Лёгкий артиллерийский тягач "Пионер"
Особое положение в Красной Армии начала 1930-х годов стала занимать зарождающаяся противотанковая артиллерия, представленная тогда 37-мм пушками образца 1930 года и 45-мм образца 1932 года. Ей требовалась высокая маневренность (не уступающая танкам) при смене позиций, зачастую под ружейно-пулеметным огнем противника. Здесь конная тяга, при всем уважении к ней тогда в Красной Армии, уже не годилась. Нужен был легкий малогабаритный гусеничный тягач, полностью отвечавший специфике его применения. Кроме того, массовое производство подобных машин для быстрого и полного насыщения противотанковых дивизионов и артиллерийских полков должно было быть под силу промышленности.

Tягачи "Пионер", буксирующие 76-мм полковые пушки образца 1927 года. Парад на Красной площади. 7 ноября 1936 г.
Такими возможностями в те годы обладали автотракторные заводы и машиностроительные предприятия, строившие танкетки и легкие разведывательные танки. Очевидно, что столь необходимый армии тягач целесообразно было создавать на базе последних, с использованием хорошо освоенных в производстве узлов шасси и ходовой части, вполне подходивших для этой цели по своим техническим параметрам. Силовым агрегатом мог стать бензиновый четырехцилиндровый двигатель ГАЗ-А мощностью 40 л.с. (вместе с автомобильными сцеплением и коробкой передач), широко применявшийся практически на всех выпускавшихся тогда малых танках.
Первый такой тягач, "Пионер", спроектировали в 1935 году в Научном автотракторном институте (НАТИ) под руководством А.С.Щеглова по образцу быстроходного американского трактора "Мармон-Херингтон" с автомобильным двигателем Форд V-8.
Компоновку машины и его тягово-динамический расчет делал С.Н.Осипов, ведущим инженером по машине назначили Брусянцева. Силовой агрегат и трансмиссию с дифференциалом позаимствовали от находившегося в производстве плавающего танка Т-37А, от него же использовали пружино-балансирные тележки (по одной на борт) и гусеницы. Заднее направляющее колесо имело упругую подвеску и одновременно выполняло роль опорного катка (несущий ленивец). Машина была очень короткой и узкой. Масса ее составляла всего 1500 кг, скорость - до 50 км/ч. Водитель сидел посередине, прямо над коробкой передач, и был прикрыт спереди защитным кожухом. За ним по бортам находились шесть сидений, по три в ряд, установленных спинками внутрь, на которых боком, тесно, размещались бойцы орудийного расчета.
Опытный образец был изготовлен в 1936 г. Тягач-транспортер был принят на вооружение и находился в серийном производстве на заводе № 37 им.Орджоникидзе в Москве с 1936 по 1937 гг. В 1936 г. были выпущены первые 50 машин, по другим - 25 шт. А 7 ноября того же года тягачи уже приняли участие в параде на Красной площади. В войсках они не прижились из-за неустойчивости при езде, особенно на поворотах, а также из-за низких тяговых свойств и малой вместимости. В ходе короткой эксплуатации выявилась необходимость в броневой защите водителя, двигателя, радиатора и бензобака от огня стрелкового оружия, так как тягач должен работать в непосредственной близости от противника - в зоне вероятного обстрела.
Такую бронированную модификацию вскоре разработали и построили в НАТИ (конструктор Маринин) в двух вариантах: "Пионер Б1" (расчет сидит лицом друг к другу) и "Пионер Б2" (расчет сидит спинами друг к другу). Вскоре стало очевидно, что машина, в основе своей и без того не очень удачная, получилась еще хуже. В 1938 г. на одном из вариантов трактора-транспортера испытывалась торсионная подвеска, разработанная специалистами ленинградского завода № 185.

Тактико-технические характеристики
тягача "Пионер"
Год выпуска
    1936
Экипаж
    1
Масса в снаряжённом состоянии
без груза, кг
    1500
Двигатель
    "ГАЗ-А",
    4-цилиндровый, 50 л.с.
Макс. скорость, км/ч
    50
Число мест в кузове для сидения
    6

Фотографии тягача "Пионер"
"Пионер" (вид на правый борт). "Пионер" (вид сзади). Tягач "Пионер", буксирующий 76-мм полковую пушку образца 1927 года. Парад на Красной площади. 7 ноября 1936 г. Парад на Красной площади. 7 ноября 1936 г. Тягач-транспортёр "Пионер Б1"
"Пионер Б1" (вид сзади). "Пионер Б1" (вид спереди). Размещение расчёта при его перевозке на тягаче-транспортёре "Пионер Б1" Тягач-транспортёр "Пионер Б1" с торсионной подвеской (вид спереди). Тягач-транспортёр "Пионер Б1" с торсионной подвеской (вид на правый борт).


Источники:
Е.Прочко "Артиллерийские тягачи Красной Армии" ("Бронеколлекция" №3, 2002 г.)
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.

Вернуться к грузовикам, тягачам  Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz