В 1938 году БА-20, подобно другим броневикам, был модернизирован. На обновленной машине, получившей обозначение БА-20М, установили пулестойкую башню конической формы, в состав экипажа ввели радиста, обслуживающего усовершенствованную дуплексную рацию 71-ТК-3 со штыревой антенной, расположенной по левому борту. В состав вооружения был введен запасной 7,62-мм пулемет ДТ, который укладывался в боевом отделении. Боекомплект к оружию остался без изменений. Броневая защита машины была усилена за счет применения лобовых листов корпуса и башни толщиной 9 мм. Кроме того был увеличен запас хода до 450 км, за счет установки дополнительного топливного бака емкостью 30 л (общая емкость двух топливных баков составляла 90 л). Естественно, после такой модернизации боевая масса БА-20М возросла до 2,62 т, что несколько ухудшило его динамические качества и проходимость.
В 1936 году построили и железнодорожный вариант БА-20, у которого, кроме обычных колес, имелись и заменяющие их по необходимости стальные диски с ребордами, способными катиться по рельсам. Смена колёс происходила в течении 30 минут. Снятые шины крепились по бортам корпуса. Скорость по железной дороге составляла 80 км/ч, а запас хода - 430-540 км. Время смены шин на диски силами экипажа занимало около получаса. Масса этой машины составляла уже 2,78 т. Они использовались в составе бронепоездов в качестве легких разведывательных бронедрезин.
Бронированная машина БА-20 прошла крещение огнем во время вооруженного конфликта на реке Халхин-Гол, где и выяснилось, что броня БА-20 легко пробивается бронебойной пулей крупнокалиберного 13,2-мм пулемёта. Она не пробивалась только ружейно-пулемётной простой и бронебойной пулей. БА-20 принял также участие в советско-финской войне, в составе разведывательных батальонов, и неплохо показал себя в боях начального периода Великой Отечественной войны.
Panzerspaehwagen BA 202 (r) в качестве бронедрезины |
В числе трофеев, захваченных финской армией и оставшихся или эвакуированных на территорию Финляндии в период Зимней войны 1939 года было, среди прочего, 22 бронеавтомобиля БА-20 и БА-20М.
Кроме того, летом 1941 года немецкие войска захватили около сотни советских бронеавтомобилей БА-20 и БА-20М. Трофейные машины попали в полицейские части и войска СС. Одна или две машины, состоявшие на вооружении немецкой полиции, были захвачены польскими повстанцами во время Варшавского восстания в августе 1944 года. В немецкой армии бронеавтомобили БА-20 получили обозначение
Panzerspaehwagen BA 20 (r), a БА-20М -
Panzerspaehwagen BA 202 (r). Бронеавтомобили BA 202 (r) состояли на вооружении разных частей, в том числе 7-й горнострелковой добровольческой дивизии СС "Принц Ойген".
Бронеавтомобиль БА-20 выпускался с 1936 года до 1941 года (небольшое количество машин БА-20 ещё было выпущено в начале 1942 года из оставшихся деталей). Всего с 1936 по 1942 год было выпущено
2013 БА-20, причем 1557 из них — до начала Великой Отечественной войны.
Тактико-технические характеристики |
Модель |
БА-20 |
БА-20М |
Год выпуска
1936 |
1938 | |
Экипаж
2 |
3 | |
Масса, кг
2200 |
2620 | |
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2
2,7 |
2,9 | |
Габаритные размеры:
длина, м
ширина, м
высота, м
4,21
1,75
2,13 |
4,21
1,75
2,13 | |
Клиренс, м
0,235 |
0,235 | |
Переговорное устройство
71-ТК-1 |
71-ТК-3 | |
Бронирование, мм
Лоб корпуса 6 мм
Башня 6 мм
Борт 6 мм
Корма 6 мм
Крыша 4 мм
Днище 4 мм
|
Лоб корпуса 9 мм
Башня 9 мм
Борт 6 мм
Корма 6 мм
Крыша 4 мм
Днище 4 мм | |
Вооружение
1 x 7.62 мм ДТ |
1 x 7.62 мм ДТ | |
Боезапас
1386 патронов |
1386 патронов | |
Двигатель
"ГАЗ-М1", 50 л.с. 4-цилиндровый |
"ГАЗ-М1", 50 л.с. 4-цилиндровый | |
Запас хода, км
350 |
450 | |
Макс. скорость, км/ч
90 |
85 | |
Преодолеваемые препятствия, град
15 |
15 | |
Выпущено, шт
2013 | |
Фотографии БА-20 и БА-20М |
Чертеж бронеавтомобиля БА-20:
- боковые проекции БА-20М
- боковые проекции бронедрезины
Источники:
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.
Е.Прочко "Штабной, связной, разведывательный" (Техника-молодёжи №3, 1983 г.)
В.Н.Газенко, В.Е.Ильин "Бронетранспортёры и бронемашины России". Москва, АСТ, 2001 г.
М.Коломиец. "Битва за Москву" 30.09-5.12.1941 гг. (Фронтовая иллюстрация №1, 2002 г.)
М.Коломиец "Бои у реки Халхин-Гол" (Фронтовая иллюстрация №2, 2002 г.)
|