообменник.
Как и на других средних бронеавтомобилях, запасные колеса ПБ-7, установленные на специальных кронштейнах, вращались при преодолении препятствий. Кроме того, броневик оснащался цепями "Оверолл" которые крепились растяжками на задних крыльях. Движение на плаву осуществлялось при помощи трехлопастного винта, установленного на валу червяка дифференциала заднего поста. В отличие от БАД-2 и ПБ-4, при движении по суше винт мог отключаться, правда, сделать это было можно только снаружи. Управление на плаву велось поворотом передних колес и двумя рулями, установленными на боковых стенках кормы и поворачиваемыми при помощи тросов. Для откачки попавшей внутрь корпуса воды в отделении водителя ПБ-7 имелся насос производительностью 25 литров в минуту с приводом от коробки перемены передач.
Весной-летом 1937 года ПБ-7 прошел заводскую обкатку и испытания, пройдя 1986 км. После устранения выявленных недостатков, бронеавтомобиль предъявили на ходовые испытания, проходившие в бассейне реки Ижора в ноябре 1937 года. Перед испытанием ПБ-7 догрузили до боевой массы, на задние колеса надели цепи «Оверолл», которые не снимались во время испытаний. Общий километраж, пройденный броневиком на суше, составил 581 км.


Бронеавтомобиль ПБ-7 преодолевает вплавь Неву. Осень 1936 года.
Машина вооружена пулеметом ШКАС.

Выяснилось, что максимальная скорость ПБ-7 на плаву составляет 4,55 км/ч, причем при попытке перейти на прямую передачу двигатель глох. Передние колеса обеспечивали нормальную управляемость машиной на воде при движении по прямой. В случае крутого поворота использовались задние рули, которые помогали передним колесам. Гребной винт за все время испытаний работал безотказно, а переход броневика с движения по суше на движение по воде не представлял затруднений. Выход и вход машины на берег при наличии твердого пологого дна с мелким илом производился достаточно уверенно.
В заключении отчета, составленного по итогам проведенных пробегов, говорилось: "Ограниченный период испытаний не представил возможности всесторонне проанализировать конструкцию ПБ-7 с тактико-технической стороны как боевой единицы но, несмотря на это обстоятельство в условиях данных испытаний были получены основные параметры, по которым можно судить о ПБ-7 как о рентабельном типе бронеавтомобиля, конструкцию которого можно рекомендовать на вооружение". Вместе с тем, отмечался и ряд недостатков бронемашины, главными из которых было отключение винта снаружи и слабое вооружение, которое предлагалось усилить установкой спаренных пулеметов: 7,62-мм ДТ и 12,7-мм ДК.
Однако по ряду причин дальнейшую доработку ПБ-7 и проектирование новых плавающих бронеавтомобилей военные сочли ненужным, и все работы по этой теме свернули. Что касается ПБ-7, то в марте 1938 года после ремонта на Ижорском заводе его отправили в распоряжение Ленинградских бронетанковых курсов усовершенствования комсостава. Дальнейшая судьба машины неизвестна.

Фотографии ПБ-7 

Бронеавтомобиль ПБ-7 входит в реку Нева во время заводских испытаний. Осень 1936 года. Бронеавтомобиль ПБ-7 входит в реку Нева во время заводских испытаний. Вид сзади. Осень 1936 года. Бронеавтомобиль ПБ-7 выходит из реки Нева во время заводских испытаний. Осень 1936 года. Бронеавтомобиль ПБ-7 выходит из реки Нева во время заводских испытаний. Вид спереди. Осень 1936 года. Бронеавтомобиль ПБ-7 в цехе Ижорского завода после ремонта и перевооружения пулеметами ДТ. Осень 1937 года. Видно, что машина имеет маску башни другой конструкции (по сравнению с башней вооружённой пулемётом ШКАС), на крыле уложены вездеходные цепи «Оверолл», вдоль борта расположена выхлопная труба с глушителем.
Бронеавтомобиль ПБ-7 в цеху Ижорского завода, вид сзади. Хорошо виден трехлопастной гребной винт и задние мосты. Рули для увеличения маневренности ПБ-7 при движении на плаву в нормальном положении. Рули для увеличения маневренности ПБ-7 при движении на плаву при повороте. Бронеавтомобиль ПБ-7, перевооруженный пулеметами ДТ, на плаву. Хорошо виден поручень для ограничения угла склонения пулеметов. Осень 1937 года.
Бронеавтомобиль ПБ-7 во время ходовых испытаний в окрестностях Ижорского завода. Ноябрь 1937 года. На задние мосты одеты вездеходные цепи «Оверолл». Хорошо видна работа запасных колес при преодолении препятствий. Бронеавтомобиль ПБ-7 во время ходовых испытаний в окрестностях Ижорского завода. Ноябрь 1937 года. На задние мосты одеты вездеходные цепи «Оверолл».
Вид сверху на бронеавтомобиль ПБ-7. Ижорский завод, осень 1937 года. Хорошо видны люки для посадки экипажа - два в крыше корпуса и один в башне, а также поручень для ограничения углов склонения пулеметов ДТ при стрельбе вперед. Рукоятка для запуска двигателя вручную изнутри бронеавтомобиля ПБ-7, слева от нее виден рычаг переключения скоростей. Место водителя бронеавтомобиля ПБ-7: руль и приборная доска, под ними видны педали и рычаги. Люки перед водителем и командиром имеют по периметру резиновые прокладки для предотвращения попадания воды внутрь при движении на плаву. Открытый люк для доступа воздуха к радиатору на бронеавтомобиле ПБ-7. По периметру видна резиновая прокладка для герметизации в закрытом положении при движении на плаву. Вверху находится отверстие для заводной рукоятки.
 

            Чертежи плавающего бронеавтомобиля ПБ-7:
                   - боковые проекции
                   - ПБ-7 с пулемётами ДТ


Источники:
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.
М.Коломиец. "Средние бронеавтомобили Красной Армии" (Фронтовая иллюстрация №6, 2003 г.)

Вернуться к бронеавтомобилям  Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz