В отделении управления слева располагался водитель, справа - командир машины. Перед ним в наклонном лобовом листе корпуса был смонтирован 7,62-мм пулемет ДТ в шаровой установке. Обзор водителю обеспечивало лобовое окно, оборудованное бронекрышкой со смотровой щелью и небольшие окна с бронекрышками в боковых дверях. В кормовой части корпуса, имевшей более сложную конфигурацию за счет размещения там заднего поста управления и кормового пулемета, слева сидел водитель заднего руля, в распоряжении которого имелся полный комплект всех органов управления бронемашиной. Наблюдать за дорогой он мог через такое же окно, как и спереди, кроме того, для дополнительного обзора слева в борту корпуса имелось маленькое квадратное окно, оборудованное бронекрышкой со смотровой щелью. Все смотровые щели были оборудованы пулестойкими приборами наблюдения ПТ-К. Справа от водителя в выступающей прямоугольной рубке находился боевой пост кормового стрелка, который обслуживал 7,62-мм пулемет ДТ, смонтированный в шаровой установке в задней стенке этой рубки.
Здесь можно
купить кровлю с доставкой по Москве и области.
В средней части машины со смещением к корме на крыше боевого отделения была установлена цилиндрическая башня кругового вращения от легкого танка Т-26, но без кормовой ниши, вооруженная 45-мм пушкой 20К образца 1932 года и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ДТ. Возимый боекомплект к пушке и трем пулеметам состоял из 60 выстрелов и 3402 патронов. Для ведения прицельной стрельбы в распоряжении наводчика имелся телескопический прицел ТОП образца 1930 года.
В моторном отсеке, расположенном в передней части корпуса, располагался шестицилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения ЗИС-6, который развивал мощность 53,7 кВт (73 л.с.) и взаимодействовал с трансмиссией, состоявшей из двухдискового сцепления сухого трения, четырехскоростной коробки передач с демультипликатором, карданных передач и дифференциалов. Такая силовая установка позволяла 8-тонной бронемашине развивать на дорогах с твердым покрытием максимальную скорость 50 км/ч. Пуск двигателя производился электростартером МАФ-4007 мощностью 0,8 л.с. (0,6 кВт) или вручную с помощью пусковой рукоятки. Система зажигания двигателя - батарейная или от магнето. Емкость топливного бака составляла 120 л. Запас хода бронеавтомобиля по шоссе достигал 260 км.
Тактико-технические характеристики тяжелого
бронеавтомобиля БА-5 |
Год выпуска
1935 | |
Экипаж
5 | |
Масса, кг
8000 | |
Габаритные размеры:
длина, м
ширина, м
высота, м
5,3
2,4
2,5 | |
Клиренс, м
0,265 | |
Бронирование, мм
Лоб корпуса 9 мм
Борт 8 мм
Корма 9 мм
Крыша 6 мм
Днище 4 мм | |
Вооружение
45-мм пушка обр.1932 г.
3 х 7,62-мм пулемета ДТ. | |
Боезапас
60 выстрелов
св.3402 патронов | |
Двигатель
"ЗИС-5", 73 л.с. | |
Запас хода, км
250 | |
Макс. скорость, км/ч
50 | |
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град
крен, град
ров, м
брод, м
20
14
0,5
0,65 | |
В состав механической трансмиссии входили: двухдисковое сцепление сухого трения; четырехступенчатая коробка передач; демультипликатор, позволявший машине двигаться назад с повышенными скоростями; два задних ведущих моста с дифференциалами и главными передачами червячного типа. Крутящий момент от коробки передач на демультипликатор и главные передачи передавался с помощью трех карданных валов, которые имели по два жестких асинхронных карданных шарнира, защищенных сферическими кожухами.
Колесная формула машины - 6x4. Полуоси - разгруженного типа. Бронеавтомобиль имел зависимую подвеску. Узел подвески передней оси состоял из продольно расположенных полуэллиптических листовых рессор. Блокированный узел подвески второй и третьей ведущих осей состоял из двух пар (верхней и нижней) полуэллиптических листовых рессор с реактивными штангами. Сдвоенные ведущие колеса имели пневматические шины. Рабочая тормозная система имела механический привод с вакуумным усилителем и тормоза колодочного типа, установленные на всех колесах. Ручной (стояночный) колодочный тормоз имел механический привод
На бортах нижней части корпуса перед отделением управления крепились запасные колеса, которые свободно вращались на своих осях и при движении по пересеченной местности способствовали преодолению рвов, канав и насыпей, не позволяя бронемашине сесть на днище. Все это позволяло БА-5 преодолевать подъемы крутизной 20°, рвы шириной 0,5 м и броды глубиной 0,65 м.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались стартерная аккумуляторная батарея ЗСТП-112 и генератор постоянного тока ГДФ-4600 мощностью 80 Вт.
Для езды в темное время суток бронеавтомобиль был оборудован фарами, которые попарно устанавливались на небольших кронштейнах на передних и на задних крыльях. Средствами связи БА-5 не оснащался.
В целом, подвижность бронемашины, имевшей довольно большие габаритные размеры, ограничивалась недостаточной мощностью двигателя, и выигрыш в боевых свойствах по сравнению с имевшимися бронемашинами был невелик. Однако шасси и двигатель ЗИС-6 обладали потенциалом для дальнейшей модернизации, а размеры машины могли быть заметно уменьшены при усилении ее бронезащиты за счет усовершенствования формы корпуса.
В октябре 1935 г. на Ижорском заводе также велись проектные работы над созданием железнодорожного хода для бронеавтомобиля БА-5.
Чертеж бронеавтомобиля БА-5:
- продольный разрез
Источники: CD "Военная Россия: Бронетехника". ООО "Медиахауз". 2005 г.
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.
|