Тяжёлая самоходная установка СУ-152

            Дополнительные материалы:
                   - А.Драбкин "Ветеран двух войн".

В начале 1942 года артиллерийское производство УЗТМ было выделено в самостоятельный артиллерийский завод № 9 НКВ. Однако часть коллектива объединенного КБ была оставлена на заводе для обеспечения производства корпусов танка КВ (из этой группы летом 1942 года был образован конструкторский отдел по проектированию САУ). В течение февраля - апреля 1942 года эта оставшаяся часть КБ выполнила ряд проектных работ по созданию новых самоходных установок. В их число вошли и проекты тяжелых машин, получивших индексы У-18 и У-19.
Проект У-18 предусматривал использование в качестве базовой машины самоходной установки КВ-7, на которой вместо нескольких орудий смонтировали одну 152-мм пушку-гаубицу МЛ-20. Разработка проекта была выполнена конструкторами Г.Н.Рыбиным, К.Н.Ильиным и др. Затем изготовили деревянный макет установки в натуральную величину. Монтаж артиллерийского орудия осуществлялся в рамке и предусматривал частичное изменение его конструкции. Углы наводки по вертикали составляли от -5° до +15°, по горизонту - в секторе 15°. Хорошие баллистические качества орудия обеспечивали 152-мм бронебойным снарядам массой 48 - 51 кг, имевшим начальную скорость 550 - 650 м/с, не только надежное поражение дотов и дзотов противника, но и пробитие танковой брони толщиной до 98 мм на дистанции 1000 м. Кроме того, осколочно-фугасный снаряд имел фугасное действие в три раза больше, чем осколочно-фугасный снаряд калибра 76 мм. Проект установки У-18 получил одобрение в НКТП и ГБТУ и затем был передан Челябинскому Кировскому заводу для использования при разработке самоходной установки СУ-152.

Деревянный макет самоходной установки У-18
со 152-мм гаубицей МЛ-20.
Самоходная установка У-19 разрабатывалась весной 1942 года на базе танка КВ-1. По проекту на машине устанавливалась 203-мм гаубица Б-4 массой 12,7 т. Мощный фугасный снаряд (масса 100 кг, начальная скорость 600 м/с) являлся весьма эффективным средством для разрушения железобетонных укреплений противника. Размеры САУ с полностью забронированным боевым отделением получились слишком большими, а ее расчетная боевая масса достигала 66 т. Анализ этого проекта показал, что создание маневренной самоходной артиллерийской установки, вооруженной 203-мм орудием, - технически сложная задача, и поэтому в металле проект выполнен не был.
Проектирование тяжелых САУ велось и в научно-исследовательском отделе ВАММ им. Сталина, в котором в феврале 1942 года под руководством начальника кафедры С.Д.Давидовича разработали проект самоходной установки для артиллерийской поддержки войск при преодолении укрепленных полос обороны противника и разрушении железобетонных дотов. Машина, созданная на базе танка КВ-1, должна была вооружаться 107-мм пушкой ЗИС-6, иметь броню толщиной 150 мм в лобовой части, бортовую броню толщиной 10 мм. Этот проект отправили на ЧКЗ, где было принято решение об установке на САУ более мощного вооружения - калибра 152 мм. Таким орудием стала пушка-гаубица МЛ-20. Учитывая острую необходимость в данной самоходной установке на фронте, предлагалось изготовить небольшую серию таких машин, вооруженных пушкой-гаубицей МЛ-20, в короткие сроки - за 1,5 месяца.
15 апреля 1942 года состоялся пленум Артиллерийского комитета ГАУ РККА, на котором, помимо предложения о создании самоходно-артиллерийских установок поддержки пехоты, вооруженных 76-мм пушкой ЗИС-3 и 122-мм гаубицей обр.1938 г., было признано необходимым и создание тяжелых самоходных истребителей дотов. Эти машины предполагалось вооружить 152-мм пушкой-гаубицей обр. 1937 г. и использовать для прорыва обороны противника в наступательных операциях, которые командование Красной Армии планировало провести в 1942 - 1943 годах. Решение пленума Артиллерийского комитета ГАУ одобрил Государственный Комитет обороны, и в июне 1942 года НКТП совместно с НКВ разработали «Систему самоходной артиллерии для вооружения Красной Армии». При этом НКВ был ответственным за изготовление артиллерийской части САУ, а НКТП занимался проектированием шасси.
Создание тяжелых САУ - истребителей дотов было поручено ЧКЗ, для чего в КБ завода сформировали специальную конструкторскую группу, в состав которой приказом НКТП от 13 ноября 1942 года включили конструкторов Н.В.Курина, Г.Н.Рыбина, К.Н.Ильина, и В.А.Вишнякова, переведенных с УЗТМ. Возглавил группу Л.С.Троянов.
На обсуждение, состоявшееся утром 2 января 1943 года в кабинете исполняющего обязанности директора ЧКЗ А.А.Горегляда, были представлены три варианта самоходных установок: У-18 конструкции УЗТМ; проект установки, предложенный Ж.Я.Котиным, и вариант группы Л.С.Троянова. Проект самоходной установки Ж.Я.Котина представлял собой размещение пушки-гаубицы МЛ-20 с экипажем и боекомплектом в специально спроектированной броневой рубке на базе танка КВ-1. Качающаяся часть орудия использовалась практически без изменения его конструкции, за исключением противооткатных устройств и цапф, и устанавливалась в рамке. Уравновешивание системы осуществлялось за счет бронировки орудия. Проект группы Л.С.Троянова предусматривал использование орудия МЛ-20 без конструктивных изменений, но на удлиненной базе танка КВ-1С. Главный конструктор пушки-гаубицы МЛ-20 Ф.Ф.Петров, защищавший проект У-18, настаивал на модернизации артсистемы при установке на танковую базу. Участник разработки САУ конструктор В.И.Таротько, вспоминая об этом событии, пишет: «Проект Петрова не приняли, так как он не обеспечивал немедленного начала серийного производства. Доложенный Л.С.Трояновым проект с сохранением пушки, но с удлинением корпуса против танкового не был принят по той же причине. Было одобрено предложение Ж.Я.Котина о постройке САУ на серийной танковой базе».

Проект тяжёлой самоходной установки У-19 с 203-мм гаубицой Б-4.

По представлению ГАУ РККА Государственный Комитет обороны постановлением № 2692 от 4 января 1943 года обязал завод № 100 НКТП и завод № 172 НКВ в течение 25 дней разработать и изготовить на базе тяжелого танка КВ-1С опытный образец установки, вооруженной 152-мм пушкой-гаубицей обр. 1937 г. В состав группы разработчиков вошли Л.С.Троянов, Г.Н.Рыбин, К.Н.Ильин, Н.Н.Звонарев, В.М.Селезнев, П.С.Тарапатин и В.И.Торотько. Общее руководство осуществлял Ж.Я.Котин. Трудовой энтузиазм и патриотический подъем конструкторов, рабочих и инженерно-технических работников в значительной степени способствовали выполнению правительственного задания в срок, несмотря на тяжелые условия производства. Из-за срочности задания весь ведущий состав конструкторов был переведен на казарменное положение. В течение 10 дней никто не уходил домой. Чертежи, изготовленные на ватмане, прямо с чертежных досок отправлялись в цехи. Чертежи корпуса самохода доставлялись специальным курьером на корпусной завод. Четко и оперативно работали производственные и технологические службы завода.
Объем работ по установке пушки столь большого калибра в рубке на шасси тяжелого танка оказался очень большим. Да и задачи, стоявшие перед специалистами различного профиля были сложными. Нередко заходили в тупик: кому, например, изготовить рамку для орудия - танкистам или артиллеристам? На завод вовремя приехал нарком вооружения Д.Ф.Устинов. Он подробно со всем ознакомился, одобрил все решения Ж.Я.Котина, поддержал идею посылки на артиллерийский завод его представителя, конструктора К.Н.Ильина, которому предоставили полномочия самостоятельно принимать решения по артиллерийской части заказа танкистов.
К 17 января 1943 года макет САУ был выполнен в натуральную величину. К 19 января на заводе № 200 изготовили корпус машины. К утру 23 января на заводе № 100 завершились все работы по сборке САУ, за исключением монтажа артсистемы, которая прибыла на завод только вечером. Тут-то и выяснилось, что орудие не проходит в амбразуру, предназначенную для нее в лобовом листе рубки. Пришлось расширять амбразуру газовой резкой по месту. На следующий день САУ КВ-14 (объект 236) своим ходом ушла на Чебаркульский артиллерийский полигон, расположенный в 107 км от Челябинска. Испытания прошли вполне успешно и были закончены к 7 февраля 1943 года. Постановлением ГКО от 14 февраля 1943 года образец КВ-14 приняли на вооружение и поставили на серийное производство. В апреле 1943 года ГКО постановил КВ-14 впредь именовать СУ-152.
Самоходная установка СУ-152 относилась к типу полностью бронированных самоходных установок с передним расположением боевой рубки. Боевое отделение и отделение управления были совмещены. Механик-водитель занимал место слева впереди в отделении управления, за ним - наводчик, за наводчиком - заряжающий. Справа от орудия впереди размещался командир машины, за ним - замковый. Для наблюдения за полем боя использовались перископ ПТК-4, обеспечивавший круговой обзор, и пять призменных зеркальных смотровых приборов, установленных на крыше рубки и крышках левого и кормового люков. В крышке правого люка имелся лючок для сигнализации. Механик-водитель вел наблюдение за полем боя через лючок со стеклоблоком, закрываемый броневой крышкой со смотровой щелью. Посадка экипажа производилась через два люка: круглый, расположенный в передней части крыши справа, и прямоугольный двухстворчатый люк, расположенный в кормовой части крыши и кормовом листе рубки. В днище корпуса в боевом отделении был предусмотрен аварийный люк.

Одна из первых серийных самоходных
установок СУ-152. Весна 1943 года.
        Корпус и рубка установки были сварены из броневых катаных листов толщиной 20, 30, 60 и 70 мм. Маска пушки имела толщину 60 мм. Зазор между подвижной бронировкой орудия и верхним лобовым листом корпуса машины защищался броневым прикрытием. Лобовой, скуловые, бортовые и кормовой броневые листы рубки, а также лобовые листы корпуса отличались рациональными углами наклона. Борта корпуса - вертикальные. В правом нижнем бортовом листе корпуса в боевом отделении располагался люк для загрузки боеприпасов с откидной броневой крышкой. Для стрельбы из личного оружия в лобовом и кормовом листах рубки имелись бойницы, закрывавшиеся броневыми пробками. Крыша броневой рубки - съемная, состояла из двух частей. С передним, скуловыми, боковыми и кормовым листами рубки листы крыши соединялись с помощью болтов. В передней части крыши рубки, помимо двух люков и отверстия под смотровой прибор, имелись два отверстия (справа) для установки командирской панорамы и антенного ввода, прикрытого броневым стаканом, и сзади справа - лючок, закрывавшийся откидной броневой крышкой, для доступа к заправочным горловинам топливных баков, расположенных в боевом отделении. Отверстия под смотровые приборы в крыше рубки и крышках люков имели броневое прикрытие. Вентиляция боевого отделения осуществлялась за счет тяги воздуха, создававшейся работающим двигателем при открытых шиберах в моторной перегородке. На нашем сайте офисная мебель цены для вас со скидками.
Кормовая часть корпуса состояла из двух броневых листов (верхнего и нижнего) закругленной формы. В средней части верхний лист перекрывал нижний, образуя тем самым карман для выхода охлаждающего воздуха из МТО самоходной установки. Для защиты от попадания посторонних предметов карман закрывался проволочной сеткой. Крыша МТО состояла из двух съемных броневых листов, крепившихся к корпусу САУ болтами. Первый лист крыши в центральной части имел люк для доступа к двигателю, закрывавшийся броневой крышкой. В центре крышки в выпуклой ее части находилось отверстие, предназначавшееся для заливки воды в систему охлаждения двигателя. Вдоль бортов корпуса имелись два прямоугольных отверстия для доступа охлаждающего воздуха к двигателю, закрывавшиеся сверху защитными сетками. В задней части листа были выполнены два отверстия для прохода выхлопных труб, над которыми устанавливались броневые кожуха. Задний лист крыши оборудовался двумя круглыми люками с откидными броневыми крышками для доступа к узлам и агрегатам трансмиссии. Днище корпуса было сварено из двух броневых листов и имело люки и отверстия, закрываемые броневыми крышками.
В амбразуре лобового листа рубки в рамке устанавливалась 152-мм гаубица-пушка МЛ-20 обр. 1937 г. Орудие снабжалось поршневым затвором с инерционным предохранителем и щелевым дульным тормозом. Длина ствола составляла 28,8 калибра, высота линии огня - 1800 мм. В конструкции противооткатных устройств использовались гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. Подъемный и поворотный механизмы секторного типа обеспечивали углы вертикальной наводки от -5° до +18°, горизонтальной - в секторе 12°. Телескопические прицелы СТ-10 или КТ-5 использовались при стрельбе прямой наводкой, а панорама Герца - при стрельбе с закрытых огневых позиций. Для стрельбы ночью шкалы прицела и панорамы, а также прицельная и орудийная стрелки оснащались специальной подсветкой. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3800 м, наибольшая - 6200 м. Скорострельность пушки-гаубицы достигала 2 выстр./мин. Для облегчения заряжания орудия имелся откидной лоток, который обеспечивал устранение задевания ведущего пояска снаряда за срез трубы ствола.
В боекомплект входили 20 выстрелов раздельного гильзового заряжания. Для стрельбы использовались осколочно-фугасная дальнобойная стальная пушечная граната ОФ-540, бетонобойный гаубичный снаряд Г-530, осколочно-фугасная дальнобойная стальная гаубичная граната ОФ-530, осколочная дальнобойная гаубичная граната из сталистого чугуна О-530А, бронебойно-трассирующий снаряд БР-540 и фугасный морской полубронебойный снаряд. Кроме того, могли использоваться пушечные бетонобойные снаряды Г-545 массой 56 кг и фугасные стальные пушечные гранаты старого образца Ф-542 и Ф-542Ш. Дополнительно в боевом отделении укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемета ППШ с боекомплектом 1278 патронов (18 дисков) и 25 гранат Ф-1, позднее боекомплект к ППШ был увеличен до 1562 патронов (22 диска).
В моторно-трансмиссионном отделении вдоль продольной оси корпуса устанавливался двенадцатицилиндровый У-образный четырехтактный дизель В-2К мощностью 600 л.с. Пуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера СТ-700 мощностью 15 л.с. или сжатого воздуха из двух воздушных баллонов емкостью 5 л каждый. Емкость основных топливных баков составляла 600 - 615 л. При установке запасных наружных баков запас возимого топлива увеличивался на 360 л. Запас хода установки по шоссе на основных баках достигал 330 км.

СУ-152 на сдаточной площадке Челябинского Кировского завода. Август 1943 года..
В состав трансмиссии входили многодисковый главный фрикцион сухого трения, четырехступенчатая коробка передач с демультипликатором, обеспечивавшая восемь передач переднего и две передачи заднего хода, два многодисковых бортовых фрикциона с плавающими ленточными тормозами и два бортовых планетарных редуктора.
Состав гусеничного движителя - 12 сдвоенных опорных катков (диаметром 600 мм), шесть поддерживающих катков, два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц и два ведущих колеса кормового расположения со съемными зубчатыми венцами. Зацепление - цевочное. Подвеска - индивидуальная торсионная, с ограничителями хода опорных катков. Опорные и поддерживающие катки, а также направляющие колеса были выполнены цельнометаллическими, без резиновой амортизации. Ширина штампованного трака гусеницы равнялась 608 мм.
На машине устанавливалась радиостанция 9Р или 10Р (10РК-26) с умформерами РУ-75В и РУ-11Б, для внутренней связи служило танковое переговорное устройство ТПУ-4БИС.
До начала марта 1943 года была изготовлена первая партия установок в количестве 35 машин, которые были отправлены на формирование тяжелых самоходно-артиллерийских полков РВГК. Такие полки формировались по штату № 08/218 (361 человек, 12 СУ-152). С апреля тсап стали переводиться на штат № 010/454, отличавшийся от предыдущего введением во взвод управления полка танка КВ для командира полка и одного бронеавтомобиля БА-64 для разведки и связи. В октябре 1943 года полки СУ-152 были реорганизованы по штату № 010/482 (234 человека, 12 СУ-152, 1 КВ1С). Тогда же наиболее управляемым был признан штат четырехбатарейного полка. В период с октября 1943 по февраль 1944-го все полки получили САУ для командиров батарей и были переведены на новый штат № 010/461. По нему тсап стал иметь четыре батареи по пять САУ в каждой - всего 21 установку. По этому штату в полк дополнительно были введены рота автоматчиков и саперный взвод.
Подготовка личного состава для самоходно-артиллерийских частей в течение всей войны велась Учебным центром самоходной артиллерии (УЦСА) в поселке Клязьма Московской области, сформированным 25 ноября 1942 года на основе постановления ГКО и приказа НКО СССР. Центр находился в подчинении командующего артиллерией Красной Армии. Задачей УЦСА являлись формирование и обучение самоходно-артиллерийских полков, маршевых батарей и отправка их на фронт. Центр состоял из пяти групп: одна занималась формированием тяжелых, две - средних и две - легких самоходно-артиллерийских полков. Во главе каждой группы стояли начальник группы и штаб. Для подготовки тяжелых самоходно-артиллерийских полков в марте 1943 года в Челябинске были сформированы 21-й учебный тяжелый самоходно-артиллерийский полк и 36-й запасной самоходно-артиллерийский полк под Москвой. Сформированные в учебных полках маршевые батареи направлялись в УЦСА, где они распределялись по группам, затем сводились в полки, пополнялись личным составом из запасного полка, специалистами (ремонтниками, связистами, радистами, шоферами и др.), комплектовались военно-техническим имуществом и автомобилями. После этого полки отправляли на фронт. Командиров тяжелых САУ и старших механиков-водителей готовили 2-е Киевское училище самоходной артиллерии, 3-е Горьковское, Соликамское и Буйское танковые училища.
Серийное производство самоходных установок СУ-152 продолжалось до декабря 1943 года - до снятия с производства танка КВ-1С. Всего было выпущено 670 таких машин.
Боевое применение
Боевое крещение СУ-152 получили в боях на Курской дуге, правда еще в весьма ограниченном количестве. Так, например, в составе войск Центрального фронта имелось всего 25 боевых машин этого типа. Тем не менее, появление их стало неприятным сюрпризом для немцев.
Осколочно-фугасная граната ОФ-540 массой 43,56 кг по выходе из ствола имела скорость 655 м/с и при установке взрывателя на осколочное действие наносила поражение осколками на 40 м - по фронту и на 8 м - в глубину. Бронебойно-трассирующий снаряд БР-540 при выходе из ствола с начальной скоростью 600 м/с пробивал на дистанции до 1500 м лобовую броню всех танков Вермахта. При попадании в башню он срывал ее с погона.
Тактико-технические характеристики
самоходной установки СУ-152
Год выпуска
    1943
Экипаж
    5
Масса, т
    45,5
Габаритные размеры:
    длина с пушкой, м
    ширина, м
    высота, м

   8,95
    3,25
    2,45
Клиренс
   0,44
Броневая защита, мм
   Лоб корпуса 60 мм
    Лоб рубки 75 мм
    Борт корпуса 60 мм
    Корма 60 мм
    Крыша 20-30 мм
    Днище 20-30 мм
Вооружение
   152-мм пушка-гаубица МЛ-20
Боезапас
   20 выстрелов
Среднее удельное
давление на грунт, кг/см2
   0,85
Двигатель
   "В-2К", 600 л.с.
    12-цилиндровый, дизельный
Ёмкость топливных
баков, л
   внутренних - 615
    наружных - 360
Запас хода, км
    330
Макс. скорость, км/ч
   по шоссе - 43
    по грунту - ?
Преодолеваемые препятствия:
    подъём, град
    крен, град
    ров, м
    стенка, м
    брод, м

    36
    30
    2,7
    1,2
    1,6
Вследствие своей очень большой массы в 48,8 кг (для сравнения - 85-мм бронебойный снаряд имел массу 9,2 кг) даже при непробивании сильнобронированной цели (штурмового орудия «Фердинанд», например) он гарантированно выводил ее из строя из-за поломок узлов и механизмов вследствие сотрясения и поражения экипажа за счет многочисленных внутренних отколов брони. Неплохие результаты давал обстрел вражеской техники фугасными и бетонобойными снарядами. При использовании бетонобойного снаряда Г-530 по прямому назначению им пробивалась железобетонная стена толщиной около 1 м. Впрочем, на Курской дуге разрушать долговременные огневые точки противника новым САУ не пришлось, а вот по немецким танкам они постреляли немало, и вполне успешно. Так, майор Санковский, например, на своей СУ-152 подбил 10 танков за один день. Именно тогда тяжелые артсамоходы получили у солдат уважительное прозвище «Зверобой».
СУ-152 продолжали активно использоваться в боевых действиях и после Курской битвы, причем опять-таки как мощное противотанковое средство. Во время Киевской операции 1-го Украинского фронта 52-я танковая бригада 16-го танкового корпуса, усиленная 1835-м тяжелым самоходно-артиллерийским полком, к 8 часам 7 ноября 1943 года заняла г.Фастов и стала закрепляться в нем. Как и бригада, полк понес в предыдущих боях значительные потери и имел в строю всего три СУ-152 и один танк КВ-1С. В ожидании контратаки с юга все три установки и танк были поставлены на позиции в районе высоты 210,4. В 10 часов того же дня противник предпринял первую контратаку с юга силами до батальона пехоты при поддержке восьми танков и четырех самоходных орудий. Но огнем САУ контратака была отбита. В течение 8 ноября немцы, усилив свою пехоту 20-мм зенитными автоматическими пушками, предприняли на этом направлении еще ряд контратак, которые также были отбиты. При этом самоходно-артиллерийские установки полка уничтожили два танка, два самоходных орудия, четыре пушки и до двух рот противника. Собственные потери составили один танк КВ-1С.
После неудачных контратак с юга противник начал перегруппировку восточнее г.Фастова. Командир 52-й танковой бригады, ожидая контратаки немецких танков с этого направления, перебросил самоходки 1835-го самоходно-артиллерийского полка в этот район. В результате, предпринятые противником неоднократные контратаки также были отбиты. Огнем трех самоходно-артиллерийских установок СУ-152 было уничтожено 16 танков, после чего немцы окончательно отказались от дальнейших контратак и здесь.
Для весны 1944 года была характерной передача СУ-152 в состав некоторых тяжелых танковых полков прорыва для восполнения потерь в танках КВ-1С и КВ-85. Впрочем, иногда имел место и обратный процесс, в результате чего самоходно-артиллерийские полки превращались в танко-самоходные. В освобождении Крыма весной 1944 года принимал участие 1452 тсап - 11 КВ-85, 5 КВ-1С, 6 СУ-152 и 3 СУ-76. Полк действовал под Армянском, освобождал города Евпатория, Саки, Бахчисарай, а 9 мая две оставшиеся в строю боевые машины полка - СУ-152 и КВ-85 - ворвались в Севастополь.
СУ-152 использовались в боевых действиях вплоть до лета 1944 года, пока не были вытеснены из фронтовых частей новыми тяжелыми самоходками ИСУ-152 и ИСУ-122.

Схема бронирования СУ-152

Фотографии тяжёлой САУ СУ-152 
СУ-152 из первой партии. Вид спереди. Весна 1943 года. СУ-152 из первой партии. Вид на левый борт. Весна 1943 года. СУ-152 из первой партии. Вид на правый борт. Весна 1943 года. СУ-152 из первой партии. Вид сзади. Весна 1943 года. СУ-152 из первой партии. Вид спереди-слева. Весна 1943 года.
СУ-152 из первой партии. Вид сзади-сверху. Весна 1943 года. СУ-152 из первой партии. Вид сзади-сверху. Весна 1943 года. СУ-152 из первой партии. Вид спереди-на левый борт. Весна 1943 года. Самоходная установка СУ-152 захваченная немцами в августе 1943 года в ходе боёв на "Миус-фронте" и проходившая испытания на полигоне в Куммерсдорфе. Германия. Сентябрь 1943 года. Самоходная установка СУ-152 захваченная немцами в августе 1943 года в ходе боёв на "Миус-фронте" и проходившая испытания на полигоне в Куммерсдорфе. Германия. Сентябрь 1943 года.
Один из первых образцов СУ-152 после испытаний. На борту машины надпись: «Подарок к 25-й годовщине Красной Армии. Челябинск, февраль 1943 года. Интерьер самоходной установки СУ-152. На переднем плане массивная казённая часть 152-мм пушки-гаубицы МЛ-20 с открытым поршневым затвором. За ней на своём рабочем месте, - командир машины, перед открытым посадочным люком которого установлена панорама ПТК-4. Курская дуга, 6 июля 1943 года. Артсамоходы СУ-152 на огневой позиции. Западный фронт, 1943 год. Самоходная установка СУ-152 захваченная немцами в августе 1943 года в ходе боёв на "Миус-фронте" и проходившая испытания на полигоне в Куммерсдорфе. Германия. Сентябрь 1943 года.
Сборка самоходных установок СУ-152 в цеху Челябинского Кировского завода. 1943 год. САУ СУ-152 майора Санковского. Его экипаж уничтожил в первом бою 10 танков противника. Центральный фронт, 13-я армия. Июль 1943 года. Корпус СУ-152 в сборочном цеху ЧКЗ. На борту видны надписи "Генерал Рокоссовский" и "Подарок к XXV-й годовщине ВЛКСМ". Октябрь 1943 года. СУ-152 из состава 1824-го тяжёлого самоходно-артиллерийского полка на одной из улиц Симферополя. 13 апреля 1944 года. Колонна СУ-152 на марше. Карельский перешеек. Июль 1944 года.
Самоходное орудие СУ-152 из состава 1539-го тяжёлого самоходно-артиллерийского полка. 2-й Прибалтийский фронт. Весна 1944 года. Самоходное орудие СУ-152 из состава 1539-го тяжёлого самоходно-артиллерийского полка. 2-й Прибалтийский фронт. Весна 1944 года. СУ-152 выдвигаются на огневую позицию. 2-й Прибалтийский фронт. 1944 год. СУ-152 установленная на мемориальном кладбище, где захоронены советские солдаты 1-й гвардейской танковой армии. Польша, г.Цыбинка. 1980-е годы.
Тяжелое самоходное орудие СУ-152 ведет огонь по отступающей колонне немецких войск. 2-й Прибалтийский фронт, лето 1944 года. Колонна СУ-152 на дороге в Восточной Пруссии. Головная машина имеет бортовой номер 1303 и звездочку, нанесенную на переднем листе корпуса. Февраль 1945 года. Командир 1539-го тяжелого самоходно-артиллерийского полка гвардии майор М.П. Прохоров ставит задачу командирам батарей. На заднем плане СУ-152 с бортовым номером 186. 2-й Прибалтийский фронт, весна 1944 года. Командир батареи СУ-152 гвардии капитан Ф.Н. Наговицын и командир самоходной установки СУ-152 С.Ф. Березин уточняют боевую задачу. Самоходка имеет бортовой номер 200. 2-й Прибалтийский фронт, 1539-й тяжелый самоходно-артиллерийский полк, весна 1944 года. СУ-152 в районе Познани. Польша, 1945 год.
Самоходные установки СУ-152 выдвигаются на рубеж атаки. 3-й Прибалтийский фронт, лето 1944 года. СУ-152 уничтоженный взрывом боекомплекта. Район р.Миус. Август 1943 года. Тяжёлая самоходная установка СУ-152 подбитая и захваченная немцами в ходе боёв на р.Миус. В лобовой броне рубки видны многочисленные попадания снарядов крупных калибров. Август 1943 года. ? Тяжёлая самоходная установка СУ-152 в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в п.Кубинка, Московской обл.
Тяжёлая самоходная установка СУ-152 в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в п.Кубинка, Московской обл. Тяжёлая самоходная установка СУ-152 в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в п.Кубинка, Московской обл. Тяжёлая самоходная установка СУ-152 в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в п.Кубинка, Московской обл.
Модель тяжёлой САУ СУ-152 из состава 1539-й тяжелого самоходно-артиллерийского полка, 2-ого Прибалтийского фронта. (П.Новосёлов) Модель тяжёлой САУ СУ-152 из состава 1539-й тяжелого самоходно-артиллерийского полка, 2-ого Прибалтийского фронта. (П.Новосёлов) Модель тяжёлой САУ СУ-152 из состава 1539-й тяжелого самоходно-артиллерийского полка, 2-ого Прибалтийского фронта. (П.Новосёлов) Модель тяжёлой САУ СУ-152 из состава 1539-й тяжелого самоходно-артиллерийского полка, 2-ого Прибалтийского фронта. (П.Новосёлов) Серийная самоходка СУ-152. Вид спереди. (рис.Oliver)
Серийная самоходка СУ-152. Вид сзади. (рис.Oliver) Серийная самоходка СУ-152. Вид на левый борт. (рис.Oliver) Тяжёлая самоходная артиллерийская установка СУ-152. Польша, район Познани. Февраль 1945 года.
 

            Чертеж самоходной установки СУ-152:
                   - общие проекции СУ-152


Источники:
"Отечественные бронированные машины 1941-1945". Том II. Изд.центр "Экспринт". 2005 г.
М.Коломиец, М.Макаров "Самоходная артиллерия Красной Армии". (Фронтовая иллюстрация №4, 2002 г.)
А.Драбкин "Ветеран двух войн". (Мир оружия №11, 2005 г.)
М.Барятинский "Тяжёлые САУ Красной Армии". (Бронеколлекция №2, 2006 г.)
www.o5m6.de
www.jagdtiger.de

Вернуться к САУ  Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz