Лёгкий танк Т-18

Т-18 в музеях
На сегодняшний день из числа первых советских танков известны пять в той или иной степени восстановленных танков MC-1 (Т-18) и одна реплика танка «Рено Русский». Поскольку при почти полном отсутствии материалов по столь древним боевым машинам эти экспонаты активно используются моделистами и любителями истории для снятия размеров и понимания их формы, необходимо разобраться о степени соответствия этих образцов истине.
Танк Т-18 №1. В настоящее время расположен в экспозиции Центрального Музея Вооруженных сил внутри здания. Базой для восстановления послужил подлинный бронекорпус и башня танка, найденные на Дальнем Востоке и использовавшиеся в качестве бронированных пулеметных огневых точек. Воссоздан только внешний вид танка без энергетической установки, вооружения, органов управления и контрольных приборов. Подвеска танка смакетирована весьма приблизительно. На опорных и поддерживающих катках отсутствуют резиновые бандажи. Ведущее колесо лишь напоминает внешний вид такового на подлиннике; зубчатый венец на нем выполнен прямозубым и смещен к краю колеса.

Найденный бронекорпус танка Т-18 перед реставрацией. Возле танка – А.Бескурников.
Не воспроизведен колпак ступицы и внешний броневой диск.
        Гусеница танка набрана из зауженных траков плавающего танка и не соответствует чертежам. Не выполнен кривошип натяжного механизма ленивца.
        На танке установлена фара современного образца с инфракрасным фильтром. Отсутствует бронировка прибора наблюдения механика-водителя. Неверно воспроизведен кронштейн надгусеничной полки. Передняя часть крыла танка выполнена из металла, в то время как на танке она была брезентовой.
        В отличие от некоторых последующих реконструкций, макет вооружения, имитирующий 37-мм пушку и пулемет, размещен правильно: пушка на экспонате находится слева, как и на серийном танке МС-1.
        Танк Т-18 №2. Находится в экспозиции музея войск Дальневосточного военного округа. В основном повторяет все недостатки танка №1, поскольку изготовлялись в одно время на одном предприятии. Усугубляет впечатление неправильное размещение вооружения в башне. На реконструкции макет пушки размещен на месте шаровой установки пулемета (т.е. справа), при этом абсолютно не воссоздано даже подобие ее маск-установки.
Танк Т-18 №3. Находится в экспозиции Центрального Музея Вооруженных сил на уличной площадке. Несмотря на то, что его реставрация проводилась на том же Уссурийском предприятии, что и первые две машины, он резко отличается от них своим внешним видом. Дело в том, что этот образец воссоздавался для возможного участия в военных парадах, и для того, чтобы «научить его бегать» реставраторы сознательно исказили его внешний вид. В частности для установки в моторное отделение двигателя с коробкой передач от ГАЗ-69, а также бортовых фрикционов от трелевочного трактора, кормовая часть корпуса была увеличена. Это привело к необходимости искажения крыши МТО и его бортов.
Подвеска танка упрощена. Вместо амортизаторов и опорных тележек применены рамы, которые подвешены на цилиндрических пружинах. На рамах жестко закреплены катки. Поддерживающие катки закреплены жестко на корпусе. Ленивец и ведущее колесо заимствованы от современных гусеничных машин и потому не соответствуют истине.
Крыло танка выполнено неверно и на нем по левому борту расположен ящик для ЗИП от БРДМ.
Макет вооружения, первоначально расположенный «зеркально», как и на предыдущем экспонате, был переделан и теперь установлен правильно, тем более, что в нем имитируется пулемет ДТ, а не спарка ДА-2. как ранее.
Несмотря на то, что танк создавался для движения, сегодня он находится на приколе, а двигатель из него демонтирован.
Танк Т-18 №4. Находится в поселке Посьет Приморского края. Установлен на пьедестале в честь героев Хасана. В танке оставлено пулеметное вооружение (спарка ДА-2) на месте орудия ПС-1, которое отсутствует. Направляющее колесо увеличенного диаметра, по типу «Рено-ФТ». Подробного описания подвески и гусениц нет.
Танк Т-18 №5. Экспонируется в музее Бронетанкового Вооружения и Техники (БТВТ) в г. Кубинка Московской обл. Поскольку его реставрация проводилась в том же предприятии, что и первые три машины, он во многом подобен первому и второму экземплярам. В настоящее время прорабатывается вопрос о возможности исправления некоторых огрехов проведенной реконструкции.
Кроме того, в экспозиции музея Тихоокеанского флота имеется бронекорпус с башней Т-18. который имеет хорошую сохранность и может явиться базой для восстановления еще одного экземпляра МС-1.

Тактико-технические характеристики
Модель Т-16 Т-18 обр.1927 г. Т-18 обр.1930 г. Т-20 Т-18М
Годы выпуска
    1927     1927     1930     1930 - 1931     1938
Экипаж
    2     2     2     2     2
Масса, т
    ?     4,7     5,25     4,95     ?
Габаритные размеры:
    длина (полная), м
    ширина, м
    высота, м
    
    4,35
    2,14
    1,8
    
    4,40
    2,12
    1,76
    
    4,35
    2,12
    1,76
    
    4,5
    2,15
    1,76
    
    3,52
    2,08
    1,75
Клиренс, м
    0,325     0,315     0,315     0,31     0,30
Бронирование, мм
Лоб корпуса 16 мм
Лоб башни 16 мм
Борт 16 мм
Корма 16 мм
Крыша 8 мм
Днище 8 мм
Лоб корпуса 16 мм
Лоб башни 16 мм
Борт 16 мм
Корма 16 мм
Крыша 8 мм
Днище 8 мм
Лоб корпуса 15 мм
Лоб башни 16 мм
Борт 15 мм
Корма 15 мм
Крыша 7 мм
Днище 4 мм
Лоб корпуса 16 мм
Лоб башни 16 мм
Борт 16 мм
Корма 16 мм
Крыша 8 мм
Днище 8 мм
Вооружение
37-мм пушка Гочкиса или ПС-1
6,5-мм пулемёт Фёдорова
7,62-мм пулемёт ДТ
Боезапас
   81 выстрел
    ? патронов
   96 выстрелов
    1800 патронов
   104 выстрела
    2016 патронов
   160 выстрелов
    ? патронов
   112 выстрелов
    1449 патронов
Двигатель
4-х цилиндровый, воздушный, специальный танковый конструкции А.Микулина
4-х цилиндровый, жидкостный, ГАЗ М1
    34 л.с.     35 л.с.     40 л.с.     57 л.с.     50 л.с.
Запас хода, км
    100     120     120     180     110
Макс. скорость, км/ч
    14,5     14,7     17,5     22,8     24,3
Преодолеваемые препятствия:
подьем, град.
высота стенки, м
ширина рва, м
брод, м

   35
    0,5
    1,5
    0,72

   36-40
    0,5
    1,7
    0,8

   40
    0,55
    1,7
    0,8

   ?
    0,585
    1,7
    1,0

   ?
    0,55
    ?
    ?
Выпущено, шт
    1     962     1     1

Заключение
В прежние годы было модным превозносить характеристики отечественных боевых машин и всячески принижать таковые у иностранных. Сегодня наблюдается обратная тенденция и уже никого не удивляет, когда преобладает мысль, что «у нас все было плохо», особенно в период «тоталитарного прошлого». В этом хаосе массового сознания очень трудно быть объективным иди казаться таковым. Но тем не менее авторы рискуют сделать некоторые выводы.
Первые советские танки, созданные в конце 20-х - начале 30-х годов, не оставили после себя сколько-нибудь значительного следа. Причин тому много и главная в том, что все приходилось создавать впервые. Катастрофически не хватало знаний, материалов и оборудования. Но тем не менее, в достаточно короткий срок Красная армия начала получать на вооружение пусть не лучшую в мире, но все- таки весьма неплохую бронетанковую технику.
Можно долго ругать танки тех лет, что они были несовершенны, ненадежны, слабо вооружены и т.д. Но справедливости ради следует отметить, что свою главную роль они выполнили. Именно эти машины позволили в достаточно короткий срок заложить основы отечественной танковой промышленности. Работа над первыми танками явилась хорошей школой для молодых советских конструкторов боевых машин, которые постепенно вырабатывали свой стиль, приведший впоследствии к созданию конструкций, ставших предметом подражания многих зарубежных фирм.

Фотографии танка Т-18 

Танк Т-18 первой серии раннего выпуска. Танк Т-18 первой серии позднего выпуска. Лёгкий танк Т-18. 1927 г. Эталонный образец Т-18 на сдаточных испытаниях. Июнь 1927 года. Эталонный образец Т-18 на сдаточных испытаниях. Июнь 1927 года.
Т-18 на больших Бобруйских манёврах. 1929 г. Т-18 на больших Бобруйских манёврах. 1929 г. Танки Т-18 на параде. На заднем плане различимы танки «Рикардо». 7 ноября 1929 г. Танки Т-18 (МС- 1) на параде в Москве с надписью на башне: "Наш ответ Чемберлену". 7 ноября 1929 года. Танки МС-1 (Т-18) на площади Урицкого (так до января 1944 года называлась Дворцовая площадь). Ленинград, 1 мая 1930 года.
Танк Т-18 обр. 1930 г. Вид спереди. Танк Т-18 обр. 1930 г. Вид сзади. Танк Т-18 обр. 1930 г. Вид на спереди - на правый борт. Колонна танков МС-1 на Красной площади. На грибовидных крышках наблюдательных башенок видны тактические обозначения образца 1925-1929 годов. Видимо, в течение 1930 года в войсках использовались обе системы тактических обозначений: старая (на снимке) и новая. Фотография танка МС-1 (командирская машина батальона, регистрационный номер "248") Орловской танковой школы. 1930-1931 годы.
Лёгкий танк Т-18 на учениях с тактическим номером "2" на корпусе. МВО. 1930 г. Обслуживании танка Т-18 в парке (на этих машинах присутствует регистрационный номер "316" и тактический треугольник образца 1925-1929 годов). 1930-31 гг. Обслуживании танка Т-18 в парке (на этих машинах присутствует регистрационный номер "316" и тактический треугольник образца 1925-1929 годов). 1930-31 гг.
Танк Т-18 на манёврах МВО. 1930 г. Высадка морского десанта с эльпидифора «Красная Абхазия». Манёвры 1930 г. Высадка морского десанта с эльпидифора «Красная Абхазия». Манёвры 1930 г. Чтение газеты в перерывах между занятиями. Т-18 перед учениями. Хорошо виден номер машины, нанесённый белой краской.
Т-18 перед учениями. На борту танка нанесён треугольник тактического знака. Подведение домкрата. Осмотр танков в Орловской танковой школе. Осмотр танков в Орловской танковой школе.
Танки первой мехбригады на учениях. На борту танка виден контурный треугольник. Лёгкий танк Т-18М. Вид спереди. Лёгкий танк Т-18М. Вид спереди - на правый борт. Химический танк ХТ-18.
Химический танк ХТ-18 - ?. Танкетки Т-27 и лёгкие танки Т-18 в Орловской танковой школе. ? Танки Т-18 на параде 1 мая 1931 г. Слева – машина, окрашенная в светло-зелёный цвет. Танки возвращаются с парада. 1931 г.
Перед парадом. Осмотр механизмов управления танком. 1931 г. Заправка танков. 1931 г. Осмотр танков на марше. 1931 г. Учения по преодолению водных преград. 1931-33 гг.
Учения по преодолению водных преград. 1931-33 гг. Учения по преодолению водных преград. 1931-33 гг. Учения по преодолению водных преград. 1931-33 гг. Танк Т-18 обр.1930 г. на параде в Ленинграде. Май 1932 г. Ремонт двигателя Т-18 в полевых условиях. 1932 г.
Танки сгружаются с платформы. 1932 г. Чистка танков после манёвров. Лето 1932 г. Учения МВО. 1932 г. Танк едет по мосту. СибВО. Юрга, 1932 г.
Танк преодолевает окоп. СибВО, Юрга, 1932 г. Маскировка танкового взвода. 1932 г. Танк в засаде. Август 1932 г. Т-18 с подвеской Т-26. 1933 г. (вид на правый борт). Т-18 с подвеской Т-26. 1933 г. (вид спереди).
Т-18 с подвеской Т-26. 1933 г. (вид сзади). Танк Т-18 с ходовой частью по типу Т-26 на испытаниях. 1933 г. Регулировка натяжения гусениц. 1933 г. Танки Т-18 и Т-26 на учениях. Осень 1933 г.
Отправка танков на Дальний Восток. 1933 г. На манёврах. 1933 г. ? До начала войны часть танков Т-18 была вкопана в землю, а некоторые как этот были просто брошены и ржавели безо всякой пользы.
Снятые с вооружения танки МС-1 были переданы в укрепрайоны для использования в качестве неподвижных огневых точек. Некоторые из них были перевооружены 45-мм орудиями. 1941 г. 1941 г. 1941 г. 1941 г.
Т-18 (МС-1) с 45-мм пушкой из экспозиции Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, г. Москва. Передан музею Колпинским РУВД г. Санкт-Петербурга в январе 1999 г. Отреставрирован 38 НИИИ ГАБТУ Минобороны России в декабре 1999 г. (фото Е.Болдырев). Т-18 (МС-1) с 45-мм пушкой из экспозиции Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, г. Москва. Передан музею Колпинским РУВД г. Санкт-Петербурга в январе 1999 г. Отреставрирован 38 НИИИ ГАБТУ Минобороны России в декабре 1999 г. (фото Е.Болдырев). Т-18 (МС-1) с 45-мм пушкой из экспозиции Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, г. Москва. Передан музею Колпинским РУВД г. Санкт-Петербурга в январе 1999 г. Отреставрирован 38 НИИИ ГАБТУ Минобороны России в декабре 1999 г. (фото Е.Болдырев). Т-18 (МС-1) с 45-мм пушкой из экспозиции Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, г. Москва. Передан музею Колпинским РУВД г. Санкт-Петербурга в январе 1999 г. Отреставрирован 38 НИИИ ГАБТУ Минобороны России в декабре 1999 г. (фото Е.Болдырев). Т-18 (МС-1) с 45-мм пушкой из экспозиции Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, г. Москва. Передан музею Колпинским РУВД г. Санкт-Петербурга в январе 1999 г. Отреставрирован 38 НИИИ ГАБТУ Минобороны России в декабре 1999 г. (фото ?).
Т-18 (МС-1) из экспозиции Военно-исторического музея БТВТ, п.Кубинка, Московская обл. (фото В.Вараксина ). Т-18 (МС-1) из экспозиции Военно-исторического музея БТВТ, п.Кубинка, Московская обл.
Т-18 (МС-1) из экспозиции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея, Московская обл. (фото В.Вараксина). Т-18 (МС-1) из экспозиции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея, Московская обл. (фото В.Вараксина). Т-18 (МС-1) из экспозиции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея, Московская обл. (фото В.Вараксина). Т-18 (МС-1) из экспозиции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея, Московская обл. (фото В.Вараксина). Т-18 (МС-1) из экспозиции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея, Московская обл. (фото В.Вараксина).
Т-18 (МС-1) из экспозиции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея, Московская обл. (фото В.Вараксина). Т-18 (МС-1) из экспозиции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея, Московская обл. (фото В.Вараксина). Т-18 (МС-1) из экспозиции ЦМВС, г. Москва (фото Е.Болдырева). Т-18 (МС-1) из экспозиции ЦМВС, г. Москва (фото Е.Болдырева).
Т-18 (МС-1) из экспозиции ЦМВС, г. Москва (фото Е.Болдырева). Т-18 (МС-1) из экспозиции ЦМВС, г. Москва (фото Е.Болдырева). Т-18 (МС-1) из экспозиции ЦМВС, г. Москва (фото Е.Болдырева). ? Модель Т-18 обр.1930 г. (О.Антонов).
Модель Т-18 обр.1930 г. (О.Антонов). Модель Т-18 обр.1930 г. (О.Антонов).
Модель Т-18 обр.1930 г. (О.Антонов). Модель Т-18 обр.1930 г. (О.Антонов). Модель Т-18 обр.1930 г. (О.Антонов). Модель Т-18 (A.Pateanu). Модель Т-18 (A.Pateanu).
Модель Т-18 (A.Pateanu). Модель Т-18 (A.Pateanu). Модель Т-18 (A.Pateanu).
Танк Т-18 эталонный в варианте окраске на сдаточных испытаниях. Июль 1927 г. Т-18 первых выпусков (вид на левый борт). Т-18 первых выпусков (вид сверху). Т-18 первых выпусков (вид сзади). Т-18 первых выпусков (вид спереди).
Танк Т-18, построенный для РККА на средства трудящихся. Передан в составе колонны из трёх машин «Металлист», «Рабкриновец» и «Текстильщик». Танк Т-18 обр.1927 г. Москва, парад 7 ноября 1929 г. Представленный на параде легкий танк MC-1 с необычной тактической маркировкой, построенной на элементах системы образца 1925-1929 годов. На грибовидной крышке наблюдательной башенки белый треугольник - знак 2-го батальона, в центре треугольника вписан только белый круг с обозначением 2-й роты, в круге - цифра 1 - номер машины во взводе. Красная полоса по периметру люка скорее всего обозначает номер взвода (1-й взвод). Система громоздкая и нефункциональная. Москва, 7 ноября 1930 года.
Танк Т-18 обр.1930 г. Орловская танковая школа. 1931 г. Т-18 перевооружённый 45-мм орудием (вид на левый борт). Т-18 перевооружённый 45-мм орудием (вид сверху). Т-18 перевооружённый 45-мм орудием (вид сзади). Т-18 перевооружённый 45-мм орудием (вид спереди).
 

            Чертежи танка Т-18 и машин на его базе:
                   - варианты пушек.
                   - танк Т-16.
                   - продольный разрез танка Т-18 обр. 1927 г.
                   - Т-18 обр.1927 г.
                   - танк Т-18М.
                   - танк Т-18 обр.1930 г.
                   - эволюция ходовой части танка Т-18.
                   - танк Т-18 обр.1930 г. позднего выпуска с 4-х скоростной КП и новой гусеницой.
                   - танк Т-18 с ходовой частью по типу Т-26.
                   - реконструкция сварного бронекорпуса и ходовой части танка Т-20.
                   - танк Т-18 «носорог», оборудованный вторым хвостом.
                   - схема действия «колёсного удлинителя» М.Василевского при преодолении рва.
                   - проект САУ поддержки механизированных соединений на шасси Т-18.
                   - проект штурмового сапёрного танка на шасси Т-18.
                   - проект радиотанка управления механизированных соединений.
                   - проект «танка-истребителя» на шасси Т-18.
                   - проект «танка снабжения» на шасси Т-18.


Источники:
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.
М.Свирин, А.Бескурников "Первые советские танки". (Приложение к журналу "М-Хобби" вып.№1, 1995 г.)
"Танки мира". Изд. "Русич". Смоленск, 2005 г.
Для любителей масштабного моделизма
Сайт стендовых моделистов

стр.3     3 страница
Hosted by uCoz