Средний бронеавтомобиль БАИ


Бронеавтомобиль БАИ из состава 7-го механизированного полка 7-ой кавалерийской дивизии
Белорусского военного округа на манёврах.
Предположительно 1938 год.

Используя опыт работ по созданию первого броневика на шасси «Форд-Тимкен» конструкторское бюро Ижорского) завода в начале 1932 года изготовило новый образец броневого автомобиля, получивший обозначение БАИ - «Бронеавтомобиль Ижорский».
Сварной корпус новой машины собирался из бронелистов толщиной 4-8 мм и крепился к шасси в 10 точках. Благодаря тому, что задняя часть шасси «Форд-Тимкен» была об­резана на 400 мм, ижорцам удалось сделать, конструкцию броневика более компактной по сравнению с Д-13 - масса БАИ составляла 3,86 т. Крыша корпуса над местами водителя и пулеметчика была выше, чем над боевым отделением. Такое решение, позволившее снизить общую высоту машины, в последую­щем применялось на всех советских средних бронеавтомобилях 30-х годов.
Для посадки экипажа из трех человек в корпусе БАИ имелось три двери - две в бортах и одна в корме. Для наблюдения за доро­гой водитель имел откидной люк со смотровой щелью в лобовом листе корпуса и дна лючка в боковых дверях. Кроме того, лючки со смотровыми щелями устанавливались в кормовой двери и заднем листе бронекорпуса. В крыше над водителем и пулеметчиком находился люк для вентиляции и наблюдения за авиацией противника. Командир машины находился в башне, где сидел в петле из бре­зентового ремня. Он мог вести наблюдение за полем боя через откидной бронеколпак с про­резями или три смотровые щели в стенках башни, закрываемые броневыми заслонками.

Вооружение башни БАИ: 37-мм пушка и 7,62-мм пулемёт.
        Вооружение БАИ состояло из 37-мм пушки Гочкиса (ПС-1) и 7,62-мм пулемета ДТ, установленных в лобовом листе цилиндрической башни, и еще одного ДТ в лобовом листе корпуса. Прицельные приспособления пушки состояли из мушки, прицельной планки и целика. Боекомплект состоял из 34 снарядов, уложенных в брезентовые карманы внутри башни, п 3024 патрона (48 дисков) в специальных стеллажах на боковых стенках боевого отделения. Здесь же под полом крепились два ящика - для инструментов и запасных частей к вооружению.
        БАИ оснащался двигателем "Форд" мощностью 40 л.с, "фордовской" - коробкой перемены передач и демультипликатором. Доступ к двигателю осуществлялся через верхний откидной лист и два бортовых люка. Б переднем листе корпуса имелись жалюзи для притока воздуха к радиатору. Рама шасси усиливалась дополнительной поперечиной, а передние рессоры - установкой дополнительных листов. Запасные колеса, установленные но бортам, при преодолении препятствий вращались, играя роль дополнительных опорных катков кроме того, для улучшения проходимости по слабым грунтам и снегу БАИ оснащался вездеходными цепями, которые за 8-10 минут двумя членами экипажа одевались на колеса задних мостов. Каждая гусеница массой 71 кг состояла из 24 звеньев-плиц длиной 780 и шириной 310 мм. Впоследствии эти гусеницы стали именоваться вездеходными цепями "Оверолл" и ими оснащались все средние броневики Красной Армии.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея 3 СТП-80 емкостью 80 А•ч и генератор ГМ-71 мощностью 100 Вт.
После предварительной заводской обкатки БАИ показали военным, на которых бронеавтомобиль произвел хорошее впечатление. 5 августа 1932 года опытный образец БАИ доставили на НИБТ полигон для проведения испытаний (к этому времени машина прошла 980 км). Здесь в первой половине августа бронеавтомобиль прошел в общей сложности 200 км по различным дорогам. В ходе этих испытаний выяснилось следующее:
"Наблюдение за местностью в открытые люки удобно, при закрытых крайне затруднительно. При условии хорошего широкого шоссе при большом напряжении возможно движение со скоростью 15-20 км/ч, но при наличии циркуляции горячего воздуха, который дует прямо в лицо, возможное время наблюдения крайне невелико. На испытании при дви­жении с закрытыми люками водитель мог вести машину только 5 км, после чего из-за силь­ного головокружения их пришлось открыть...

БАИ переоборудованный для движения по железной дороге.
    При движении с закрытыми жалюзи радиатор моментально начинает кипеть. При их открытии охлаждение несколько улучшается, но сильно изнуряет команду. Горячий воздух, идущий от мотора между щитком и броней, обжигает руки водителю, не позволяя ему держать на верхней части рулевого колеса, обтекает голову и туловище, то есть водитель и пулеметчик постоянно находятся в потоке горячего воздуха, что сильно снижает их работоспособность. С закрытыми люками движение становится невозможным через 5-6 км - температура внутри машины достигает 57-58 градусов".
        Кроме того, при преодолении вертикальных препятствий машина цеплялась за них картером демультипликатора, а при повороте башни пушка и пулемет, находясь на максимальном угле снижения, задевали за крышу над отделением водителя.
Но, несмотря на эти недостатки, БАИ показал хорошие динамические качества - максимальная скорость по шоссе составляла 60 км/ч, а при включенном демультипликаторе на пониженной передаче броневик разогнался до 75 км/ч. Удовлетворительными оказались результаты стрельб из вооружения машины, а также проходимость. Поэтому в своем заключении представители НИБТ полигона писали, что "для эксплуатации в наших условиях машина пригодна, для приема как боевой... у неё необходимо прекратить доступ горячего воздуха от мотора к водителю".
Еще до начала полигонных испытаний было принято решение о развертывании серийного производства БАИ. Первоначально планировалось производить броневики на Ижорском заводе, но из-за большой загрузки предприятия другими заказами от этого пришлось отказаться.
Еще 3 августа 1932 года решением правительства СССР Выксунский завод, дробильно-размольного оборудования (ДРО) (г.Выкса, Горьковской области) выделялся для броневого производства и изготовления броневых автомобилей. Предполагалось, что до конца года завод сможет дать армии 320 БАИ, а в течении следующего - 2500 бронемашин разных типов. Однако из-за нехватки оборудования, производственных площадей и рабочих, а также задержки с поступлением чертежей до конца 1932 года Выкса не смогла приступить к изготовлению броневиков. При составлении плана на 1933 год цифру в 2500 машин скорректировали до 400, из них 300 БАИ и 100 легких ФАИ. Но и это количество бронеавтомобилей оказалось заводу ДРО не под силу. Так, в начале сентября 1933 года представитель УММ РККА докладывал в наркомат обороны о ходе выполнении Выксой годовой программы выпуска броневиков: "БАИ - сдано 28, остальные 272 под сомнением. Будет вероятно не больше 150-200 штук". Однако до конца года из ворот завода вышло всего 90 машин, еще 19 БАИ собрали в начале 1934-го, после чего их производство прекратилось. Следует сказать, что часть БАИ оснащалась ящиками для укладки цепей "Оверолл", установленными на крыльях задних колес. В Аккорде окупайте смеси для машинной штукатурки - отличный сервис , хорошие отзывы.
В 1933 году инженер Важинский по зада­нию УММ РККА разработал чертежи заднего рулевого управления для БАИ, но вскоре от этой идеи отказались. Осенью 1933 года на одном БАИ установили 37-мм динамореактивное (безоткатное) противотанковое ружье конструкции Курчевского. Для этого в корме башни прорезали квадратное отверстие, закрытое бронелистом, а спереди приварили специальный коробчатый кожух. Испытания, проведенные на Кунцевском стрелковом полигоне, выявили ненадежное крепление ствола в башне, неудачную систему заряжания, малый угол возвышения и невозможность стрельбы назад из-за крыши, возвышающейся над отделением водителя. Поэтому дальнейшие работы по вооружению БАИ системами Курчевского прекратили. В 1934 году на заводе "Можерез" один БАИ переоборудовали для движения по железной дороге. Для этого ма­шину оборудовали домкратом на котором она могла вывешиваться, и железнодорожными бандажами, крепившимися поверх колес переднего и заднего мостов.
Тактико-технические характеристики
бронеавтомобиля БАИ
Год выпуска
    1933
Экипаж
    3
Масса, т
    3,86
Габаритные размеры:
    длина, м
    ширина, м
    высота, м

   4,77
    2,01
    2,35
Клиренс, м
    0,254
Среднее удельное
давление на грунт, кг/см2
   2,8
Броневая защита, мм
   Лоб корпуса 8 мм
    Башня 8 мм
    Борт корпуса 8 мм
    Корма 8 мм
    Крыша 4 мм
    Днище 3 мм
Вооружение
   37-мм пушка ПС-1
    2 х 7,62-мм пулемета ДТ.
Боезапас
   34 выстрелов
    3024 патронов
Двигатель
    "ГАЗ-АА", дизельный
    40 л.с (29,4 кВт)
Запас топлива, л
   40
Запас хода, км
   по шоссе - 150
    по грунту - 95
Макс. скорость, км/ч
   по шоссе - 63
    по грунту - 20
Преодолеваемые препятствия:
    подъём, град
    крен, град
    брод, м

    20
    15
    0,6
Выпущено, шт
   109
В 1935 году на одном образце БАИ в опытном порядке установили радиостанцию 71-ТК-1 с креплением поручневой антенны на корпусе. В 1938-1940 годах все оставшиеся в строю БАИ переставили на шасси ГАЗ-ААА. Эти машины в документах иногда именовались БАИ-М (модернизированный).
Летом 1938 года на броневой ремонтной базе №6 в Брянске переставили бронекорпус БАИ с шасси "Форд-Тимкен" на ГАЗ-AAA. Корпуса устанавливали на серийные шасси ГАЗ-ААА выпуска 1937 года с рамой, укороченной в задней части на 300 мм. Передняя ось укреплялась двумя накладками, установленными при помощи болтов, а рессоры усиливались до 13 листов. Колеса с пневматическими шинами заменили на пулестойкие ГК. Электрооборудование и щиток водителя ставились стандартные от ГАЗ-ААА, а кроме основного бака на 44 литра в отделении управления монтировался дополнительный на 18 литров (38 л на БАИ), Кроме того, оба броневика получили укладки различного инструмента и ЗИП.
У новых бронеавтомобиля, получившего обозначение БАИ-М улучшились динамические качества. Несмотря на то, что БАИ-М оказался тяжелее БАИ (4680 кг и 3860 кг соответственно), скоростные данные остались на прежнем уровне, а вот запас хода вырос более чем вдвое (286 км против 140 км). БАИ-М испытывался на НИБТ полигоне с января по март 1939 года, пройдя 3120 км (1743 по различным шоссе, 1047 км по проселку и 33 км по целине). Выводы были следующими:
"1. Основная цель всех испытаний бронеавтомобиля заключалась в выявлении возможностей использования старых бронекорпусов БАИ на шасси «Форд-Тимкен» с последующей перестановкой их на шасси ГАЗ-AAA.
2. За проведенные пробеговые испытания... модернизированный БАИ показал удовлетворительную техническую и оперативную скорости и проходимость.
3. Монтаж и демонтаж бронекорпуса на шасси ГАЗ-AAA особых трудностей не вызывает. Крепление бронекорпуса к раме прочно, дефектов и неисправностей в креплении за время испытаний не было.
4. Качество сварных швов бронекорпуса недостаточное вследствие имеющихся включений, непроваров и образовавшихся трещин.
5. Существенным недостатком БАИ является ненадежность переднего моста вследствие перегрузки его против автомобиля ГАЗ-ААА, Данный дефект должен быть устранен.
6. Сравнивая модернизированный БАИ с БА-6 и БА-10 на шасси ГАЗ-AAA необходимо отметить, что БАИ уступает им и по мощности огня, и по стойкости брони. Учитывая имеющийся парк бронеавтомобилей на шасси «Форд-Тимкен», после устранения недостатков использование БАИ в РККА возможно:
а) Для учебных целей.
б) В боевых условиях может быть использован лишь с учетом конкретной обстановки и возможности выполнения задач по броне и вооружению".
Первые модернизированные БАИ-М поступили в войска уже в октябре 1939 года, а к лету 1940 года модернизация всего парка бронемашин БАИ была завершена. Несмотря на проведённые мероприятия по модернизации, большинство БАИ-М были направлены на Дальний Восток, где в 1945 году в составе Забайкальского и Дальневосточного военных округов встретили войну с Японией. На советско-германском же фронте БАИ-М встречались лишь еденицами, в каждом из военных округов и особым ничем не запомнились.

Фотографии бронеавтомобиля БАИ 

Испытание опытного образца бронеавтомобиля БАИ на НИБТ полигоне. Август 1932 года. Испытание опытного образца бронеавтомобиля БАИ на НИБТ полигоне. Август 1932 года. Испытание опытного образца БАИ на НИБТ полигоне. На борту корпуса над задними мостами видно крепление для двуручной пилы. Лето 1932 года. Парад на Красной площади. Внизу фото виден ряд бронеавтомобилей БАИ, за ними идёт ряд бронеавтомобилей БА-3. 1 мая 1934 года. Бронеавтомобиль БАИ на параде. На правой стороне машины виден ящик для укладки гусеничных цепей «Оверолл». Москва, 7 ноября 1934 года.
Испытание бронеавтомобиля БАИ с радиостанцией 71-ТК-1. Поручневая антенна установлена на корпусе, на правом крыле уложены вездеходные цепи «Оверолл», на корме закреплен лом. НИБТ полигон, зима 1935 года. Бронеавтомобили БАИ проходят по Красной площади во время парада. Москва, 7 ноября 1934 года. Снимок сделан с гостевых трибун одним из иностранных военных атташе. Бронеавтомобили БАИ движутся мимо Исторического музея на Красную площадь. Москва, 7 ноября 1934 года.
Испытание бронеавтомобиля БАИ с радиостанцией 71-ТК-1. На правом крыле уложены вездеходные цепи «Оверолл». НИБТ полигон, зима 1935 года. Бронеавтомобили ФАИ и БАИ 45-го механизированного корпуса перед парадом по случаю окончания Больших Киевских манёвров. Украинский военный округ, сентябрь 1935 года. Испытание бронеавтомобиля БАИ с радиостанцией 71-ТК-1. НИБТ полигон, зима 1935 года. Бронеавтомобиль БАИ из состава 45-го механизированного корпуса Украинского военного округа. Большие Киевские манёвры, сентябрь 1935 года. (рис. С.Игнатьев)
 

            Чертежи бронеавтомобиля БАИ:
                   - боковые проекции
                   - БАИ и БАИ-М в сравнении
                   - задние мосты БАИ


Источники:
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.
М.Коломиец "Средние бронеавтомобили Красной Армии". (Фронтовая иллюстрация №6, 2003 г.)
М.Коломиец "Средние бронеавтомобили Красной Армии в боях". (Фронтовая иллюстрация №4, 2005 г.)

Вернуться к бронеавтомобилям  Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz