Средний танк Т-12

В ходе гражданской войны применение танковых отрядов, если его рассматривать на фоне действий бронепоездов, носило весьма эпизодический характер. Тем не менее специально созданная организация “Центробронь” с самого начала уделяла огромное внимание гусеничным боевым машинам, предвидя их огромное значение в будущем.
2 ноября 1919 года в газете “Известия Народного комиссариата по военным делам” были опубликованы условия открытого конкурса на проект танка для Красной Армии. По итогам конкурса первую премию присудили проекту десятитонного плавающего танка инженера Г. В. Кондратьева, проходившего под девизом “Теплоход типа AM”. Постройку двух таких машин начал, но так и не завершил Ижорский завод. В отличие от сормовских собратьев, представлявших собой переделку французских “Рено FT17/18”, танк Кондратьева был полностью оригинальной разработкой. На второй открытый конкурс, проводившийся в 1922 году, представили еще 7 проектов. Как видим, деятельность по проектированию танков велась весьма оживленно, несмотря на то, что экономика страны еще не позволяла организовать даже экспериментальное танкостроение.
В 1923 году работу по систематизации имеющегося опыта проектирования танков возложили на Главное управление военной промышленности ВСНХ. Годом позже в системе Орудийно-арсенального треста (ОАТ) создается московское танковое бюро, возглавленное С. П. Шукаловым. В числе оригинальных разработок этого коллектива — проекты восемнадцатитонного танка ГУВП* и шестнадцатитонного ГУВП**. Первый больше напоминал поставленную на гусеничный ход бронепоездную площадку с концевой башней.

Проекты ГУВП* (вверху) и ГУВП** (внизу)
Всю среднюю и кормовую часть занимал каземат, начисто исключавший стрельбу башенного орудия в заднем секторе (считалось, что при прорыве неприятельской обороны основные цели, достойные трехдюймового снаряда, будут находиться впереди и на фланге). Круговой обстрел обеспечивался шестью пулеметами. Машина несла 13-мм броню, обслуживалась экипажем из 6 человек и по расчетам должна была перемещаться с максимальной скоростью 20 км/ч. Компоновка ГУВП ** явно была заимствована у французского танка 2С, однако носовая башня с 45-мм пушкой имела возможность кругового обстрела за исключением незначительного пространства, перекрываемого кормовой пулеметной башней. Особой оригинальностью отличалась подвеска, рассчитанная на скорость до 20 км/ч. На танк предполагалось установить 4 пулемета, максимальная толщина брони должна была составить 22 мм, экипаж — 5 человек.
Но армия требовала экстренных мер в оснащении броневых сил новой материальной частью. В строю находились устаревшие, предельно изношенные трофейные машины.
К апрелю 1925 года сложилось критическое положение и с танковым вооружением. Обеспеченность танков “Рикардо” (Mk V) исправными 57-мм пушками Гочкиса равнялась 10%, а пушечные “Рено” вообще оказались фактически разоруженными. В качестве хоть какой-то замены предлагалось использовать пулеметы “максим”.
24 октября 1925 года в Мобилизационно-плановом управлении РККА прошло совещание по проблемам танкового строительства, систематизировавшее уже ведущиеся проектно-конструкторские работы. Решением совещания фактически сворачивалось проектирование “позиционного” или “большого” (тяжелого) танка, а все усилия концентрировались на создании “маневренного” и “малого” танков. Последний под индексом Т-16 прошел генеральные испытания, а 6 июля 1927 года решением РВС СССР был принят на вооружение и с тех пор известен как Т-18 (МС-1).
Задание 1-12-32 на проектирование и изготовление “маневренного” танка было выдано 20 декабря 1927 года Орудийно-арсенальному тресту с тем условием, что в период постройки машины на Государственном Харьковском паровозостроительном заводе (ГХПЗ) конструкторское бюро ОАТ окажет последнему техническую помощь.
Танковое КБ было создано на ГХПЗ только в октябре 1927 года и, разумеется, не имело еще никакого опыта по конструированию танков (как, впрочем, и весь завод, занимавшийся производством локомотивов и гусеничных тракторов “Коммунар”). Это и предопределило разделение труда между ГХПЗ и ОАТ: в Харькове разрабатывались трансмиссия и ходовая часть, в Москве — корпус и башня. Надо сказать, что ОАТ довольно прохладно отнесся к проектированию Т-12 (такой индекс получил “маневренный” танк) и постарался основную часть задания переложить на плечи харьковских конструкторов. Более полугода в Москве под руководством представителей ОАТ главного конструктора С. Шукалова и ведущего конструктора О. Иванова трудились их коллеги с ГХПЗ (танковая группа конструкторов во главе с И.Н. Алексенко которая разрабатывала детали корпуса и башни, рабочие места членов экипажа, установку вооружения, смотровые приборы и т. д.). В работах по Т-12, проводившихся в Харькове, принимал участие представитель ОАТ военный инженер Н. М. Тоскин. С октября 1928 года к созданию этой машины подключился двадцатитрехлетний техник-чертежник Александр Морозов — в будущем руководитель танкового бюро ГХПЗ, выдающийся конструктор, дважды Герой Социалистического Труда. Для мягкой мебели: покрывала для кровати в интернет магазине. Интернет кровати недорого.
Концепция Т-12 представляла собой синтез опыта, накопленного при проектировании Т-18, и идеи многоярусного расположения вооружения, последовательно проводимой американцами на опытных средних танках серии Т.1 (мод. 1921—1925 гг.). Все вооружение (а Т-12 создавался под 45-мм пушку и 3 установки спаренных пулеметов системы Федорова) размещалось двухъярусно в башнях — главной и независимо вращающейся малой пулеметной. Серьезный недостаток такого размещения вооружения заключался в том, что вращение главной башни неизбежно сбивало наводку малой. Кроме того, многоярусность влекла за собой увеличение высоты танка до 3 м, что делало его очень заметным и трудномаскируемым.
Чистая масса танка составила 14 280 кг. В боевом положении, то есть с экипажем 4 человека, боекомплектом (100 патронов к пушке и 4000 к пулеметам), горючим и т. п., удельное давление при погружении гусеничных цепей на 100 мм в мягкий грунт составляло 0,45 кг/см2.
Тактико-технические характеристики
опытного среднего танка Т-12
Год выпуска
    1929
Экипаж
    4
Масса, т
    20
Габаритные размеры:
    длина, м
    ширина, м
    высота, м

   6,282
    2,81
    2,95
Броневая защита, мм
   12-20
Вооружение
   45-мм пушка обр. 1930 г.
3 х 7,62-мм пулемета Фёдорова.
Боезапас
   100 выстрелов
    4000 патронов
Двигатель
    "Испано", 180 л.с
    авиационный
Запас хода, км
   до 80
Макс. скорость, км/ч
   30
Для танка был предусмотрен восьмицилиндровый авиамотор “Испано”, развивавший мощность до 200 л. с. при 1500 об/мин. При этом учитывалась его возможная замена на 180-сильный (при 1800 об/мин) специализированный двигатель.
        Для Т-12 было характерным нетипичное для советского танкостроения расположение механизма-водителя — справа от продольной оси машины. В ходовой части применили весьма удачный механизм натяжения гусениц. Максимальная скорость равнялась 26 км/ч, причем планетарная коробка передач позволяла изменять режим движения на 15, 7 и 2,7 км/ч, сохраняя возможность реверса на всех скоростях. Новинкой стал и ленточный плавающий тормоз профессора В. И. Заславского.
        Вертикальная бронировка выполнялась из 22-мм брони, горизонтальная— из 12-мм. Механизм поворота главной башни имел механический привод, наведение на цель пулеметной башни осуществлялось с помощью спинного упора.
        Т-12, как и его предшественник Т-18, оборудовался “хвостом” — он увеличивал длину машины на 690 мм и позволял переезжать через окоп шириной 2,65 м. Наибольший преодолеваемый угол подъема—40o.
        Испытывали новый танк с 28 апреля по 9 мая 1930 года. На испытания танка прибыл наркомвоенмор тов. Ворошилов, начальник УММ тов. Халепский и нач. техуправления УММ тов. Бокис. Танк на испытаниях вел себя достойно. На твердом грунте он легко достигал скорости 26 км/ч, преодолевал окопы шириной до 2 м.
        На эти испытания танк вышел с пулеметом Кольта в шаровой установке Шпагина (отечественный ДТ еще не был готов). При стрельбе из пулемета отмечалась хорошая меткость (60% пуль попало в цель). Однако были отмечены и недостатки: слетала гусеница, после 20 переключений коробка передач сбрасывала скорость, а после расходования 90 литров бензина он почему-то прекращал поступать к двигателю, хотя в баках еще оставалось примерно 130 литров. Но в целом танк признали соответствующим требованиям и рекомендован для принятия на вооружение с учетом устранения выявленных недостатков.
Одновременно артиллеристы провели экспериментальный обстрел 22-мм и 18-мм бронеплит и дали заключение о стойкости брони. Акты испытаний подписали главный инженер завода С.Н.Махонин и начальник КБ И.Н.Алексенко. По их результатам заводское КБ ГХПЗ приняло самое активное участие в доводке машины, выполнив, по существу, капитальную модернизацию исходного образца, получившего в итоге новое обозначение Т-24. Главным аргументом для столь глубокого изменения конструкции стал недостаточный запас хода Т-12.

Фотографии опытного среднего танка Т-12 

Танк Т-12 на испытаниях Танк Т-12 на испытаниях под Харьковом. Машина вооружена 45-мм пушкой обр.1930 и тремя пулеметами ДТ. Июнь 1930 г. Танк Т-12 на испытаниях под Харьковом. Июнь 1930 г. Танк Т-12 на испытаниях под Харьковом. Июнь 1930 г.
 

            Чертеж опытного среднего танка Т-12:
                   - общая схема

Вернуться к средним танкам  Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz