Лёгкий танк БТ-7


Одновременно с работой над конструкторской документацией БТ-5, проводимой под руководством начальника КБ А.О.Фирсова, завод уже в январе 1933 года получил задание на разработку нового танка, в котором предполагалось устранить недостатки предшественников. Тактико-технические условия на новую машину предусматривали установку на нем двигателя М-17 — более надежного, чем применявшийся ранее М-5; полностью сварной корпус с улучшенной обзорностью для механика-водителя; увеличенная емкость топливных баков и, наконец, новая башня с 76-мм пушкой. Таким образом, планировалось создать «ударный колесно-гусеничный танк дальнего действия». Разработку его вела группа конструкторов в составе Бондаренко, Дорошенко, Курасова, Веселовского, Таршинова и Морозова. В начале 1934 года чертежи были сданы в производство. Тогда же новый танк получил индекс БТ-7. Первую машину изготовили к 1 мая 1934 года, вторую — к 7 ноября.
Характерными особенностями первых опытных образцов БТ-7 было наличие курсового пулемета справа от механика-водителя и башни оригинальной конструкции в форме эллипса со скошенной крышей. Причем в проекте предусматривалась возможность установки в ней без изменений любой из существовавших тогда танковых пушек: 76-мм — КТ-28 или ПС-3 и 45-мм образца 1932 года. В нише башни размещалась вращающаяся боеукладка барабанного типа на 18 76-мм снарядов или радиостанция. Танки прошли обширную программу испытаний летом и осенью 1934 года. В итоге для машины с экипажем из трех человек курсовой пулемет был признан ненужным, а башню забраковали из-за раздельной установки пушки и пулемета.

Танки БТ-7 и Т-34 1-й гвардейской танковой бригады в засаде. Декабрь 1941 г.
Поэтому в начале 1935 года в серийное производство пошел танк с несколько упрощенным бронекорпусом и уже отработанной в производстве башней от танка БТ-5. Однако от идеи колесно-гусеничной машины с 76-мм пушкой не отказались и Авто-бронетанковое управление (АБТУ) поручило заводу разработать проект установки на БТ-7 башни от танка Т-26-4.
Корпус серийной «семерки» выпуска 1935 года собирался из броневых и стальных листов и имел жесткую коробчатую конструкцию с двойными бортовыми стенками, продолговатой суженной закругленной носовой частью и трапециевидной кормой. Все неразъемные соединения корпуса выполнялись преимущественно сварными и в меньшей степени — клепаными. Наружные бортовые стенки — броневые, съемные. Внутренние стенки представляли собой 4-мм стальные листы. Корпус танка подвешивался на восьми пружинных рессорах (свечах): шести вертикальных и двух горизонтальных. Вертикальные рессоры располагались между бортовыми листами и внутренней стенкой корпуса. Горизонтальные — внутри корпуса в боевом отделении танка. Ходовая часть состояла из восьми опорных, двух направляющих и двух ведущих колес. При движении на колесном ходу ведущей становилась задняя пара опорных катков, а управляемыми — передняя. На гусеничном ходу руль снимался и укладывался в отделении управления.
В башне цилиндрической формы с развитой кормовой нишей размещалась 45-мм танковая пушка, спаренный с нею пулемет ДТ. На части танков устанавливались радиостанции 71-ТК с поручневой антенной. Экипаж состоял из трех человек: командир, он же наводчик, заряжающий и механик-водитель. Масса машины достигала 13 т. БТ-7 развивал максимальную скорость по шоссе на гусеницах 53, на колесах — 73 км/ч. Запас хода на гусеничном ходу достигал 375, на колесном — 500 км. Толщина брони танка составляла: щиток механика-водителя — 20, башня — 15, лоб, борт и корма корпуса — 13, крыша — 10 и днище — 6 мм.
С 1937 года начался выпуск БТ-7 с конической башней. Вооружение танка осталось прежним, но боезапас был увеличен. На всех линейных танках устанавливался пулемет ДТ в кормовой нише. Для ведения стрельбы из пушки и спаренного пулемета ночью танк оборудовали двумя специальными фарами прожекторного типа, размещенными на маске пушки. Впоследствии такие фары ставили и на танки более ранних выпусков.
Четырехскоростную коробку передач заменили трехскоростной. Внесли изменения в трансмиссию, усилили пружины балансирных подвесок ведущих колес колесного хода; уширили резиновые бандажи ленивца и ведущих колес гусеничного хода. На последних в 1938 году резиновые бандажи были ликвидированы. Тогда же крупнозвенчатую гусеницу начали заменять на мелкозвенчатую.
Параллельно с основной модификацией с 1936 по 1938 год было выпущено 154 артиллерийских танка БТ-7А с башней увеличенного размера и 76-мм пушкой КТ-26, боекомплект которой состоял из 50 выстрелов (на танке с рацией — 40). В опытном порядке на БТ-7А устанавливались 76-мм пушки Л-10 и Ф-32.
В 1938 году на ХПЗ построили четыре опытных танка БТ-8 с дизелем В-2. После сравнительных испытаний БТ-7 и БТ-8 в 1940 году начали производство дизельных танков. Для обеспечения программы производства двигателей В-2, которые ставили и на тяжелые арттягачи «Ворошиловец», двигательное производство ХПЗ было выделено в самостоятельный завод №75.
Работы по совершенствованию танка БТ-7 проводились под руководством А.О. Фирсова. С декабря 1939 года стали выпускать танк БТ-7М (заводской индекс А-7М или А-8), внешне почти неотличимый от БТ-7. Жесткость корпуса повысили за счет установки раскосов, в днище появился люк-лаз, уменьшились размеры колпака воздушного фильтра. Большая экономичность дизеля позволила сократить запас топлива и отказаться от дополнительных баков на надгусеничных полках.

Легкий танк БТ-7. 24-я танковая бригада. Львов, 1939.


БТ-7 с поручневой антенной. Лето 1936.

Легкий танк БТ-7М. 1-я мотострелковая Пролетарская дивизия. Западный фронт. Декабрь 1941.


Легкий танк БТ-7A.

На базе танков БТ разных модификаций проектировались и строились опытные и экспериментальные танки. В 1935 — 1937 годах на заводе №48 в Харькове по проекту изобретателя-самоучки командира взвода 4-го танкового полка Украинского военного округа Н.Ф.Цыганова на базе БТ-5 БТ-7 были построены колесно-гусеничные танки типа БТ-ИС. Главным и отличием от серийных БТ являлся привод колесного хода на три пары опорных катков. Машины довольно успешно прошли испытания, но серийно не строились. По проекту того же Цыганова был пестроен танк БТ-СВ-2 «Черепаха» с новой формой бронекорпуса и башни. В опытном порядке создавались командирский КБТ-7 с неподвижной рубкой вместо башни; огнеметный ОТ-7; химический ХБТ-7, предназначенны для огнеметания, заражения местности отравляющими веществами, дегазации и постановки дымовой завесы; мостоукладчик СБТ; радиоуправляемые танки (по тогдашней терминологии — телетанки) ТТБТ-7 и ТУБТ. Кроме того, испытывались различные приспособления для повышения проходимости — болотоходные гусеницы деревянные фашины и т.д.
Последние попытки модернизации БТ-7 в части усиления его броневой защиты были предприняты перед самой войной. В 1940 году Мариупольский металлургический завод имени Ильича изготовил 50 комплектов навесной гомогенной брони для БТ-7М. Одновременно велись испытания танка, догруженного до массы в 18 т. Об установке этих комплектов в войсковых частях, к сожалению, ничего не известно.
С 1935 по 1940 год было выпущено 5328 танков БТ-7 всех модификаций (не считая БТ-7А). Они состояли на вооружении бронетанковых и механизированных войск Красной Армии практически всю войну. В ходе боевого использования 1937 - 1945 гг. он показал свое превосходство над всеми современными ему итальянскими, японскими, и немецкими легкими танками (Т - I, Т - II, Pz. 35(t)) а при умелом использование, мог успешно бороться с T - III и T - IV. В боевых действиях против гитлеровского вермахта использовались до 1944 года. В 1945 году «бэтэшки» в последний раз «тряхнули стариной» в боях с японскими войсками в Маньчжурии.

Схема бронирования БТ-7

Тактико-технические характеристики лёгкого танка БТ-7
Модель
БТ -7 обр. 1935 БТ-7 обр. 1937 БТ-7А БТ-7М
Год выпуска
    1935     1937     1936     1939
Экипаж
    3     3     3     3
Масса, т
    13     13,9     14,5     14,65
Габаритные размеры:
    длина, м
    ширина, м
    высота, м

   5,645
    2,23
    2,4

   5,66
    2,29
    2,417

   5,66
    2,29
    2,52

   5,66
    2,29
    2,45
Клиренс, м
    0,4     0,4     0,39     0,39
Броневая защита, мм
   Лоб корпуса 20 мм
    Башня 13 мм
    Борт корпуса 13 мм
    Корма 13 мм
    Крыша 10 мм
    Днище 6 мм
   Лоб корпуса 22 мм
    Башня 13 мм
    Борт корпуса 13 мм
    Корма 13 мм
    Крыша 10 мм
    Днище 6 мм
   Лоб корпуса 22 мм
    Башня 15 мм
    Борт корпуса 13 мм
    Корма 13 мм
    Крыша 10 мм
    Днище 6 мм
   Лоб корпуса 22 мм
    Башня 15 мм
    Борт корпуса 13 мм
    Корма 13 мм
    Крыша 10 мм
    Днище 6 мм
Вооружение
45-мм пушка 20К обр. 1934 г
    7,62-мм пулемет ДТ.
   45-мм пушка 20К обр. 1934 г
    2 x 7,62-мм пулемет ДТ.
   76,2-мм пушка КТ-28
    2 x 7,62-мм пулемет ДТ.
   45-мм пушка 20К обр. 1934 г
    2 x 7,62-мм пулемет ДТ.
7,62-мм зенитный пулемёт ДТ (не на всех моделях)
Боезапас
без рации - 172 выстрелов
с рацией - 132 выстрелов
    2331 (1827) патронов
без рации - 188 выстрелов
с рацией - 146 выстрелов
    2394 (1953) патронов
без рации - 50 выстрелов
с рацией - 40 выстрелов
    2394 (1953) патронов
   без рации - 188 выстрелов
    с рацией - 146 выстрелов
    2394 (1953) патронов
Двигатель
    "М-17Т", 12-цилиндровый
    карбюраторный, 400 л.с (294,5 кВт)
    "В-2", дизельный
     400 л.с (294,5 кВт)
Запас хода, км
   на гусеницах - 230
    на колёсах - 350
   на гусеницах - 230
    на колёсах - 350
   на гусеницах - 400
    на колёсах - 700
Макс. скорость, км/ч
   на гусеницах - 52
    на колёсах - 72
   на гусеницах - 50
    на колёсах - 70
   на гусеницах - 62
    на колёсах - 86
Среднее удельное
давление на грунт, кг/см2
0,85 (гус.)
   0,9 (гус.)
Преодолеваемые препятствия:
    подъём, град
    ров, м
    высота стенки, м
    брод, м

    37
    2
    0,8
    0,9

    37
    2
    0,8
    0,9

    37
    2
    0,8
    0,9

    36
    2,5
    0,75
    1,2
Выпущено, шт
4965
   154    790

Фотографии лёгкого танка БТ-7 

БТ-7 на испытаниях БТ-7 на испытаниях БТ-7 на параде в Москве. 7 ноября 1938. Лето 1942 г.
БТ-7М на испытаниях БТ-7 на учениях БТ-7 в боях на реке Халхин-Гол. 1939 г. Лето 1942 г.
БТ-7 обр. 1935 г. с поручневой антенной БТ-7 и БТ-7М
Разрушенный взрывом БТ-7
БТ-7 в боях на реке Халхин-Гол. 1939 г. БТ-7 обр. 1935 г. БТ-7 обр. 1937 г.
Советские пехотинцы в зимних маскхалатах. Советско-финская война 7 ноября 1941 г. Танки с парада сразу же отправляются на фронт 7 ноября 1941 г. Танки с парада сразу же отправляются на фронт Экипаж танка БТ-7 берёт в плен немецких пехотинцев Трофейный танк БТ-7. На башне - кресты увеличенного размера. Центральный участок фронта. 1943 г.
ХБТ-7 БТ-7А Модель БТ-7М и БТ-5 Модель БТ-7М и БТ-5 Модель БТ-7М и БТ-5
Модель БТ-7 обр. 1937 г. Модель БТ-7 обр. 1937 г. Модель БТ-7 обр. 1937 г. Модель БТ-7 обр. 1937 г. Модель БТ-7 обр. 1937 г.
Модель БТ-7М Модель БТ-7М Модель БТ-7М Модель БТ-7М Модель БТ-7М и БТ-5
БТ-7 из экспозиции Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, г. Москва БТ-7 из экспозиции Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, г. Москва БТ-7 из экспозиции Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, г. Москва БТ-7 из экспозиции Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, г. Москва БТ-7 из экспозиции Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, г. Москва
БТ-7 обр. 1937 г. БТ-7 обр. 1937 г. БТ-7М. Вид сбоку БТ-7М. Вид спереди БТ-7М. Вид сзади
БТ-7 обр. 1935 г. БТ-7 обр. 1935 г. Рисунок БТ-7 Рисунок БТ-7
 

            Чертежи лёгкого танка БТ-7:
                   - внутреннее устройство
                   - боковые проекции БТ-7 обр. 1935 г. с поручневой антенной
                   - боковые проекции БТ-7 обр. 1937 г. с конической башней
                   - боковые проекции БТ-7А

Вернуться к лёгким танкам  Вернуться на главную страницу
Купи 1С любую программу за 2800 р: 1с предприятие 8.
Hosted by uCoz