Лёгкий бронеавтомобиль БА-21

Трёхосный бронеавтомобиль БА-21

Бронеавтомобиль БА-21 был разработан в 1937 г., на базе автомобиля ГАЗ-21, на заводе ДРО в г.Выкса. Опытный образец был изготовлен заводом в январе 1938 г. В сравнении с ГАЗ-21 шасси броневика было доработано:
      1) Передняя ось усилена стальной специальной накладкой, которая соединена с осью при помощи стремянок в средней части, а концы накладки имеющимися на ней выступами охватывают ось.
      2) Рессоры усилены и имеют 10 листов каждая, вместо 8 листов.
      3) БА-21 имеет 2 бензобака - один (40 л), расположенный в передней части броневика, а второй (60 л) - в задней части машины. Запас хода бронеавтомобиля по шоссе достигал 407 км.
Бронеавтомобиль отличался от подобных по назначению серийных бронированных БКМ улучшенной защищенностью, трансмиссией и ходовой частью. Экипаж машины состоял из трех человек. В качестве основного оружия использовался 7,62-мм пулемет ДТ, установленный в башне в шаровой опоре, а в качестве дополнительного — второй пулемет ДТ, установленный справа в лобовом листе корпуса (для радиста).

Бронеавтомобиль БА-21 на испытаниях около деревни Агафоново. Февраль 1938 г.
Боекомплект к пулеметам составлял 1890 патронов. При стрельбе использовались простые механические прицелы. Цилиндрическая башня поворачивалась усилиями стрелка, сидевшего на вращающемся сиденье, закрепленном на полу машины, в вертикальной плоскости оружие наводилась в пределах +23°... -13°. В походном положении башня фиксировалась тремя стопорами, установленными по периметру её погона. Люк башни имел сферическую форму.
Броневая защита — противопульная. Сварной корпус машины был выполнен из катаных броневых листов толщиной 4, 6, 10 и 11 мм. Лобовые и кормовые листы корпуса бронеавтомобиля имели рациональные углы наклона. Толщина броневых листов башни, унифицированной с башней бронеавтомобиля БА-20, составляла 9-11 мм.
На машине устанавливался четырехтактный четырехцилиндровый двигатель ГАЗ-М-1 мощностью 50 л.с. (37 кВт) с карбюратором "Зенит" с экономайзером. Пуск двигателя производился с помощью электростартера МАФ-4006 мощностью 0,8 л.с. (0,6 кВт). В батарейной контактной системе зажигания использовались индукционная катушка (бобина), распределитель с центробежным регулятором и свечи зажигания.
В состав трансмиссии входили однодисковое сцепление, четырехступенчатая коробка передач, два ведущих (второй и третий) моста с червячной главной передачей. Колесная формула машины — 6x4. Односкатные дисковые колеса были оснащены пулестойкими шинами типа ГК. Среднее расчетное давление на грунт составляло 2,53 кг/см2. НА БА-21 в 1,6-1,8 раза возросла толщина броневых листов по сравнению с броневыми листами, установленными на бронеавтомобилях ФАИ, ФАИ-М и БА-20. Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТ-100 емкостью 100 А•ч и генератор ГМ-71 мощностью 120 Вт. Для внешней связи на машине устанавливалась радиостанция 71-ТК-1 со штыревой антенной.
Госиспытания броневика прошли в феврале-марте 1938 года. Броневик показал неплохую проходимость, что обеспечивалось "хорошей приспособляемостью мостов шасси БА-21, наличием двух задних ведущих мостов, поддерживающих колёс и небольшой удельной нагрузкой шин колес". На снежной целине в 200 мм броневик забуксовал. Однако с установкой на колеса любого из ведущих мостов цепей броневик оказывался способен свободно двигаться по снежной целине глубиной 300 мм. По проходимости БА-21 значительно превосходил двухосные образцы, но уступал им по скоростным данным (не более 52,5 км/ч) и надёжности. Испытания на преодоление подъёмов проходили близ деревни Агафоново - на живописном берегу Москвы-реки. По выполнении основной испытательной программы, 28 марта 1939 года на Можайском шоссе были произведены повторные контрольные замеры скоростей движения, времени разгона и торможения с помощью прибора "Оригинал Брун". Рассчитать по стоимости заборы из профлиста для дачи под ключ
Построен в единственном экземпляре на ГАЗе, т.к базовое шасси в производство не пошло. До наших дней опытный образец трёхосного броневика сохраняется в подмосковной Кубинке в Музее бронетехники.

БА-21 в музее Кубинки, Московской обл.


Бронеавтомобиль БА-21 на испытаниях около деревни Агафоново.
Февраль 1938 г.
Тактико-технические характеристики
лёгкого бронеавтомобиля БА-21
Год выпуска
    1938
Экипаж
    3
Масса, кг
    3240
Габаритные размеры:
    длина, м
    ширина, м
    высота, м

   4,22
    1,778
    2,263
Клиренс, м
    0,295
Броневая защита, мм
   Лоб корпуса 11 мм
    Лоб башни 11 мм
    Корма 11 мм
    Крыша 6 мм
    Днище 6 мм
Вооружение
    2 х 7,62-мм пулемет ДТ.
Двигатель
   "ГАЗ-М1",
4-цилиндровый, 50 л.с.
Запас хода, км
    340-400
Макс. скорость, км/ч
    52,5
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град
брод, м

   22
    0,8

Задний мост и прибор "Оригинал Брун" на нём. Повторные испытания в марте 1938 г.

            Чертеж бронеавтомобиля БА-21:
                   - внутреннее устройство
                   - продольный разрез


Источники:
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.
В.Н.Газенко, В.Е.Ильин "Бронетранспортёры и бронемашины России". Москва, АСТ, 2001 г.
А.Кириндас "Два" пишем,"три" в уме ("Игрушки для взрослых" №23, февраль 2003 г.)
www.jagdtiger.de

Вернуться к бронеавтомобилям  Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz