Чуть хрипловатым голосом, тихо, словно опасаясь простуды, он спросил, где докладчик (точно я вопроса не слышал, поскольку стоял далеко). Начальство побоялось, что Сталин задаст вопросы, на которые ни один высокопоставленный военный не сможет ответить, и кто-то из группы, несомненно, знавший мою роль в создании ПТ-1, громко выкрикнул: «Астрова сюда, для доклада!»
Душа моя дошла почти до пяток, да и промерз я основательно - состояние не из приятных. Все же бодрой рысью припустил к «хозяину» страны. Следуя в полушаге сзади, я, по возможности, четко, и, главное, громко (нас всех предупредили, что слух у него плохой) стал докладывать, а вернее, просто рассказывать об особенностях нового танка. Несмотря на фязь под ногами, Сталин обошел машину, внимательно слушая меня. Потом задал несколько вопросов, которые показывали, что он неплохо знает танки, и заметил, что в ПТ-1 многое необычно. В частности, поинтересовался размерами и объемом башни. Отвечая, я сказал, что 45-мм пушка для такой машины слаба, ее следует заменить более мощной. Вновь последовали вопросы: «Какого калибра, когда сделаете?» Ответил: «Товарищ Сталин, установим, как только будет нужная пушка, сами мы пушек делать не умеем». Спросил, что за двигатель у танка, и, услышав, что авиационный, бензиновый, пробормотал с тенью неудовольствия: «А ведь обещали машину на дизеле». Осмотр занял всего пять - восемь минут. Слегка кивнув, то ли охраннику, неотступно его сопровождавшему, то ли мне, Сталин тихо, как бы про себя, буркнул: «Продолжайте!» и, не сделав никакого знака, даже не кивнув никому из начальников, уехал. Нас, «инженерию», он тоже не удостоил ни прощальным кивком, ни жестом.
Однако, учитывая опыт предыдущих показов, начальство, не посмевшее и на полшага приблизиться к танку во время его осмотра, поздравило меня с успехом. К сожалению, в силу не зависевших от нас обстоятельств, дальнейшую работу над ПТ-1 прекратили, и до серии он не дошел».
Впрочем, работы по ПТ-1 продолжались вплоть до 1934 года. Так, в трех постановлениях СТО в апреле, июне и августе 1933 года указывались конкретные сроки создания опытных образцов танка ПТ-1, причем как в плавающем, так и в неплавающем вариантах. В постановлении СТО «О системе танкового вооружения РККА» от 13 августа 1933 года, в частности, говорилось: «С 1934 г. начать постепенное внедрение в производство в качестве оперативного танка плавающей машины ПТ-1 с таким расчетом, чтобы с 1936 г. полностью перейти на развернутое производство этого танка на базе и за счет производства танка БТ».
Плавающий колёсно-гусеничный танк ПТ-1А (рис.А.Шепс).
Судя по всему, здесь шла речь уже о танке ПТ-1А. В отличие от танка ПТ-1 в его конструкцию были внесены значительные изменения. Корпус машины был удлинен на 560 мм, а толщина бортовой брони корпуса увеличена до 13 мм. На верхнем лобовом листе корпуса были размещены две небольших броневых рубки. В правой размещался механик-водитель, в левой - стрелок-радист. В лобовом листе рубки механика-водителя имелся откидной броневой щиток со смотровой щелью и стеклоблоком триплекс. На танке устанавливалась новая цилиндрическая башня с развитой кормовой нищей. Экипаж машины состоял из четырех человек. Для посадки и выхода экипажа использовались: один люк в крыше башни и два люка в крыше отделения управления в носовой части корпуса. Для установки пушки в башню в кормовой части ниши был сделан прямоугольный люк, закрываемый броневой крышкой на петлях. Этот люк также использовался для загрузки боекомплекта.
В кормовой части танка вдоль продольной оси корпуса был установлен двенадцатицилиндровый, четырехтактный, V-образный, карбюраторный двигатель М-17 мощностью 500 л.с. (368 кВт). Пуск двигателя производился с помощью сжатого воздуха или электростартера мощностью 3,5 л.с. (2,57 кВт). Топливные баки емкостью 414 л были перенесены под пол боевого отделения. Запас хода по шоссе при движении на гусеничном ходу достигал 150 км, на колесном - 215 км.
Схема трансмиссии и приводов управления была упрощена. В трансмиссии использовались: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, четырехступенчатая коробка передач, двойной дифференциал, два бортовых карданных вала привода к трем задним парам опорных катков колесного хода, коробка отбора мощности на гребной винт, два бортовых фрикциона с ленточными тормозами и два бортовых редуктора. Конструкция тормозов была усилена, а также был введен уравнитель тормозов.
В состав гусеничного движителя входили восемь опорных катков, два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц и два ведущих колеса кормового расположения с цевочным зацеплением с гусеницами. Опорные катки и направляющие колеса имели наружную амортизацию. Ширина трака гусеницы составляла 265 мм.
ПТ-1А. Вид сзади. 1934 год. |
При движении на колесном ходу передние управляемые опорные катки не были ведущими, а задняя пара управляемых опорных катков имела механизм отключения. Синхронизация работы гусеничного и колесного движителей при спадании одной гусеницы обеспечивалась двойным дифференциалом. Время перехода с гусеничного хода на колесный составляло 25-30 мин. Движение на плаву производилось с помощью одного гребного винта, установленного в специальном тоннеле в кормовой части корпуса. Управление машиной в этом случае осуществлялось двумя членами экипажа - механик-водитель воздействовал на педаль подачи топлива, а командир машины - на привод управления гребным винтом. Маневрирование машины на плаву осуществлялось с помощью водоходного руля. Для увеличения запаса плавучести машины использовались пробковые поплавки, установленные на надгусеничных полках.
Танк был вооружен 45-мм танковой пушкой спаренной с 7,62-мм пулеметом ДТ. Для ведения прицельной стрельбы из спаренной установки использовался телескопический прицел ТОП. Вместо двух бортовых башенных пулеметов в кормовой нише в шаровой опоре был установлен тыльный пулемет ДТ. В случае необходимости тыльный пулемет мог быть установлен в специальной турели на крыше башни и использоваться для стрельбы по воздушным целям. Третий пулемет ДТ устанавливался в шаровой опоре в правой рубке стрелка-радиста. Боекомплект танка состоял из 96 выстрелов к пушке и 4851 патрона.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи ЗСТЭ-128 напряжением 12 В, емкостью 128 А-ч и генератор мощностью 0,5 кВт.
В качестве средств радиосвязи на танке была установлена радиостанция 71-ТК-1. Средств внутренней связи машине не имела.
К недостаткам танка относились: невозможность ведения стрельбы из пушки на плаву командиром машины и одновременного управления водоходным рулем, сложность передачи мощности на вентилятор системы охлаждения, ненадежная работа компрессора "Гарелли", предназначенного для обеспечения пуска двигателя сжатым воздухом, плохая доступность к шарнирам передач колесного хода при их обслуживании.
В 1934 году на ленинградском заводе опытного машиностроения имени С.М.Кирова (завод № 185) изготовили второй опытный образец танка ПТ-1А (первый опытный образец изготавливался на московском заводе "Серп и Молот", но так и не был закончен) и, согласно постановлению СТО от 19 июня 1935 года, было решено «оставить на вооружении танк БТ. Отказаться от замены его на ПТ-1». Судя по всему на такое решение оказала влияние куда более сложная, по сравнению с БТ, конструкция танков ПТ-1. В первую очередь, это относится к трансмиссии и приводам управления. Кроме того, ПТ-1 и ПТ-1А имели малый запас плавучести и недостаточную проходимость при движении на колесах. Правда, за счет высокой удельной мощности они имели неплохую подвижность на воде: относительная скорость (так называемое число Фруда) у ПТ-1 равнялось 0,34, а у ПТ-1 А-0,565. Как известно, у водоизмещающих машин максимальное значение этого числа составляет 1.
Тактико-технические характеристики |
Модель |
ПТ-1 |
ПТ-1А |
Год выпуска
1932 |
1934 | |
Экипаж
4 |
4 | |
Масса, кг
14,2 |
15,35 | |
Габаритные размеры:
длина, м
ширина, м
высота, м
7,1
2,9
2,645 |
7,661
2,914
2,645 | |
Клиренс, м
0,265 |
0,265 | |
Бронирование, мм
Лоб корпуса 13-15 мм
Борт корпуса 10 мм
Корма корпуса 10 мм
Крыша и днище 5-6 мм
Башня 13 мм |
Лоб корпуса 13-15 мм
Борт корпуса 13 мм
Корма корпуса 13 мм
Крыша и днище 5-6 мм
Башня 13 мм | |
Вооружение
45-мм пушка 20К.
4 х 7,62-мм пулемета ДТ. |
45-мм пушка 20К.
2 х 7,62-мм пулемета ДТ. | |
Боезапас
? выстрелов
? патронов |
96 выстрелов
4851 патронов | |
Двигатель
"М-17", карбюраторный 12-цилиндровый, 500 л.с. |
"М-17", карбюраторный 12-цилиндровый, 500 л.с. | |
Запас топлива, л
400 |
414 | |
Запас хода, км
(гусеницы/колёса)
183/230
|
150/215 | |
Макс. скорость, км/ч
на колёсах - 90
на плаву - 11,5 |
на колёсах - 80
на плаву - 10 | |
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град
ров, м
высота стенки, м
33
3,3
1,2 |
33
3,4
1,2 | |
Фотографии плавающего колёсно-гусеничного танка ПТ-1 |
Чертежи плавающего танка ПТ-1:
- схема трансмиссии
- рабочий чертёж
Источники:
А.Степанов. "Плавающая бронетехника России". Изд. "Астрель". 2002 г.
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.
М.Барятинский "Амфибии Красной Армии" (Бронеколлекция №1, 2003 г.)
|