Самоходная установка СУ-76

            Дополнительные материалы:
                   - Р.Уланов "Коломбина".
                   - И.Кошкин "Шамраев Владимир Николаевич".
                   - выпуск самоходок СУ-76 (СУ-76М).
                   - G.Okonski "SU-76" (Kagero Topshots #38, 2007 г.)

Одной из самых распространенных и массовых самоходных установок в годы Великой Отечественной войны была легкая самоходная установка СУ-76 (СУ-76М). Эта машина использовалась в качестве орудия сопровождения пехоты (конницы), а также как противотанковое средство для борьбы с легкими и средними танками и САУ противника. Для борьбы с тяжелыми машинами СУ-76 (СУ-76М) была малоэффективна из-за слабой броневой защиты корпуса и недостаточной мощности орудия. Но, несмотря на это она внесла свой вклад в разгром войск противника.
Легкие самоходно-артиллерийские установки в годы Великой Отечественной войны создавались на базе легких танков Т-60 и Т-70 с установкой в броневой рубке 76,2-мм орудия ЗИС-3 на заводах промышленности: завод № 38 (главный конструктор М.Н. Щукин), № 40 (главный конструктор Л.Ф. Попов) и Горьковском автозаводе (зам. главного конструктора Н.А. Астров).
Установка оружия в броневом корпусе САУ упрощала производство самоходных установок по сравнению с производством танков и способствовала увеличению общего выпуска боевых машин. Вместе с тем, она приводила к весьма ограниченным углам наводки орудия в горизонтальной плоскости, что наряду с отсутствием спаренного, курсового или лобового пулеметов сужало по сравнению с танками боевые возможности САУ и обуславливало иную тактику их боевого применения.
К созданию легких самоходных установок в начале марта 1942 года приступило специальное бюро самоходной артиллерии, организованное на базе технического отдела Наркомата танковой промышленности (НКТП} во главе с С.А Гинзбургом. С использованием базы легкого танка Т-60 и агрегатов грузовых автомобилей ЗиС и ГАЗ этим бюро был разработан эскизный проект унифицированного шасси, предназначавшегося для создания различных типов самоходных установок, включая и противотанковые. В качестве основного оружия на данном шасси предполагалось установить 76,2-мм пушку с баллистикой дивизионного орудия образца 1939 года (УСВ) или 76,2-мм танковую пушку образца 1940 года (Ф-34). Однако С.А.Гинзбург предполагал значительно шире использовать унифицированное шасси и предложил в трёхмесячный срок совместно с конструкторами из МВТУ им. Баумана и НАТИ разработать целый ряд боевых машин;
- 76,2-мм штурмовое самоходное орудие поддержки пехоты;
- 37-мм зенитный самоходный автомат;
- 37-мм зенитный танк с башенной установкой конструкции Савина;
- легкий танк с 45-мм пушкой большой мощности и 45-мм броней;
- бронированный спецтранспортер пехоты и боеприпасов, на базе которого могли быть созданы санитарная машина, машина технической помощи и самоходный миномет;
- артиллерийский тягач.
Подобная компоновочная схема унифицированного гусеничного шасси САУ предусматривала переднее расположение силовой установки (два двигателя ЗиС или ГАЗ-АА (ГАЗ-ММ) и кормовое размещение боевого отделения (десантного отделения или грузовой платформы).

Самоходная установка СУ-76 (СУ-12) на НИБТ полигоне. 1943 год.
Две коробки передач были размещены по бортам в передней части корпуса. В ходовой части предполагалось применять пять или шесть опорных катков на каждом борту.
14-15 апреля 1942 года состоялся пленум Артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления (Артком ГАУ), на котором также были подняты вопросы создания САУ. Артиллеристами были выработаны собственные требования к самоходным установкам, которые отличались от тактико-технических требований (ТТТ), выдвинутых 2-м отделом НКТП.
Проектирование унифицированного шасси было завершено к концу апреля месяца 1942 года. Однако средства были выделены только на изготовление двух опытных образцов: 76,2-мм самоходного штурмового орудия поддержки пехоты и 37-мм зенитной самоходной установки. Ответственным исполнителем по изготовлению самоходных установок был назначен завод № 37 НКТП. Специально для унифицированного шасси по тактико-техническому заданию НКТП конструкторское бюро под руководством В.Г. Грабина разработало вариант дивизионной пушки ЗИС-3, получившей наименование - ЗИС-3Ш (Ш - штурмовая). В мае-июне 1942 года заводом № 37 были изготовлены опытные образцы штурмовой и зенитной самоходных установок, которые прошли заводские и полигонные испытания.
По результатам испытаний в июне 1942 года последовало распоряжение Государственного Комитета Обороны (ГКО) о скорейшей доводке машины и подготовке серии для проведения войсковых испытаний. Но в связи с началом Сталинградской битвы, завод № 37 срочно стал наращивать выпуск легких танков, а заказ на изготовление опытной серии самоходных установок был отменен.
Выполняя решения пленума Арткома ГАУ РККА от 15 апреля 1942 года о создании самоходно-артиллерийских установок для поддержки пехоты в конструкторском бюро Уральского завода тяжелого машиностроения им. Серго Орджоникидзе (УЗТМ) весной 1942 года был разработан проект САУ с установкой 76,2-мм пушки ЗИС-5 на базе легкого танка Т-40 (проект У-31). Непосредственная разработка проекта самоходной артиллерийской установки была выполнена конструкторами КН. Ильиным и А.Н. Шляковым совместно с конструкторами завода № 37, причем установку орудия вел УЗТМ, а базу проектировал завод № 37. Во второй половине октября 1942 года по решению правительства разработанный проект самоходной установки У-31 был передан и КБ закола № 38, где он был использован при разработке легкой самоходной артиллерийской установки СУ-76.
В июне 1942 года распоряжением ГКО была выработана совместная программа Наркомата вооружения (НКВ) и НКТП по созданию новой "Системы самоходной артиллерии для вооружения Красной Армии". При этом на НКВ возлагались задачи разработки и изготовления артиллерийской части новых будущих самоходных артиллерийских установок, а НКТП должен был заниматься созданием базовой машины. Общую координацию работ по самоходным установкам должно было осуществлять специальное бюро НКТП под руководством самого С.А. Гинзбурга - начальника конструкторского отдела наркомата.
19 октября 1942 года по ходатайству ГАУ РККА было принято постановление ГКО, согласно которому заводам промышленности была поставлена задача к 1 декабря 1942 года изготовить опытные партии самоходных установок: легких - с 37- и 76,2-мм пушками и средних - со 122-мм орудием, а ГАУ РККА - в середине декабря провести испытания изготовленных самоходных установок и результаты испытаний доложить правительству.

СУ-76 (СУ-12) на испытательном пробеге перед передачей в войска. Киров, полигон завода № 38, весна 1943 года.
Ответственными исполнителями по "штурмовым САУ" были назначены Коломенский завод № 38 им. Куйбышева и Горьковский автозавод им. Молотова, по зенитным САУ - завод № 37.
При создании "штурмовой САУ" предполагалось остановиться на компоновочной схеме, предложенной специальным бюро НКТП (с двумя параллельно установленными рядом карбюраторными двигателями в передней части машины и просторным боевым отделением в корме).
В соответствии с заданными ТТХ в ноябре 1942 года Горьковский автозавод и завод № 38 представили на испытания свои опытные образцы "штурмовых САУ", вооруженных 76-мм дивизионной пушкой ЗИС-3. Самоходная установка Горьковского автозавода имела индекс СУ-71, а машина завода № 38 - СУ-12.
Кроме того, постановлением ГКО и приказом Наркомата обороны (НКО) от 25 ноября 1942 года в ГАУ РККА было создано Управление механической тяги и самоходной артиллерии, в обязанности которого входила организация всего производства, снабжения и ремонта самоходных установок. Формирование частей было возложено на вновь организованный учебный центр самоходной артиллерии, подчиненный управлению формирований Главного управления командующего артиллерии РККА.
Созданная в КБ Горьковского автозавода под руководством Н.А. Астрова самоходная установка СУ-71 была разработана на базе унифицированного шасси, предназначавшегося для создания машин различного назначения, и относилась к типу полузакрытых самоходных установок. В ее конструкции были использованы узлы и агрегаты легких танков Т-60 и Т-70. Всего осенью 1942 года было изготовлено два опытных образца, один из которых в ноябре того же года прошел заводские испытания.
При проведении полигонных испытаний самоходной установки СУ-71 была выявлена неудовлетворительная работа системы охлаждения САУ. Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения требовалась значительная переработка машины. 19 ноября 1942 года приемочная комиссия составила акт, согласно которого самоходная установка СУ-71 была признана не отвечавшей требованиям технического задания и не обладавшая надлежащей надежностью.
Кроме того, в зависимости от установленного вооружения (при установке 37-мм зенитной пушки - зенитная самоходная установка СУ-72) гусеничные шасси имели значительные конструктивные и технологические различия между собой и не имели преемственности с выпускавшимися на Горьковском автозаводе машинами, что при организации серийного выпуска потребовало бы значительного переоснащения всего производства, неприемлемого в условиях военного времени. Дальнейшие работы по данной машине были прекращены в связи с принятием на вооружение самоходной установки СУ-12 (СУ-76) конструкции С.А. Гинзбурга, поставленной на производство на заводе № 38.
Опытный образец самоходной установки СУ-12 разработанный в октябре-ноябре 1942 года в КБ завода № 38 под руководством главного конструктора М.Н. Щукина по проекту С.А. Гинзбурга был изготовлен заводом (г. Киров) в ноябре 1942 года.
Машина была создана КБ с использованием агрегатов легких танков Т-60 и Т-70 и относилась к типу закрытых самоходных установок. Схема общей компоновки предусматривала переднее расположение трансмиссии и ведущих колес, а также кормовое размещение неподвижной броневой рубки и установку двух работавших параллельно двигателей по бортам в средней части корпуса.
Командир машины и заряжающий находились у правого борта броневой рубки, наводчик слева от пушки. Для наблюдения за полем боя в крыше рубки устанавливался перископ-разведчик, который имел шкалы измерения углов для корректирования стрельбы.

Самоходная установка СУ-76 из состава 1433 сап на Волховском фронте. Март 1943 года.
В походном положении этот прибор укладывался внутри машины. Кроме того, в специальных отверстиях на крыше рубки САУ и в ее бортах, закрывавшихся броневыми крышками, могли устанавливаться еще три смотровых зеркальных прибора. Рабочее место механика-водителя САУ было оборудовано в центре отделения управления в носовой части корпуса. У механика-водителя имелся свой входной люк, располагавшийся в верхнем лобовом листе корпуса, в крышке которого устанавливался смотровой перископический зеркальный прибор. Посадка и выход экипажа, а также загрузка боекомплекта производились через двухстворчатую бронедверь, располагавшуюся в верхнем кормовом листе боевой рубки. Кроме того, на первых машинах в правой части нижнего кормового наклонного листа боевого отделения имелся аварийный люк.
        76,2-мм пушка ЗИС-3 образца 1942 года с клиновым затвором и полуавтоматикой механического (копирного) типа без каких либо изменений была установлена в боевом отделении этой машины на станке. Ось орудия устанавливалась в подшипниках, закрепленных на переднем листе рубки. Две боковые распорки станка пушки были связаны с бортами корпуса машины. Выходящие за броню рубки противооткатные устройства были прикрыты подвижной бронировкой, а возникавшая вследствие этого неуравновешенность качаюшейся части была устранена за счет установки на люльке орудия специального груза. Для ведения стрельбы прямой наводкой использовался штатный прицел ЗИС-3, для стрельбы с закрытых огневых позиций - панорамный прицел (в машине укладывались две панорамы Герца, одна из них запасная). Подъемный механизм пушки секторного типа обеспечивал углы вертикальной наводки от -2,50 до + 250. Винтовой поворотный механизм позволял иметь углы горизонтальной наводки ±150. Скорострельность орудия составляла 8 выстр./мин. Однако высокая загазованность боевого отделения при стрельбе затрудняла работу экипажа. В боекомплект пушки входили 60 выстрелов с бронебойно-трассирующими (БР-350А, БР-350Б, БР-350СП), осколочно-фугасными (ОФ-350), осколочными (О-350А), фугасными (Ф-354, Ф-354Ф) и кумулятивными (БП-353Л) снарядами. Кроме того, в зависимости от вида предстоящих боевых действий, в состав боекомплекта установки могли входить выстрелы со шрапнелью пулевой (Ш-354Т, Ш-354), шрапнелью стержневой (Ш-361), шрапнелью Гартца (Ш-354Г), дымовым (Д-350) и зажигательным (З-350) снарядами. Бронебойный снаряд массой 6,5 кг имел начальную скорость 662 м/с, его бронепробиваемость на дистанции 500 м составляла 71 мм.
В апреле 1943 года в боекомплект был введен подкалиберный бронебойно-трассирующий снаряд (ВР-354П), который при массе 3,05 кг имел начальную скорость 950 м/с и на дистанции 500 м пробивал броню толщиной 100 мм. Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда при массе 6,2 кг составляла 680 м/с. Выстрелы размещались в боевом отделении у бортов корпуса в специальных гнездах. В боевом отделении на бортах рубки укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемета ППШ с боекомплектом 1065 патронов (15 дисков) и ручные гранаты Ф-1 (в трех специальных ящиках на правом борту рубки).
Броневая защита корпуса и рубки - противопульная, выполненная из броневых катаных листов толщиной 7, 10, 15, 25 и 35 мм, устанавливавшихся наклонно. Верхний лобовой лист корпуса толщиной 25 мм имел угол наклона от вертикали 60", нижний лобовой лист корпуса толщиной 35 мм - 30". На верхнем лобовом листе корпуса помимо люка механика-водителя имелись два люка, предназначавшихся для доступа к агрегатам трансмиссии, закрывавшиеся броневыми крышками. В нижнем лобовом листе имелось два лючка для заводной рукоятки, закрываемые броневыми крышками на болтах. Кроме того, к этому листу приваривались два буксирных крюка.


Самоходные установка СУ-76 (СУ-12) с демонтированной крышей. Июль 1943 года.

Крыша над моторным отделением кренилась к корпусу с помощью болтов. Для доступа к двигателям в передней части надмоторной крыши у правого и левого бортов имелись два специальных люка, закрываемых откидными броневыми крышками на петлях. В местах расположения люков в бортах корпуса были сделаны отверстия воздухопритоков, закрывавшиеся броневыми коробами. В кормовой части крыши моторного отделения за надмоторными люками были сделаны два лючка для доступа к заливным горловинам двух топливных баков (правого и левого), закрывавшиеся броневыми крышками на болтах. Каждый бортовой лист корпуса состоял из двух частей, сваренных между собой. В верхней средней части бортовых листов были приварены броневые короба системы жалюзи для выхода охлаждающего воздуха от вентиляторов системы охлаждения двигателей. К бортовым листам кренились на болтах по три кронштейна поддерживающих катков и надгусеничные полки. В нижней части, напротив переднего и заднего балансиров подвески устанавливались упоры с резиновыми подушками. Корма корпуса самоходной установки состояла из двух броневых листов: нижнего наклонного и верхнего вертикального. С правой и левой стороны наклонного листа и к бортовым листам с помощью болтов крепились кронштейны механизма натяжения гусеницы, по середине листа - буксирный крюк. На заднем вертикальном листе корпуса был приварен специальный карман, который закрывался броневой крышкой на петлях и предназначался для облегчения посадки в боевое отделение. Сварное днище корпуса машины было усилено поперечными балками коробчатого сечения, внутри которых располагались торсионные валы подвески. В днище имелись двенадцать вырезов (но шесть с левой и правой стороны), в которые были вставлены и приклепаны кронштейны подвески, а также лючки, которые предназначались для доступа к пробкам сливных горловин узлов и агрегатов силовой установки и трансмиссии. Эти лючки закрывались броневыми крышками на болтах. Все старые игровые автоматы онлайн бесплатно и без регистрации.
Броневая рубка представляла собой усеченную пирамиду, которая крепилась к корпусу машины с помощью сварки. Лобовой броневой лист рубки толщиной 35 мм имел угол наклона от вертикали 25". В лобовом листе была сделана амбразура под установку орудия. В кормовой наклонной стенке имелись двухстворчатые дверцы, предназначавшиеся для входа и выхода боевого расчета, а также и для загрузки боекомплекта. В броневой крыше рубки был вырезан люк для головки панорамного прицела, над которым с зазором устанавливалась броневая крышка. В крыше рубки у правого и левого бортов, а также справа от амбразуры орудия для установки смотровых приборов были сделаны специальные лючки, закрывавшиеся броневыми крышками на петлях. В правом углу крыши был установлен броневой стакан антенного ввода. Слева от него имелось отверстие под установку перископа-разведчика. Смотровые лючки, закрывавшиеся броневыми крышками, располагавшиеся в бортах и левой створке входной двери боевого отделения, использовались как для наблюдения, так и для стрельбы из личного оружия. Кроме того, в лобовом листе рубки справа и слева от амбразуры орудия имелось по одному отверстию для стрельбы из личного оружия, закрывавшемуся броневой пробкой. Для вентиляции боевого отделения в кормовой части крыши и входных дверец был сделан специальный люк, закрывавшийся броневой крышкой на петлях.

Схема бронирования СУ-76

В ходе эксплуатации машины, особенно в летних условиях, была выявлена плохая вентиляция боевого отделения. Поэтому уже в первых числах июля месяца 1943 года НКТП было рекомендовано демонтировать крышу боевой рубки вплоть до фартука перископического прицела, или установить на крыше вытяжной вентилятор. Вытяжной вентилятор установлен не был, а вот крыша боевой рубки на отдельных машинах была демонтирована.
Подвижная бронировка качающейся части пушки состояла из нескольких листов, сваренных в одно целое и прикрепленных к люльке болтами. Спереди бронировка накрывалась двумя щитками, которые крепились к основной части бронировки шестью болтами. С правой стороны в бронировке был сделан люк, который предназначался для доступа к пробке тормоза отката и к гайкам сальника тормоза отката и накатника. Снаружи люк закрывался специальной крышкой на болтах.

2 страница    стр.2
Hosted by uCoz