Грузовик ЯГ-7

Грузовик ЯГ-7 (рис. А.Захаров)

В марте 1940 г. было принято решение о реконструкции ЯАЗ'а, так как планы по строительству в Куйбышеве и Сталинграде заводов по производству тяжелых грузовиков не реализовывались, и к концу 30-х гг. ЯАЗ оставался единственным их поставщиком. Реконструкцию завода предстояло завершить к 1942 г., с тем чтобы завод мог выпускать более 10 тыс. автомобилей в год (в 1937 г. ЯАЗ изготовил 2730 машин, в 1938 г.- 2377).
В проектировании модернизированных конструкций для ЯАЗ принимал активное участие головной НИИ отрасли - НАТИ. Во второй половине 1931 г. его специалисты разработали десять моделей, включая трехосные грузовики, седельный тягач и автобусы.
Тактико-технические характеристики
грузовика ЯГ-7
Год выпуска
    1938
Мест:
в кабине
в кузове

    3
Масса, кг
в снаряжённом состоянии

   
    5300
Грузоподъёмность, кг:
   5000
Габаритные размеры:
    длина, м
    ширина, м
    высота, м

   6,695
    2,500
    2,315
Клиренс, м
    0,42
Двигатель
   карбюраторный,
    "ЗиС-16", 82 л.с.
Макс. скорость, км/ч
   52
Базовыми являлись Я-7 и Я-8. На них использовался американский двигатель «Континенталь-21 Р» (6 цилиндров, 6850 см3, 102 л. с. при 2400 об/мин), четырехступенчатая коробка передач и двухступенчатый демультипликатор конструкции НАТИ. Таким образом, автомобиль благодаря восьми передачам получал более широкий диапазон тяговых усилий и скоростей движения, мог буксировать прицеп и развивать скорость до 60 км/ч.
Среди других новых разработок НАТИ, примененных в конструкции, - отштампованная из стального листа толщиной 8 мм рама, тормоза с механическим приводом на все колеса. У Я-7 колесная база оставляла 4250 мм, а у Я-8 - 4750 мм. Снаряженная масса опытных образцов оказалась больше, чем у ЯГ-3: для Я-7 она равнялась 5700 кг, а для Я-8 - 5850 кг. При установке демультипликатора масса возрастала еще на 50 кг.
Конечно, для автомобилей грузоподъемностью 6 т по шоссе масса оставалась, как и для Я-5 и ЯГ-3, большой. Важно, однако, что конструкции НАТИ сохранили преемственность с рядом узлов Я-5 и внешне мало отличались от этой модели. Но и такие машины ЯАЗ освоить не смог.
По планам после реконструкции 1940-1942 гг. в Ярославле предстояло перейти на полностью новую модель ЯГ-7 грузоподъемностью 5 т. Опытные образцы этого автомобиля, кабина и оперение которого получили современный внешний вид, появились уже в 1938 г. К сожалению, дизайн этой машины повторял художественные решения, внедренные А. Сахновским на американских грузовиках «Уайт» 1936 г. Для ЯГ-7 использовался модернизированный двигатель ЗИС мощностью 80- 85 л. с. и его же коробка передач. Машина задумывалась с двухступенчатым демультипликатором конструкции НАТИ, рамой, отштампованной из стального листа толщиной 7 мм (лонжероны ее должен был изготовлять ЗИС), пневматическими тормозами, новой рессорной подвеской на резиновых опорах.
Полной реконструкции подвергся и редуктор заднего моста. Он оставался двухступенчатым, но вместо пары цилиндрических прямозубых шестерен получил шевронные, а коническая прямозубая пара уступила место коническим шестерням со спиральным зубом.
С вводом в строй Уфимского моторостроительного завода (постановление о его строительстве ВСНХ СССР принял 27 июля 1931 г.), которому предстояло выпускать автомобильные дизели НАТИ-МД-23 мощностью 110-120 л. с., ЯГ-7 должен был уступить место машине ЯГ-8. На этом грузовике сохранялись, кроме силового агрегата, все основные узлы ЯГ-7, но колесная база возрастала до 5000 мм, а грузоподъемность - до 7 т.
Реконструкция ЯАЗа по многим причинам затянулась, и, чтобы как-то поднять технический уровень выпускаемых им машин, в 1940 г. завод перешел на производство слегка модернизированной машины ЯГ-6А, которую выпускал вплоть до 1942 г, от планов же выпуска ЯГ-7 пришлось отказаться.


Источники:
Л.М.Шугуров "Автомобили России и СССР". Изд. "ИЛБИ". Москва, 1993 г.

Hosted by uCoz