Броневая защита была противопульной. Она изготавливалась из броневых листов с максимальной толщиной 10 мм. Соединение броневых листов производилось заклепками и болтами на угольниках и накладках. На машинах последнего года выпуска соединение броневых листов производилось с помощью сварки. Все швы корпуса у днища и по бортам на высоту 400 мм имели холщовую прокладку, обеспечивавшую водонепроницаемость корпуса. В верхнем лобовом листе корпуса имелся люк для доступа к тормозным валикам, закрывавшийся броневой крышкой с гайками на специальных шпильках. Кроме того, на верхнем и нижнем лобовых листах болтами крепился броневой кожух, закрывавший выступающую часть картера дифференциала. На большинстве танкеток этот кожух крепился на заклепках и снимался только вместе с лобовыми листами.
Серийная танкетка Т-27 |
На верхнем, наклонном листе трансмиссионного отделения находился люк с броневой крышкой на петлях, который обеспечивал доступ к коробке передач и приводам управления. Кроме того, с правой стороны имелось специальное отверстие для крепления пулеметной установки (на машинах первого года выпуска). В переднем щитке со стороны механика-водителя была сделана смотровая щель для вождения машины при закрытом люке, со стороны командира (стрелка) — отверстие, закрываемое броневыми щитками пулеметной установки. На боковых листах корпуса с наружной стороны крепились патронные коробки с дверцами в кормовой части. Дверцы коробок крепились на петлях и закрывались двумя болтами. В верхней части боковых листов были сделаны смотровые щели с броневыми задвижками, а в нижней — круглое отверстие для прохода задней трубчатой оси. В верхней части корпуса имелось три откидывающихся колпака, закрывавших люки механика водителя, пулеметчика и люк доступа к силовой установке. На машинах последних выпусков в колпаках люков экипажа были сделаны специальные лючки, закрываемые броневыми заслонками. Колпак люка механика-водителя имел лючок в кормовой части, командира — в крыше и в кормовой части. В колпаке люка силовой установки был сделан лючок для доступа к заливной горловине топливного бака, закрывавшийся броневым колпачком. Спереди перед броневым колпаком силовой установки для доступа охлаждающего воздуха к радиатору системы охлаждения имелось отверстие, закрываемое броневым козырьком. В кормовом листе корпуса перед радиатором были сделаны специальные дверки, управляемые с места механика-водителя. На танкетках последних выпусков вместо дверок был установлен специальный броневой кожух с отверстием направленным вниз.
Днище корпуса было сварено из нескольких листов и имело посередине корытообразное углубление. Для слива масла из картера двигателя, коробок передач в днище были сделаны два отверстия, закрываемые навинтными пробками.
Для буксировки на корпусе танкетки на верхнем, наклонном листе трансмиссионного отделения была приклепана специальная петля, а в кормовой части — буксирная рама с петлей. Рама крепилась к бортам корпуса танкетки с помощью двух косынок. К бортам корпуса перед патронными ящиками крепились грязевые щитки, предохранявшие экипаж от забрызгивания грязью летом и снегом зимой. На танкетках последнего года выпуска были введены и кормовые грязевые щитки.
Вдоль продольной оси корпуса устанавливался четырехтактный четырехцилиндровый двигатель "Форд-АА" жидкостного охлаждения мощностью 40 л.с. (29 кВт) с карбюратором "Форд-Зенит". Пуск двигателя осуществлялся с помощью стартера мощностью 0,9 л.с. (0,7 кВт) и вручную - заводной рукояткой. В системе зажигания использовались индукционная катушка (бобина), прерыватель тока низкого напряжения и распределитель тока высокого напряжения. Емкость топливного бака составляла 42 л. Запас хода машины по шоссе достигал 110 км.
Трансмиссия, заимствованная у грузового автомобиля ГАЗ-АА, включала сухое, однодисковое сцепление с накладками из ферродо; четырехступенчатую механическую коробку передач; главную передачу; простой дифференциал с колодочными тормозами и два бортовых редуктора. Дифференциал соединялся с коробкой передач с помощью карданного сочленения (шарнира Гука).
Подвеска — полужесткая, блокированная. Со стороны каждого борта находилось по три тележки сдвоенных опорных катков. Упругим элементом подвески служили листовые рессоры. Конструкция подвески не отвечала требованиям по подвижности и ее применение объясняется короткой базой машины (длина опорной поверхности гусениц равнялась 1410 мм).
В гусеничном движителе применялись опорные катки с наружной амортизацией, ведущие колеса цевочного зацепления и гусеницы с ОМШ. Ширина трака мелкозвенчатой гусеницы составляла 150 мм.
Тактико-технические характеристики танкетки Т-27 |
Год выпуска
1931 | |
Экипаж
2 | |
Масса, т
2,7 | |
Габаритные размеры:
длина, м
ширина, м
высота, м
2,6
1,825
1,443 | |
Клиренс, м
0,34 | |
Ширина траков, м
0,15 | |
Броневая защита, мм
Лоб корпуса 10 мм
Борт корпуса 10 мм
Корма 10 мм
Крыша 6 мм
Днище 4 мм
| |
Вооружение
7,62-мм пулемет ДТ. | |
Боезапас
2520 патронов | |
Двигатель
"Форд-АА", 4-х цилиндровый
карбюраторный, 40 л.с | |
Коробка передач
4 вперёд и 1 назад | |
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2
0,75 | |
Запас топлива, л
42 | |
Запас хода, км
по шоссе - 110
по грунту - 60 | |
Макс. скорость, км/ч
по шоссе - 42
по просёлку - 16 | |
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град
крен, град
ров, м
стенка, м
брод, м
30
30
1,2
0,5
0,5 | |
Выпущено, шт
3297 | |
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме с положительным выводом аккумуляторной батареи на корпус. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТ-У напряжением 6 В и емкостью 80 А•ч, а также динамомашина мощностью 200 Вт.
У танкетки Т-27 в ходе эксплуатации были выявлены ряд недостатков - средства внешней и внутренней связи отсутствовали; связь между отдельными машинами в подразделении поддерживалась с помощью сигнальных флажков. Танкетка оставалась низкой и неудобной из-за размещения двигателя в середине корпуса без какого-либо ограждения между местами водителя и стрелка. Жесткая ходовая часть создавала сильную тряску на большом ходу. Это создавало неблагоприятные условия для работы экипажа. Приходилось подбирать для Т-27 малорослых людей.
Т-27 первоначально предполагалось использовать в целях разведки, связи и сопровождения в бою тяжелых танков. Однако из-за слабого бронирования выполнить такую задачу не удалось. Танкетки поступили в кавалерийские дивизии для целей разведки и сопровождения конницы. Благодаря хорошей подвижности она успешно применялась в Средней Азии в борьбе с басмачами в начале 30-х годов. В конце 30-х годов танкетки использовались главным образом для подготовки танкистов, кроме того, некоторое количество танкеток было передано в ОСОАВИАХИМ. В дальнейшем некоторые танкетки Т-27, после небольшой переделки, использовались в качестве тягачей для пушек калибров 37 и 45 мм.
Военные специалисты старались расширить тактические возможности танкетки. Так, на ее базе в 1931 году были созданы малые самоходно-артиллерийские установки (САУ), вооруженные 37-мм пушками Гочкиса. От базовой машины они отличались несколько измененным корпусом и ходовой частью. В первом варианте САУ в неподвижной рубке устанавливалась одна пушка, во втором - пушка и пулемет. Ввиду небольшого внутреннего объема машины для перевозки боекомплекта использовался специальный гусеничный прицеп. Эту небольшую партию САУ выпустил ленинградский завод "Большевик". В 1932 году на базе Т-27 была создана первая огнеметная установка, в которой огнесмесь выбрасывалась с помощью сжатого воздуха. Дальность огнеметания составляла всего 25 м.
В течение 1933-1934 годов продолжалась разработка САУ для сопровождения конницы. Специальное конструкторское бюро завода "Красный путиловец" спроектировало установку с 76-мм полковой пушкой образца 1927 года на базе танкетки Т-27. Пушка устанавливалась на одной танкетке, а боекомплект и орудийный расчет - на другой. Такое разделение создавало угрозу отрыва в бою расчета и боеприпасов от своего орудия.
В 1933 году была разработана и изготовлена САУ с 76-мм динамореактивной (безоткатной) пушкой "К". В этой установке все части, кроме сопла и лотка были закрыты броней. Полигонные испытания она выдержала и была допущена к войсковым, но последние дали отрицательные результаты, так как пушка имела плохие баллистические качества, сильно демаскировала себя во время стрельбы и была небезопасна в обращении.
В 1935 году на военных маневрах демонстрировалось транспортирование по воздуху танкеток Т-27, подвешенных к тяжелым бомбардировщикам ТБ-3. Устройство, с помощью которого осуществлялась подвеска, разработал изобретатель А. Ф. Кравцев. С помощью этого устройства танкетки Т-27 не только подвешивались под самолетами, но и сбрасывались с малой высоты на землю.
Эксплуатация танкетки в войсках показала, что она была достаточно простой и неприхотливой машиной. Однако опыт ее применения на учениях свидетельствовал, что для машин такого класса необходима вращающаяся башня (с установленным в ней вооружением), способность преодолевать водные преграды вплавь и менее плотная компоновка.
На 1 января 1941 года в войсках еще оставалось 2157 танкеток Т-27, часть из которых приняли участие в боевых действиях начального периода Великой отечественной войны.
Схема бронирования Т-27
Чертежи танкетки Т-27:
- общая схема
- продольный разрез
Источники:
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.
М.Коломиец. "Танки в зимней войне 1939-1940". (Фронтовая иллюстрация №3, 2001 г.)
М.Коломиец. "Битва за Москву" 30.09-5.12.1941 гг. (Фронтовая иллюстрация №1, 2002 г.)
М. Павлов, А. Протасов. “Сверхлегкие - для разведки и связи” (Моделист-Конструктор №9, 1991 г.)
"Танки мира". Изд. "Русич". Смоленск, 2005 г
|