В 1935 г. на Ижорском заводе была выпущена модификация бронеавтомобиля ФАИ ж/д, приспособленного для движения по железнодорожному полотну в районах, где железнодорожные линии являлись единственным путем сообщения, или для преодоления больших расстояний. На этой модификации, в отличие от основной модели, на резиновые шины колес надевались металлические бандажи с ребордами, обеспечивавшими устойчивое движение машины по рельсам. Колея машины с установленными бандажами железнодорожного хода соответствовала принятой в нашей стране ширине железнодорожной колеи (1524 мм). Кроме того, использование более короткого корпуса позволило снизить массу машины до 1900 кг. Боекомплект к 7,62-мм пулемету ДТ был увеличен до 2520 патронов. Максимальная скорость движения машины на железнодорожном ходу составляла 86 км/ч. Время, необходимое для установки (снятия) бандажей, не превышало 30 мин. Рулевое управление машины в этом случае фиксировалось в нейтральном положении. Тормозной путь бронеавтомобиля на рельсах превышал одноименный параметр при движении по грунту на обычных шинах в 4 — 5 раз. При использовании машины вне железных дорог железнодорожные бандажи крепились попарно на бортах корпуса машины.
В декабре 1934 г. для бронеавтомобиля ФАИ конструкторским бюро завода № 1 МОЖЕРЕЗ под руководством Н.Г.Орлова был разработан второй вариант железнодорожного хода. Эти машины использовались в составе бронепоездов в качестве легких разведывательных бронедрезин. Существенным их недостатками были малая скорость заднего хода (24 км/ч) и отсутствие радиостанции.
В 1935 году на Ижорском заводе был разработан новая бронемашина на шасси автомобиля ГАЗ-М1, отличавшаяся от ФАИ более просторным боевым отделением и наличием у части машин радиостанции. С 1936 года этот бронеавтомобиль пошел в серийное производство под названием БА-20. В результате прекращения серийного выпуска броневиков ФАИ, на Ижорском заводе скопилось более трехсот бронекорпусов для этих машин. Поэтому было принято решение установить их на шасси автомобиля ГАЗ-М1. Получившийся гибрид получивший название ФАИ-М, отличался от прародителя более длинной базой, на которой был смонтирован дополнительный топливный бак с кронштейном для крепления запасного колеса. В ходовой части были применены пулестойкие шины ГК заполненные губчатой резиной.
В ноябре 1938 - январе 1939 года ФАИ-М прошел испытания на НИИБТ полигоне в подмосковной Кубинке. Всего на испытаниях ФАИ-М прошел 3180 километров по шоссе и проселочным дорогам. Несмотря на то, что боевая масса машины увеличилась и достигла 2280 кг, благодаря более мощному двигателю динамические качества даже несколько выросли. Например, максимальная скорость по асфальтовому шоссе составляла 83,1 км/ч.
В заключении комиссии, проводившей испытание броневика, говорилось: "Модернизация ФАИ путем постановки корпуса на шасси М-1 делает его по своим динамическим качествам равноценным с БА-20.
Уничтоженный ФАИ. |
Однако применение ФАИ-М будет ограниченно ввиду наличия неполноценного бронирования. Корпус по конструкции и качеству уступает БА-20. При серийной модернизации необходимо внести следующие изменения:
1. Усилить передний мост.
2. Провести герметизацию корпуса (от жидких ОВ и т.п.).
3. Увеличить запас хода путем установки дополнительного бензобака.
Все перечисленные изменения должны быть осуществлены при серийной модернизации и только после этого бронеавтомобиль ФАИ-М может быть принят для эксплуатации в РККА как дополнительный тип к основному БА-20".
Бронеавтомобили ФАИ и ФАИ-М были вторыми по массовости в РККА в предвоенное время. Было построено чуть больше
1000 бронеавтомобилей ФАИ всех модификаций. ФАИ поступали на вооружение танковых частей Красной Армии и по состоянию на 25 марта 1936 года в семи (из 13) военных округах имелось 574 таких броневика. Больше всего их было в Киевском (129 машин), Белорусском (113 машин) и Забайкальском военных округах. ФАИ принимали участие во всех боевых действиях, которые велись РККА в 30-е годы. Кроме того, они воевали во время Гражданской войны в Испании как на стороне республиканцев, так и на стороне франкистов в качестве трофейной бронетехники.
К началу Великой Отечественной войны в частях Красной Армии числилось 376 ФАИ и ФАИ-М (в документах того периода не проводилось четкого деления на ФАИ и ФАИ-М). Известно, что к 22 июня 1941 года небольшое число машин этого типа имелось в 34-й танковой дивизии (8-й механизированный корпус), 24-й танковой дивизии (10-й механизированный корпус), 17-й танковой дивизии (5-й механизированный корпус) и в некоторых других частях. Практически все они были потеряны в первые месяцы войны, хотя отдельные бронеавтомобили этого типа встречаются в списках танковых частей Красной Армии весной-летом 1942 года.
Летом-осенью 1941 года несколько трофейных ФАИ-М досталось финнам. Не обманываясь их боевой ценностью, те использовали наши легкие броневики преимущественно в полицейских и учебных частях. В финской армии ФАИ-М прослужили до 1950 года.
Тактико-технические характеристики |
Модель |
ФАИ |
ФАИ-М |
Год выпуска
| 1933 |
1938 |
Экипаж
| 2 |
2 |
Масса, кг
| 2000 |
2280 |
Габаритные размеры:
длина, м
ширина, м
высота, м
4,31
1,675
2,21 |
4,325
1,75
2,14 | |
Клиренс, м
0,224 |
0,185 | |
Бронирование, мм
| Лоб и борт 6 мм
Корма 4 мм
Днище 3 мм
Башня 6 мм |
Лоб и борт 6 мм
Корма 4 мм
Днище 3 мм
Башня 6 мм |
Вооружение
| 1 x 7,62 мм ДТ |
1 x 7,62 мм ДТ |
Боезапас
| 1323 патронов |
1512 патронов |
Двигатель
| "ГАЗ-А", 42 л.с. 4-цилиндровый |
"ГАЗ-М1", 50 л.с. 4-цилиндровый |
Топливо, л.
| 40 |
60 |
Запас хода, км
| 200 |
315 |
Макс. скорость, км/ч
| 80 |
83,1 |
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град
15 |
14 | |
Выпущено, шт
| 676 |
~350 |
Чертежи бронеавтомобиля ФАИ-М:
- вид спереди и на левый борт
- боковые проекции
Источники: CD "Оружие II мировой войны: Бронетехника". ООО "Медиахауз". 2005 г.
М. Коломиец "Легкий пулеметный бронеавтомобиль ФАИ-М" (М-Хобби №6, 1999 г.)
М.Коломиец "Бои у реки Халхин-Гол" (Фронтовая иллюстрация №2, 2002 г.)
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.
|