Часть этих недостатков удалось устранить в ходе изготовления оставшихся 20 СУ-5, но повысить мощность двигателя и усилить подвеску так и не удалось. Несколько последних машин, выпущенных осенью 1936 года, получили дополнительные броневые листы для прикрытия сидений орудийного расчета с боков.
Тактико-технические характеристики самоходных установок СУ-5 |
Год выпуска
1934 | |
Экипаж
5 | |
Масса, т
10,2-10,35 | |
Габаритные размеры:
длина, м
ширина, м
высота, м
4,84
2,44
2,35-2,56 | |
Клиренс, м
0,38 | |
Ширина траков, м
0,26 | |
Броневая защита, мм
Лоб корпуса 15 мм
Борт корпуса 15 мм
Корма нет
Крыша 8 мм
Днище 6 мм
| |
Двигатель
"Т-26", 4-х цилиндровый
карбюраторный, 90 л.с | |
Коробка передач
5 вперёд и 1 назад | |
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2
0,7 | |
Запас топлива, л
182 | |
Запас хода, км
по шоссе - 170
по грунту - 150 | |
Макс. скорость, км/ч
по шоссе - 30
по просёлку - 15 | |
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град
крен, град
ров, м
стенка, м
брод, м
32
22
2
0,75
0,8 | |
Выпущено, шт
32 | |
Предполагалось внести в конструкцию СУ-5 изменения и улучшения по результатам войсковой эксплуатации, а затем начать их серийный выпуск. Но вместо этого в 1937 году все работы по программе «малый триплекс» были свернуты.
Самоходные установки СУ-5 поступили на вооружение механизированных корпусов и отдельных мехбригад. По состоянию на 1 января 1938 года они имелись в составе следующих соединений: 4 машины в 5-м мехкорпусе Московского военного округа, 4 в 4-й мехбригаде Белорусского военного округа, 4 в 8-й мехбригаде Киевского военного округа, 2 в 7-м мехкорпусе и 4 в 11-й мехбригаде Ленинградского военного округа, 5 во 2-й и 6 в 23-й мехбригадах Отдельной Дальневосточной армии (ОДВА), 2 машины находились на научно-испытательном артиллерийском полигоне и 1 в ремонте на заводе № 174."
Летом 1938 года, во время конфликта с японцами в районе озера Хасан, СУ-5 участвовали в боях в районе высот Заозерная и Безымянная, действуя в составе артиллерийских батарей 2 и 3-го танковых батальонов 2-й мехбригады ОДВА. Так, 31 июля самоходки поддерживали огнем свои танки и пехоту. В документах об этом сказано следующее:
«2-й танковый батальон совместно с частями 40-й стрелковой дивизии имел задачу уничтожить огневые точки противника на высоте Заозерная. Боевой порядок батальона был построен в три эшелона, в атаке участвовало 47 танков. Батарея 2-го танкового батальона (4 СУ-12 и 2 СУ-5) с открытых позиций поддерживали атаку танков...
3-й танковый батальон выступил в 15.15. Батарея (4 СУ-12 и 2 СУ-5) открыла огонь по противнику и выпустила 248 76-мм и 23 122-мм снаряда».
Из-за кратковременных боевых действий, которые уже 11 августа 1938 года закончились, применение СУ-5 носило весьма ограниченный характер. Несмотря на это, в отчетных документах отмечалось, что самоходные орудия оказали большую поддержку пехоте и танкам.
В сентябре 1939 года, во время «освободительного» похода в Западную Украину и Белоруссию, батарея СУ-5 из состава 32-й танковой бригады совершила 350-километровый марш, однако в боевых столкновениях с польскими частями машины не участвовали. После этого одна СУ-5 была отправлена в капитальный ремонт.24
По состоянию на 1 июня 1941 года в Красной Армии имелось 28 СУ-5: 11 на Дальневосточном фронте, 9 в Киевском Особом и 8 в Западном Особом военных округах. Из них было исправно только 16 машин.
Каких-либо сведений об использовании СУ-5 в Великой Отечественной войне пока обнаружить не удалось. Все они были потеряны или брошены из-за неисправностей в первую неделю боев. Подтверждением этому может служить выписка из «Акта на потерянные боевые машины» 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса, в которой сказано: «Т-26 СУ-5 — 2 штуки, 1 (№ 91166) оставлена в г. Грудек-Ягелонский в ожидании ремонта из-за отсутствия экипажа, 1 (№ 916166) находилась на ремонте во Львове (была сдана в марте), судьба неизвестна».
Фотографии модификаций СУ-5 |
Чертежи самоходной установки СУ-5:
- боковые проекции СУ-5-2 вып.1936 года.
- СУ-5-2 с доп. бронезащитой расчёта орудия
Источники:
М.Коломиец, М.Свирин. "Т-26: машины на его базе" (Фронтовая иллюстрация №4, 2003 г.)
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.
|