Самоходные установки СУ-101 и СУ-102


Самоходная установка СУ-101

В сентябре 1944 года «Уралмашзавод» приступил к производству СУ-100, ставшей лучшей отечественной средней САУ периода Второй мировой войны. Эта боевая машина, вооруженная мощной 100-мм пушкой и обладавшая неплохой маневренностью и бронезащитой, имела, тем не менее, существенные недостатки, характерные для всех самоходок с передним расположением боевого отделения. Из-за применения все более длинноствольных пушек увеличивался габаритный размер САУ по длине, и, как следствие, большой вылет ствола впереди корпуса затруднял маневрирование в узких проходах и ограничивал проходимость по пересеченной и лесистой местности; центр тяжести перемещался вперед и приводил к перегрузке передних опорных катков; не удавалось создать удовлетворительное походное крепление орудия, И все же дальнейшее увеличение боевой мощи самоходных установок требовало применения еще более длинноствольных орудий, установить которые в САУ, сконструированной на базе танка Т-34, становилось невозможным. Для этого была необходима новая база с более рациональным размещением узлов и агрегатов.
К решению этой задачи «Уралмашзавод» приступил летом 1944-го. До конца года конструктор Н.В.Курин разработал большое количество эскизных проектов новых САУ с использованием базы всех существовавших на тот момент советских танков, как с изменением их компоновки, так и без.
В октябре 1944 года завод представил в Технический совет Наркомтанкопрома для рассмотрения пять следующих проектов:
- СУ-122П, вооруженную 122-мм пушкой Д-25, к тому моменту уже изготовленную в металле и успешно прошедшую заводские испытания;
- ЭСУ-100, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, с задним расположением боевого отделения и электротрансмиссией;
- СУ-100-М-1, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, с использованием агрегатов танка Т-34, по-новому скомпонованных в корпусе с задним расположением боевого отделения;
- СУ-100-М-2, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, с использованием двигателя В-2-44 и новой компоновкой моторно-трансмиссионных агрегатов танка Т-44 в корпусе с задним расположением боевого отделения;
- СУ-122-44, вооруженную 122-мм пушкой Д-25, с использованием агрегатов и базы танка Т-44 при переднем расположении боевого отделения.
Технический совет признал лучшим проект СУ-100-М-2. Приказом Наркома танковой промышленности № 625 от 26 октября 1944 года «Уралмашзаводу» было предложено завершить проектирование, выпустить чертежи и изготовить опытные образцы СУ-100-М-2 и СУ-122-44.
Однако в ходе дальнейшей работы, уже в декабре 1944 года, выяснилось, что масса и длина СУ-122-44 слишком велики. В то же время СУ-100-М-2 с задним расположением боевого отделения получалась компактной, длина ее резко сокращалась, масса не выходила из норм машины среднего класса, бронирование значительно усиливалось.

Самоходная артиллерийская установка СУ-101 в период ходовых испытаний. Август 1945 года.
Основываясь на этих результатах, директор завода Б.Г.Музруков принял решение продолжать работу только над СУ-100-М-2. В январе 1945 года наркомат направил на завод специальную комиссию, призванную рассмотреть ситуацию на месте и высказать свои замечания. В первых числах марта в Технический совет Наркомтанкопрома и в Военный совет Бронетанковых и механизированных войск Красной Армии был представлен окончательный проект самоходки с задним расположением боевого отделения. По результатам обсуждения проекта нарком Танкопрома издал приказ № 107 от 7 марта 1945 года, в соответствии с которым для доработки был оставлен только проект с задним расположением боевого отделения и назначен срок изготовления опытного образца - 1 мая того же года. Учитывая исключительно большую заслугу «Уралмашзавода» в деле создания новой боевой машины, она получила наименование «Уралмаш-1».
В разработке проектной документации САУ принимали участие конструкторы А.М.Лехтцинд, И.И.Эммануилов, А.Г.Гайворонский, Г.Ф.Ксюнин, И.Ф.Вахрушев, Л.А.Пинус, Е.А.Карлинский, Е.И.Линькова, Д.А.Гериев, В.Л.Лихоманов, Н.Н.Ефимов, А.Д.Нехлюдов и другие; общее руководство осуществлял главный конструктор Л.И.Горлицкий.
В течение марта - апреля велось изготовление двух опытных образцов, причем на одном из них, получившем индекс СУ-101, устанавливалась 100-мм пушка Д-10С, на другом, под индексом СУ-102, - 122-мм пушка Д-25С. К моменту окончания Великой Отечественной войны были изготовлены оба опытных образца и отдельно - корпус САУ для определения обстрелом его бронестойкости.
Самоходная установка СУ-101 разрабатывалась с использованием агрегатов и узлов средних танков Т-34-85 и Т-44. Она относилась к типу полностью бронированных самоходных установок и являлась противотанковым средством. На этой машине проверялась возможность дальнейшего повышения огневой мощи за счет установки более длинноствольных пушек на вновь сконструированное шасси. Возможности шасси танка Т-34 были уже исчерпаны, так как использование более мощных орудий приводило к очень большому вылету ствола и снижению проходимости из-за перегрузки передних опорных катков.
Схема общей компоновки предусматривала кормовое размещение боевого отделения и переднее расположение моторно-трансмиссионного отделения. Механик-водитель находился в отделении управления в носовой части корпуса у левого борта, справа от него устанавливались двигатель и агрегаты трансмиссии. В неподвижной броневой рубке слева от пушки были расположены друг за другом наводчик и командир машины, справа - заряжающий. Для наблюдения за полем боя использовались смотровые приборы МК-4. Посадка членов экипажа в боевое отделение производилась через прямоугольный входной люк, находившийся в общем кормовом листе корпуса и рубки и люк командира - в крыше рубки, механика-водителя - через люк в отделении управления.
Машина имела на вооружении 100-мм нарезную пушку Д-10С, которая применялась в самоходной установке СУ-100, и 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Углы наводки пушки по вертикали составляли от -2°15' до +18°, по горизонту - в секторе 22,5°. При стрельбе прямой наводкой использовался телескопический прицел ТШ-19, при стрельбе с закрытых огневых позиций - панорама Герца. Скорострельность составляла 3 выстр./мин. В боекомплект входили 36 унитарных выстрелов и 450 патронов к пулемету. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 895 м/с. Крупнокалиберный зенитный пулемет ДШК был смонтирован на турели, установленной па подвижном кольце основания люка командира. Углы наводки пулемета по вертикали составляли от -6° до +84°20'. При стрельбе по воздушным целям использовался коллиматорный прицел. При необходимости пулемет ДШК мог применяться для стрельбы и по наземным целям.
Броневая защита - противоснарядная. Сварные корпус и броневая рубка были выполнены из броневых катаных листов толщиной 15, 20, 40, 75, 90 и 120 мм, расположенных с различными углами наклона. Лобовой лист корпуса толщиной 90 мм был расположен под углом 27° от вертикали, а рубки - 120 мм под углом 55°. Для постановки дымовой завесы на кормовом листе рубки устанавливались две дымовые шашки.
Тактико-технические характеристики
самоходной установки СУ-101
Год выпуска
    1945
Экипаж
    4
Масса, т
    34,1
Габаритные размеры:
    длина, м
    ширина, м
    высота, м

   6,1
    3
    2,1
Клиренс
   0,4
Броневая защита, мм
   Лоб корпуса 90 мм
    Лоб рубки 122 мм
    Борт корпуса 75 мм
    Корма 40 мм
Вооружение
   100-мм пушка Д-10С
    12,7-мм пулемёт ДШК
    7,62-мм пулемёт ДТ
Боезапас
   35 выстрелов
    450 патронов
    ? патронов
Среднее удельное
давление на грунт, кг/см2
   0,85
Двигатель
   "В-2-34", 500 л.с.
    дизельный
Запас хода, км
    350
Макс. скорость, км/ч
   по шоссе - 54
    по грунту - 25
Преодолеваемые препятствия:
    подъём, град
    крен, град
    ров, м
    стенка, м
    брод, м

    35
    25
    2,5
    0,73
    1,3
В моторно-трансмиссионном отделении, расположенном в передней части корпуса, продольно ближе к правому борту был установлен дизель В-44 мощностью 500 л.с. (368 кВт). Пуск двигателя производился с помощью стартера СТ-700 мощностью 15 л.с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух воздушных баллонов. Емкость топливных баков составляла 370 л, запасных - 360 л. Запас хода по шоссе достигал 167 км.
Конструкция агрегатов трансмиссии во многом была заимствована у танка Т-34-85. Некоторые конструктивные изменения (направление вращения валов в коробке передач, охлаждение тормозных лент и барабанов, а также коробки передач специальным осевым вентилятором, установленным на фланце левого бортового редуктора) были связаны с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения и ведущих колес. Главный фрикцион был установлен не на носке коленчатого вала, а на хвостовике ведущего вала коробки передач, которая обеспечивала пять передач переднего хода и одну передачу при движении назад.
В ходовой части использовались индивидуальная торсионная подвеска и гусеничный движитель, заимствованные у танка Т-44.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме (аварийное освещение - двухпроводное). Напряжение бортовой сети составляло 24 и 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторных батареи 6СТЭ-128, соединенных последовательно-параллельно с общей емкостью 256 А•ч, и генератор ГТ-4563-А мощностью 1 кВт и напряжением 24 В с реле-регулятором РРА-24Ф. Для внешней радиосвязи машина была оборудована радиостанцией 9РС, для внутренней связи - переговорным устройством ТПУ-3-БИС-Ф, световой сигнализацией (командир - механик-водитель) и танкофоном (резиновый шланг с наконечниками) для двусторонней связи командира с механиком-водителем.
СУ-102 отличалась от СУ-101 только основным вооружением. На ней была установлена 122-мм пушка Д-25С с длиной ствола 48 калибров. Вылет ствола пушки равнялся 750 мм. Углы наводки пушки по вертикали составляли от -0°24' до +18°3', по горизонту - в секторе 19°. При стрельбе прямой наводкой использовался телескопический прицел ТШ, при стрельбе с закрытых огневых позиций - панорама Герца. Скорострельность составляла 2-3 выстр./мин. В боекомплект установки входили 28 выстрелов раздельно-гильзового заряжания к пушке. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 781 м/с. Масса машины возросла незначительно и составила 34,8 т.
В течение лета - осени 1945 года проходили заводские испытания обеих САУ и отработка их конструкции. Пришлось изменять и дорабатывать ряд механизмов и устройств, в частности агрегаты вентиляции и охлаждения двигателя - температура в отделениях управления (особенно в первом) и боевом была очень высокой - переделывалось все управление машиной, перемещалось в более удобную зону механика-водителя и так далее. В результате интенсивной работы конструкторов и слесарей-сборщиков обе опытные машины были доведены до готовности к полигонным испытаниям.
Самоходные установки «Уралмаш-1» имели ряд преимуществ по сравнению с ранее созданными отечественными САУ. Новая компоновка позволила сделать машину более компактной, повысилась возможность маневра в ограниченных проходах и на пересеченной местности. Экипаж теперь мог в случае необходимости покидать машину через кормовой люк под прикрытием корпуса. Мощное бронирование также стало результатом более плотной компоновки. Общая оценка конструкции корпуса после полигонных испытаний обстрелом была очень высокой: корпус САУ «Уралмаш-1» оказался по бронестойкости выше, чем корпуса всех других отечественных танков и САУ, в том числе ИС-2 и ИСУ-152. Лобовая броня была неуязвима от танковых и противотанковых орудий, состоявших на вооружении вермахта. При этом масса самоходной установки СУ-101 была практически такой же, как масса танка Т-34-85. Равномерным было и распределение нагрузки на опорные катки ходовой части, что заметно снизило ее износ. Размещение боевого отделения сзади позволяло при необходимости вооружить САУ еще более длинноствольным орудием.
Вместе с тем, отмечались и недостатки новых самоходок: не удалось преодолеть тесноту боевого отделения, в нем стало меньше свободного места, чем у СУ-100; несмотря на все усовершенствования в системе охлаждения двигателя, условия работы механика-водителя из-за высокой температуры в отделении управления были непереносимыми. Отмечалось и сильное воздействие на переднюю часть крыши корпуса ударной волны при выстреле.
Видимо, эти, а также другие причины (окончание войны, сокращение численности армии, наличие в войсках большого количества только что выпущенных самоходок, принятие на вооружение танка Т-54, оснащенного 100-мм пушкой) побудили прекратить работы над новыми САУ.
Самоходную артиллерийскую установку СУ-101 можно увидеть в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковном городе Кубинка.

Схема бронирования СУ-101 и СУ-102

Фотографии СУ-101 и СУ-102 
Самоходная установка СУ-101. Вид спереди-сбоку. 1945 год. Самоходная установка СУ-101. Вид сзади. 1945 год. Самоходная установка СУ-101. Вид сбоку. 1945 год. Самоходная установка СУ-101 в период ходовых испытаний. Лето 1945 года. Самоходная установка СУ-101 в период ходовых испытаний. Пушка поднята на максимальный угол возвышения. Лето 1945 года.
Самоходная установка СУ-102. 1945 год. Самоходная установка СУ-102. 1945 год. Самоходная установка СУ-102. 1945 год. СУ-101 в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в п.Кубинка, Московской обл. (фото Е.Болдырев) СУ-101 в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в п.Кубинка, Московской обл. (фото Е.Болдырев)
СУ-101 в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в п.Кубинка, Московской обл. СУ-101 в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в п.Кубинка, Московской обл. (фото Е.Болдырев) СУ-101 в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в п.Кубинка, Московской обл. (фото Е.Болдырев) СУ-101 в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в п.Кубинка, Московской обл. (фото Е.Болдырев) Модель СУ-101. (Udo Bauer)
Модель СУ-101. (Udo Bauer) Модель СУ-101. (Udo Bauer)
 

            Чертежи самоходных установок СУ-101 и СУ-102:
                   - общая схема СУ-101
                   - бронекорпус СУ-101
                   - места экипажа, системы и агрегаты
                   - продольный и поперечный разрез СУ-101
                   - продольный и поперечный разрез СУ-102

Раскрутка сайта google, оптимизация под поисковые системы.

Источники:
Самоходная установка "Уралмаш-1". ("Моделист-Конструктор" №2, 2001)
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.

Вернуться к САУ  Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz