Лёгкий танк БТ-5


Тактико-технические характеристики
лёгкого танка БТ- 5
Год выпуска
    1933
Экипаж
    3
Масса, т
    11,5
Габаритные размеры:
    длина, м
    ширина, м
    высота, м

   5,58
    2,23
    2,23
Клиренс, м
    0,35
Броневая защита, мм
   Лоб корпуса 13 мм
    Башня 13 мм
    Борт корпуса 13 мм
    Корма 10 мм
    Крыша 10 мм
    Днище ? мм
Вооружение
   45-мм пушка 20К обр. 1932 г
    7,62-мм пулемет ДТ.
Боезапас
   115 выстрелов
    2709 патронов
Двигатель
    "М-5", авиационный, 400 л.с
Среднее удельное
давление на грунт, кг/см2
   0,65 (гус.)
Запас хода, км
   на гусеницах - 150
    на колёсах - 220
Макс. скорость, км/ч
   на гусеницах - 52
    на колёсах - 75
Преодолеваемые препятствия:
    подъём, град
    крен, град
    ров, м
    брод, м

    37
    30
    2,39
    0,85
Выпущено, шт
   2108
В 1933 году на смену колесно-гусеничному танку БТ-2 пришел его модернизированный вариант БТ-5, отличавшийся от предшественника главным образом увеличенной двухместной башней новой конструкции со спаренными 45-мм пушкой 20К образца 1932 года и 7,62-мм пулеметом ДТ. Башня имела в кормовой части нишу, в которой на линейных танках размещалась часть боекомплекта (115 выстрелов). На командирских БТ-5 ниша использовалась для установки радиостанции 71-ТК-1 (72 выстрела).
Эти танки сначала выпускались с поручневой антенной вокруг башни, но в последующем от такой антенны отказались, так как в бою она служила главным ориентиром для огня противника. Кроме телескопического прицела (как и на БТ-2), танк имел также панорамный перископический прицел. На БТ-5 устанавливались два варианта башен: клепаная и сварная. Цилиндрическая часть обеих собиралась из двух изогнутых листов - в переднем находились две смотровые щели и два специальных отверстия для стрельбы из револьвера. В конструкцию корпуса и ходовой части были внесены только незначительные изменения. Бронирование осталось прежним, хотя боевая масса БТ-5 за счет пушки и башни несколько увеличилась до 11,5 т. С течением времени листовые опорные катки были заменены цельноштампованными, что упростило технологию их изготовления и повысило прочность. Проблема с двигателем так и осталась нерешенной. Как и БТ-2, танк БТ-5 был оснащен капризным и ненадежным авиамотором М-5 -для безопасности в силовом отделении пришлось установить противопожарное устройство. В опытных целях машина была оборудована двигателем М-17, но последний требовал более совершенной системы охлаждения.
Всего до 1935 года было построено 2108 танков БТ-5. Боевое крещение эти машины получили во время Гражданской войны в Испании, где им противостояли в танковых сражениях легкие танки и танкетки противника, имевшие слабое вооружение. Из 50 БТ-5 большинство было потеряно в боях при штурме сильно укрепленных опорных пунктов Фуэнтес-де-Эбро и Теруэль, а остальные, после отзыва советских добровольцев на Родину, вошли в состав танковой бригады Республиканской армии. Несколько трофейных машин этого типа использовали войска Франко.
В 1939 году танки БТ-5 участвовали в разгроме японских интервентов у реки Халхин-Гол в составе 6-й и 11-й танковых бригад, затем штурмовали позиции финских войск во время «зимней войны» в составе 1-й и 34-й легкотанковых бригад (в войне с Финляндией участвовало примерно 15% всего танкового парка БТ-5), а летом 1941 года вступили в схватки с наступающими частями вермахта. После больших потерь уже в первые месяцы Великой Отечественной войны эти машины постепенно выбывали из состава танковых подразделений, но на некоторых фронтах, например, под Ленинградом и в Карелии, они воевали вплоть до середины 1944 года.
Некоторое количество БТ-5 было захвачено немецкими войсками. В вермахте все танки серии БТ состояли под обозначением Panzerkampfwagen BT 742(r)
На базе танка БТ-5 был построен мостоукладчик, успешно применявшийся во время советско-финского конфликта. В 1936 году несколько БТ-5 оснастили для подводного вождения. Для подвода воздуха на башне установили трубу длиной около Зм. Все отверстия и люки машины были закрыты деревянными вставками и резиновыми уплотнениями. Переоборудованные таким образом танки получили обозначение БТ-5ПХ (ПХ -подводное хождение) и могли преодолевать водную преграду глубиной до 4,5 м. Следует еще упомянуть попытку усилить вооружение серийных БТ-5 путем оснащения танков реактивными снарядами PC-132. Подобная установка, разработанная под руководством Ю. А. Победоносцева, проходила испытания весной 1935 года. Несмотря на удовлетворительные результаты, дальнейшие работы над ней были прекращены.

Башни танка БТ-5: клепанная (слева) и сварная.

Фотографии лёгкого танка БТ-5 

БТ-5 с цилиндрической "Мариупольской" башней. Предпол.1938 г. БТ-5 на манёврах Panzerkampfwagen BT 742(r) БТ-5 первых выпусков БТ-5ПХ (подводное хождение) с ОПВТ. БВО, 5 мбр. 1933 г.
Колонна танков БТ-5. Финляндия. 1940 г. Танки БТ-5 45-го мехкорпуса на маневрах. Киевский особый военный округ, 1935. Танки БТ-5 на исходных позициях перед наступлением. Конфликт в районе р. Халхин-Гол. 1939 г. Окопанный БТ-5. Конфликт в районе р. Халхин-Гол. 1939 г. В атаку идут БТ-5 и СУ-12. Бой в районе р. Халхин-Гол. 1939 г.
Танки БТ-5 на исходных позициях. Бой в районе р. Халхин-Гол. 1939 г. БТ-5 с радиостанцией 71 ТК-1
БТ-5 в боях на реке Халхин-Гол. 1939 г. БТ-5 из экспозиции ЦМВС, г.Москва БТ-5 из экспозиции ЦМВС, г.Москва БТ-5 в музее Кубинки в зимнем камуфляже
БТ-5 в музее Кубинки в зимнем камуфляже БТ-5 в музее Кубинки в зимнем камуфляже Модель БТ-5 Модель БТ-5
Модель БТ-5 Модель БТ-5 Модель БТ-5 Модель БТ-5 Рисунок БТ-5
Модель БТ-5 Модель БТ-5 Модель БТ-5 Модель БТ-5 Модель БТ-5
Легкий танк БТ-5 на колесном ходу. БТ-5. 109 стр.див. 5 мк. Зап.фронт, июль 1941 г. Легкий танк БТ-5. 123-я танковая бригада, Ленинградский фронт. Ноябрь 1941. БТ-5. Серийный танк. Лето 1938 г.
БТ-5. 45 мех.кор. КОВО. Маневры, 1936 Легкий танк БТ-5 первых серий в стандартной маркировке 1930-х годов. БТ-5. 15 тк. Зап.Белоруссия, Белосток, ноябрь 1939 г. БТ-5 франкистов. Испания, 1938 г. БТ-5 с "Мариупольской" башней. Юго-Зап. фронт, весна 1942 г.
БТ-5 обр.1937 г. БТ-5. 45 мех.кор. КОВО. Маневры, 1936 БТ-5 франкистов. Испания, 1938 г. Рисунок БТ-5
 

            Чертежи лёгкого танка БТ-5:
                   - внутреннее устройство
                   - боковые проекции БТ-5
                   - боковые проекции БТ-5 с поручневой антенной

Вернуться к лёгким танкам  Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz