Еще 3 августа 1932 года решением правительства СССР Выксунский завод, дробильно-размольного оборудования (ДРО) (г.Выкса, Горьковской области) выделялся для броневого производства и изготовления броневых автомобилей. Предполагалось, что до конца года завод сможет дать армии 320 БАИ, а в течении следующего - 2500 бронемашин разных типов. Однако из-за нехватки оборудования, производственных площадей и рабочих, а также задержки с поступлением чертежей до конца 1932 года Выкса не смогла приступить к изготовлению броневиков. При составлении плана на 1933 год цифру в 2500 машин скорректировали до 400, из них 300 БАИ и 100 легких ФАИ. Но и это количество бронеавтомобилей оказалось заводу ДРО не под силу. Так, в начале сентября 1933 года представитель УММ РККА докладывал в наркомат обороны о ходе выполнении Выксой годовой программы выпуска броневиков:
"БАИ - сдано 28, остальные 272 под сомнением. Будет вероятно не больше 150-200 штук". Однако до конца года из ворот завода вышло всего 90 машин, еще 19 БАИ собрали в начале 1934-го, после чего их производство прекратилось. Следует сказать, что часть БАИ оснащалась ящиками для укладки цепей "Оверолл", установленными на крыльях задних колес.
В Аккорде окупайте
смеси для машинной штукатурки - отличный сервис , хорошие отзывы.
В 1933 году инженер Важинский по заданию УММ РККА разработал чертежи заднего рулевого управления для БАИ, но вскоре от этой идеи отказались. Осенью 1933 года на одном БАИ установили 37-мм динамореактивное (безоткатное) противотанковое ружье конструкции Курчевского. Для этого в корме башни прорезали квадратное отверстие, закрытое бронелистом, а спереди приварили специальный коробчатый кожух. Испытания, проведенные на Кунцевском стрелковом полигоне, выявили ненадежное крепление ствола в башне, неудачную систему заряжания, малый угол возвышения и невозможность стрельбы назад из-за крыши, возвышающейся над отделением водителя. Поэтому дальнейшие работы по вооружению БАИ системами Курчевского прекратили. В 1934 году на заводе "Можерез" один БАИ переоборудовали для движения по железной дороге. Для этого машину оборудовали домкратом на котором она могла вывешиваться, и железнодорожными бандажами, крепившимися поверх колес переднего и заднего мостов.
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля БАИ |
Год выпуска
1933 | |
Экипаж
3 | |
Масса, т
3,86 | |
Габаритные размеры:
длина, м
ширина, м
высота, м
4,77
2,01
2,35 | |
Клиренс, м
0,254 | |
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2
2,8 | |
Броневая защита, мм
Лоб корпуса 8 мм
Башня 8 мм
Борт корпуса 8 мм
Корма 8 мм
Крыша 4 мм
Днище 3 мм
| |
Вооружение
37-мм пушка ПС-1
2 х 7,62-мм пулемета ДТ. | |
Боезапас
34 выстрелов
3024 патронов | |
Двигатель
"ГАЗ-АА", дизельный
40 л.с (29,4 кВт) | |
Запас топлива, л
40 | |
Запас хода, км
по шоссе - 150
по грунту - 95 | |
Макс. скорость, км/ч
по шоссе - 63
по грунту - 20 | |
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град
крен, град
брод, м
20
15
0,6 | |
Выпущено, шт
109 | |
В 1935 году на одном образце БАИ в опытном порядке установили радиостанцию 71-ТК-1 с креплением поручневой антенны на корпусе. В 1938-1940 годах все оставшиеся в строю БАИ переставили на шасси ГАЗ-ААА. Эти машины в документах иногда именовались БАИ-М (модернизированный).
Летом 1938 года на броневой ремонтной базе №6 в Брянске переставили бронекорпус БАИ с шасси "Форд-Тимкен" на ГАЗ-AAA. Корпуса устанавливали на серийные шасси ГАЗ-ААА выпуска 1937 года с рамой, укороченной в задней части на 300 мм. Передняя ось укреплялась двумя накладками, установленными при помощи болтов, а рессоры усиливались до 13 листов. Колеса с пневматическими шинами заменили на пулестойкие ГК. Электрооборудование и щиток водителя ставились стандартные от ГАЗ-ААА, а кроме основного бака на 44 литра в отделении управления монтировался дополнительный на 18 литров (38 л на БАИ), Кроме того, оба броневика получили укладки различного инструмента и ЗИП.
У новых бронеавтомобиля, получившего обозначение БАИ-М улучшились динамические качества. Несмотря на то, что БАИ-М оказался тяжелее БАИ (4680 кг и 3860 кг соответственно), скоростные данные остались на прежнем уровне, а вот запас хода вырос более чем вдвое (286 км против 140 км). БАИ-М испытывался на НИБТ полигоне с января по март 1939 года, пройдя 3120 км (1743 по различным шоссе, 1047 км по проселку и 33 км по целине). Выводы были следующими:
"1. Основная цель всех испытаний бронеавтомобиля заключалась в выявлении возможностей использования старых бронекорпусов БАИ на шасси «Форд-Тимкен» с последующей перестановкой их на шасси ГАЗ-AAA.
2. За проведенные пробеговые испытания... модернизированный БАИ показал удовлетворительную техническую и оперативную скорости и проходимость.
3. Монтаж и демонтаж бронекорпуса на шасси ГАЗ-AAA особых трудностей не вызывает. Крепление бронекорпуса к раме прочно, дефектов и неисправностей в креплении за время испытаний не было.
4. Качество сварных швов бронекорпуса недостаточное вследствие имеющихся включений, непроваров и образовавшихся трещин.
5. Существенным недостатком БАИ является ненадежность переднего моста вследствие перегрузки его против автомобиля ГАЗ-ААА, Данный дефект должен быть устранен.
6. Сравнивая модернизированный БАИ с БА-6 и БА-10 на шасси ГАЗ-AAA необходимо отметить, что БАИ уступает им и по мощности огня, и по стойкости брони. Учитывая имеющийся парк бронеавтомобилей на шасси «Форд-Тимкен», после устранения недостатков использование БАИ в РККА возможно:
а) Для учебных целей.
б) В боевых условиях может быть использован лишь с учетом конкретной обстановки и возможности выполнения задач по броне и вооружению".
Первые модернизированные БАИ-М поступили в войска уже в октябре 1939 года, а к лету 1940 года модернизация всего парка бронемашин БАИ была завершена. Несмотря на проведённые мероприятия по модернизации, большинство БАИ-М были направлены на Дальний Восток, где в 1945 году в составе Забайкальского и Дальневосточного военных округов встретили войну с Японией. На советско-германском же фронте БАИ-М встречались лишь еденицами, в каждом из военных округов и особым ничем не запомнились.
Фотографии бронеавтомобиля БАИ |