Кроме того, БА-10 комплектовался шанцевым и автомобильным инструментом, размещенным следующим образом: топор на перегородке в моторном отделении, лопата с внешней стороны корпуса под левой входной дверью, лом и два запасных звена цепей «Оверолл» на левом заднем крыле, ведро в ящике на правом заднем крыле, пила между кормовым листом и "веерной" укладкой, буксирный трос в ящике на левом заднем крыле. Часть инструмента - набор мелких ключей, дверной ключ, отвертка, плоскогубцы - находились в инструментальной сумке, укрепленной между сиденьями водителя и радиста, а остальной инструмент, свечи и лампочки - в инструментальном ящике, закрепленном снаружи на корме корпуса. Заводная рукоятка размещалась на полу слева от водителя, здесь же находился тетрохлорный огнетушитель. Домкрат крепился на кронштейне сзади справа с внешней стороны корпуса, а натяжное приспособление для «Оверолл» - на правом заднем крыле. Медицинская аптечка находилась в башне на спинке сиденья наводчика, запасные стекла «Триплекс» крепились к полу на специальном кронштейне рядом с "веерной" боеукладкой.
Внутреннее освещение БА-10 состояло из двух потолочных плафонов - в отделении управления и в башне, лампочки подсветки прицела и переносной лампочки. Все контрольные приборы водителя - спидометр, амперметр, замок зажигания, аэротермометр, часы, электрическая лампочка и кнопка тяги воздушной заслонки - находились на одном щитке, закрепленном на рулевой колонке.
![](ba10_57.jpg) Общий вид бронеавтомобиля БА-10А с развернутой 4-метровой антенной. |
В отличие от предыдущих образцов, опытный экземпляр БА-10 оснащался радиостанцией 71-ТК-1 «Шакал», размещенной в передней части машины рядом со стрелком-радистом. Приемник и передатчик устанавливались один над другим на кронштейнах с правой стороны корпуса. Здесь же к боковой стенке крепился тремя пулестойкими болтами щиток с главным переключателем и лампочкой освещения рации. К щитку подводились два шланга с проводами питания передатчика и умформера. Под умформером на полу находились два аккумулятора (действующий и запасной) для накала радиоламп приемника. В крыше над радистом в броневом колпаке кренился подпружиненный антенный ввод. Под ним в полу имелось отверстие для удобства сборки и установки штыревой антенны изнутри машины. Справа от сиденья радиста находился люк для доступа к находящемуся под полом ящику с фетровой обивкой, в котором укладывались микрофоны и телефоны. За спинками сидений водителя и радиста имелись сумки для крышек приемника и передатчика, снимаемых перед началом работы, и бланков радиограмм. За щитком контрольных приборов крепились ремнями к крыше два ящика с анодными сухими батареями - действующий и запасной. Два комплекта штыревых антенн размещались за сиденьем радиста и крепились к правому борту специальными защелками.
Кроме вышеперечисленного, к бронеавтомобилю прилагался дополнительный комплект внутреннего оборудования - второй ящик ЗИП для пулеметов, ящик с радиолампами и ящик ЗИП для ТОПа - хранение которых предусматривалось на базе.
Планом работ предусматривалось изготовление в 1937 году 60 бронемашин БА-10, однако сделать этого не удалось. В докладе о выполнении заказа АБТУ промышленностью, датированном 1 октября 1937 года, по этому поводу говорилось следующее:
"По Ижорскому заводу. Задание за 9 месяцев выполнено на 45,5%, что составляет 37,5 % годового плана. Весь недодел падает на новые образцы машин БА-9, БА-10 и ПБ-7 и является следствием недостаточного внимания Ижорского завода к производству бронеавтомобилей. Несмотря на задел броневых деталей по БА-10 на 60 корпусов на 1 октября собрано только 8 корпусов и 3 башни. Эталонный образец БА-10 еще не предъявлен приемке".
Основной причиной задержки серийного выпуска БА-10 являлось внесение большого количества мелких изменений в конструкцию броневика и разработка технологическим документации для его производства. В результате этого изготовление новой броневой машины началось только в январе 1938 года, но уже под обозначением БА-10А. При этом годовой план предусматривал изготовление 900 броневых автомобилей.
Производство бронемашин на Ижорском заводе к этому времени было сосредоточено главным образом в двух цехах: № 7 и 8. Цех №8 осуществлял закалку и штамповку бронелистов и изготовление бронекорпусов с башнями, а цех №7 являлся сборочным – здесь вносились изменения в шасси ГАЗ-ААА и велась окончательная сборка бронеавтомобилей.
Серийные БА-10А начали выходить из ворот Ижорского завода с начала 1938 года: 12 машин в январе. 14 в феврале, 22 в марте. В марте 1938 года один серийный броневик БА-10А направили на НИБТ полигон для испытаний, в ходе которых машина прошла около 6000 км. В ходе этих пробегов выяснилось:
"1. Передняя ось, усиленная накладками, слаба.
2. Нормальный демультипликатор является слабым агрегатом в трансмиссии бронеавтомобиля.
3. Резина "ГК" при движении броневика выходит из строя в зимних условиях через 1000 - 1100км.
4. Бензобаки размещены так, что они мешают свободно сообщаться с боевым отделением водителю и такое размещение не дает гарантии и случае пожара внутри машины от взрыва. Необходимо бензобаки из машины удалить, размещая на задних грязевых крыльях или сзади бронеавтомобиля, защищая бак броней от нулевых попаданий.
5. Обзорность через смотровые щели низка. При пользовании ими в течение 5-10 минут при скорости 25-30 км/ч сильно утомляется зрение.
6. Запоры дверец необходимо сделать более удобными.
7. Высота отделения управления позволяет свободно размещаться только водителю и радисту среднего роста до 170 см. у водителей выше среднего роста порядка 175 см голова при прямой посадке на сиденье подходит почти к самому потолку. Поэтому возможны ушибы головы при тряске бронеавтомобиля.
![](ba10_135.jpg) Бронеавтомобиль БА-10 переходит польскую границу. 17 сентября 1939 года. |
8. Сиденья водителя и радиста жестки и не дают возможности правильной и удобной посадки. У водителей после длительных пробегов появляются боль в ягодичной области и задних поверхностях бедер.
9. Из пулемета курсового вести огонь во время движения невозможно из-за малого расстояния между спинкой бензобака и плечевым упором пулемета (150 мм). Кроме того, пулемет в значительной степени мешает радисту.
10. Расположение экипажа в башне неудобно, особенно для командира машины.
11. Температура внутри в походном положении поднимается максимально на 22 градуса выше температуры наружного воздуха на месте водителя и на 11 в башне. В боевом положении (с закрытыми люками) поднимается на 30 и 18 градусов соответственно.
12. Концентрация окиси углерода при стрельбе очень высока, поэтому надо решать вопрос с соответствующими вентиляционными установками".
Между тем, выпуск БА-10А на Ижорском заводе все возрастал: если в мае было сдано 22 машины, то в июне уже 43 и еще 40 в июле. Но даже такие темпы не обеспечивали выполнение годового задания на 900 БА-10А, о чем и докладывал военпред Ижорского завода в АБТУ:
"Темп выпуска бронемашин идет недостаточно несмотря на систематические "штурмы" в июне и июле. Для выполнения годовой программы по бронеавтомобилям за оставшиеся 5 месяцев необходимо сдать 736 шт., т. е. 140 машин в месяц. Существующий темп необходимо увеличить в три раза. Причины невыполнения программы в отсутствии четко разработанного техпроцесса, путаница с чертежами на закладочных участках, отсутствие плановой подачи деталей на участки, отсутствие квалифицированных рабочих кадров, малая квалификация работников.
Тем не менее, за 1938 год Ижорский завод смог дать Красной Армии 489 БА-10А - больше средних бронемашин, чем за любой предыдущий год.
Весной 1939 года в структуре Ижорского завода произошел ряд изменений. В частности, конструкторские бюро по модернизации (КБМ) и спецпроизводству (КБС) ликвидировали, создав на их базе ряд других КБ. Так, вновь сформированное КБ-1, которое возглавил Л. Драбкии, ведало обеспечением серийного производства на заводе, КБ-2 пол руководством Григорьева занималось бронекорпусами, а КБ-4, начальником которого стал Ильичев - проектированием бронеавтомобилей. КБ-1, КБ-2 и КБ-4 подчинялись отделу главного конструктора Ижорского завода, которым в 1939-1941 годах руководил А. Баранин. Следует сказать, что из-за малочисленности коллективов всех этих КБ очень часто они работали совместно, оказывая друг другу посильную помощь.
![](ba10_72.jpg) Красная Армия во время похода в Белоруссию. На переднем плане БТ-5 с пропагандистской надписью на башне "Сталин", за ним бронеавтомобили БА-10, рядом стоит БА-20. 4 кав.кавкорпус, Белоруссия, сентябрь 1939 года. |
В конце 1939 года КБ-1 совместно с КБ-4 модернизировали БА-10А, внеся в его конструкцию ряд изменений. Прежде всего, машина получила бензобаки новой конструкции емкостью 54,5 л каждый, установленные на крыльях задних колес в бронированных кожухах. Бензопроводы проложили под днищем машины и также прикрыли броневыми планками. Все это позволило снизить пожароопасность броневика и обеспечить защиту экипажа от горящего бензина при пробитии бензобаков в бою.
На модернизированном бронеавтомобиле, получившем обозначение БА-10М, ввели броневую защиту пулеметной установки в лобовом листе корпуса, новый поворотный механизм башни, изменили расположение глушителя, установили стандартный ящик для запасных радиоламп и новый ящик ЗИП ТОПа и ПТ-1, лом убрали внутрь корпуса, инструментальный ящик разместили под полом, установили сумку для ручных гранат, уменьшили высоту спинок сидений в башне и, соответственно, изменили крепление аптечки и ракетницы. При этом масса машины возросла до 5,5 г, но динамические качества практически не изменились.
Выпуск БА-10М начался в декабре 1939 года, а производство БА-10А к этому времени прекратили. 3 февраля 1940 года АБТУ РККА утвердило технические условия на изготовление и приемку бронеавтомобилей БА-10М:
«Один корпус и одна башня из 200 единиц подвергаются контрольному обстрелу. Собранная машина подвергается пробеговым испытанием на дистанцию до 50 км со скоростью не более 35 км ч.
Машина окрашивается снаружи в защитный цвет. Внутри машины:
а). Входные двери, подкосы, кронштейны, сиденья в башне, люк лаза в башне окрашиваются в защитный цвет;
б). Моторное отделение внутри окрашивается в защитный цвет;
в). Ручки, колодки задвижек, основания приборов и проч. окрашиваются черным лаком;
г). Пол снизу грунтуется и окрашивается в черный цвет:
д). Внутренние стенки корпуса и башни окрашиваются в белый цвет".
Любопытно привести стоимость изготовления бронеавтомобиля БА-10М (в ценах 1940 года):
1. Бронирование автомобиля (радийный вариант)-41900 руб., линейный - 36900 руб.:
2. Стандартное шасси ГАЗ-ААА - 8045 руб.
3. Комплект из 12 шин "ГК" по 261 руб. за штуку - 3132руб.
4. Комплект из 12 дисков колес для монтажа шин "ГК" по 22 руб. 40 коп. за штуку -268 руб. 80 коп.
5. Радиостанция 71-ТК-1 (или 71-ТК-3) с ЗИП-2100 руб.
6. Шаровая установка к пулемету ДТ -600 руб.
Итого бронировка радийного БА-10М обходилась в 56046 руб.80 коп, а линейного -в 48946 руб. 80 коп соответственно. Следует отметить, что это цены Ижорского завода, так как АБТУ РККА своими силами доставляло для БА-10М 45-мм пушку образца 1934 года спаренную с пулеметом ДТ с ЗИП, танковый перископ (ПТ-1) образца 1932 года к 45-мм пушке с ЗИП и телескопический прицел ТОП с ЗИП. Таким образом видно, что бронировка БА-10 радийного обходилась на 5000 руб. дороже, чем линейного, причем это без учета стоимости радиостанции.
![](ba10_134.jpg) Подбитые бронеавтомобиль БА-10 и ПАРМ-А на базе ЗиС-5. Обращают на себя внимание надетые на задние колёса гусеницы "Оверолл". Август 1941 года. |
В 1940 году в КБ-1 изготовили бронеавтомобиль БА-10Ц с бронекорпусом из цементованной брони. Никаких внешних отличий от БА-10М эта машина не имела. Однако в связи с трудностями, возникшими при изготовлении бронекорпуса, эта работа осталась экспериментальной.
В течении 1940 года производство бронеавтомобилей на Ижорском заводе шло более высокими темпами, чем в предыдущие годы. Так, военпред АБТУ сообщал в своем письме от 21 июня: «По состоянию заделов цех № 7 имеет все возможности выполнить программу 2-го квартала, так как на 20 июня заложено 100 корпусов и 96 башен, сварено 77 корпусов и 81 башня. В сборке 64 машины, принято обкаткой военной приемкой 35 машин, из них 28 с рацией. Реальная сдача в июне - 75-80 машин БА-10. Трудности с несвоевременной обеспеченностью верхними погонами и проводами для монтажа рации. Всего за 1940 год было изготовлено 987 БА-10М. (из них 410 радийных) при годовом плане в 975 машин.
Выпуск БА-10М продолжался вплоть до сентября 1941 года, пока фронт не подошел вплотную к Ижорскому заводу. Затем производство броневиков перевели на Балтийский завод в Ленинграде, который, используя задел бронекорпусов и шасси, собрал несколько десятков машин. В ноябре 1941 года выпуск БА-10М был окончательно прекращен. Всего за 1938-1941 года изготовили
3311 бронеавтомобиль БА-10А и БА-10М.
Кроме обычных БА-10, в 1939-1941 годах было изготовлено около 20 железнодорожных вариантов броневика, получивших обозначение БА-10 жд. Они оборудовались домкратом для установки железнодорожных скатов на переднюю и заднюю ось. Масса БА-10 жд составляла 5,78 т. скорость по железнодорожному полотну - до 90 км/ч.