Лёгкий плавающий танк Т-33

Опытный образец танка Т-33

Проектирование легких плавающих танков в Советском Союзе началось осенью 1931 года, когда УММ РККА получило информацию об испытании в Великобритании амфибии Vickers-Carden-Loyd. Работы поручили Опытно-конструкторскому отделу (ОКМО) завода «Большевик» под руководством С. Гинзбурга. Причем никакими сведениями об английской машине, кроме фотографий и общих тактико-технических характеристик, советские инженеры не располагали. Базой для проектирования первого советского плавающего танка послужил «легкий трактор-тягач Карден-Лойд грузоподъемностью до 3-х тонн» (три таких машины были закуплены у фирмы Vickers еще в 1930 году). Следует сказать, что этот трактор изначально разрабатывался англичанами как сельскохозяйственный или коммерческий и не предназначался для использования в армии. Тем не менее, советские конструкторы использовали ходовую часть и компоновку трактора (с расположением двигателя вдоль правого борта). Сделано это было не случайно - на приводимых в иностранной печати фотографиях амфибии Vickers-Carden-Loyd было хорошо видно, что и на английской машине использовалась ходовая часть по типу легкого трактора. Найти онлайн фаркоп киа на нашем сайте. . Наши хорошие условия на ремонт двухкомнатной квартиры сделает ваш дом уютным.
Тактико-технические характеристики
плавающего танка Т-33
Год выпуска
    1932
Экипаж
    2
Масса, т
    3
Габаритные размеры:
    длина, м
    ширина, м
    высота, м

   3,802
    2,105
    1,845
Клиренс, м
    0,28
Ширина траков, м
    0,224
Броневая защита, мм
   Лоб корпуса 9 мм
    Борт корпуса 9 мм
    Башня 7 мм
    Корма 9 мм
    Крыша 7 мм
    Днище 4 мм
Вооружение
    7,62-мм пулемет ДТ.
Боезапас
    2520 патронов
Двигатель
"АМО-2", 6-и цилиндровый
карбюраторный, 63 л.с
Коробка передач
    4 вперёд и 1 назад
Среднее удельное
давление на грунт, кг/см2
   0,42
Запас топлива, л
    110
Запас хода, км
   по шоссе - 200
    по грунту - ?
Макс. скорость, км/ч
   по шоссе - 45
    на плаву - 7-8
Преодолеваемые препятствия:
    подъём, град
    ров, м
    стенка, м

    40
    1,5
    0,86
Опытный образец нового танка, первоначально проходившего под обозначением «Селезень», а затем получившего индекс Т-33, был готов к весне 1933 года. В связи с тем, что С. Гинзбург в составе советской закупочной комиссии убыл в Италию, для приобретения образцов бронетанковой и автотракторной техники, завершение работ по проектированию и постройке Т-33 шло под руководством М. Зигеля. В конце марта 1932 года опытный образец танка был изготовлен на заводе «Большевик» и вышел на испытания.
Внешне Т-33 во многом походил на английский Vickers-Carden-Loyd. Броневая защита была противопульной, выполненной из листов толщиной 4, 7 и 9 мм. Броневые листы, соединялись заклепками с последующей герметизацией стыков. Для повышения плавучести вдоль бортов устанавливались деревянные коробообразные поплавки, обитые жестью. Изнутри поплавки заполнялись пробкой или сушеными водорослями. На танке устанавливался четырехтактный карбюраторный двигатель "АМО-2" ("Геркулес") жидкостного охлаждения мощностью 63 л.с. (46 кВт). Он вместе с радиатором устанавливался в корпусе справа, трансмиссия - главный фрикцион, коробка перемены передач от автомобиля АМО-3 и бортовые фрикционы - в передней части корпуса. Емкость топливных баков составляла 110 л. Запас хода достигал 200 км.
Подвеска блокированная, с листовыми рессорами. Со стороны каждого борта были расположены две двухкатковые тележки. Последние опорные катки выполняли роль направляющих колёс. Поддерживающие катки отсутствовали. Ведущие колёса переднего расположения имели цёвочное зацепление с гусеницами.
Экипаж Т-33 - механик-водитель и командир - располагались слева, один за другим. Танк был вооружен 7,62-мм пулеметом ДТ, закрепленным в шаровой установке во вращающейся башне. Поворот башни производился с помощью двух рукояток, приваренных внутри нее. Боекомплект к пулемету составлял 2520 патронов, снаряженных в 40 пулеметных дисках. Для наблюдения за полем боя на башне устанавливался откидной колпак со смотровыми щелями. Ходовая масть машины была изготовлена по образу и подобию английской амфибии Vickers-Carden-Loyd. Движение на плаву осуществлялось при помощи трехлопастного винта и руля. Перед башней устанавливался волноотражательный щиток.
В ходе заводских пробегов 3-тонный Т-33 показал на суше скорость до 42 км/ч и до 4 км/ на плаву. В начале апреля 1932 года новый танк был продемонстрирован представителям командования РККА. В своем докладе, датированном 15 апреля 1932 года, один из представителей УММ РККА на заводе «Большевик» сообщал об этом следующее: «Изготовлен первый опытный образец плавучего сверхлегкого танка типа амфибии Карден-Лойд с применением мотора АМО-3 и ходовой части трактора Карден-Лойд. Танк прошел предварительные испытания и был продемонстрирован замнаркома тов. Тухачевскому 10 апреля сего года на Неве, причем показал способность надежно плавать даже в условиях быстрого течения. Скорость 2 - 3 км/ч при движении против течения. После подбора соответствующего винта скорость предполагается увеличить до 7 - 8 км/ч».
На М. Тухачевского показ амфибии, уверенно маневрирующей среди плывущих по Неве льдин, произвел очень благоприятное впечатление. Несколько дней спустя, отправляя телеграмму с различными указаниями советской закупочной комиссии в Италию, Тухачевский написал: «Передайте Гинзбургу, что его «утка» плавает и весьма успешно. Результаты испытаний самые благоприятные». Но, несмотря на лестные отзывы Тухачевского и других руководителей Красной Армии, у танка Т-33 оказалось большое количество недостатков и недоработок. Для принятия на вооружение армии эта машина не годилась. Однако опыт по созданию первого отечественного плавающего танка был использован при создании последующих советских амфибий.

Т-33. Вид на левый борт


Фотографии плавающего танка Т-33 
Легкий трактор Vickers-Carden-Loyd, база которого использовалась при проектировании танка Т-33. Снимок сделан в Англии в 1931 годy. Общий вид опытного образца танка Т-33 конструкции ОКМО. 1932 год. Общий вид опытного образца танка Т-33 конструкции ОКМО. 1932 год. Легкий танк Т-33, вид сзади. Хорошо виден гребной винт и руль. 1932 год. Танк Т-33 на плаву во время показа М. Тухачевскому. Ленинград, 10 апреля 1932 года.
Легкий плавающий танк Т-33 на базе хранения опытных образцов на НИБТПолигоне в Кубинке. 1930-е годы. Большая часть элементов ходовой части по правому борту отсутствует Легкий плавающий танк Т-33 на базе хранения опытных образцов на НИБТПолигоне в Кубинке. 1930-е годы. Большая часть элементов ходовой части по правому борту отсутствует
 

            Чертеж плавающего танка Т-33:
                   - боковые проекции


Источники:
А.Степанов. "Плавающая бронетехника России". Изд. "Астрель". 2002 г.
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.
М.Коломиец "Танки-амфибии Т-37, Т-38, Т-40" (Фронтовая иллюстрация №3,2003 г.)
М.Барятинский "Амфибии Красной Армии" (Бронеколлекция №1, 2003 г.)

Вернуться к лёгким танкам  Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz