Грузовик ГАЗ-ААА

3-осный грузовик повышенной проходимости ГАЗ-ААА.


Основные модификации 3-осного грузовика ГАЗ-ААА:
ГАЗ-05-193 — штабной автобус (1936-45 гг.). Произведено 237 шт.
ГАЗ-60 — полугусеничный ГАЗ-ААА (1938-42 гг.)
ПАРМ-А — ремонтно-восстановительная машина.
БА-6 — бронеавтомобиль на шасси ГАЗ-ААА (1935-38 гг). Выпущёно 386 шт.
БА-10, БА-10М — бронеавтомобиль на шасси ГАЗ-ААА (1938-41 гг). Выпущено 3311 шт.
СУ-12 — самоходная установка с 76,2-мм пушкой (1933-35 гг.). Выпущен 51 экземпляр.
ЗСУ 61-К — 37-мм автоматическая зенитная пушка обр.1939 г (61-К) на ГАЗ-ААА (1939 г.)
Кроме того на базе ГАЗ-ААА выпускался ряд специализированных автомашин - пожарные, седельные тягачи, радиофургоны, прожекторные зенитные установки ПО-15-8, РЛС обнаружения РУС-2 "Редут" и РУС-2с "Пегматит", автомобильные зенитные установки (счетверённые пулемёты "Максим" в кузове) и т.д.

Тактико-технические характеристики
грузовика ГАЗ-ААА
Год выпуска
    1934
Мест в кабине
    2
Масса, кг
    2475
Масса груза, кг
    2000
Габаритные размеры:
    длина, м
    ширина, м
    высота, м

   5,335
    2,04
    1,97
Клиренс, м
    0,23
Двигатель
    карбюраторный
    "ГАЗ-М1", 50 л.с.
Коробка передач
    4 вперёд, 1 назад
2-скоростная раздаточная
коробка
Расход топлива, л/100 км
    25
Запас хода, км
    100
Макс. скорость, км/ч
    65
Выпущено, шт
    37373

3-осный грузовик ГАЗ-ААА (6x4) был разработан в 1934 г. при участии известного конструктора В. А. Грачева. С точки зрения конструкции ГАЗ-ААА представляет собой трехосную модификацию грузовика ГАЗ-АА. Сначала на нем использовали обычный 40-сильный мотор, но с 1936 г. стал применяться его вариант в 50 л.с., который в США устанавливали на модели Форд-ВВ. При проектировании нового грузовика были внесены ряд мелких изменений, например немного была изменена форма крыла. Главными же особенностями ГАЗ-ААА стали подвеска двух задних мостов на четырех продольных полуэллиптических рессорах (вместо двух балансирных) и червячная главная передача для ведущих мостов, разработанные на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ). Связанное с этим увеличение числа колес позволило не только уменьшить удельное давление на грунт, но и оптимизировать передачу крутящего усилия от двигателя на грунт. В свою очередь, это значительно повысило проходимость автомобиля по проселочным и лесным дорогам. Проходимость его по снегу и мягким грунтам могла быть повышена с помощью установки на задние колеса гусеничных цепей "Оверолл".
Автомобиль мог перевозить по шоссе 2 т груза и развивал скорость 65 км/ч, а при подъеме с полной нагрузкой можно было преодолевать подъем в 27 градусов.
Существенным недостатком ГАЗ-ААА был относительно слабый двигатель, не позволявший использовать его в качестве тягача дивизионной артиллерии. По этой причине автомобиль использовался в основном для перевозки войск и грузов.
Кроме этого, шасси автомобиля ГАЗ-ААА использовалось для производства средних бронеавтомобилей БА-6 и БА-10, штабных автобусов ГАЗ-05-193, топливозаправщиков, походных мастерских, радиолокационных станций. Шасси "трехоски" использовалось для установки на нем счетверенных пулеметов "максим" или крупнокалиберного ДШК, на базе этой машины выпускалась артустановка СУ-12 и бронеавтомобиль БА-10, а также одна из первых советских радиолокационных станций РУС-2 "Редут".
По объему производства ГАЗ-ААА стал самой массовой машиной повышенной проходимости. За период с 1934 по 1943 годы было изготовлено 37373 грузовика, большинство из которых использовалось в частях Красной Армии.

Фотографии грузовика ГАЗ-ААА 
ГАЗ-ААА Личный ГАЗ-ААА эстонца Райву Раю
Счетверённая зенитная установка обр.1931 г. пулемётов "Максим" на шасси ГАЗ-ААА Зенитно-пулеметная установка (ЗПУ) - счетверенные 7,62-мм пулеметы «Максим» на грузовике ГАЗ-ААА. Лето 1941 года.
Прототип ГАЗ-60 и грузовик ГАЗ-ААА. Горьковская область, осень 1938 г. Сравнительные испытания.
Штабной автобус ГАЗ-05-193 Штабной автобус ГАЗ-05-193 Штабной автобус ГАЗ-05-193 Модель ГАЗ-ААА Модель ГАЗ-ААА
Модель ГАЗ-ААА участника пробега Москва-Каракум-Москва Модель ГАЗ-ААА участника пробега Москва-Каракум-Москва Модель седельного тягача ГАЗ-ААА Модель радиофургона на шасси ГАЗ-ААА Рисунок РЛС дальнего обнаружения РУС-2 "Редут" (излучающая установка) на базе ГАЗ-ААА
Модель передвижной авторемонтной мастерской типа А (ПАРМ-А) Модель прожекторной установки ПО-15-8 Модели цистерны на шасси ГАЗ-ААА Модель ПМГ-8 (Пожарная машина ГАЗ №8)
Модель ПМГ-8 (Пожарная машина ГАЗ №8) Рисунок ГАЗ-ААА 37-мм автоматическая зенитная пушка обр.1939 г (61-К) на ГАЗ-ААА (1939 г.)
 


Источники:
В.Бакурский, Б.Соломонов, С.Федосеев. "Оружие победы". Изд. "Росмэн", 2005 г.
Галерея автомотостарины
Автомодельное бюро

Вернуться к грузовикам, тягачам  Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz