Тяжёлый танк Т-35

Эксплуатация и боевое приминение
Первые серийные машины Т-35 поступили в 5-й тяжелый танковый полк Резерва Главного Командования (РГК) в Харькове. 12 декабря 1935 года этот полк был развернут в 5-ю отдельную тяжелую танковую бригаду. Организационно она состояла из трех линейных танковых батальонов, одного учебного, батальона боевого обеспечения и других подразделений. Приказом наркома обороны от 21 мая 1936 года бригаду выделили в Резерв Главного Командования. Она предназначалась для усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве особо сильных и заблаговременно укрепленных позиций противника. В соответствии с этим назначением по специально разработанной АБТУ программе велось и обучение танкистов. Подготовка экипажей осуществлялась на специальных курсах, которыми руководили инженеры с ХПЗ.
Кроме того, в 1936 году в Рязани при 3-й тяжелой танковой бригаде был создан учебный танковый батальон Т-35. Эксплуатация машин первых выпусков (1933 — 1936 гг.) в войсках показала их весьма слабые тяговые характеристики. Так, по донесению командиров Т-35, «танк преодолевал подъем только в 17 град., не мог выйти из большой лужи». Военными отмечалась низкая надежность его агрегатов, вызывала трудности и большая масса боевых машин. В этом отношении весьма характерным можно считать следующий документ, адресованный командному составу тяжелой танковой бригады РГК. «Предлагаю принять к неуклонному руководству следующие правила движения по мостам танков Т-35:
        1) на однопролетных мостах — только один танк одновременно;
        2) на многопролетных мостах может быть несколько танков, но не менее чем в 50 м друг от друга.
        3) движение по мосту во всех случаях должно производиться так, чтобы ось танка строго совпадала с осью моста. Скорость на мосту — не более 15 км/ч».
Помимо 5-й тяжелой танковой бригады танки Т-35 поступали в различные военные учебные заведения. Так, по данным на 1 января 1938 года, в РККА имелся 41 танк Т-35: 27 — в уже упомянутой танковой бригаде; 1 — на Казанских бронетанковых курсах усовершенствования технического состава (КБТКУТС); 2 - на НИБТ Полигоне в Кубинке; 1 — в 3-й тяжелой танковой бригаде в Рязани; 1 — при Военной академии моторизации и механизации (ВАММ) в Москве; 1 — в Орловской бронетанковой школе; 1 - на ЛБТКУКС (Т-35-1); 1 - в Ленинградской школе танковых техников; 1 — в Институте № 20 (с системой централизованной наводки) и 5 — на ХПЗ. Уже к этому времени стала сомнительной боевая ценность этих машин. Единственное, где они себя проявили в полной мере, были военные парады. Начиная с 1933 года и вплоть до начала Великой Отечественной войны Т-35 участвовали во всех парадах в Москве и Киеве. Правда, число «участников» было невелико: например, 7 ноября 1940 года на парады вывели всего 20 машин (по 10 в Москве и Киеве).
Тактико-технические характеристики
тяжёлого танка T-35 вып.1936 г.
Год выпуска
    1932
Экипаж
    11
Масса, т
    50
Среднее удельное
давление на грунт, кг/см2
   0,78
Габаритные размеры:
    длина
    ширина
    высота

   9,72
    3,2
    3,43
Клиренс, м
    0,53
Ширина траков, м
    0,5
Броневая защита, мм
   Лоб корпуса 30 мм
    Башня 30 мм
    Борт корпуса 20+10 мм
    Корма 20 мм
    Крыша 10-15 мм
    Днище 10 мм
Вооружение
   76,2-мм пушка КТ-28
2 х 45-мм пушки обр.1932 г.
6 х 7,62-мм пулемета ДТ.
Боезапас
   96 выстрелов
    220 выстрелов
    10080 патронов
Коробка передач
   4 вперёд, 1 назад
Двигатель
    "М-17Т", 500 л.с
    12-цилиндровый
Емкость топливного бака, л
   910
Расход топлива по
шоссе на 100 км, л
   600
Запас хода, км
   по шоссе - 150
    по грунту - 100-120
Макс. скорость, км/ч
   по шоссе - 30
    по грунту - 20
Преодолеваемые препятствия:
    подъём, град
    крен, град
    ров, м
    стенка, м
    брод, м

    30
    15
    5
    1,2
    1,7
Выпущено, шт
   2+61
До начала Великой Отечественной танки Т-35 не участвовали ни в каких боевых действиях. Упоминания в западных и некоторых отечественных изданиях об использовании этих машин в советско-финской войне 1939-1940 годов не соответствуют действительности. 31 марта 1939 года 5-я тяжелая танковая бригада была передана в состав КВО и переброшена в г.Житомир. Вскоре она сменила номер и стала 14-й тяжелой танковой бригадой.
Не прошло и полгода, как «служебная карьера» Т-35 чуть было не завершилась. 27 июня 1940 года в Москве состоялось совещание «О системе автобронетанкового вооружения Красной Армии», на котором рассматривался вопрос о перспективных типах танков и о снятии с вооружения старых образцов. В отношении Т-35 мнения разделились. Одни считали, что их нужно переделать в самоходно-артиллерийские установки большой мощности (типа СУ-14), другие предлагали передать их танковому полку ВАММ и использовать для парадов. Но в связи с начавшейся реорганизацией танковых войск Красной Армии и формированием механизированных корпусов Т-35 решили «оставить на вооружении до полного износа, изучив вопрос об их экранировке до 50 — 70 мм».
В результате почти все машины оказались в 67-м и 68-м танковых полках 34-й танковой дивизии 8-го механизиро-ванного корпуса Киевского Особого военного округа. В целом же на 22 июня 1941 года танки Т-35 распределялись сле-дующим образом: 8-й мехкорпус (КОВО) — 48 машин; ВАММ (МВО) — две машины; 2-е Саратовское танковое училище и КБТКУТС (ПриВО) — шесть машин; ХПЗ (ремонт) — пять машин.
Боевая карьера Т-35 оказалась очень короткой. 21 июня 1941 года в 24.00 в полках 34-й танковой дивизии, дислоцированных в Грудеке-Ягеллонском юго-западнее Львова, объявили тревогу. Машины заправили и вывели на полигон, где началась загрузка боекомплекта. В ходе последующих боевых действий все Т-35 8-го мехкорпуса были потеряны. Четыре машины, находившиеся в ремонте на ХПЗ в июле - августе 1941 года, были в спешном порядке отремонтированы и переданы в войска. В боях под Москвой в составе танкового полка ВАММ принимали участие два Т-35, правда, подробностей об этом боевом эпизоде пока обнаружить не удалось. Был и еще один «боевой» дебют Т-35. На этот раз в кино. Речь идет о документальном фильме «Битва за Москву». Некоторые эпизоды картины снимались под Казанью, и в этих съемках участвовали два Т-35 с КБТКУТС. До наших дней сохранился один экземпляр тяжелого танка Т-35. Он экспонируется в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

Оценка машины
Без преувеличения можно утверждать, что танк Т-35 - единственный в мире пятибашенный танк серийной постройки - является уникальной боевой машиной! Состав и размещение его вооружения оптимальны для многобашенного танка. Пять башен, расположенных в два яруса, позволяли сосредоточить массированный огонь из 76-мм и одной 45-мм пушек и трех пулеметов вперед, назад или на любой борт. Однако столь большая огневая мощь потребовала увеличения числа членов экипажа и усложнения конструкции танка. Двухъярусное расположение башен обусловило значительную высоту машины, что повышало уязвимость танка на поле боя. Без малого 10-метровая длина привела к резкому снижению маневренных характеристик — отношение длины танка к его ширине составляло 3,03! Кроме того, Т-35 имел большое количество недостатков, особенно касающихся двигателя и трансмиссии. К сожалению, их так и не удалось устранить. Самое слабое место, пожалуй, - это бортовые передачи и система охлаждения двигателя. Справедливости ради следует сказать, что подвеска Т-35 при всей ее громоздкости в целом зарекомендовала себя хорошо.
А вот некоторые впечатления от непосредственного знакомства с машиной. Прежде всего поражает высота расположения надгусеничных полок — без малого два метра! Так что взобраться на танк стоит большого труда, а если нет специальных лесенок — без посторонней помощи практически невозможно. Учитывая, что в танкисты предпочитали брать людей невысокого роста (примерно 160 см), можно себе представить, каково было «экипажу машины боевой» занимать по тревоге свои места.
Внешне Т-35 ошеломляет своими размерами, но, очутившись в танке, поражаешься его тесноте. И это учитывая, что находящаяся в Кубинке машина разукомплектована: отсутствуют ряд деталей внутреннего оборудования, некоторые перегородки, конечно же, нет боекомплекта и, само собой разумеется, экипажа. Боевые отделения не сообщаются между собой, так что проникнуть из одного в другое без выхода из танка невозможно. Обзорность из Т-35 крайне низкая, особенно с места механика-водителя. Можно предположить, что в боевых условиях ему приходилось вести машину чуть ли не вслепую: смотровые щели позволяли видеть местность только слева и впереди, да и то в весьма ограниченных секторах.
Но самой большой проблемой было покинуть подбитую машину. Ведь выход осуществлялся лишь через верхние люки, и при этом экипаж главной башни, например, оказывался на четырехметровой высоте под огнем противника. Люк же механика-водителя нельзя открыть, не повернув влево пулеметную башню, заклинивание которой могло стоить ему жизни. Выход из задних башен сильно затруднен нависающей над ними нишей главной башни и поручневой антенной. Поэтому можно смело утверждать, что такой достаточно важный в бою параметр, как удобство посадки и высадки экипажа, конструкторами танка Т-35 был совершенно не продуман. Члены экипажа становились, по сути, заложниками собственной боевой машины.
Помимо недостатков конструктивного характера, существовали и технологические, связанные прежде всего с низкой культурой производства и слабой подготовкой инженерно-технического персонала.
В целом же можно сделать следующий вывод. Если до 1935 года боевые и технические данные Т-35 позволяли ему выполнять возложенные на него задачи, то техническое несовершенство и недоведенность машины сводили возможность такого применения к нулю. После 1935 года, когда была существенно повышена надежность машины, танк в значительной степени устарел и перестал отвечать предъявляемым требованиям. Возросшая мощь противотанковой артиллерии оставляла громоздкому и неповоротливому «тридцать пятому» мало шансов на поле боя. Резервов же для увеличения толщины брони и без того тяжелая машина уже не имела. Вместе с тем следует отметить, что в период «соответствия задачам» проверить в боевой обстановке идею многобашенного тяжелого танка прорыва так и не удалось, а следовательно, вопрос о том, нужно или не нужно было строить эти боевые машины, остается открытым.

Фотографии танка Т-35 

Танк Т-35-1 на испытаниях. Август 1932 года. Хорошо видны откидные колпаки люков механика-водителя и стрелка курсового пулемета, а также смотровые щели в бортах главной башни. Танк Т-35-1 (вид на левый борт) Танк Т-35-1 (вид сзади) Серийный танк Т-35А выпуска 1934 г. Серийный танк Т-35А выпуска 1934 г.
Серийный образец танка Т-35А. Прослеживаются все отличия от прототипов Т-35 второго выпуска (вид на левый борт) Т-35 второго выпуска (вид спереди) Т-35 второго выпуска во дворе Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна Танк Т-35А, Редкий снимок с откинутыми броневыми кожухами фар и фарами в "боевом положении"
Танк Т-35 третьего выпуска (вид на левый борт) Главная башня Т-35 на испытании. Т-35А в сборочном цехе ХПЗ. На снимке видны монтажные козлы, на которых собирался танк, кронштейны тележек ходовой части и крепление поддерживающих катков Тележки опорных катков уже надеты на кронштейны Броневые колпаки фар на верхнем переднем броневом листе
Подвесной пол главной башни. Под сиденьями командира (справа) и наводчика (слева) просматриваются барабанные боеукладки. В центре — кожух вращающегося электроконтактного устройства Вид на главную башню. Видны прямоугольный люк наводчика и люк командира, оснащенный зенитной турелью П-40. Обратите внимание на крепление поручневой антенны и ее вывод из крыши башни. В передней части крыши башни — броневые стаканы перископических приборов, один из которых закрыт крышкой. Между ними — выштамповка в виде пятиконечной звезды Створки люка механика-водителя. Только при таком положении пулеметной башни их можно открыть Крыша моторного отделения. Хорошо виден люк для доступа к двигателю с колпаком воздухоочистителя и закрытые сверху броневыми крышками отверстия для притока воздуха к радиаторам. Слева от моторного люка — броневой кожух выхлопных труб Пушка КТ-28 в броневой маске
Вид на казенную часть пушки КТ-28 изнутри башни Вид на органы управления и щиток контрольных приборов. По бокам сиденья механика-водителя — рычаги управления бортовыми фрикционами и тормозами, справа — рычаг кулисного механизма коробки передач. Слева впереди — педаль главного фрикциона, справа — акселератора. За рычагом переключения передач, в глубине, виден нижний баллон со сжатым воздухом, второй баллон установлен над ним На щитке контрольных приборов (многие из которых, к сожалению, отсутствуют) круглое отверстие слева — под тахометр, справа от него закрыты заглушками места установки амперметра и вольтметра, большая заглушка в центре — место центрального переключателя, прямоугольное углубление — для пускового магнето, между ними вверху — барашек ручного газа, внизу — кнопка сигнала, правее и ниже пускового магнето — переключатель зажигания. Над щитком в центре установлен смотровой прибор механика-водителя, слева и справа от него щитки с термометрами и манометрами масла, воды и топлива, один из которых сохранился. Справа от щитка приборов видны круглые ячейки стеллажа 45-мм артвыстрелов Испытания нового танка T-35A. Танк преодолевает бетонные надолбы.
Первые прототипы танков Т-35 и Т-28 Т-35 третьего выпуска (вид сзади) Т-35А первых выпусков на полигоне под Харьковом в 1936 году. Хорошо виден глушитель, расположенный поперек корпуса, и общий прямоугольный люк в главной башне Т-35 с танковым дымовым прибором ТДМ-3 на испытании.
Красная площадь. 7 ноября 1936 года. Т-35 из 67 танкового полка 8 мехкорпуса, уничтоженный авиационной бомбой или внутренним взрывом. Лето 1941 года, Восточная Украина. Захваченный немцами Т-35. Т-35 вып.1935 г. 34 тд, июнь 1941 г.
Захваченный немцами Т-35. В немецкой армии танк имел обозначение Panzerkampfwagen T-35A 751(r) Танк Т-35-2 Танки, брошенные в районе Дубно. Июль 1941 года. На башне Т-35 видны две белые параллельные полосы — тактическое обозначение машин 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса. На переднем плане — Т-26.
Захваченный немцами Т-35 из 8 механизированного корпуса. Танк оставлен экипажем по техническим причинам. Т-35-1 на Красной площади 1 мая 1933 года. Первые серийные Т-35А на Красной площади. 1 мая 1934 года. Третий танк выпуска февраля-апреля 1939 года на параде. 1 мая 1941 года. Этот же танк брошенный из-за поломок. Июль 1941 года. Хорошо видно, люк командира танка на главной башне овальной формы и открывается назад по ходу танка. Белый треугольник на башне - тактический знак 68-го танкового полка 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса.
Второй танк выпуска февраля-апреля 1939 года направляется на Красную площадь, Москва, 7 ноября 1940 года. Хорошо виден люк механика-водителя толщиной 70 мм и брызговики на кромках надгусеничных полок - такие брызговики встречаются на фотографиях танков Т-35 только на этом параде. Первый Т-35 с конической башней (выпуска февраля-апреля 1939 года) по пути на Красную площадь, Москва, 7 ноября 1940 года. Этот танк, серийный номер №234-35, был оборудован поручневой антенной. Этот же танк, №234-35, перевернувшийся на мосту. Район деревни Иванковцы, 30 июня 1941 года. Этот же танк, брошенный из-за неисправностей. Июль 1941 года. Машина имеет двухстворчатый люк механика-водителя, открывающийся в одну сторону и пулемётную установку в нише главной башни. 1 мая 1935 года. На снимке, сделанном с собора Василия Блаженного, различим общий прямоугольный люк в крыше главной башни—деталь, характерная для Т-35А первых серий.
Т-35-1 и Т-35-2 на параде в Москве 7 ноября 1933 года Т-35 выпуска мая-июня 1939 года проходит по Красной площади. 1 мая 1941 года. Хорошо видны изменённая (по сравнению с танками выпуска февраля-апреля) форма люков в бортовых экранах и броневые ящики дымовых баллонов. Этот же танк, брошенный из-за поломок. Июнь 1941 года. Танки 5-й бригады на учениях. На боевых машинах видна тактическая маркировка. Танки 5-й бригады на учениях. На боевых машинах видна тактическая маркировка.
Модернизированный образец Т-35А с бортовыми экранами измененной конфигурации по пути на Красную площадь. 1 мая 1937 года. Т-35 выпуска мая-июня 1939 года на параде. 1 мая 1940 года. Этот же танк, брошенный экипажем из-за поломок. Июнь 1941 года. Хорошо виден ключ для регулировки натяжения гусениц, вставленный в бортовой экран. Две белых полосы на главной башне - тактический знак 67-го танкового полка 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса. Разбитая машина в районе Львова. Июнь 1941 года. Экипаж «тридцать пятого» получает задание. Маневры 14-й тяжелой танковой бригады. Киевский военный округ, 1939 год.
Т-35 из состава 8 механизированного корпуса, брошенный на обочине по техническим причинам. Колонна бронированных гигантов на Красной площади. 1 мая 1936 года. Т-З5 в составе танкового полка Военной академии механизации и моторизации РККА имени И.В.Сталина по пути на фронт. Москва, 22 октября 1941 года. На параде 7 ноября 1939 года: два танка образца 1939 года с коническими башнями — один с наклонной, другой с прямой подбашенными коробками — и Т-35 выпуска 1935 года с общим люком в главной башне, но с модернизированной системой выхлопа (глушитель убран внутрь корпуса). Перед выходом на Красную площадь. 7 ноября 1936 года.
Танк Т-35 с коническими башнями и наклонной подбашенной коробкой выпуска мая-июня 1939 года направляется на Красную площадь. Москва, 1 мая 1940 года. Хорошо видна форма и конструкция люков главной башни и укороченный колпак над вентилятором. Тот же танк, оставленный в военном городке 34-й танковой дивизии. Июнь 1941 года. К началу войны эта машина находилась в ремонте. Хорошо виден люк механика-водителя овальной формы На фото хорошо видно отсутствие пулемета в кормовой нише башни, бронировка вывода выхлопных труб и укороченный фальшборт. Сквозь открытые жалюзи просматривается вентилятор.
Т-35 в музее Кубинки Т-35 в музее Кубинки Т-35 в музее Кубинки Т-35 в музее Кубинки Т-35 в музее Кубинки
Т-35 в музее Кубинки Т-35 в музее Кубинки Модель Т-35 Модель Т-35 Модель Т-35
Модель Т-35 (А.Гридин) Модель Т-35 (А.Гридин) Модель Т-35 (А.Гридин) Модель Т-35 (С.Цормудян) Модель Т-35 (С.Цормудян)
Рисунок Т-35 Рисунок Т-35 Тяжелый танк Т-35-1 в парадной окраске, 1 мая 1933 года. Тяжелый танк Т-35А в стандартной маркировке середины 1930-х годов. На рисунке изображен 3-й танк 1-го взвода 2-й роты 3-го танкового батальона 5-й тяжелой танковой бригады, 1936 год. Тяжелый танк Т-35А в зимней окраске. Танковый полк Военной академии механизации и моторизации Красной Армии, зима 1941 года.
Тяжелый танк Т-35А. 34-я танковая дивизия, 8-й механизированный корпус, июнь 1941 года. Т-35 вып.1935 г. 34 тд, июнь 1941 г. Т-35. Довоенная раскраска Т-35. Вид спереди Т-35. Вид сверху
 

            Чертежи тяжёлого танка Т-35:
                   - боковая проекция Т-35-1
                   - боковая проекция Т-35-2
                   - ходовая часть
                   - боковые проекции Т-35А
                   - компоновочная схема танка Т-35А
                   - компоновка главной и средней башен
                   - компоновка малой башни
                   - схема моторно-трансмиссионного отделения
                   - танк Т-35 обр.1933 года
                   - различия танков Т-35 вып. февраля-апреля 1939 г.
                   - Т-35 выпуска мая-июня 1939 года
                   - подбашенные коробки
                   - люки механика-воителя
                   - кормовая ниша главной башни


Источники:
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.
П.Горохов "Танк особого назначения" ("Моделист-конструктор" №3, 1989 г.)
М.Коломиец "Тяжёлый танк Т-35" ("Бронеколлекция" №2, 1995 г.)
М.Коломиец "Последние пятибашенные" (Танкомастер №5, 2000 г.)
www.jagdtiger.de
gunpoint-3d.com

Вернуться на первую страницу  Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz