Легкий бронеавтомобиль ФАИ
Лёгкий бронеавтомобиль ФАИ из состава 9-й мотобронебригады.
Халхин-Гол. Июль 1939 года. (рис. С.Игнатьев)

Появлению на свет одного из самых массовых советских автомобилей предшествовало заключение соглашения Правительства СССР с компанией Генри Форда, в соответствии с которым «Форд» с 31-го мая 1929 года должен был начать поставки в СССР комплектующих частей для сборки грузовых автомобилей «Форд-А», «Форд-АА» и «Форд-Тимкен».
С февраля 1930 года к сборке этих автомобилей приступили в Канавине на заводе «Гудок Октября», а в ноябре того же года к нему подключился московский завод имени КИМ.

ФАИ на военном параде в Москве.
С апреля 1932 года выпуск автомобилей «Форд-АА» начался на новом заводе в Нижнем Новгороде строительство которого финансировалось Г.Фордом в соответствии с заключенным соглашением. Там же с 6 декабря 1932 года начался выпуск грузовиков «Форд-А».
        Впоследствии Нижний Новгород переименовали в Горький, а завод начал называться «ГАЗ им. Молотова». Автомобили «Форд» после пересчета чертежей в метрическую систему измерений и модернизации конструкции были переименованы и стали называться:
"Форд-А" - "ГАЗ-А"
"Форд-АА" - "ГАЗ-АА"
"Форд-ААА" - "ГАЗ-ААА"
        Первые опыты с конструированием легкого бронеавтомобиля на шасси «Форд-А» по заданию УММА РККА начались практически сразу после подписания соглашения с Г Фордом. В результате специалистами КБ, которое возглавлял Н. И. Дыренков, были сконструированы бронеавтомобили Д-8 и Д-12. Принятые на вооружение РККА в 1931 году эти машины вскоре перестали удовлетворять требованиям армии так как их пулеметные установки не обладали круговым обстрелом. В результате конструкторам было предложено разработать новый бронекорпус с установленным в башне вооружением.
В 1931–1932 годах на основании задания УММА РККА конструкторы КБ Ижорского завода разработали новую машину которая получила обозначение ФАИ («Форд-А Ижорский») и с 1933 года была запущена в серийное производство.
Бронеавтомобиль был выполнен на заднеприводном (4x2) шасси по конструктивной схеме с передним расположением двигателя и клепано-сварным, полностью закрытым корпусом, который изготавливался из листов катаной стали толщиной 4–6 мм. Такая бронировка была явно недостаточной и хотя устанавливалась с небольшими углами наклона, не могла обеспечить сколько-нибудь серьезную защиту экипажу от пуль и осколков снарядов и мин. Экипаж бронемашины состоял из двух, реже — трех человек. В отделении управления, совмещенном с боевым отделением, слева располагался водитель а справа от него — при наличии третьего члена экипажа — сидел командир машины. Для удобства размещения в машине или говоря проще, чтоб не упираться головой в крышу над их сиденьями на крыше отделения управления имелись глухие бронеколпаки. Рабочее место пулеметчика находилось позади них, в башне. Обзор из отделения управления обеспечивали водителю и командиру лобовые окна закрывавшиеся в боевой обстановке бронекрышками со смотровыми щелями, прямоугольные окна с бронекрышками имелись также в открывавшихся вперед бортовых дверях машины.
На крыше боевого отделения размещалась цилиндрическая башня кругового вращения с бронеколпаком на крыше. В чуть скошенном лобовом листе башни был установлен 7,62-мм пулемет ДТ, возимый боекомплект к которому состоял из 1323 патронов. Вращение башни осуществлялось за счет физических усилий стрелка и с помощью спинного упора. Кроме того установка пулемета позволяла вести огонь в секторе ±10° без поворота башни. В моторном отсеке расположенном в передней части корпуса, был установлен четырехцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «ГАЗ-А», развивавший мощность 30,9 кВт (40 л.с. ), что позволяло 2-тонной бронемашине двигаться по шоссе с максимальной скоростью 80 км/ч. С полным баком топлива машина могла пройти 200 км. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили однодисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач (4+1), карданная передача главная передача и механические тормоза.
Доступ к двигателю с целью технического обслуживания и ремонта обеспечивала откидная крышка бронекапота, крепившаяся к неподвижной части крыши моторного отсека с помощью шарнирных петель. Спереди радиатор был защищен V-образным в поперечном сечении бронелистом толщиной 8-мм, в котором имелись два вертикальных лючка оборудованных подвижными створками, регулировавшими приток охлаждающего воздуха к радиатору и двигателю.

Республиканский бронеавтомобиль ФАИ, опрокинутый взрывом авиабомбы. Район Малаги, февраль 1937 г.
В заднеприводной (4x2) ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались односкатные колеса с пулестойкими шинами. Передние и задние колеса сверху прикрывались плавно изогнутыми крыльями, которые внизу смыкались с подножками, на которых иногда крепились небольшие ящики с запасными частями и инструментами.
В 1935 г. на Ижорском заводе была выпущена модификация бронеавтомобиля ФАИ ж/д, приспособленного для движения по железнодорожному полотну в районах, где железнодорожные линии являлись единственным путем сообщения, или для преодоления больших расстояний. На этой модификации, в отличие от основной модели, на резиновые шины колес надевались металлические бандажи с ребордами, обеспечивавшими устойчивое движение машины по рельсам. Колея машины с установленными бандажами железнодорожного хода соответствовала принятой в нашей стране ширине железнодорожной колеи (1524 мм). Кроме того, использование более короткого корпуса позволило снизить массу машины до 1900 кг. Боекомплект к 7,62-мм пулемету ДТ был увеличен до 2520 патронов. Максимальная скорость движения машины на железнодорожном ходу составляла 86 км/ч. Время, необходимое для установки (снятия) бандажей, не превышало 30 мин. Рулевое управление машины в этом случае фиксировалось в нейтральном положении. Тормозной путь бронеавтомобиля на рельсах превышал одноименный параметр при движении по грунту на обычных шинах в 4 — 5 раз. При использовании машины вне железных дорог железнодорожные бандажи крепились попарно на бортах корпуса машины.
В декабре 1934 г. для бронеавтомобиля ФАИ конструкторским бюро завода № 1 МОЖЕРЕЗ под руководством Н.Г.Орлова был разработан второй вариант железнодорожного хода. Эти машины использовались в составе бронепоездов в качестве легких разведывательных бронедрезин. Существенным их недостатками были малая скорость заднего хода (24 км/ч) и отсутствие радиостанции.
В 1935 году на Ижорском заводе был разработан новая бронемашина на шасси автомобиля ГАЗ-М1, отличавшаяся от ФАИ более просторным боевым отделением и наличием у части машин радиостанции. С 1936 года этот бронеавтомобиль пошел в серийное производство под названием БА-20. В результате прекращения серийного выпуска броневиков ФАИ, на Ижорском заводе скопилось более трехсот бронекорпусов для этих машин. Поэтому было принято решение установить их на шасси автомобиля ГАЗ-М1. Получившийся гибрид получивший название ФАИ-М, отличался от прародителя более длинной базой, на которой был смонтирован дополнительный топливный бак с кронштейном для крепления запасного колеса. В ходовой части были применены пулестойкие шины ГК заполненные губчатой резиной.
В ноябре 1938 - январе 1939 года ФАИ-М прошел испытания на НИИБТ полигоне в подмосковной Кубинке. Всего на испытаниях ФАИ-М прошел 3180 километров по шоссе и проселочным дорогам. Несмотря на то, что боевая масса машины увеличилась и достигла 2280 кг, благодаря более мощному двигателю динамические качества даже несколько выросли. Например, максимальная скорость по асфальтовому шоссе составляла 83,1 км/ч.
В заключении комиссии, проводившей испытание броневика, говорилось: "Модернизация ФАИ путем постановки корпуса на шасси М-1 делает его по своим динамическим качествам равноценным с БА-20.

Уничтоженный ФАИ.
Однако применение ФАИ-М будет ограниченно ввиду наличия неполноценного бронирования. Корпус по конструкции и качеству уступает БА-20. При серийной модернизации необходимо внести следующие изменения:
              1. Усилить передний мост.
              2. Провести герметизацию корпуса (от жидких ОВ и т.п.).
              3. Увеличить запас хода путем установки дополнительного бензобака.
        Все перечисленные изменения должны быть осуществлены при серийной модернизации и только после этого бронеавтомобиль ФАИ-М может быть принят для эксплуатации в РККА как дополнительный тип к основному БА-20".
        Бронеавтомобили ФАИ и ФАИ-М были вторыми по массовости в РККА в предвоенное время. Было построено чуть больше 1000 бронеавтомобилей ФАИ всех модификаций. ФАИ поступали на вооружение танковых частей Красной Армии и по состоянию на 25 марта 1936 года в семи (из 13) военных округах имелось 574 таких броневика. Больше всего их было в Киевском (129 машин), Белорусском (113 машин) и Забайкальском военных округах. ФАИ принимали участие во всех боевых действиях, которые велись РККА в 30-е годы. Кроме того, они воевали во время Гражданской войны в Испании как на стороне республиканцев, так и на стороне франкистов в качестве трофейной бронетехники.
        К началу Великой Отечественной войны в частях Красной Армии числилось 376 ФАИ и ФАИ-М (в документах того периода не проводилось четкого деления на ФАИ и ФАИ-М). Известно, что к 22 июня 1941 года небольшое число машин этого типа имелось в 34-й танковой дивизии (8-й механизированный корпус), 24-й танковой дивизии (10-й механизированный корпус), 17-й танковой дивизии (5-й механизированный корпус) и в некоторых других частях. Практически все они были потеряны в первые месяцы войны, хотя отдельные бронеавтомобили этого типа встречаются в списках танковых частей Красной Армии весной-летом 1942 года.
Летом-осенью 1941 года несколько трофейных ФАИ-М досталось финнам. Не обманываясь их боевой ценностью, те использовали наши легкие броневики преимущественно в полицейских и учебных частях. В финской армии ФАИ-М прослужили до 1950 года.

Тактико-технические характеристики
Модель ФАИ ФАИ-М
Год выпуска     1933     1938
Экипаж     2     2
Масса, кг     2000     2280
Габаритные размеры:
    длина, м
    ширина, м
    высота, м

   4,31
    1,675
    2,21

   4,325
    1,75
    2,14
Клиренс, м
    0,224     0,185
Бронирование, мм    Лоб и борт 6 мм
    Корма 4 мм
    Днище 3 мм
    Башня 6 мм
   Лоб и борт 6 мм
    Корма 4 мм
    Днище 3 мм
    Башня 6 мм
Вооружение     1 x 7,62 мм ДТ     1 x 7,62 мм ДТ
Боезапас     1323 патронов     1512 патронов
Двигатель     "ГАЗ-А", 42 л.с.
    4-цилиндровый
    "ГАЗ-М1", 50 л.с.
    4-цилиндровый
Топливо, л.     40     60
Запас хода, км     200     315
Макс. скорость, км/ч     80     83,1
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град

    15

    14
Выпущено, шт     676     ~350

Фотографии ФАИ и ФАИ-М

Бронеавтомобиль ФАИ (вид спереди). Испытания первого опытного ФАИ Бронеавтомобиль ФАИ ж/д Бронеавтомобиль ФАИ ж/д Бронеавтомобиль ФАИ ж/д с железноорожными бандажами по бокам корпуса (вид спереди).
Испытания первого опытного ФАИ-М на НИИ БТ полигоне в Кубинке. Ноябрь 1938 - январь 1939 года Испытания первого опытного ФАИ-М на НИИ БТ полигоне в Кубинке. Ноябрь 1938 - январь 1939 года. Лёгкий бронеавтомобиль ФАИ
Финский ФАИ-М на складе военно-технического имущества летом 1946 года. ФАИ на манёврах Киевского особого военного округа в 1935 году. Учения Белорусского военного округа. 1939 г. Командир отделения стрелково-пулемётного батальона 9-й мотоброневой бригады Комаров у бронеавтомобиля ФАИ. Июль 1939 года. В бою 3 июля гранатой он подорвал японский танк Тип 94.
Экипаж бронеавтомобиля ФАИ из состава броневого дивизиона 6-й кавалерийской дивизии МНРА у своей боевой машины. Август 1939 года. Бронеавтомобиль ФАИ 44-го отдельного разведывательного батальона 90-й стрелковой дивизии преодолевает подъем. Карельский перешеек, декабрь 1939 года. Захваченный финнами ФАИ-М из состава бронебригады R-28. Лето 1942 года. Бронеавтомобиль ФАИ-М и танк КВ-1 (на заднем плане) на улице одной из деревень в пригороде Москвы. Западный фронт. 5 армия, 22-я танковая бригада, ноябрь 1941 года.
Бригадный коммисар Георгий Павлович Романов на водительском месте ФАИ-М. Ленинградский фронт 1942 г. Уничтоженный ФАИ Бронеавтомобиль ФАИ. Учения Белорусского военного округа. 1939 г. Рисунок ФАИ (рис.А.Шепс). ФАИ-М на выставке
Восстановленный "Военно-историческим клубом РККА" ФАИ-М перед выставкой на Тушинском аэродроме Модель ФАИ ФАИ-М на выставке "Экзотические автомобили-98", Тушинский аэродром в Москве
ФАИ-М на выставке "Экзотические автомобили-98", Тушинский аэродром в Москве ФАИ-М на выставке "Экзотические автомобили-98", Тушинский аэродром в Москве
 

            Чертежи бронеавтомобиля ФАИ-М:
                   - вид спереди и на левый борт
                   - боковые проекции


Источники:
CD "Оружие II мировой войны: Бронетехника". ООО "Медиахауз". 2005 г.
М. Коломиец "Легкий пулеметный бронеавтомобиль ФАИ-М" (М-Хобби №6, 1999 г.)
М.Коломиец "Бои у реки Халхин-Гол" (Фронтовая иллюстрация №2, 2002 г.)
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.

Вернуться к бронеавтомобилям  Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz