Лёгкий бронеавтомобиль БА-20
Бронеавтомобиль БА-20М с башней конической формы и штыревой антенной

В 30-е годы в армиях многих стран довольно широко использовались обычные легковые автомобили, пусть даже обладавшие ограниченной проходимостью. Они применялись в штабах, для командирской разведки и связи. Оснащение войск серийными автомобилями в случае войны повышало мобилизационные возможности промышленности.
Экипаж бронеавтомобилей БА-20 и БА-20М уясняет задачу...
... и выдвигается к линии фронта (Западный фронт, 18-я танковая бригада, ноябрь 1941 года)
Однако для армейских целей обычные гражданские машины было желательно прикрыть хотя бы противопульной броней и вооружить пулеметом подобно тому, как был переделан ГАЗ-А, на базе которого в 1931-1936 годах создавался бронеавтомобиль ФАИ.
Аналогичным образом было решено поступить и с более мощным неполноприводным автомобилем ГАЗ-М-1 (конструкторы А. А. Липгарт, А. М. Кригер и другие). Бронеавтомобиль БА-20 был разработан и изготовлен на Выксинском заводе (г.Выкса, Горьковская обл.) дробильно-размольного оборудования в 1936 г. Машина была принята на вооружение и находилась в серийном производстве на том же заводе с 1936 по 1941 гг. По ряду причин создать более надежную бронезащиту и совершенное вооружение, чем на ФАИ, у очередной бронемашины сразу не удалось.
Машина имела компоновочную схему с передним расположением силовой установки. Совмещенные отделение управления и боевое размещались в средней и кормовой частях корпуса. В кормовой части корпуса над боевым отделением устанавливалась вращающаяся пулеметная башня. Посадка и выход экипажа, состоявшего из двух человек, производились через бронированные двери расположенные в бортах корпуса машины и люк в крыше башни. Для кругового обзора предназначались смотровые щели в башне и корпусе, закрываемые изнутри бронезаслонками, и смотровые лючки в лобовом листе, дверях и корме.Еще один люк - десантный - имелся в днище машины и предназначался для выхода экипажа из подбитой машины на поле боя.
Бронеавтомобиль был вооружен 7,62-мм пулеметом ДТ, установленным в шаровой опоре вращающейся башни. Боекомплект к пулемету составлял 1386 патронов. Углы вертикального наведения пулемета находились в пределе от - 13° до +23°. При стрельбе использовался простой механический прицел. Вращение башни осуществлялось с помощью спинного упора усилием стрелка, который к тому же выполнял обязанности командира экипажа, сидящего на вращающемся регулируемом по высоте сидении, которое было закреплено на днище машины.
Броневая защита — противопульная. Сварной корпус бронеавтомобиля был изготовлен из катаных броневых листов толщиной 4 и 6 мм, расположенных под большими углами наклона. Он имел увеличенный по сравнению с бронеавтомобилем ФАИ объем боевого отделения (для размещения радиостанции) и сравнительно небольшие размеры и массу. В днище машины имелся десантный люк. На бронеавтомобиле устанавливался четырехтактный четырехцилиндровый двигатель М-1 мощностью 50 л.с. (37 кВт) с карбюратором "Зенит" с экономайзером. Пуск двигателя производился с помощью электростартера МАФ-4006 мощностью 0,8 л.с. (0,6 кВт) В батарейной контактной системе зажигания использовались индукционная катушка (бобина), распределитель с центробежным регулятором и свечи зажигания. Емкость топливных баков составляла 70 л. Запас хода бронеавтомобиля по шоссе достигал 350 км. В состав трансмиссии входили однодисковое сцепление с накладками из феродо, трехступенчатая коробка передач (три передачи переднего и одна — заднего хода), карданная передача, главная передача, конический дифференциал с полуосями разгруженного типа. По привлекательной цене межкомнатные двери софья для ваших нужд.
Колесная формула машины — 4x2. Зависимая подвеска машины, состоявшая из продольно расположенных полуэллиптических листовых рессор, усиленных дополнительными листами (11 вместо 9). Наличие гидравлических поршневых амортизаторов, обеспечивало возможность движения по грунтовым дорогам с достаточно высокой средней скоростью — до 35 км/ч. Задний мост машины был усилен. Живучесть БА-20 обеспечивали пулестойкие шины ГК.
Электрооборудование бронеавтомобиля было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТ-100 емкостью 100 А•ч и генератор ГМ-71 мощностью 120 Вт.
Для внешней связи на части машин использовалась приемо-передающая коротковолновая радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной.
Радиостанция устанавливалась в боевом отделении слева за водителем. Для ее питания использовался дополнительная аккумуляторная батарея ЗСТ-100. При установке радиостанции в состав экипажа вводился радист. Для внутренней связи использовался танкофон.
        Бронеавтомобиль был надежен и обладал достаточной проходимостью - хорошие тяговые свойства двигателя М-1 мощностью 50 л.с. позволяли БА-20 преодолевать подъемы до 15°, косогоры - до 12°, канавы шириной до 0,35 м и броды глубиной до 0,5 м. Как и "эмка", броневик имел привод только на заднюю ось.
        В 1938 году БА-20, подобно другим броневикам, был модернизирован. На обновленной машине, получившей обозначение БА-20М, установили пулестойкую башню конической формы, в состав экипажа ввели радиста, обслуживающего усовершенствованную дуплексную рацию 71-ТК-3 со штыревой антенной, расположенной по левому борту. В состав вооружения был введен запасной 7,62-мм пулемет ДТ, который укладывался в боевом отделении. Боекомплект к оружию остался без изменений. Броневая защита машины была усилена за счет применения лобовых листов корпуса и башни толщиной 9 мм. Кроме того был увеличен запас хода до 450 км, за счет установки дополнительного топливного бака емкостью 30 л (общая емкость двух топливных баков составляла 90 л). Естественно, после такой модернизации боевая масса БА-20М возросла до 2,62 т, что несколько ухудшило его динамические качества и проходимость.
В 1936 году построили и железнодорожный вариант БА-20, у которого, кроме обычных колес, имелись и заменяющие их по необходимости стальные диски с ребордами, способными катиться по рельсам. Смена колёс происходила в течении 30 минут. Снятые шины крепились по бортам корпуса. Скорость по железной дороге составляла 80 км/ч, а запас хода - 430-540 км. Время смены шин на диски силами экипажа занимало около получаса. Масса этой машины составляла уже 2,78 т. Они использовались в составе бронепоездов в качестве легких разведывательных бронедрезин.
Бронированная машина БА-20 прошла крещение огнем во время вооруженного конфликта на реке Халхин-Гол, где и выяснилось, что броня БА-20 легко пробивается бронебойной пулей крупнокалиберного 13,2-мм пулемёта. Она не пробивалась только ружейно-пулемётной простой и бронебойной пулей. БА-20 принял также участие в советско-финской войне, в составе разведывательных батальонов, и неплохо показал себя в боях начального периода Великой Отечественной войны.
Panzerspaehwagen BA 202 (r) в качестве бронедрезины
        В числе трофеев, захваченных финской армией и оставшихся или эвакуированных на территорию Финляндии в период Зимней войны 1939 года было, среди прочего, 22 бронеавтомобиля БА-20 и БА-20М.
        Кроме того, летом 1941 года немецкие войска захватили около сотни советских бронеавтомобилей БА-20 и БА-20М. Трофейные машины попали в полицейские части и войска СС. Одна или две машины, состоявшие на вооружении немецкой полиции, были захвачены польскими повстанцами во время Варшавского восстания в августе 1944 года. В немецкой армии бронеавтомобили БА-20 получили обозначение Panzerspaehwagen BA 20 (r), a БА-20М - Panzerspaehwagen BA 202 (r). Бронеавтомобили BA 202 (r) состояли на вооружении разных частей, в том числе 7-й горнострелковой добровольческой дивизии СС "Принц Ойген".
        Бронеавтомобиль БА-20 выпускался с 1936 года до 1941 года (небольшое количество машин БА-20 ещё было выпущено в начале 1942 года из оставшихся деталей). Всего с 1936 по 1942 год было выпущено 2013 БА-20, причем 1557 из них — до начала Великой Отечественной войны.

Тактико-технические характеристики
Модель БА-20 БА-20М
Год выпуска
    1936     1938
Экипаж
    2     3
Масса, кг
    2200     2620
Среднее удельное
давление на грунт, кг/см2
   2,7    2,9
Габаритные размеры:
    длина, м
    ширина, м
    высота, м

   4,21
    1,75
    2,13

   4,21
    1,75
    2,13
Клиренс, м
    0,235     0,235
Переговорное устройство
    71-ТК-1     71-ТК-3
Бронирование, мм
   Лоб корпуса 6 мм
    Башня 6 мм
    Борт 6 мм
    Корма 6 мм
    Крыша 4 мм
    Днище 4 мм
   Лоб корпуса 9 мм
    Башня 9 мм
    Борт 6 мм
    Корма 6 мм
    Крыша 4 мм
    Днище 4 мм
Вооружение
    1 x 7.62 мм ДТ     1 x 7.62 мм ДТ
Боезапас
    1386 патронов     1386 патронов
Двигатель
    "ГАЗ-М1", 50 л.с.
    4-цилиндровый
    "ГАЗ-М1", 50 л.с.
    4-цилиндровый
Запас хода, км
    350     450
Макс. скорость, км/ч
    90     85
Преодолеваемые
препятствия, град
    15     15
Выпущено, шт
2013

Фотографии БА-20 и БА-20М 

Бронеавтомобиль БА-20 Бронеавтомобиль БА-20 Бронеавтомобиль БА-20 БА-20М с поручневой антенной БА-20 ж/д
БА-20М. Район реки Халхин-Гол Район реки Халхин-Гол Бронеавтомобиль БА-20 (радийный) 7-й мотоброневой бригады. Июль 1939 года. Хорошо видна поручневая антенна на корпусе машины. Братская могила бойцов 9-й мотоброневой бригады в районе боев на Халхин-Голе. На могиле установлен разбитый в боях бронеавтомобиль БА-20. Сентябрь 1939 года.
Командиры 8-й мотоброневой бригады уточняют боевую задачу. На заднем плане бронеавтомобили БА-20 (радийный) и БА-10. Бронеавтомобиль БА-20 и САУ ЗИС-30 (на заднем плане) в районе Наро-Фоминска. Западный фронт, 20-я танковая бригада, ноябрь 1941 года Panzerspaehwagen BA 202 (r) на восточном фронте, в качестве дополнительной охраны бронепоезда Бронемашина ВА-20 военного корреспондента, прикреплённого к дивизии СС "Принц Ойген". Хорватия, 1942 г.
БА-20М застрял в грязи и был брошен. Осень 1941 Бронеавтомобили БА-20М Бронеавтомобиль БА-20 с десантом пехоты. Западный фронт, 20-я танковая бригада, ноябрь 1941 года БА-20М, лето 1942 года
Бронеавтомобиль БА-20 с десантом пехоты. Западный фронт, 20-я танковая бригада, ноябрь 1941 года
БА-20 захваченный финнами БА-20 на улице освобождённо советского города БА-20 захваченный немецкими войсками и использовавшийся в частях СС, в антипартизанских зачистках
БА-20М ж/д Командир бронепоезда (типа НКПС-42) получает боевую задачу. Западный фронт, 21-й отдельный дивизион бронепоездов, ноябрь 1941 года. На переднем плане бронеавтомобиль на железнодорожном ходу БА-20 жд БА-20 захваченный немцами Уничтоженный БА-20. Лето 1941 г. Колонна разведывательных бронеавтомобилей БА-20 из состава 1-й танковой дивизии РККА. Северный фронт, июль 1941 года
БА-20 ж/д. Ленинградский фронт, февраль 1944 г. Колонна БА-20М БА-20М в военно-патриотическом музее Киева. Украина БА-20М в военно-патриотическом музее Киева. Украина БА-20М в военно-патриотическом музее Киева. Украина
Бронеавтомобиль БА-20 в финском музее Паролла, до сих пор на ходу Модель БА-20. Бронеавтомобиль перед парадом 1 мая 1940 года Модель БА-20М Модель БА-20 Бронеавтомобиль БА-20 в заводской окраске. Вид спереди. (рис. М.Петровский)
БА-20М из состава 112-й танковой дивизии РККА. Западный фронт, декабрь 1941 г. (рис. С.Кузнецов) Маньчжурия. Август 1945 г. Бронеавтомобиль БА-20 дивизии СС "Принц Ойген" Бронеавтомобиль БА-20 в заводской окраске. Вид сверху. (рис. М.Петровский)
 

            Чертеж бронеавтомобиля БА-20:
                   - боковые проекции БА-20М
                   - боковые проекции бронедрезины


Источники:
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.
Е.Прочко "Штабной, связной, разведывательный" (Техника-молодёжи №3, 1983 г.)
В.Н.Газенко, В.Е.Ильин "Бронетранспортёры и бронемашины России". Москва, АСТ, 2001 г.
М.Коломиец. "Битва за Москву" 30.09-5.12.1941 гг. (Фронтовая иллюстрация №1, 2002 г.)
М.Коломиец "Бои у реки Халхин-Гол" (Фронтовая иллюстрация №2, 2002 г.)

Вернуться к бронеавтомобилям  Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz