Легкий танк Т-37А

По состоянию на 1 июня 1941 года в Красной Армии имелось 2331 Т-37. В приграничных военных округах, включая ЛВО, соответственно - 468 и 1081 танк. Недалеко не все эти машины пребывали в боевой готовности. По своему техническому состоянию к 1-й и 2-й категориям относилось 523 Т-37. Другими словами, только эти танки были технически исправны или, в крайнем случае, требовали мелкого ремонта. Основная их масса была потеряна в первый месяц Великой Отечественной, так и не вступив в бой с врагом. Причем, главным образом, танки бросили или подорвали свои же экипажи из-за поломок и неисправностей.

Брошенные Красной Армией при отступлении Т-37 (на переднем плане), 122-мм пушка-гаубица А-19 и транспортные тракторы СТЗ-5. 1941 г.
Лишь в считанных случаях, при грамотном использовании, этим слабым машинам удавалось оказать эффективную поддержку нашей пехоте. Один такой эпизод описал в своих воспоминаниях офицер-танкист Г.Пенежко, командовавший в первые дни войны ротой плавающих танков Т-37, которые он вполне справедливо именует то «танкетками», то «малютками».
«Наша рота танкеток давит небывало урожайную пшеницу. Мы выходим на правый фланг дивизии. Жарко. Парит полуденное солнце. Далеко слева - Перемышль. Город в дыму. Видны только шпили костелов.
Моя «малютка», во главе двух взводов танкеток, скребя днищем по кочкам лощины, резво несется к роще, по опушке которой только что подымались черные фонтаны.
Нам удалось опередить немцев и занять западную опушку рощи. Но не успел еще левофланговый взвод старшего сержанта Зубова заглушить моторы, как на гребень в четырехстах метрах от нас выскочила группа немецких мотоциклистов. Я подал сигнал «В атаку!» Мой сигнал принят. На правом фланге взвод Зубова уже давит мотоциклы и теснит их ко мне. С ходу врезаюсь в группу мотоциклистов и поливаю ее пулеметными очередями. Верткие трехколесные машины рассыпаются во все стороны. Моя танкетка не может делать резких поворотов. Меня это злит, я ругаюсь и преследую противника по прямой на гребень; повторяю сигнал. Танкетки спешат ко мне, расстреливая находу не успевших скрыться за гребень мотоциклистов.
Оба взвода вслед за бегущим противником перемахнули гребень, и я увидел над зелеными волнами пшеницы цепь больших темных машин. Они тянули за собой пушки. Едва успев дать красную ракету, я открываю почти в упор огонь по широкому стеклу встречной машины. Вздрогнув и перекосившись, она застыла на месте. Сизые пилотки убегающих немецких пехотинцев мелькают в пшенице. Дымят и пылают разбросанные по полю остовы гусеничных машин, от которых немцы не успели отцепить орудия. Мы носимся между горящими тягачами, забыв уже о мотоциклистах, скрывшихся в направлении хутора.
Вдруг над головой что-то резко и незнакомо просвистело, и я увидел показавшиеся со стороны хутора башни вражеских танков. Выбросив сигнал «Делай, как я!», разворачиваю машину «влево 90» и, непрерывно маневрируя, спешу выйти из-под обстрела. Машины выполняют мой приказ. Механики выжимают из своих «малюток» весь их запас скорости. Теперь уже ясно, что мы являемся целью немецких танков. Стреляя с хода, они забирают левее и идут нам наперерез. С обогнавшей меня танкетки покатилась сорванная снарядом башня, и машина, вздрогнув, остановилась».
Следует подчеркнуть, что приводимый отрывок является едва ли не единственным в отечественной мемуарной литературе описанием боя советских плавающих танков с немецкими войсками. Характерным в этом эпизоде является то, что, нанеся поражение подразделению мотоциклистов и разгромив колонну артиллерийских тягачей, танки Т-37 были вынуждены отступить, а если быть точным, - спасаться бегством перед танками противника, в бою с которыми у пулеметных машин не было никаких шансов уцелеть.
К весне 1942 года Т-37А в боевых частях осталось очень мало. Не имеет смысла перечислять все подразделения где ещё были танки Т-37, отметим лишь только, что достаточно долго - до конца 1943 года - плавающие танки Т-37А эксплуатировались на Ленинградском фронте. Здесь, в условиях блокады, активных боевых действий не велось, к тому же имелась возможность ремонта машин на предприятиях Ленинграда.

Танки Т-37А, захваченные венгерскими частями. Июль 1941 года. Судя по нанесенным на башнях эмблемам, машины использовались в венгерской армии.
Из-за невысокой боевой ценности танков-амфибий их использовали главным образом для выполнения второстепенных задач. Так, на основании постановления Военного Совета Ленинградского фронта № 001225 от 3 сентября 1942 года сформировали три танковых роты по 10 Т-37А и Т-38 для охраны и обороны авиагарнизонов 38-го БАО (Озерки), 50-го БАО (Смольная) и 8-й авиабазы Балтийского флота.
        Помимо этого, на Ленинградском фронте была проведена одна из двух проведенных за всю войну операций (вторая проводилась в 1944 году на Карельском фронте), в которой плавающие танки использовались для форсирования водной преграды и захвата плацдарма на противоположном берегу.
        Одна из двух вышеназванных операций - операция по форсированию Невы началась ночью 26 сентября 1942 года. В первом эшелоне шла рота ОЛТБ - 10 машин. В 4.30 танки спустились к воде, при этом один из них сломался, а у двух других при маневрировании слетели гусеницы (позднее их эвакуировали в тыл). Оставшиеся семь машин вошли в Неву и устремились к левому берегу. Немцы, заметив переправу, осветили реку ракетами и открыли сильный артиллерийский, минометный и пулеметный огонь по танкам. В результате на левый берег вышло всего три танка. Но из-за того, что пехота 70-й стрелковой дивизии задержалась с переправой, все три машины были быстро подбиты. Их экипажи попытались вплавь переправится на правый берег, но в воде были расстреляны противником и утонули.
В течение последующих четырех ночей советской пехоте удалось переправиться на левый берег Невы и занять там небольшой плацдарм. Вместе с пехотой удалось переправить и 29 танков, из них 16 Т-37А и Т-38 (9 Т-26 и 1 БТ-2 были перевезены через реку на пароме). На плацдарме танки сразу же ставились на позиции для их использования в качестве неподвижных огневых точек и окапывались. Но из-за открытой местности, сильного артиллерийского огня и бомбежек с воздуха, к 5 октября 1942 года 25 танков было подбито. Экипажи уничтоженных танков действовали как обычные пехотинцы, проявив при этом мужество и героизм. Так, вечером 5 октября группе немцев удалось просочиться в тыл частям, оборонявшимся на плацдарме. Группа танкистов, взяв два ящика гранат, забросала ими немцев, после чего бой перешел в рукопашную схватку. При этом механик-водитель ОЛТБ Байда «заколол ножом немецкого офицера, а тов. Рожков (тоже механик-водитель ОЛТБ) несколько немцев убил из нагана».
Дольше всего танки-амфибии Т-37А действовали на Карельском фронте. Здесь в сентябре 1941 года, за счет личного состава и матчасти расформированных отдельных разведывательных батальонов стрелковых дивизий, решением Военного Совета фронта были созданы внештатные бронеотряды. Эти отряды поступили в распоряжение командования оперативных групп фронта - Мурманской, Кандалакшской, Кемской и Медвежьегорской. Всего в составе этих групп имелось 38 танков Т-37А и Т-38. Это не такая уж и малая сила, если учесть, что к этому моменту на Карельском фронте имелось всего 34 танка (3 Т-28, 17 ВТ, 6 Т-26 и 8 XT-133), 20 танкеток Т-27 и 44 броневика.
К лету 1944 года все оставшиеся в строю Т-37А, а также машины, переданные с Ленинградского фронта, были сведены в 92-й отдельный танковый полк. В ходе подготовки к наступлению в Карелии, командование фронта приняло решение использовать этот полк «для форсирования реки Свирь и захвата плацдарма с целью обеспечения переправы остальных войск». Эта операция стала вторым (и самым удачным) эпизодом, в котором плавающие танки использовались для переправы через водную преграду. Совместно с 92-м танковым полком, имевшим к 18 июля 1944 года 40 Т-37А и Т-38, должен был действовать 275-й отдельный моторизованный батальон особого назначения (ОМБОН), насчитывавший 100 автомобилей-амфибий Ford GPA, полученных из США по программе ленд-лиза.
Операция началась утром 21 июля 1944 года. Началу переправы через реку Свирь предшествовала мощная артиллерийская подготовка, длившаяся 3 часа 20 минут. За 40 - 50 минут до окончания артогня 92-й танковый полк занял исходные позиции. Одновременно на берег реки вышли 338, 339 и 378-й гвардейские тяжелые самоходно-артиллерийские полки (63 ИСУ-152). Танки и автомобили-амфибии с десантом автоматчиков и саперов, начали переправу еще до окончания артиллерийской подготовки. Ведя огонь из пулеметов с хода, машины быстро достигли противоположного берега. При поддержке огня тяжелых самоходных полков, ведущих огонь прямой наводкой по ДЗОТам и огневым точкам противника, плавающие танки преодолели проволочные заграждения, три линии траншей и при поддержке десанта с автомобилей-амфибий завязали бой в глубине захваченного плацдарма.
Мощная артиллерийская подготовка и внезапность атаки плавающих танков и автомобилей-амфибий не позволили противнику использовать все огневые средства и обеспечили быстрый захват правого берега реки Свирь на фронте до 4 километров. При этом потери 92-го танкового полка составили всего 5 машин. В дальнейшем, по мере переправы стрелковых частей и расширения плацдарма, к вечеру 23 июля на правый берег Свири переправили танковую бригаду, танковый полк и четыре самоходно-артиллерийских полка, которые расширили и углубили прорыв.
Операция по форсированию реки Свирь стала последним эпизодом участия советских плавающих танков в Великой Отечественной войне.


Радиотанк Т-37РТ. Машина экспонируется в шведском танковом музее в Аксвелле. Поручневая антенна, не сохранились.

Т-37А в армиях других стран
Информация об использовании советских плавающих танков в армиях других стран довольно скупа. Единственной машиной, направленной на экспорт, был один танк Т-37А, проданный Турции в 1934 году вместе с партией Т-26. Советское правительство рассчитывало на заказ партии плавающих танков, но после испытаний Т-37А турки отказались от закупки таких танков.
Остальные танки-амфибии попали в другие страны в качестве трофеев. Первой «обзавелась» ими армия Финляндии, захватившая в ходе советско-финляндской («Зимней») войны довольно большое количество Т-37А. После ремонта на заводе в Варкаусе они были включены в состав финского танкового батальона, имевшего на 31 мая 1941 года 29 Т-37А. К 1 июля 1943 года все Т-37А были выведены из эксплуатации вследствие сильного износа.
В 1940 году один трофейный Т-37А финны подарили шведским добровольцам, которые в ходе «Зимней» войны действовали против частей Красной Армии на Кемском направлении. Непродолжительное время этот танк использовался в Военной пехотной школе недалеко от Стокгольма. Помимо финнов и шведов, трофейные Т-37А эксплуатировали венгры и румыны. Известно, что к 1 ноября 1942 года в румынской армии имелось 19 Т-37А.
Трофейные плавающие танки использовались и в частях вермахта, но в весьма небольших количествах. Главным образом они несли службу охраны в тылу, но иногда включались как внештатные машины в состав разведывательных батальонов пехотных дивизий.
До настоящего времени сохранилось только два экземпляра Т-37А: в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке и в Швеции, в танковом музее в Аксвелле.

Фотографии лёгкого плавающего танка Т-37А 

Опытный образец танка Т-37 конструкции ОКМО. 1932 г. Первый опытный образец танка Т-37А. Машина еще не имеет поплавков над гусеницами. 1933 г. Первый опытный образец танка Т-37А. Машина еще не имеет поплавков над гусеницами. 1933 г. Первый опытный образец танка Т-37А. Машина еще не имеет поплавков над гусеницами. 1933 г. Танк Т-37А первых выпусков (без поплавков) во время инспекторского смотра 45-го механизированного корпуса. Киевский военный округ, октябрь 1933 года. На переднем листе башни нанесен военный номер танка, вместо троса на буксирных крюках закреплена цепь.
Танки Т-37А первых выпусков и Т-41 (показаны стрелками) проходят по Красной площади. Москва, 7 ноября 1933 года. Танк Т-37А первых выпусков, 1934 год. Машина еще не имеет поплавков над гусеницами. Серийный Т-37А на заводских испытаниях. 1934 г. Серийный Т-37А на заводских испытаниях. 1934 г.
Серийный Т-37А на заводских испытаниях. 1934 г. Танк Т-37А с бронекорпусом производства подольского завода имени Орджоникидзе на испытаниях. Лето 1935 года. Хорошо видна работа тележки подвески при преодолении препятствия. Т-37А на Больших Киевских маневрах. 12 - 17 сентября 1935 года. Радийный танк Т-37РТ выпуска 1935 года, вид спереди и сзади. Хорошо видно крепление поручневой антенны. Радийный танк Т-37РТ выпуска 1935 года, вид спереди и сзади. Хорошо видно крепление поручневой антенны.
Радийный танк Т-37РТ выпуска 1935 года, вид сбоку. Радийные танки Т-37РТ проходят по Красной площади во время парада. Москва, 1 мая 1934 года. Хорошо видна конструкция и крепление поручневой антенны. Танк Т-37А преодолевает водную преграду. Большие Киевские манёвры, сентябрь 1935 года. Прыжок на танке Т-37А с берега в воду. НИБТ полигон, 1935 год.
Танк Т-37А (с бронекорпусом производства Подольского завода) преодолевает водную преграду. Большие Киевские манёвры, сентябрь 1935 года. Танк имеет стандартные тактические обозначения 30-х годов, белый крест на крыше башни для опознавания Плавающие танки Т-37А перед форсированием водной преграды. Большие Киевские манёвры, сентябрь 1935 года. Колонна танков Т-37 А на маневрах войск Киевского военного округа. 1937 год. Танк Т-37А преодолевает водную преграду. Большие Киевские манёвры, сентябрь 1935 года.
Радийный танк Т-37РТ преодолевает водную преграду. Большие Киевские манёвры, сентябрь 1935 года. Т-37А на манёврах Белорусского военного округа. Сентябрь 1935 года. На башне белая полоса для отличия "своих" машин от танков условного противника, на буксирных крюках закреплён трос. Крепление танка Т-37А к внешней подвеске бомбардировщика ТБ-3. Район Москвы, 1936 год. Крепление танка Т-37А к внешней подвеске бомбардировщика ТБ-3. Район Москвы, 1936 год. Танк Т-37А на подвеске под бомбардировщиком ТБ-3 перед сбрасыванием на воду. Район Москвы, 1936 год. Под танком закреплен специальный лист для предохранения днища при ударе о воду.
Танк Т-37А на подвеске под бомбардировщиком ТБ-3 перед сбрасыванием на воду. Район Москвы, 1936 год. Кадры сброса танка Т-37А на воду. Район Москвы, Медвежьи озера, 1936 год. Кадры сброса танка Т-37А на воду. Район Москвы, Медвежьи озера, 1936 год. Кадры сброса танка Т-37А на воду. Район Москвы, Медвежьи озера, 1936 год. Легкий танк Т-37А на маневрах Белорусского военного округа. Сентябрь 1935 года. На башне белая полоса для отличия «своих» машин от танков условного противника, на буксирных крюках закреплен трос.
Экипаж танка Т-37А из состава 1-й роты 1-го батальона преодолевает водную преграду. Московский военный округ, лето 1935 года. Машина имеет стандартную тактическую маркировку в виде полос, принятую для танковых войск Красной Армии в 30-е годы. ТанкТ-37А (с бронекорпусом производства Ижорского завода) форсирует реку по понтонному мосту. Маневры войск Белорусского военного округа, сентябрь 1936 года. ТанкТ-37А (с бронекорпусом производства Ижорского завода) форсирует реку по понтонному мосту. Маневры войск Белорусского военного округа, сентябрь 1936 года. Танки-амфибии Т-37А на параде после окончания Киевских манёвров. На части танков хорошо виден мелкопятнистый камуфляж: коричневые точки нанесённые кистью поверх стандартной защитной (4БО) окраски. 1935 г. Танковая колонна на площади Урицкого в Ленинграде перед парадом. 7 ноября 1936 года. На переднем плане - танки Т-37А и Т-37РТ с корпусами и башнями выпуска разных заводов.
Финские солдаты осматривают трофейный танк Т-37А из состава 177-го отдельного разведывательного батальона 122-й стрелковой дивизии. Полоса 9-й армии, декабрь 1939 года. Подразделение танков Т-37 А на марше. Впереди — командирский Т-37РТ. 1941 год Ремонт танка Т-37 в полевых условиях. Западный фронт, 107-я мотострелковая дивизия, конец сентября 1941 года.
Ремонт поврежденного в боях танка Т-37А на заводе подъемно-транспортного оборудования имени Кирова. Ленинград, лето 1942 года. Танк Т-37А, использовавшейся в вермахте и вновь захваченный частями Красной Армии. Западный фронт, весна 1943 года. Машина перекрашена в стандартный немецкий серый цвет и имеет на корме тактическое обозначение разведывательного батальона пехотной дивизии. Демонстрация техники воздушно-десантных войск на одном из подмосковных аэродромов. 1945 год. На переднем плане танки Т-38 и Т-37А.
Т-37А (без надгусеничных поплавков) в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в п.Кубинка, Московской обл. Т-37А (без надгусеничных поплавков) в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в п.Кубинка, Московской обл. Т-37А (без надгусеничных поплавков) в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в п.Кубинка, Московской обл. Т-37А (без надгусеничных поплавков) в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в п.Кубинка, Московской обл. Т-37А (без надгусеничных поплавков) в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в п.Кубинка, Московской обл.
Танк Т-37А в мелкопятнистом камуфляже. Большие Киевские маневры, сентябрь 1935 года. Красная полоса на башне служила для отличия «своих» машин от танков условного противника (рис. С.Игнатьев). Танк Т-37А в стандартной окраске 30-х годов. Большие Киевские маневры, сентябрь 1935 года. Сверху на башне танка нанесен белый крест на крыше башни для опознавания «своей» авиацией (рис. С.Игнатьев). Танк Т-37А из состава разведывательного батальона 11-й танковой бригады. Район реки Халхин-Гол, май 1939 года (рис. С.Игнатьев). Лёгкий танк Т-37А из состава 11-й танковой бригады. Сводный отряд Быкова. 28-29 мая 1939 года (рис. С.Игнатьев). Т-37А в зимнем камуфляже. Советско-финляндская война, 177-й отдельный разведывательный батальон 122-й стрелковой дивизии 9-й армии, декабрь 1939 года (рис. С.Игнатьев).
Танк Т-37РТ. 177-й отдельный разведывательный батальон 122-й стрелковой дивизии. Декабрь 1939 г. Танк T-37 из состава 79-го отдельного танкового батальона. Полоса 9-й армии, декабрь 1939 года. Трофейный танк Т-37А финской армии. Весна 1940 года (рис. С.Игнатьев). Легкий плавающий танк Т-37А, входивший в состав 62-го разведывательного батальона 52-й стрелковой дивизии РККА. Белая пунктирная полоса обозначает принадлежность ко 2-й роте, хотя эта система тактических обозначений была отменена еще в 1938 году. Северный фронт, 14А, июль-август 1941 года (рис. С.Игнатьев). Трофейный танк Т-37А одного из подразделений вермахта. Советско-германский фронт, 1943 год (рис. С.Игнатьев).
 

            Чертежи лёгкого плавающего танка Т-37А:
                   - Т-37А вып. лета-осени 1933 года
                   - Т-37А с бронекорпусом Ижорского завода
                   - Т-37А с бронекорпусом Подольского завода им. Орджоникидзе
                   - радийный Т-37А с бронекорпусом Подольского завода
                   - продолный разрез
                   - вид на днище танка


Источники:
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.
М.Коломиец "Танки-амфибии Т-37, Т-38, Т-40" (Фронтовая иллюстрация №3,2003 г.)
М.Барятинский "Амфибии Красной Армии" (Бронеколлекция №1, 2003 г.)
"Танки мира". Изд. "Русич". Смоленск, 2005 г
www.jagdtiger.de

Вернуться на вторую страницу   Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz