Лёгкий танк Т-18

Модификации танка Т-18 и машины на его базе:
Т-16 - предсерийный образец Т-18 (опытный образец, 1925 г.)
Т-20 - переходный образец танка от Т-18 к Т-19 (опытный образец, 1929 г.)
Т-18М - модернизированный вариант Т-18 (опытный образец, 1938 г.)
Т-18 - серийный танк (изготовлено 962 танка (4 промышленные серии), 1927-1932 гг.)
ХТ-18 - химический танк (опытный образец, 1932 г.)
ТТ-18 - телеуправляемый танк (изготовлено не менее 7 экземпляров, 1930 г.)

В сентябре 1926 года состоялось совещание командования РККА, Руководства ГУВП и Орудийно-Арсенального Треста (ОАТ) по вопросу системы оснащения Красной армии новыми боевыми машинами. Это совещание известно как «танковое», ибо главной темой его стала выработка требований к новым танкам для РККА. На совещании анализировались образцы различных зарубежных боевых машин с целью выбора наилучших прототипов для массового выпуска. Задачам сопровождения более или менее отвечал французский танк «Рено» (относившийся в РККА к типу «М» - малый), но он (по мнению большинства присутствовавших на обсуждении) обладал рядом серьезных недостатков, не позволявших использовать его в системе вооружения РККА. Этими недостатками были: большой вес (более 6 т), не позволявший осуществлять его переброску в кузове грузовика; малая скорость движения и плохое вооружение (стоявшая на танке 37-мм пушка Гочкиса, или Пюто со штатным прицелом не позволяла вести прицельный огонь на дистанции далее 400 м). Танки же, выпущенные на Сормовском заводе («Рено Русские») были «...весьма неудовлетворительны по качеству изготовления, неудобны по владению оружием, а частично и совершенно невооружены», к тому же оказались еще и ужасно дорогими (стоимость танка в ценах 1926 года составляла около 36 тыс. руб. Более подходил для прототипа итальянский «Фиат - 3000», обладавший меньшим весом и большей скоростью, чем его французский собрат. Танк был внимательно изучен специалистами КБ ОАТ, которое с середины 1925 года начало вести работы над собственным проектом малого 5-тонного танка в инициативном порядке. Поэтому ГУВП приняло решение форсировать данные работы КБ ОАТ, назначив ответственным исполнителем С.Шукалова. Для изготовления «опытовой» машины и освоения ее серийного выпуска выделялся завод «Большевик», имевший в то время лучшие производственные мощности.
Тем не менее, срок постройки танка был выдержан и в марте 1927 года (при плане - февраль) она покинула опытный цех «Большевика» и отправилась на заводские испытания. Танк получил индекс Т-16 и выгодно отличался от «Рено Русского» малыми размерами, весом и стоимостью при сравнительно большой скорости движения.
Однако недостатков у новорожденного оказалось гораздо больше, чем ожидалось, и было принято решение усовершенствовать ряд агрегатов и узлов танка. Так была удлинена на один каток ходовая часть, что привело к необходимости добавления в носовой части корпуса удлинителя (на эталонном образце удлинитель был клепаный, однако на серийных машинах устанавливался в виде литой детали весом 150 кг). Далее изменениям подверглись некоторые узлы двигательной установки, трансмиссии и т.д. Во время доработки на завод прибыл моторостроитель А. Микулин - разработчик двигателя танка. Причиной командировки была неудовлетворительная работа энергетической установки Т-16, что совершенно не вязалось с ожиданиями ОАТ.

Танк Т-16 во дворе завода «Большевик». Весна 1927 г.
Конструктор добросовестно изучил весь цикл производства моторов на «Большевике» и страшно удивился, что завод может делать такие сложные агрегаты, не имея даже элементарных измерительных приборов (результатом посещения завода А. Микулиным стало то, что завод наконец-то получил аэротермометры и гигрометр, которые ему не поставляли более 2-х лет).
Но вот новый танк был построен, и после пробега в пригородах Ленинграда отправился в Москву на полевые сдаточные испытания. Машина получила наименование «Малый танк сопровождения обр. 1927 г. МС-1 (Т-18)». Интересно отметить, что при перевозке танка из Ленинграда в Москву были опробованы все возможные способы его транспортировки: ж.д. вагон, ж.д. платформа, кузов грузовика, автоприцеп и движение своим ходом. Эталонный Т-18, еще весьма напоминающий внешним видом своего предшественника - Т-16, прибыл в столицу майским вечером (предположительно - 20-25 мая) и в кузове грузовика проследовал в склад №37 (в районе Красной Пресни). Поскольку пушка для МС-1 не была подана, в танке установили ее макет, выполненный в токарных мастерских. Здесь же его хотели покрасить, но вдруг из ОАТ последовало категорическое распоряжение: «красить танк только после принятия на вооружение...» Возможно после случая с Т-16, окрашенным непосредственно перед испытаниями в светло-зеленый цвет, и не принятым, руководство ОАТ испытывало некое суеверие, приведшее к тому, что на испытания танк отправился лишь покрытый светло-коричневым грунтом, что впоследствии стало нормой.
Для испытаний танка была образована специальная комиссия, куда вошли представители Мобуправления ВСНХ, ОАТ, завода «Большевик», 11 отдела Артуправления, генштаба РККА. Испытания проводились 11-17 июня 1927 г. в районе дер. Ромашково - ст. Немчиновка (Подмосковье) пробегом по пересеченной местности, так как оружие для танка подано не было.
Танк был подвергнут «мучениям третьей степени», но в целом успешно выдержал их и был рекомендован для принятия на вооружение.
Вскоре (1 февраля 1928 г) последовал и заказ на изготовление в течение 1928-29 гг. для РККА 108 танков Т-18 (30 шт. до осени 1928 г. и 78 шт. в течение 1928-29 гг.). Первые 30 танков были изготовлены на средства ОСОАВИАХИМа и приняли участие в параде 7 ноября 1929 г. в Москве и Ленинграде под неофициальным названием «Наш ответ Чемберлену». Первоначально серийным производством занимался только завод «Большевик», но с апреля 1929 года к выпуску Т-18 был подключен также Мотовилихинский Машиностроительный завод (Бывший Пермский Артиллерийский) и план выпуска танков был увеличен.

Танк Т-18 в районе КВЖД. Танк первых серий выпуска 1927-28 гг.
Однако в 1929 году массовое производство Т-18 там развернуть не удалось (тем более, что двигатели поступали с «Большевика») и всего за 1929 год из заказанных 133 танков было с трудом сдано 96. Тем не менее, Мотовилихинский завод осваивал танк и в 1929-30 гг. план выпуска Т-18 был увеличен до 300 единиц.
Пока армия ждала новых танков, испытания первых образцов Т-16 и Т-18 продолжались. Т-16 был передан в распоряжение Ленинградского военного округа (командующий - М.Н.Тухачевский), где в течении 30 августа - 6 октября 1928 г. на Семеновском ипподроме, Поклонной горе и площадке курсов мехтяги участвовал в испытаниях новых типов противотанковых препятствий (М.Н.Тухачевский лично присутствовал на испытаниях). Для сравнения вместе с Т-16 в этих испытаниях принимали участие также «Рено», «Рено русский» и «Рикардо» (Mk V).
Испытания показали, что серьезными препятствиями для МС-1 могут стать « ... окоп полного профили, трапецеидальный ров, аркан и якорь на тросе ..,», которые не являлись таковыми для танков других типов (только «Рено русский» дал почти столь же плохие результаты). Однако новый Т-18, должен был быть длиннее и нести более мощный двигатель, что позволяло надеяться на более удачный исход подобных испытаний для него.
Т-18 принял участие в подобном тестировании осенью 1929 г. (17 октября - 19 ноября). Главным препятствием для него стал трапецеидальный ров шириной более 2 и глубиной более 1,2 м, из которого танк не мог выбраться самостоятельно (даже назад). Для улучшения проходимости рвов по предложению М.Василькова и по распоряжению начальника бронесил Ленинградского округа С.Коханского в мастерских курсов мехтяги танк был оборудован вторым «хвостом» в передней части (снятым с другого танка) и тут же получил прозвище «носорог«, или «тяни - толкай». Его проходимость действительно немного улучшилась, но обзор с места механика-водителя стал никуда не годным. В письме комкора Коханского руководству РККА отмечается «желательность предусмотрения для танков МС-1 возможности крепления направляющей стрелы с колесами для ... подмятия проволочных заграждений и улучшения проходимости рвов». Проект такого «носового колесного удлинителя» для Т-18 был сделан М.Васильковым, но неизвестно был ли он изготовлен «в металле».
В 1929 г. характеристики Т-18 уже не отвечали возросшим требованиям Генерального штаба РККА. На прошедшем 17-18 июля 1929 г. заседании РВС была принята «система танко-тракторно-автоброневооружения», отвечавшая новой структуре РККА. Это заседание, казалось, ставило крест на производстве Т-18, как устаревшего для ведения боевых действий в новых условиях. На заседании родились требования к основному танку сопровождения, получившему индекс Т-19. Но поскольку танк еше не был создан, в одном из пунктов решения отмечалось: «Впредь до сконструирования нового танка допустить на вооружении РККА танк МС-1. АУ УС РККА принять все меры по увеличению скорости танка до 25 км/ч.».
Во исполнение этого решения по танку Т-18 были проведены следующие работы: увеличена мощность двигателя до 40 л.с., применена четырехскоростная коробка передач (вместо трехскоростной) и введено новое литое ведущее колесо. Выло пересмотрено и вооружение Т-18, которое должно было состоять из 37-мм пушки большой мощности и 7,62-мм пулемета. При установке нового вооружения башня танка оказалась бы сильно перегруженной в передней части, поэтому в танках, выпускаемых с 1930 года, была введена кормовая ниша, предназначенная к тому же для размещения радиостанции. Реально же артиллерийское вооружение осталось прежним.
Такой видоизмененный танк получил название «МС-1 (Т-18) образца 1930 г.». Но модернизация была половинчатой и кардинально не улучшала боевые характеристики танка (скорость движения так и не достигла 25 км/ч, а изготовление корпуса по-прежнему было очень трудоемким) и потому в конце 1929 г. начались работы над танком сопровождения Т-20 (Т-18 улучшенный). Машина же образца 1930 года находилась в серийном производстве до конца 1931 года, пока не начался валовой выпуск Т-26.

Т-20 (Т-18 улучшенный)
Итак, к 1930 году МС-1 больше не считается перспективным и начаты работы нал основным танком Т-19. Но его проектирование и освоение в серии затянулось, а для вооружения РККА срочно требовались новые боевые машины. Поэтому ГУВП приняло решение до начала массового выпуска Т-19 программу изготовления Т-18 не сворачивать, а провести комплекс мер по его капитальной модернизации, чтобы поднять его боевые возможности до уровня, сравнимого с основным танком, и при этом по возможности снизить стоимость.

Лёгкий танк Т-18М
Работы над проектом Т-18 улучшенный, или Т-20, проводились зимой 1930 года.
        В новой машине предусматривалось провести следующие переделки:
        1. Увеличить мощность двигателя до 60 л.с.
        2. По возможности улучшить пушечное вооружение.
        3. Увеличить боекомплект пулемета.
        4. Увеличить емкость топливного бака со 100 до 160 л.
        5. Снизить вес пустого танка (для чего допускалось уменьшение толщины броневой защиты до 15 - 7 мм).
        6. Унифицировать катки танка с катками Т-19.
        7. Упростить процесс управления танком.
        8. Уменьшить число импортных деталей.
        Кузов (корпус) нового танка был готов в мае (при плане - к марту). В нем были устранены все недостатки корпуса Т-18, родившиеся в результате его переделки из Т- 16. Например, убран ненужный литой удлинитель в носовой части (весом 150 кг), изменено расположение кареток подвески (а также убран лишний передний опорный каток), что улучшало распределение веса танка на гусеницу и уменьшало продольные колебания, упрощена форма корпуса, и в частности - надгусеничных полок (что позволило разместить в них большие бензобаки).
Двигатель танка мощностью 60 л.с. запоздал почти на полгода. Он был подан 14 октября и развил на стенде мощность 57 л.с., правда при лучшей экономичности. Этот двигатель планировалось устанавливать также на танки Т-18 новых серий, танкетки Т-23, а также малые (легковые) и средние тракторы РККА.
Ввиду того, что клепка очень удорожала конструкцию, в октябре под руководством зав. опытным цехом «Большевика» И.Шумилина были разработаны и изготовлены на Ижорском заводе опытные сварные бронекорпуса для Т-20, а позднее - и для Т-19. В изготовлении одного из корпусов непосредственное участие принял известный в те годы конструктор - самоучка Н.И. Дыренков.
Корпуса подвергли обстрелу из 37-мм пушки стальной гранатой, причем обстрел они выдержали хорошо; только 45-мм пушка оказалась эффективной - были обнаружены трещины в соединительных швах и частичные разрушения листов. Но, несмотря на привлекательность сварки для производства танков, для ее применения в массовом производстве не было ни необходимого оборудования, ни опыта, на что неоднократно указывали И.Шумилин и директор завода «Большевик» С.Королев.
Башню для танка предполагалось заимствовать от Т-19 вместе с вооружением, но, поскольку таковая изготовлена не была, на опытный образец Т-20 подали серийную башню МС-1 обр. 1930 г.
Вместо «броневого глаза» для механика-водителя установили наблюдательную амбразуру, прикрытую пуленепробиваемым стеклом «триплекс» желтоватого цвета. Убрали и рычаги управления, вместо которых ввели колонку по типу авиационной (предусматривалась впоследствии установка рулевого колеса типа автомобильного).
Первые 15 танков Т-20 должны были быть готовы к 7 ноября 1930 г. (планировалось их участие в параде), но долгострой был в то время нормальным явлением (тем более, что созданию танка мешали всевозможные доносы, чистки и разборки с бывшими и действующими членами Промпартии и т.д.) и даже в 1931 году опытный танк не был окончен. Поэтому от заказа на изготовление 350 танков в течение 1931 -32 гг. отказались в пользу отечественной версии британского «шеститонника» - Т-26. Недостроенный же опытный Т-20 был передан летом I931 года для изготовления «60-сильного среднего трактора РККА».
И всё же в 1933 году предпринимается ещё одна попытка омолодить Т-18 путем переработки его ходовой части. Для уменьшения продольных колебаний танка, а также для поднятия скорости движения и ресурса ходовой части в апреле был создан опытный Т-18 с подвеской танка Т-26.
В нем использовались гусеницы, зубчатые ободы ведущего колеса, а также поддерживающие катки, тележки и рессоры от Т-26 без переделки. Опытный танк поступил на испытания 19 мая 1933 года. Но ожидания не оправдались.

Ремонт танка Т-18, повреждённого в боях. ОДВА, ноябрь-декабрь 1929 г.
Даже на шоссе танк не мог двигаться своим ходом на третьей передаче - двигатель глох. Нагрузка на опорные катки распределялась крайне неравномерно, что приводило к «приседанию» танка при трогании с места и «киванию» при торможении. Ввиду близкого расположения опорных катков с ленивцем и ведущим колесом, первые часто упирались в последние, что создавало дополнительное сопротивление движению. Танк не был в состоянии подняться на гору с уклоном 30° даже на первой передаче. И при всем этом продольные колебания устранены не были
В 1937 году перед руководством Автобронетанкового управления (ГАБТУ) была поставлена задача по модернизации всех имеющихся на вооружении и НЗ устаревших образцов бронетехники с целью ее возможного использования в условиях современной войны. В основном это касалось танков и бронеавтомобилей, выпущенных до 1930 года Одними из первых под эту статью попали МС-1.
Поскольку моторно-трансмиссионная группа танков, созданных еще в конце 20-х - начале 30-х годов, морально и физически износилась, основное внимание при модернизации было обращено на установку в танк нового силового агрегата. В качестве двигателя предложили использовать ГАЗ-М1 с коробкой передач и радиатором танка Т-38, для установки которого МТО подверглось переделкам. Далее танк, получивший наименование Т-18М, был дополнен бортовыми фрикционами, ленивцами (сдвоенными) и ведущей звездочкой от Т-38. Опорные катки использовали частично от Т-27, а гусеницу заузили, чтобы она не цеплялась за корпус.
Кроме того, была облегчена башня - вместо грибообразной наблюдательной вышки на крыше башни появилась конусная крышка из углеродистой стали, а также упразднена кормовая ниша.
Таким омоложением старого Т-18 занимался завод №37 им. Орджоникидзе. Испытания состоялись в марте 1938 г. На них была достигнута скорость 24,3 км/ч, но на четвертой передаче старый изношенный двигатель работать отказался (предполагалось достижение скорости 33-35 км/ч). Ввиду смещенного назад центра тяжести нового танка он «юзил» при торможении на мокром шоссе и плохо тянул в гору. В результате испытаний было отмечено, что идея использования силового агрегата ГАЗ М1 разумна, но боевая ценность Т-18M может оказаться чрезвычайно малой по сравнению со стоимостью затрат на его модернизацию.

2 страница    стр.2
Hosted by uCoz