Средний танк Т-44

Путь Т-44
Испытания прототипа прошли в январе 1944 г. и закончились в целом успешно. Машина почти полностью оправдала все ожидания. Лишь скорость движения танка не превысила 52 км/ч (по проекту предусматривалось достижение скорости движения не менее 56 км/ч). По проходимости же Т-44 не уступал "тридцатьчетверке", а в ряде случаев даже превосходил ее (за счет более мощного двигателя). Испытания корпуса обстрелом показали, что по фронтальной проекции он не пробивается трофейной "75-мм противотанковой пушкой обр. 40" (РаК 40) с дистанции от 300 м, а с дистанции 700 м и более (дальность наиболее эффективного огня по немецким танкам) - неуязвим и для 88-мм орудия танка "Тигр". Однако борт танка пробивался и 75-мм и 88-мм орудиями с дистанции соответственно 600 и 900 м. Управление Т-44 стало более удобным, чем Т-34, а надежность трансмиссии повысилась. За время испытаний в январе-марте 1944 г. танк "накатал" по заснеженным просторам около 1100 км без серьезных поломок, чем заслужил всеобщую похвалу.
После испытаний обстрелом было выдвинуто предложение об увеличении толщины брони бортов танка с 60 до 75 мм, а башни - до 90 мм.
В феврале 1944 г. были изготовлены два эталонных Т-44, вооруженных соответственно 85-мм пушкой Д-5Т и 122-мм пушкой Д-25Т-44. Эти машины предполагалось использовать в качестве образцов при организации серийного производства. В частности, на них были установлены дизели не В-2-УМ (520 л.с), а выпущенные на Кировском заводе дизели В-2-ИС, специально приспособленные под более тесное силовое отделение Т-44. Выхлопные патрубки, оканчивавшиеся на прототипе короткими отражательными козырьками - "шайбами", теперь выводились в прямоугольный выхлопной короб, который отводил горячие выхлопные газы в область кормы танка. Боеукладка танка претерпела изменения и превратилась в удобный для работы заряжающего стеллаж.
Два эталонных танка Т-44 испытывались совместно с Т-34 и трофейной "Пантерой" в феврале-марте 1944 г. и продемонстрировали свои преимущества не только в плане боевых качеств, но также в отношении надежности механизмов и узлов. Помимо этого, Т-44 был легче обоих указанных образцов, а его броневая защита в лобовой части оказалась не хуже немецкой кошки. При этом вооружение нового танка оказалось на уровне тяжелого танка ИС и немецкого "Тигра" и могло быть еще усилено установкой новой башни.
В конце марта третий изготовленный образец Т-44 был перевооружен новой 85-мм пушкой С-53 вместо Д-25-44. Мартовские испытания его вооружения увенчались успехом, но неожиданно сломался двигатель и государственные испытания Т-44 вновь были отложены.
Вскоре Т-44 были отремонтированы и с апреля по август проходили "огонь, воду и медные трубы" на полигонах. Производители и конструкторы внимательно изучали их, пытаясь еще более удешевить конструкцию и улучшить надежность работы агрегатов. Запланированные на май 1944 г. изготовление и испытание "улучшенного" танка Т-44А с пушкой С-53 и Т-44-100 с пушкой Д-10 не состоялись по причине отсутствия затребованных у Кировского завода дизелей и работ по постановке на УВЗ валового выпуска Т-34-85. В июне 1944 г. были изготовлены два эталонных экземпляра Т-44 с двигателем В-2-34М и пушками С-53, но эти танки в основном повторяли конструкцию февральской машины, отличаясь от нее в некоторых деталях.
Эталон Т-44А "улучшенного" был готов к августу 1944 г. Для нового танка была подана цельнолитая башня улучшенной защиты (лоб - 110 мм, борт - 80 мм), 85-мм пушка С-53, а лобовую броню корпуса довели до 90 мм. Но недостаточно мощный двигатель, установленный в этот танк, и немонолитное дно (в котором было прорезано окно, прикрытое сравнительно тонкой крышкой) снижали боевые характеристики танка, но работы над машиной продолжались.
Тем временем для скорейшего освоения серийного производства танка Т-44 в Харьков из Кирова прибыл экспериментальный цех завода № 38 и имевшееся там КБ под руководством создателя СУ-76 М. Щукина. К 10 октября 1944 г. в распоряжении НКТП было 6 танков Т-44 (три прототипа, два танка Т-44 и один Т-44А), из них один (Т-44А) использовался для опытных работ, два (Т-44 с пушками С-53 и двигателями В-2-34М) находились в Кубинке, где до конца года прошли более 2500 км и три прототипа находились на испытательном полигоне УВЗ, где до конца 1944 г. прошли около 3000 км.
В сентябре на Т-44А была опробована планетарная трансмиссия, а 30 октября на танк был установлен дизель В-2-44, только что полученный с Кировского завода. Его испытания завершились успешно. Тогда же харьковский завод № 75 начал работы по сборке первого серийного Т-44А. Производство узлов танка началось в Харькове в конце сентября 1944 г., но поскольку корпуса и башни поступали с УВЗ, а дизели с ЧКЗ - харьковчане до 1 декабря 1944 г. постоянно боролись с "дефицитом". Тем не менее до 10 января 1945 г. здесь было выпущено 25 танков Т-44А (по отчету наркомата - 23 машины приняты заказчиком), поступивших в танковые учебные заведения. С 1 декабря 1944 г. производство танков Т-44А, ведущееся в Харькове под названием "Т-44 первой серии", пошло ритмично.

Схема бронирования Т-44 (1-ая модификация)

Но А. Морозов не хотел останавливаться на достигнутом. Так как все испытания обстрелом выявляли на корпусе одну и ту же ахиллесову пяту - башенку водителя (которая на Т-44А хоть и уменьшилась донельзя, но все равно ухудшала прочность лобового листа), то еще в сентябре 1944 г. Было принято решение по ее ликвидации. Одновременно были внесены изменения в технологию изготовления корпуса. 20 ноября 1944 г. был закончен сборкой первый опытный танк получивший название Т-44Б. Он имел упрощенный броней корпус с монолитным листом, упрочненным дном, новую двигательную установку В-2-44 с системой охлаждения и питания, орудие ЗИС-С-53 с увеличенным боекомплектом В конце ноября начались его заводские испытания, продлившиеся в течение месяца. Перед новым 1945 г. танк был отправлен на НИБТполигон для проведения государственных испытаний, которые завершились в целом успешно и 1 марта распоряжением по НКТП на заводе № 75 (г. Харьков) началось серийное производство танка Т-44 "валовой серии" (Т-44Б). Согласно планов НКТП до конца 1945 г. должно было быть изготовлено 850 шт. Т-44Б при общем заказе 1200 боевых машин. Но первые танки, сдаваемые заводом еще считались "ограниченно годными", так как некоторые новинки в серии еще не обеспечивали надежной работы танка (МП, торсионные валы, бортовые передачи). И потому вплоть до конца мая Т-44 сдавались лишь в учебные подразделения, тогда как завод продолжал "вылизывать" их в производстве. Лишь в июне первая партия новых танков была признана "полностью удовлетворяющей заданию" и отгружена в войска, а в августе танковая часть, оснащенная новыми машинами, отправилась на Дальний Восток в действующую армию. Но в боях они участия не принимали.
В конце 1945 г. КБ Наркомсудпрома завершило изготовление системы стабилизации в вертикальной плоскости для 85-мм танковой пушки С-53 (пушка ЗИС-С-53 не подходила для этой цели, так как имела сравнительно большой момент инерции из-за более толстых стенок ствола). Эта система была смонтирована заводом № 112 в башне Т-34-85, но работала ненадежно. Кроме того, силовые приводы к орудию загромождали и без того тесную башню Т-34. После доработки конструкции стабилизатора распоряжением по НКТП одно из двух орудий, оснащенных им, было передано на УВЗ, где ее смонтировали в опытный Т-44. Правда, прибывший на завод представитель предприятия-изготовителя не смог оказать необходимой помощи, тем более что УВЗ в то время имел фактически только название экспериментального цеха. На заводских испытаниях стабилизатор орудия танка Т-44 вышел из строя и не мог быть починен имевшимися силами. Работы над усовершенствованием Т-44 продолжались до конца 1945 г., когда было принято окончательное решение о прекращении работ по данному танку. Но, несмотря на то, что распоряжение о прекращении серийного выпуска Т-44 датировалось 26 октября 1945 г., в ноябре того же года его ограниченное производство было продолжено. Всего до окончательного завершения производства в 1947 году армия получила 1823 танка Т-44.

Схема бронирования Т-44

Модификации Т-44
Параллельно велись также работы по перевооружению готового к серии Т-44Б 100-мм пушкой. Весной-летом 1945 г., в КБ завода № 183 были проведены опытные работы по усилению огневой мощи танка Т-44. Они были вызваны уже проведенными испытаниями танка "ездящей лаборатории" - Т-34-100, вооруженного пушками Д-10, ЗИС-100 и ЛБ-1. Первый опытный Т-44-100 получил орудие Д-10Т КБ Ф. Петрова. Несмотря на отрицательный результат подобного действа с Т-34, Т-44, по мнению военных, мог рассчитывать на успех, так как танк имел более низкую линию огня. Но испытания Т-44-100 с орудием Д-10 также закончилось неудачно. Танк, подобно Т-34-100, раскачивался при выстрелах, сбивая наводку; после интенсивных стрельб башенный погон получил небольшой люфт, не удавалось нормально уравновесить орудие в цапфах. Несколько позднее на испытания вышел Т-44-100, вооруженный орудием ЛБ-1 с зенитной пулеметной турелью для ДШКТ и навесными бортовыми противокумулятивными экранами по типу установленных на немецких танках PzKpfw III и PzKpfw IV. Испытания танка закончились в целом успешно, но впечатление о нем портило наличие на стволе орудия дульного тормоза.
Таким образом, чуда не произошло, и ни один из танков типа Т-34-100 и Т-44-100 допущен до государственных испытаний не был... Но результаты испытаний башни Т-44В на шасси Т-34 очень пригодились при рождении следующей машины.

Схема бронирования Т-44-100

От Т-44 к Т-54
Итак, зимой 1944-1945 гг. на заводе № 75 в серийном производстве стоял танк Т-44, который хоть и показывал хорошие результаты, но по особому мнению Полигона, выраженному полковником Сычом, "не давал значительного выигрыша перед танком Т-34-85 как с точки зрения бронирования, так и вооружения"... Изучая в конце 1944 г. данные по обстрелу корпуса Т-44 из немецкой 88-мм противотанковой пушки обр. 1943 г. и рекомендации НИИ-48, А. Морозов принял решение, что для надежного предотвращения пробития корпуса Т-44 всеми типами немецкой противотанковой артиллерии необходимо поднять толщину лобовой брони до 110 мм, а бортовой до 90 мм.
Это увеличивало массу танка до 33-34 т и снижало удельную мощность до 14,9 л.с./т., но в совокупности с новой трансмиссией позволяло все же надеяться на неплохие эксплуатационные характеристики. Поскольку практическая неуязвимость такого танка с курсовых углов ±30° делало его весьма привлекательным с точки зрения его практического применения даже с условием возможного снижения максимальной скорости движения.
Уже в декабре 1944 г. был предложен проект улучшенного танка Т-44В. От своих старших братьев он отличался усиленной подвеской, более толстой броней корпуса (до 110 мм в лобовой части), улучшенной башней (с лобовой броней 130 мм, а бортовой - 90 мм), вооруженной 100-мм орудием Д-10Т. Изготовление первого Т-44В планировалось совершить в феврале 1945 г. Башня нового танка с вооружением из различных 100-мм орудий Д-10, ЗИС-100/ЛБ-1, как уже отмечалось, прошла испытания возкой и стрельбой на специально приспособленном корпусе и шасси танка Т-34-85.
Помимо нового вооружения в Т-44В предполагалось ввести также планетарную трансмиссию, испытанную на втором опытном экземпляре Т-44А улучшенную систему пожаротушения, более мощный двигатель с новой системой охлаждения и т.д. Анализ перечня необходимых изменений и улучшений показал, что их реализация сравнима по затратам по разработке и изготовлению абсолютно нового танка. И действительно, вскоре после внесения оговоренных изменений в проект танк Т-44В был переименован в Т-54.

Т-44 не демонстрировали на военных парадах на Красной площади, не попал он и на страницы военных газет и журналов. Требования глухой секретности последнего года войны не позволяли открывать существование новой машину врагу и тогдашним союзникам, а "тигров" и "пантер" неплохо добивали Т-34 и тяжелые ИСы.
Как когда-то Т-34 открыл новую страницу в создании перспективного образца танка 40-х гг., так и Т-44 стал заметной вехой в разработке машин следующего поколения. Танк такого же класса - М48 "Паттон" - появился в армии США только в 1952 г. Он весил 44 т, имел орудие калибра 90 мм и такую же, как у Т-44, максимальную скорость движения, а по высоте был на 300 мм выше его. К тому времени Т-44 уже не являлся основным средним танком Советской армии, но еще стоял на вооружении.
В 1961 году агрегаты двигателя, силовой передачи и ходовой части Т-44 унифицировали с теми, что были на Т-54, еще через пять лег оснастили стабилизатором вооружения в двух плоскостях, после чего танк получал соответственно индексы Т-44М и Т-44С. На базе Т-44М выпускали артиллерийские и танковые тягачи, инженерные машины, но в историю отечественных бронетанковых сил он вошел как предшественник большого семейства средних танков

Тактико-технические характеристики средних танков Т-44
Модель 1-ая модиф. 2-ая модиф. Т-44-100 Т-44
Годы выпуска
    1943-44     1944     1945     1944
Экипаж
    4     4     4     4
Масса, т
    30,4     31,3     33,5     31,8
Габаритные размеры:
    длина (с пушкой), м
    ширина, м
    высота, м
    
    ...
    3,1
    2,47
    
    ...
    3,13
    2,29
    
    8,75
    3,2
    2,4
    
    7,65
    3,18
    2,412
Клиренс, м
    0,48-0,355     0,45-0,368     0,43     0,425-0,45
Бронирование, мм
 Лоб корпуса 75 мм
 Лоб башни 115 мм
 Борт 75 мм
 Корма 30-45 мм
 Крыша 15 мм
 Днище 15 мм
 Лоб корпуса 75 мм
 Лоб башни 120 мм
 Борт 75 мм
 Корма 30-45 мм
 Крыша 15 мм
 Днище 15 мм
 Лоб корпуса 90 мм
 Лоб башни 120 мм
 Борт 75+6 мм
 Корма 30-45 мм
 Крыша 15 мм
 Днище 15 мм
 Лоб корпуса 90 мм
 Лоб башни 120 мм
 Борт 75 мм
 Корма 30-45 мм
 Крыша 15 мм
 Днище 15 мм
Вооружение
85 (122)-мм пушка
2 х 7,62 мм пулемёт ДТ
85-мм пушка ЗиС-С-53
2 x 7,62 мм пулемёта ДТ
   100-мм пушка ЛБ-1
2 x 7,62 мм пулемёта ДТ
1 x 12,7 мм пулемёт ДШК
   85-мм пушка ЗиС-С-53
2 x 7,62 мм пулемёта ДТ
Боезапас
   54 (24) выстрела
    2772 патронов
    
   51 выстрел
    1953 патронов
    
   36 выстрелов
    2000 патронов
    200 патронов
   58 выстрелов
    1890 патронов
    
Двигатель
    В-2ИС, дизельный
    12-ти цилиндровый, 500 л.с
    В-2-44, дизельный
12-ти цилиндровый, 520 л.с.
    В-44, дизельный
12-ти цилиндровый, 500 л.с.
Запас хода, км
    210     300     380     235
Макс. скорость, км/ч
    52,6     51,6     52     50
Преодолеваемые препятствия:
подьем, град.
высота стенки, м
ширина рва, м
брод, м

   30
    0,7
    2,5
    1,3

   30
    1,0
    2,5
    1,3
Выпущено, шт
    2+1     2     2     1823

Фотографии танка Т-44 

Опытный танк Т-44 с пушкой Д-25-44. Вид спереди. Опытный образец №3 танка Т-44 со 122-мм пушкой Д-25-44. Февраль 1944 года. Опытный образец №3 танка Т-44 со 122-мм пушкой Д-25-44. Февраль 1944 года. На левом подкрылке установлен 122-м унитарный выстрел, разработанный специально для этой пушки. Опытные образцы №3 и №2 танка Т-44. Февраль 1944 года. Танк Т-44 второй модификации. Опытный образец. Весна 1944 года.
Танк Т-44 второй модификации. Опытный образец. Вид на правый борт. Весна 1944 года. Танк Т-44 второй модификации, вооружённый 85-мм пушкой С-53, на испытаниях. Лето 1944 года. Танк Т-44А («Объект 136»). Вид спереди – на правый борт. Танк Т-44А («Объект 136»). Вид спереди.
Танк Т-44А («Объект 136»). Вид на левый борт. Государственные испытания. Лето 1944 года. Танк Т-44А на заводских испытаниях. Вид сверху – сзади. Лето 1944 года. Танк Т-44А («Объект 136»). Вид на правый борт. Государственные испытания. Лето 1944 года. Опытный танк Т-44-100. Вид сзади. Лето 1945 года.
Опытный танк Т-44-100 с бортовыми экранами. Вид спереди - на правый борт. Лето 1945 года. Опытный танк Т-44-100 с бортовыми экранами. Вид на правый борт. Лето 1945 года. Опытный танк Т-44-100 с бортовыми экранами. Вид спереди. Лето 1945 года. Танки Т-44 и «Пантера» на совместных испытаниях.
Танк Т-44. Вид спереди – на левы борт. Танк Т-44. Вид на левый борт. Танк Т-44. Вид на левый борт. Вид сзади. Серийный танк Т-44. 1945 год. ?
Встреча жителями Курска воинов, вернувшихся из летних лагерей на зимние квартиры. Снимки сделаны 22 октября 1947 года в Курске на улице Ленина. Колонну самоходных установок СУ-76М возглавляют 3 танка Т-44. Вероятно, - это командирские машины самоходно-артиллерийского полка. На головном танке (регистрационный номер "610Е485") название полка и его награды: Знаменский Краснознаменный ордена Александра Невского... полк. Номер второй машины "610Е639", Тактический номер третьей, нанесенный на левой плите и боковинах башни, - "09". Встреча жителями Курска воинов, вернувшихся из летних лагерей на зимние квартиры. Снимки сделаны 22 октября 1947 года в Курске на улице Ленина. Встреча жителями Курска воинов, вернувшихся из летних лагерей на зимние квартиры. Снимки сделаны 22 октября 1947 года в Курске на улице Ленина. Встреча жителями Курска воинов, вернувшихся из летних лагерей на зимние квартиры. Снимки сделаны 22 октября 1947 года в Курске на улице Ленина. Встреча жителями Курска воинов, вернувшихся из летних лагерей на зимние квартиры. Снимки сделаны 22 октября 1947 года в Курске на улице Ленина.
Встреча жителями Курска воинов, вернувшихся из летних лагерей на зимние квартиры. Снимки сделаны 22 октября 1947 года в Курске на улице Ленина. Т-44 из экспозиции Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, г. Москва. Вид спереди. Т-44 из экспозиции Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, г. Москва. Вид спереди. Т-44 из экспозиции Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, г. Москва. Вид спереди. Т-44 из экспозиции Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, г. Москва. Вид спереди.
Т-44 в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в п.Кубинка, Московской обл. Т-44 в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в п.Кубинка, Московской обл. Т-44 в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в п.Кубинка, Московской обл. Т-44 в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в п.Кубинка, Московской обл. Т-44 в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в п.Кубинка, Московской обл.
Модель Т-44 (П. Паринов). Модель Т-44 (П. Паринов). Модель Т-44 (П. Паринов). Модель Т-44 (П. Паринов). Модель Т-44 (П. Паринов).
Т-44. Вид сверху (А.Шепс). Т-44. Вид сзади (А.Шепс). Т-44. Вид спереди (А.Шепс). Т-44. Вид на левый борт (А.Шепс).
Т-44-100.
 

            Чертежи среднего танка Т-44:
                   - общий вид танка Т-44-122
                   - общий вид танка Т-44
                   - общий вид танка Т-44М
                   - продольный разрез танка Т-44
                   - расположение экипажа в танке Т-44
                   - натяжение гусеничной цепи танка Т-44
                   - трансмиссия танка Т-44
                   - общий вид двигателя В-44 (вид справа и снизу слева)
                   - углы обзора командира танка Т-44
                   - углы обзора механика-водителя танка Т-44
                   - установка 85-мм пушки ЗИС-С-85 в башне танка Т-44
                   - башня Т-44 (общий вид)
                   - боевое отделения танка Т-44
                   - расположение боеукладки в танке Т-44
                   - приборы наблюдения в командирской башенке
                   - передний перископ МК-4 механика-водителя
                   - боковой перископ механика-водителя
                   - отделение управления танка Т-44
                   - общий вид ходовой части
                   - общий вид крыши над моторно-трансмиссионным отделением
                   - направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы
                   - моторно-трансмиссионное отделение (вид сверху)
                   - моторно-трансмиссионное отделение (вид сбоку)
                   - механизм затвора пушки
                   - корпус танка Т-44 (общий вид)
                   - корпус танка Т-44 (вид сверху)
                   - корпус Т-44 (вид сбоку)
                   - корпус танка Т-44 (вид на днище снизу)
                   - укладка ЗИП снаружи танка


Источники:
"Отечественные бронированные машины 1941-1945". Том II. Изд.центр "Экспринт". 2005 г.
М. Барятинский "Средний танк Т-54" (Бронеколлекция №4, 2006 г.)
Назад в прошлое. Фото Т-44 (Танкомастер №6, 2004 г.)
Ю. Мухин "Танк-революция" (Танкомастер №1, 2004 г.)
Р. Уланов "Я испытывал Т-44" (Танкомастер №1, 2004 г.)
М. Свирин "Стальной кулак Сталина. История советского танка 1943-1955 гг.". Москва, "ЭКСМО", 2006 г.
www.jagdtiger.de

Вернуться на первую страницу
Hosted by uCoz