Плавающий колёсно-гусеничный танк ПТ-1

Плавающий колёсно-гусеничный танк ПТ-1 (рис.А.Шепс).

Работы по ПТ-1 начались когда УMM РККА разработало тактико-техническое задание (ТТЗ) на средний плавающий танк с боевой массой, не превышающей 20 т, вооруженный 45-мм пушкой и тремя пулеметами, с экипажем из 6 человек, максимальной скоростью движения по шоссе 30 км/ч и броней, защищавшей от 37-мм снарядов на дистанции свыше 1000 м. В августе 1930-го ТТЗ направили на Ижорский завод и завод «Большевик» для технического заключения. На основе этого техзадания в Техническом отделе ЭКУ ОГПУ разработали проект колесно-гусеничного плавающего танка ПТ-1 (ведущий конструктор - Н.А.Астров).
Опытный образец изготовлен в Москве на заводе "Красный Пролетарий" в 1932 г. Танк прошел испытания на НИБТ полигоне. Машина имела классическую схему общей компоновки. В отделении управления в носовой части корпуса размещались механик-водитель (слева) и стрелок-радист (справа). В боевом отделении в средней части корпуса и в башне размещались наводчик - слева от пушки и командир танка (он же заряжающий) - справа от нее. Посадка и выход экипажа осуществлялись через один люк в крыше башни и два люка в крыше отделения управления.
Танк был вооружен 45-мм танковой пушкой и четырьмя 7,62-мм пулеметами ДТ. Один из пулеметов был спарен с пушкой, другой крепился в шаровой установке справа в носовой части корпуса, остальные были размещены в шаровых установках по бортам цилиндрической башни. В кормовой части башни для уравновешивания пушки устанавливался снарядный ящик. Для ведения прицельной стрельбы использовался телескопический прицел ТОП. Боекомплект к пушке составлял 93 выстрела, к пулеметам - 3402 патрона. Броневая защита была противопульной. Максимальная толщина лобовых броневых листов корпуса и башни составляла 15 мм, бортов корпуса - 10 мм. Конструктивная форма корпуса обеспечивала хорошую остойчивость и малую величину сопротивления при движении на плаву.
Первоначально на танке планировалось использовать двухтактный шестицилиндровый дизель ПГЕ мощностью 300 л.с. (221 кВт), который имел поршневой компрессор и прямоточную продувку цилиндров. В связи с затянувшейся доводкой двигателя ПГЕ на танке в кормовой части корпуса вдоль его продольной оси был установлен двенадцатицилиндровый, четырехтактный, V-образный, авиационный, карбюраторный двигатель М-17Ф жидкостного охлаждения мощностью 580 л.с. (427 кВт). Пуск двигателя осуществлялся сжатым воздухом от компрессора "Гарелли" или с помощью электростартера мощностью 3,5 л.с. (2,57 кВт). Система охлаждения двигателя была выполнена изолированной от моторно-трансмиссионного отделения. Весь воздушный тракт системы охлаждения (воздухоприток - вентилятор - радиатор -воздуховод) располагался в двух симметричных изолированных отсеках - колодцах, затапливаемых забортной водой при движении танка на плаву. Циркуляция забортной воды через колодцы должна была осуществляться за счет ее подсоса гребными винтами через соответствующие трубопроводы. Вентиляторы, прогонявшие воздух через радиаторы при движении на суше, на плаву отключались от двигателя. Испытания такой системы охлаждения показали излишне интенсивное охлаждение двигателя в начальный период плавания и недостаточное при продолжительном движении на плаву, так как циркуляция забортной воды в колодцах была недостаточной. Охлаждение агрегатов трансмиссии производилось эжекционной системой. Емкость передних и кормовых топливных баков составляла 400 л. Запас хода танка по шоссе при движении на гусеничном ходу достигал 183 км и 230 км - при движении на колесном ходу.

Испытания ПТ-1 на НИБТПолигоне. 1932 год.
        Механическая трансмиссия включала главный фрикцион, четырехступенчатую коробку передач, двойной дифференциал, два бортовых карданных вала привода ко всем опорным каткам, две коробки отбора мощности на гребные винты, тормоза двойного дифференциала и два бортовых редуктора. При движении на колесном ходу все опорные катки были ведущими, а передняя и задняя пары опорных катков являлись управляемыми. Для подвода крутящего момента к управляемым и ведущим опорным каткам были использованы двойные карданные валы, выполненные по схеме автомобиля "Форд". В ведущих опорных катках колесного хода были размещены понижающие редукторы. Такое техническое решение было осуществлено впервые в танкостроении. Управление машиной на колесном ходу и на плаву осуществлялось с помощью рулевого колеса с сервоприводом следящего действия (гидроусилителем), на гусеничном - с помощью двух рычагов управления тормозами двойного дифференциала, выполнявшего функции центрального дифференциала на колесном ходу и обеспечивавшего возможность движения танка при потере одной из гусениц.
Движение на плаву производилось с помощью двух гребных винтов, установленных в специальных тоннелях в кормовой части корпуса. При проектировании танка предполагалось управлять машиной на плаву путем выключения или реверсирования одного из гребных винтов с помощью главного фрикциона при отсутствии водоходных рулей. Однако такая система оказалась практически непригодной из-за запаздывания и резкости действия при повороте. Поэтому на опытном образце управление на плаву осуществлялось с помощью двух водоходных рулей жа-люзийного типа. Управление дифферентом на плаву согласно техническому проекту производилось за счет перекачки топлива из передних топливных баков в кормовые и обратно. Это техническое решение не получило развития из-за большого числа недостатков, связанных с переменным количеством возимого топлива и низкой надежностью работы элементов системы. При преодолении водных преград поворотные патрубки выхлопных труб устанавливались в вертикальное положение, исключая попадание воды в выхлопные коллекторы.
Подвеска - индивидуальная, пружинная, с телескопическими амортизаторами. В состав гусеничного движителя входили восемь опорных катков, два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц и два ведущих колеса кормового расположения, которые имели гребневое, безроликовое зацепление с гусеницами. Опорные катки и направляющие колеса имели наружную амортизацию. Крупнозвенчатая гусеница, выполненная по типу гусеницы танка БТ, имела траки шириной 260 мм. Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи ЗСТЭ-128 напряжением 12 В, емкостью 128 А-ч и генератор мощностью 0,5 кВт. На танке была установлена радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной, которая устанавливалась по периметру корпуса машины. Средств внутренней связи машина не имела.
Осенью 1932 года ПТ-1 продемонстрировали руководителям партии и правительства во главе со Сталиным. Показ должен был проходить в Москве, на Хамовническом плацу, куда танк перегнали с завода «Красный пролетарий» по Крымскому мосту, но не современному, конечно, а старому, постройки 1872 года. Вот как об этом вспоминал его непосредственный участник Н.А.Астров: «Перегон танка по мосту - а шел он со скоростью примерно 60 км/ч - стал зрелищем впечатляющим, хоть длился недолго. Заслышав грохот, прохожие останавливались и таращили глаза. Времена были наивные: опытная боевая машина шла по городу среди дня, никакой дополнительной охраны, кроме двух милиционеров, запрещавших другое движение, когда танк приближался к мосту на своем недлинном пути от завода до Хамовнического плаца и обратно.
ПТ-1 в то время не имел за рубежом аналогов и, хотя был далеко недоработанным, при усовершенствовании мог стать полезной нашей армии боевой машиной. Изготовил танк ПТ-1 «Красный пролетарий», правда, не все его узлы. Завод получил элементы вооружения, оптические приборы и авиационный двигатель. А бронекорпус сделали на Ижорском заводе. «Красный пролетарий» уже тогда был мощным предприятием и, хотя до ПТ-1 танков никогда не изготовлял, справился с этой, в общем, непростой задачей. В процессе испытаний производственных дефектов практически не выявили. В тот хмурый осенний день плац покрывали льдистые корки еще неплотно легшего снега. А поскольку сам он был не очень-то ровным, в некоторых местах стояли довольно большие лужи. Грязища была, можно сказать, полноценной - как раз для испытаний танка.
Всевозможное начальство сбилось в довольно тесную группу рядом с большой лужей, видимо, надеясь, что автомобили начальства еще более высокого, прежде всего самого Сталина, остановятся перед ней. Возможно, так и случилось бы, будь плац сухим или по-летнему пыльным. Однако машина Сталина остановилась непосредственно у объекта демонстрации. Сталин - в меховой дохе чуть ниже колен, на голове глубоко нахлобученная меховая шапка с модными в те годы непомерно длинными, чуть не до пояса ушами. Цвет лица и кожи рук без перчаток был у него темно-коричневый, можно сказать, с зеленоватым оттенком. Лицо имело множество следов перенесенной когда-то оспы. Глаза - насквозь черные. Детали внешности я разглядел позже, оказавшись рядом.
Чуть хрипловатым голосом, тихо, словно опасаясь простуды, он спросил, где докладчик (точно я вопроса не слышал, поскольку стоял далеко). Начальство побоялось, что Сталин задаст вопросы, на которые ни один высокопоставленный военный не сможет ответить, и кто-то из группы, несомненно, знавший мою роль в создании ПТ-1, громко выкрикнул: «Астрова сюда, для доклада!» Душа моя дошла почти до пяток, да и промерз я основательно - состояние не из приятных. Все же бодрой рысью припустил к «хозяину» страны. Следуя в полушаге сзади, я, по возможности, четко, и, главное, громко (нас всех предупредили, что слух у него плохой) стал докладывать, а вернее, просто рассказывать об особенностях нового танка. Несмотря на фязь под ногами, Сталин обошел машину, внимательно слушая меня. Потом задал несколько вопросов, которые показывали, что он неплохо знает танки, и заметил, что в ПТ-1 многое необычно. В частности, поинтересовался размерами и объемом башни. Отвечая, я сказал, что 45-мм пушка для такой машины слаба, ее следует заменить более мощной. Вновь последовали вопросы: «Какого калибра, когда сделаете?» Ответил: «Товарищ Сталин, установим, как только будет нужная пушка, сами мы пушек делать не умеем». Спросил, что за двигатель у танка, и, услышав, что авиационный, бензиновый, пробормотал с тенью неудовольствия: «А ведь обещали машину на дизеле». Осмотр занял всего пять - восемь минут. Слегка кивнув, то ли охраннику, неотступно его сопровождавшему, то ли мне, Сталин тихо, как бы про себя, буркнул: «Продолжайте!» и, не сделав никакого знака, даже не кивнув никому из начальников, уехал. Нас, «инженерию», он тоже не удостоил ни прощальным кивком, ни жестом.
Однако, учитывая опыт предыдущих показов, начальство, не посмевшее и на полшага приблизиться к танку во время его осмотра, поздравило меня с успехом. К сожалению, в силу не зависевших от нас обстоятельств, дальнейшую работу над ПТ-1 прекратили, и до серии он не дошел».
Впрочем, работы по ПТ-1 продолжались вплоть до 1934 года. Так, в трех постановлениях СТО в апреле, июне и августе 1933 года указывались конкретные сроки создания опытных образцов танка ПТ-1, причем как в плавающем, так и в неплавающем вариантах. В постановлении СТО «О системе танкового вооружения РККА» от 13 августа 1933 года, в частности, говорилось: «С 1934 г. начать постепенное внедрение в производство в качестве оперативного танка плавающей машины ПТ-1 с таким расчетом, чтобы с 1936 г. полностью перейти на развернутое производство этого танка на базе и за счет производства танка БТ».

Плавающий колёсно-гусеничный танк ПТ-1А (рис.А.Шепс).

Судя по всему, здесь шла речь уже о танке ПТ-1А. В отличие от танка ПТ-1 в его конструкцию были внесены значительные изменения. Корпус машины был удлинен на 560 мм, а толщина бортовой брони корпуса увеличена до 13 мм. На верхнем лобовом листе корпуса были размещены две небольших броневых рубки. В правой размещался механик-водитель, в левой - стрелок-радист. В лобовом листе рубки механика-водителя имелся откидной броневой щиток со смотровой щелью и стеклоблоком триплекс. На танке устанавливалась новая цилиндрическая башня с развитой кормовой нищей. Экипаж машины состоял из четырех человек. Для посадки и выхода экипажа использовались: один люк в крыше башни и два люка в крыше отделения управления в носовой части корпуса. Для установки пушки в башню в кормовой части ниши был сделан прямоугольный люк, закрываемый броневой крышкой на петлях. Этот люк также использовался для загрузки боекомплекта.
В кормовой части танка вдоль продольной оси корпуса был установлен двенадцатицилиндровый, четырехтактный, V-образный, карбюраторный двигатель М-17 мощностью 500 л.с. (368 кВт). Пуск двигателя производился с помощью сжатого воздуха или электростартера мощностью 3,5 л.с. (2,57 кВт). Топливные баки емкостью 414 л были перенесены под пол боевого отделения. Запас хода по шоссе при движении на гусеничном ходу достигал 150 км, на колесном - 215 км.
Схема трансмиссии и приводов управления была упрощена. В трансмиссии использовались: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, четырехступенчатая коробка передач, двойной дифференциал, два бортовых карданных вала привода к трем задним парам опорных катков колесного хода, коробка отбора мощности на гребной винт, два бортовых фрикциона с ленточными тормозами и два бортовых редуктора. Конструкция тормозов была усилена, а также был введен уравнитель тормозов.
В состав гусеничного движителя входили восемь опорных катков, два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц и два ведущих колеса кормового расположения с цевочным зацеплением с гусеницами. Опорные катки и направляющие колеса имели наружную амортизацию. Ширина трака гусеницы составляла 265 мм.

ПТ-1А. Вид сзади. 1934 год.
При движении на колесном ходу передние управляемые опорные катки не были ведущими, а задняя пара управляемых опорных катков имела механизм отключения. Синхронизация работы гусеничного и колесного движителей при спадании одной гусеницы обеспечивалась двойным дифференциалом. Время перехода с гусеничного хода на колесный составляло 25-30 мин. Движение на плаву производилось с помощью одного гребного винта, установленного в специальном тоннеле в кормовой части корпуса. Управление машиной в этом случае осуществлялось двумя членами экипажа - механик-водитель воздействовал на педаль подачи топлива, а командир машины - на привод управления гребным винтом. Маневрирование машины на плаву осуществлялось с помощью водоходного руля. Для увеличения запаса плавучести машины использовались пробковые поплавки, установленные на надгусеничных полках.
Танк был вооружен 45-мм танковой пушкой спаренной с 7,62-мм пулеметом ДТ. Для ведения прицельной стрельбы из спаренной установки использовался телескопический прицел ТОП. Вместо двух бортовых башенных пулеметов в кормовой нише в шаровой опоре был установлен тыльный пулемет ДТ. В случае необходимости тыльный пулемет мог быть установлен в специальной турели на крыше башни и использоваться для стрельбы по воздушным целям. Третий пулемет ДТ устанавливался в шаровой опоре в правой рубке стрелка-радиста. Боекомплект танка состоял из 96 выстрелов к пушке и 4851 патрона.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи ЗСТЭ-128 напряжением 12 В, емкостью 128 А-ч и генератор мощностью 0,5 кВт.
В качестве средств радиосвязи на танке была установлена радиостанция 71-ТК-1. Средств внутренней связи машине не имела. К недостаткам танка относились: невозможность ведения стрельбы из пушки на плаву командиром машины и одновременного управления водоходным рулем, сложность передачи мощности на вентилятор системы охлаждения, ненадежная работа компрессора "Гарелли", предназначенного для обеспечения пуска двигателя сжатым воздухом, плохая доступность к шарнирам передач колесного хода при их обслуживании.
В 1934 году на ленинградском заводе опытного машиностроения имени С.М.Кирова (завод № 185) изготовили второй опытный образец танка ПТ-1А (первый опытный образец изготавливался на московском заводе "Серп и Молот", но так и не был закончен) и, согласно постановлению СТО от 19 июня 1935 года, было решено «оставить на вооружении танк БТ. Отказаться от замены его на ПТ-1». Судя по всему на такое решение оказала влияние куда более сложная, по сравнению с БТ, конструкция танков ПТ-1. В первую очередь, это относится к трансмиссии и приводам управления. Кроме того, ПТ-1 и ПТ-1А имели малый запас плавучести и недостаточную проходимость при движении на колесах. Правда, за счет высокой удельной мощности они имели неплохую подвижность на воде: относительная скорость (так называемое число Фруда) у ПТ-1 равнялось 0,34, а у ПТ-1 А-0,565. Как известно, у водоизмещающих машин максимальное значение этого числа составляет 1.

Тактико-технические характеристики
Модель ПТ-1 ПТ-1А
Год выпуска
1932
1934
Экипаж
    4     4
Масса, кг
    14,2     15,35
Габаритные размеры:
    длина, м
    ширина, м
    высота, м

   7,1
    2,9
    2,645

   7,661
    2,914
    2,645
Клиренс, м
    0,265     0,265
Бронирование, мм
   Лоб корпуса 13-15 мм
    Борт корпуса 10 мм
    Корма корпуса 10 мм
    Крыша и днище 5-6 мм
    Башня 13 мм
   Лоб корпуса 13-15 мм
    Борт корпуса 13 мм
    Корма корпуса 13 мм
    Крыша и днище 5-6 мм
    Башня 13 мм
Вооружение
   45-мм пушка 20К.
    4 х 7,62-мм пулемета ДТ.
   45-мм пушка 20К.
    2 х 7,62-мм пулемета ДТ.
Боезапас
   ? выстрелов
    ? патронов
   96 выстрелов
    4851 патронов
Двигатель
"М-17", карбюраторный
12-цилиндровый, 500 л.с.
"М-17", карбюраторный
12-цилиндровый, 500 л.с.
Запас топлива, л
    400     414
Запас хода, км
    (гусеницы/колёса)
    183/230     150/215
Макс. скорость, км/ч
    на колёсах - 90
     на плаву - 11,5
    на колёсах - 80
     на плаву - 10
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град
ров, м
высота стенки, м

   33
    3,3
    1,2

   33
    3,4
    1,2

Фотографии плавающего колёсно-гусеничного танка ПТ-1 

Испытания танка ПТ-1 при движении на колёсном ходу на НИБТПолигоне. 1932 год. Испытания танка ПТ-1 при движении на колёсном ходу на НИБТПолигоне. 1932 год. Испытания танка ПТ-1 на НИБТПолигоне. 1932 год. ПТ-1А во дворе завода №185. Ленинград, 1932 год. ПТ-1А перед входом в воду. Испытания на ?. 1932 год.
ПТ-1А на плаву. Испытания на ?. 1932 год. ПТ-1А выходит из воды. Испытания на ?. 1932 год. ПТ-1А уверенно преодолевает земляную насыпь. Испытания на НИБТПолигоне. 1932 год.
 

            Чертежи плавающего танка ПТ-1:
                   - схема трансмиссии
                   - рабочий чертёж


Источники:
А.Степанов. "Плавающая бронетехника России". Изд. "Астрель". 2002 г.
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.
М.Барятинский "Амфибии Красной Армии" (Бронеколлекция №1, 2003 г.)

Вернуться к лёгким танкам  Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz