Тяжёлый танк ИС-85 (ИС-1)

Описание конструкции
Танк имел классическую схему общей компоновки. Внутреннее оборудование танка размещалось в четырех отделениях: управления, боевом, моторном и трансмиссионном. Компоновка танка была подчинена основной задаче: получить танк с мощным вооружением, усиленным бронированием, при минимально допустимых размерах и боевой массе. При этом распределение внутреннего забронированного объема танка было направлено на то, чтобы получить как можно большее боевое отделение, обеспечив, тем самым, установку вооружения, превосходящего по своей огневой мощи все существующие в тот период виды танковой и противотанковой артиллерии. Увеличение объема боевого отделения было вызвано необходимостью улучшения условий действий экипажа при вооружении и обеспечения возможности впоследствии установки еще более мощной пушки. Решение этих задач потребовало уменьшить объемы моторного и трансмиссионного отделений до предельно допустимого минимума с учетом надежной эксплуатации танка.
Отделение управления располагалось в носовой части корпуса танка. Для наблюдения за полем боя и вождения машины перед механиком-водителем устанавливались три смотровых прибора. Впереди в броневой пробке смотрового лючка устанавливался триплекс и по бокам в крыше корпуса - два перископических призменных смотровых прибора типа МК-4 (без оборотной призмы). В отделении управления размещались: сиденье механика-водителя, по бокам которого и перед ним располагались рычаги и педали управления движением танка, щитки с контрольными приборами и тумблерами, два баллона со сжатым воздухом, центральный топливный кран, ручной топливоподкачивающий насос, выключатель аккумуляторных батарей, кнопка электроспуска курсового пулемета и часть ЗИПа, а также ручка включения электроинерционного стартера ИС-9. За сиденьем механика-водителя в днище машины находился аварийный люк, открывавшийся наружу, а справа и слева от него по бортам корпуса устанавливались два топливных бака.
Боевое отделение располагалось за отделением управления и занимало среднюю часть танка и башню. В нем размещались: вооружение танка; прицелы и приборы наблюдения с механизмами наводки; сиденья членов экипажа: заряжающего (справа от пушки), наводчика (слева от пушки) и командира танка (за сиденьем наводчика); боекомплект; радиостанция; вентилятор боевого отделения; аккумуляторные батареи; обогреватели; часть электрооборудования с вращающимся контактным устройством и часть ЗИПа. Вытяжной вентилятор повышенной производительности (более 9 м3/мин.) обеспечивал нормальные условия работы всех членов экипажа в бою.

Артиллерийская система Д-5Т-85 в сборе: пушка с полуавтоматическим клиновым затвором, гидравлический откатник 1-Т15, бронезащита артсистемы.
Концентрация СО при работе вентилятора внутри боевого отделения не превышала 0,1 млг/л, что было допустимо.
Над рабочим местом командира танка на крыше башни располагалась командирская башенка с входным люком. По периметру командирской башенки имелись шесть смотровых щелей с триплексами, обеспечивавших командиру круговой обзор. Кроме того, в одной из створок крышки входного люка башенки устанавливался перископический смотровой прибор МК-4. Посадка и выход экипажа из машины производились: через люк в командирской башенке и люк в крыше башни, располагавшийся справа от командирской башенки и закрывавшийся броневой крышкой на петле. Для наблюдения заряжающего за полем боя перед его рабочим местом устанавливался второй поворотный смотровой перископический прибор МК-4. По днищу боевого отделения проходили тяги приводов управления танком.
Моторное отделение располагалось за боевым отделением и было отделено от него перегородкой, в которой имелось два быстросъемных шибера, обеспечивавших доступ из боевого отделения к основным агрегатам силовой установки танка. В середине моторного отделения по продольной оси танка на подмоторной раме устанавливался двигатель, по обе стороны от которого по бортам располагались: справа - топливный, слева - масляный баки. Над баками размещались масляные радиаторы. В передней части моторного отделения, у моторной перегородки по бортам, были установлены воздухоочистители ВТ-5 типа "Мультициклон".
Трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части танка и было отделено от моторного отделения перегородкой. В трансмиссионном отделении размещались агрегаты трансмиссии и центробежный вентилятор системы охлаждения. В перегородке между моторным и трансмиссионным отделениями над вентилятором были установлены водяные радиаторы подковообразной формы. Оригинально была решена задача по компоновке системы охлаждения. Установка центробежного вентилятора совместно с подковообразным (охватывающим) радиатором, расположение главного фрикциона во внутреннем пространстве вентилятора, компактное размещение трансмиссии обеспечили минимальный объем моторного и трансмиссионного отделений, объем которых к общему объему танка составлял 41,8%. Доступ к трансмиссионному отделению осуществлялся или через откидывавшийся кормовой лист, или через два люка, располагавшихся в нем.
Вооружение танка состояло из 85-мм танковой пушки Д-5Т-85 и трех 7,62-мм пулеметов ДТ, один из которых был спарен с пушкой. Пушка Д-5Т-85 конструкции и производства завода № 9 НКВ имела длину ствола 52 калибра и клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа. При стрельбе прямой наводкой из пушки и спаренного с ней пулемета применялись танковый телескопический прицел 10Т-15 и танковый перископический прицел ПТ4-15. Прицел 10Т-15 представлял собой оптическую систему с углом наблюдения 15° и 2,5-кратным увеличением. Для стрельбы с закрытых огневых позиций использовался боковой уровень. Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от -5 до +25°. Для наводки использовался подъемный механизм секторного типа, устанавливавшийся слева от пушки. Наводка оружия в горизонтальной плоскости производилась поворотом башни с помощью планетарного механизма поворота башни, имевшего ручной и электромоторный приводы. Максимальная скорость поворота башни от электропривода составляла 14,4 град./с.
Выстрел из танковой пушки наводчик производил с помощью электроспуска, кнопка которого была смонтирована на маховике подъемного механизма пушки. Помимо электрического спуска конструкцией был предусмотрен и дублирующий ручной (механический) спуск. При скорости танка 10-15 км/ч вероятность поражения цели при стрельбе сходу, благодаря установке электроспуска увеличивалась.
Второй (курсовой) пулемет ДТ устанавливался в правом борту подбашенной коробки, третий (тыльный) - в шаровой опоре, располагавшейся в левой части задней стенки башни. Стрельбу из курсового пулемета вел механик-водитель, используя кнопку электроспуска, находившуюся перед ним справа на лобовом листе, рядом с кнопкой звукового сигнала. При стрельбе из тыльного пулемета использовался оптический прицел.
В боекомплект танка входили 59 унитарных выстрелов, 2520 патронов (40 дисков) к пулеметам ДТ, 25 ручных гранат Ф-1 и 30 сигнальных ракет. Для стрельбы из пушки применялись штатные выстрелы 85-мм зенитной пушки обр. 1939 г. Бронебойный снаряд массой 9,2 кг, обладавший начальной скоростью 800 м/с, на дистанции 1000 м пробивал 83-мм броневую плиту, расположенными под углом 30° от вертикали. Максимальная дальность стрельбы осколочным снарядом массой 9,54 кг составляла 12,5 км.
Все снаряды размещались в специальных укладках в башне и корпусе танка. В башне танка 18 выстрелов размещались в кормовой нише на горизонтальных рамках и 5 выстрелов - в горизонтальной укладке с правой стороны ниши. В корпусе танка располагались: сзади передних топливных баков - 6 выстрелов, в подбашенной коробке - 10 выстрелов и в ящиках на днище боевого отделения - 20 выстрелов. По своему устройству снарядная укладка подразделялась на рамочную, устанавливавшуюся в нише башни и подбашенной коробке, и хомутиковую - в башне справа и в нишах корпуса.
Пулеметные диски в танке были размещены: справа от пушки в рамке - 3 диска, слева от пушки в нише - 3 диска, в подбашенной коробке (две рамки по 4 диска) - 8 дисков и в ящиках на днище - 26 дисков. Каждая рамка была сварена из листовой стали и разделялась на гнезда, внутри которых имелся пластинчатый замок для удержания диска от выпадения.

Телескопический прицел ПТ4-15 танка ИС-1.
Гранаты Ф-1 укладывались в башне в специальных сумках на полочках (по две штуки на каждой), приваренных к корпусу слева - 10 гранат, справа - 6 гранат и остальные 9 гранат - в сумках, в нише башни.
Броневая защита танка была противоснарядной, дифференцированной. Корпус машины представлял собой жесткую броневую сварную коробку из литой и катаной брони толщиной 20, 30, 60,90, 100 и 120 мм. Он состоял из носовой части, подбашенной коробки, бортов, кормовых листов, крыши, днища, и поперечных перегородок. Характерной чертой танка ИС-1 являлось отсутствие механической обработки деталей корпуса. Корпус в сборе, механически обрабатывался под установку нижнего погона опоры башни и бортовых редукторов. Масса корпуса танка не превышала 17,5 т.
Носовая часть корпуса представляла собой фасонную массивную отливку из броневой стали высокой твердости толщиной от 60 до 120 мм, которая приваривалась к подбашенной коробке, к нижним вертикальным боковым листам и к днищу. Снаружи на носовой части корпуса внизу были вварены два буксирных крюка с пружинными защелками для буксировки танка. В верхнем наклонном листе имелся смотровой лючок механика-водителя с козырьком, защищавшим внутреннюю часть танка от проникновения воды. В броневой пробке (крышке) лючка была сделана смотровая щель, закрывавшаяся изнутри защитным стеклом триплекс. С боков в носовую часть корпуса вваривались кронштейны направляющих колес. Внутри носовой части располагались кронштейны для крепления щитка контрольных приборов и баллонов со сжатым воздухом.
Литая подбашенная коробка, изготовленная из стали высокой твердости и несущая на себе башню, приваривалась к носовой части и к крыше моторного отделения. Верхняя часть бортов подбашенной коробки для увеличения снарядостойкости была сделана наклонной. К наклонной части подбашенной коробки приваривались горизонтальные листы, которые вместе с вертикальными бортами образовывали ниши. В подбашенную коробку был вварен подбашенный пояс, к которому крепился нижний погон башни. Углубленная посадка этого пояса уменьшала возможность заклинивания башни при обстреле снарядами. На наружной поверхности подбашенной коробки в месте стыка с носовой частью имелись два отверстия для установки перископических смотровых приборов наблюдения механика-водителя и два отверстия для заправки горючего в топливные баки, закрывавшиеся броневыми пробками на резьбе. По бокам подбашенной коробки крепились габаритные фонари. Внутри подбашенной коробки на наклонной стенке справа был вварен патрубок с фланцем для курсового пулемета.
Борта корпуса состояли из верхних наклонных и нижних вертикальных 90-мм броневых листов. Нижние вертикальные листы приваривались к литой носовой части, к горизонтальным листам ниш танка, к листам кормы и к днищу танка. Верхние наклонные бортовые листы приваривались встык к боковым листам подбашенной коробки. К вертикальным бортовым листам снаружи с каждой стороны корпуса танка были приварены: шесть кронштейнов торсионных валов, шесть упоров для ограничения хода опорных катков, бонки для крепления трех кронштейнов поддерживающих катков и грязеочистителя, цапфа и стопор для монтажа механизма натяжения гусеницы. В задней части корпуса крепились картера бортовых редукторов. Верхняя наклонная часть борта с горизонтально расположенным 25-мм дном ниши образовывала подкрылок. Вдоль всего подкрылка в нижней части была приварена надгусеничная полка. На наклонных листах бортов и надгусеничных полках приваривались бонки и скобки для крепления инструмента и принадлежностей, перевозимых на танке; на наклонном листе слева устанавливалась кнопка сигнала для связи пехоты с экипажем.

Схема бронирования ИС-85

Днище изготавливалось из двух листов толщиной 20 мм, соединенных встык сварным швом, который проходил в центре боевого отделения. В днище имелось двенадцать вырезов, в которые вваривались кронштейны торсионных валов, три люка, закрывавшихся броневыми крышками, и девять отверстий, закрытых пробками с резьбой. Отверстия в днище предназначались для слива топлива, масла и воды из баков и систем двигателя.
Корма корпуса состояла из трех наклонных кормовых листов: верхнего, среднего и нижнего. Нижний наклонный кормовой лист толщиной 60 мм приваривался к днищу танка и к бортовым листам. К нему приваривались два буксирных крюка, две пружинные защелки и крепились два запасных трака. Средний наклонный кормовой лист, выполненный из 60-мм броневой стали, крепился к нижнему наклонному кормовому листу с помощью двух петель, а к косынкам нижнего листа и бортов - двенадцатью болтами. Для облегчения открывания среднего наклонного кормового листа в петлях устанавливался торсионный вал. Для контрольных осмотров трансмиссионного отделения в среднем наклонном листе имелись два круглых люка с закрепленными на петлях крышками, которые запирались с помощью защелок. Для монтажа и демонтажа среднего наклонного кормового листа приваривались три рыма. Верхний наклонный кормовой лист толщиной 60 мм крепился к бортам и специальным укосам шестнадцатью болтами и обеспечивал доступ к агрегатам трансмиссии при ремонте. На верхнем кормовом листе имелись специальные крючки для крепления буксирного троса.
Крыша корпуса машины, выполненная из 30-мм броневых листов, делилась поперечной балкой на две части, которые закрывали моторное и трансмиссионное отделения. Крыша над моторным отделением крепилась к продольным и поперечным планкам и к балке двадцатью болтами. В задней части крыши имелись два отверстия, закрывавшиеся пробками, для заправки баков топливом и маслом. Для демонтажа и монтажа крыши приваривались четыре рыма. По середине крыши моторного отделения на двух петлях крепилась крышка надмоторного люка, запиравшаяся двумя внутренними замками. В крышке надмоторного люка имелось отверстие для заправки воды в систему охлаждения двигателя, закрывавшееся броневой пробкой. Карманы ниш над моторным отделением, служащие для подвода охлаждающего воздуха к двигателю и радиаторам, были закрыты металлическими сетками.
Крыша над трансмиссионным отделением состояла из двух, сваренных между собой ребристых рам с установленными между ними жалюзи со специальным приводом. Она опиралась на поперечную балку и верхний кормовой! лист и крепилась двенадцатью болтами. Демонтаж и монтаж крыши осуществлялись с помощью четырех рымов. На вварных листах сбоку над трансмиссионным отделением крепились броневые прикрытия выхлопных труб, а ближе к корме - задние габаритные фонари.
В корпусе танка имелись специальные каналы для подачи во время зимней эксплуатации теплого воздуха из моторного отделения в боевое. На части машин для усиления бронестойкости и повышения технологичности был увеличен угол наклона средней части литого ступенчатого носа корпуса с 72 до 75°, уменьшена длина бортов отливки, а также смещены вниз кронштейны крепления механизмов натяжения гусениц.
Башня танка, имевшая массу около 4,7 т, была отлита из броневой стали высокой твердости. Стенки башни (толщина стенок 100 мм) имели овальную обтекаемую форму.

Отливка башни танка ИС перед подачей на окончательную сборку. УЗТМ, 1944 г.
Вварная крыша башни состояла из двух 30-мм броневых листов, сваренных между собой встык. Передний лист крыши для увеличения угла склонения пушки имел угол наклона (5°) на нос машины. Для получения наибольшего диаметра в свету шариковая опора башни была выполнена по схеме с охватывающим неподвижным погоном.
В лобовой части башни находилась амбразура, которая закрывалась снаружи подвижной 100-мм бронировкой с тремя отверстиями для пушки, спаренного с ней пулемета (справа от пушки) и телескопического прицела (слева от пушки). Для монтажа и демонтажа башни и бронировки пушки приваривались пять рымов. Снаружи по бортам башни были приварены поручни для танкового десанта.
        В кормовой части башни с левой стороны находился прилив, где устанавливалась шаровая опора тыльного пулемета. Для стрельбы из личного оружия в боковых стенках башни было сделано по одному отверстию, закрывавшемуся броневой пробкой. В крышу была вварена литая командирская башенка овальной формы с входным люком и шестью смотровыми щелями со стеклами триплекс по бокам. Впереди на крыше башни слева имелось отверстие под установку танкового перископического прицела, который закрывался броневым колпаком. Справа - отверстие под установку смотрового перископического прибора заряжающего. Между отверстиями для прицела и перископа к крыше был приварен сферический колпак вентиляционного люка, в котором устанавливался вытяжной вентилятор. Перед командирской башенкой в крыше находилось отверстие с оградительным броневым стаканом для антенного ввода радиостанции, а справа - люк для входа и выхода экипажа, закрывавшийся броневой крышкой, запиравшейся двумя замками. Для уменьшения усилия при открывании крышки люка и амортизации ударов был вставлен в ее петли торсионный валик.
В качестве противопожарного оборудования использовался ручной тетрахлорный огнетушитель РАВ, который устанавливался на кронштейне в боевом отделении в передней части башни (слева по ходу движения танка).
В моторном отделении вдоль продольной оси корпуса танка на подмоторной раме устанавливался дизель В2-ИС мощностью 520 л.с. (382 кВт) жидкостного охлаждения. Он был разработан на базе дизеля В-2К и отличался от последнего внесением ряда изменений, повышавших эффективность работы двигателя и его эксплуатационные качества. На двигателе устанавливался топливный насос НК-1 с всережимным регулятором РНК-4 и корректором подачи топлива. Была изменена конструкция муфты привода топливного насоса; пуск двигателя производился электроинерционным стартером, обеспечивавшим надежный пуск с помощью электромотора или вручную; для очистки масла применялся металлический проволочно-щелевой масляный фильтр "Кимаф". Фильтр устанавливался с правой стороны двигателя и крепился на верхней половине картера. Вместо крышки центрального подвода масла на двигателе устанавливалась подставка под инерционный стартер. Кроме того, были изменены пути подвода масла от масляного фильтра и ручного насоса к картеру, от картера к верхнему и нижнему вертикальному валикам, а также внесены другие конструктивные изменения. К фланцам выхлопных коллекторов двигателя крепились на болтах выхлопные патрубки, которые через соединительные трубы в стенках ниши корпуса переходили в каналы ниш корпуса и затем в броневые колпаки на крыше моторного и трансмиссионного отделений танка. Измененная конструкция выхлопных трубопроводов обеспечивала удобное присоединение выпускных коллекторов и их надежное уплотнение от пробивания отработавшими газами. В случае отказа инерционного стартера, пуск двигателя мог производиться с помощью запасного (аварийного) приспособления - воздушного пускового устройства с использованием сжатого воздуха из двух пятилитровых баллонов. franchaysing.ru
Центровка двигателя производилась по коробке передач с помощью специального приспособления, устанавливавшегося на зубчатке муфты ведущего вала коробки.
В топливную систему входили: три топливных бака (правый, левый и кормовой), топливный распределительный кран, ручной топливоподкачивающий насос, сливной кран, бачок для слива топлива, трубопроводы высокого и низкого давления, топливоподкачивающий насос, топливный фильтр тонкой очистки, топливный насос высокого давления и двенадцать форсунок. Правый (емкостью 190 л) и левый (емкостью 245 л) топливные баки располагались в отделении управления соответственно справа и слева от механика-водителя. Кормовой топливный бак (емкостью 85 л) был расположен в моторном отделении справа по ходу движения танка. Кроме того, на надгусеничных полках танка устанавливались три дополнительных топливных бака и один масляный емкостью 100 л каждый. Общая емкость основных (внутренних) топливных баков обеспечивала танку запас хода по шоссе до 150 км, по проселку - до 130 км.
Для очистки воздуха, поступавшего в цилиндры двигателя, на танке в моторном отделении справа и слева от двигателя были установлены два воздухоочистителя марки ВТ-5 (типа "Мультициклон"). Каждый воздухоочиститель состоял из кожуха, бункера, головки, с патрубком для соединения с впускным коллектором и двух кассет с проволочной набивкой (канителью).
Циркуляционная, под давлением система смазки состояла из: масляного бака, двух масляных радиаторов, масляного крана-редуктора, ручного подкачивающего насоса и контрольных приборов (термометра и манометра), трехсекционного шестеренчатого масляного насоса и масляного фильтра "Кимаф".
Общая емкость закрытой, с принудительной циркуляцией жидкости системы охлаждения составляла 85 л. В состав системы охлаждения входили: водяной центробежный насос, два пластинчато-трубчатых четырехходовых радиатора полукруглой формы (общая площадь поверхности охлаждения 170 м2), расширительный бачок с паровоздушным клапаном, центробежный лопастной вентилятор, трубопроводы, термометр и два водяных бачка обогревающего устройства.

Опытный танк "Объект 237" с 85-мм пушкой Д-5Т-85 на испытаниях. Лето 1943 г.
Обогревающее устройство предназначалось для поддержания температуры воды в системе охлаждения двигателя и обогрева боевого отделения танка при длительных стоянках зимой. Устройство состояло из двух водяных бачков, двух обогревателей (керогазов) и трубопроводов, соединявших бачки с системой охлаждения двигателя.
В кормовой части корпуса в трансмиссионном отделении устанавливалась механическая трансмиссия, в состав которой входили: главный многодисковый фрикцион сухого трения (сталь по феродо); четырехходовая, четырехступенчатая коробка передач с демультипликатором; два двухступенчатых планетарных механизма поворота и два двухрядных бортовых редуктора.
Главный фрикцион устанавливался на носке коленчатого вала двигателя. В качестве механизма выключения использовался рычажно-шариковый механизм с механическим приводом управления из отделения управления танком с сервомеханизмом облегчения усилия на педаль выключения главного фрикциона. Конструкция главного фрикциона позволяла производить регулировку и замену дисков трения без демонтажа или разворота коробки передач.
Коробка передач танка обеспечивала восемь передач при движении вперед и две передачи - при движении задним ходом. Переключение передач осуществлялось за счет выключения и включения четырех подвижных кареток. Весь механизм коробки передач размещался в чугунном картере (дало значительную экономию дефицитного алюминия), состоявшем из двух половин (верхней и нижней). Компоновка коробки передач предусматривала возможность дальнейшей модернизации трансмиссии и переход в последующем на планетарную трансмиссию. Общее передаточное число трансмиссии было выбрано таким образом, чтобы обеспечить танку ИС наибольшее, по сравнению с другими близкими по типу машинами, значение динамического фактора на высшей и низшей передачах. Опыт эксплуатации тяжелых танков показан, что большие предельные скорости не обеспечивают достаточной величины средних скоростей движения, имеющих, в конечном счете, наиболее важное для тапка значение. Поэтому на танке ИС за счет снижения максимальной скорости движения был повышен динамический фактор, который обеспечивал достижение высоких средних скоростей движения машины.
Двухступенчатые планетарные механизмы поворота (ПМП) использовались вместо традиционных бортовых фрикционов. Вновь сконструированные и примененные механизмы поворота позволили увеличить среднюю скорость движения танка, устранить потерю мощности в тормозах при поворотах, улучшить условия работы главного фрикциона, коробки передач, увеличить срок службы тормозов, улучшить управление танком и повысить его проходимость по тяжелым грунтам. ПМП были смонтированы на выступавших концах главного вала коробки передач. Левый и правый ПМП имели одинаковую конструкцию и каждый из них состоял из планетарного ряда, остановочного барабана, многодискового фрикциона и тормозных лент с накладками из чугуна. Особенностью планетарного ряда являлось то, что эпициклическая шестерня, была посажена на шлицы главного вала коробки передач и находилась в зацеплении с четырьмя сателлитами, а остановочный (тормозной) барабан был жестко соединен с водилом.
Приводы управления - механические. Привод управления коробкой передач состоял из рычага кулисы, устанавливаемой в отделении управления справа от водителя, продольных тяг, переходного валика с рычагами и балансиров. Вместе с рычагом переключения передач был установлен рычаг демультипликатора, обеспечивавший включение ускоренных или замедленных передач. Управление ПМП производилось с помощью приводов управления, состоявших из двух рычагов (левого и правого), размещенных в отделении управления, передних тяг, передаточных валиков и тормозных мостиков. Торможение танка осуществлялось одновременным переводом рычагов управления ПМП в конечное положение. Педаль горного тормоза отсутствовала.
Ходовая часть, обеспечивавшая тяжелому танку достаточно высокую подвижность на поле боя и повышенную проходимость по грунтам с низкой несущей способностью, состояла из гусеничного движителя, частично заимствованного у танка КВ-1С (гусеницы и поддерживающие катки) и системы подрессоривания. В состав гусеничного движителя входили две гусеницы, два ведущих колеса кормового расположения, двенадцать опорных и шесть поддерживающих катков и два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц. Каждая гусеница состояла из 86 штампованных траков, соединенных между собой пальцами, которые вставлялись в проушины траков.

Система охлаждения двигателя танка ИС-1.
Для уменьшения массы и улучшения технологичности производства каждая гусеничная лента собиралась из 43 траков с гребнем и 43 разъемных (составных) траков без гребня. На соприкасающейся с грунтом поверхности траков имелись ребра жесткости и грунтозацепы. Гребневые и безгребневые траки чередовались между собой и соединялись шарнирно с помощью пальцев, стопорение которых осуществлялось в осевом направлении пружинным кольцом. Ширина трака гусеницы составляла 650 мм.
        Ведущее колесо кормового расположения имело два съемных зубчатых венца по 14 зубьев. В ступице ведущего колеса были запрессованы два шарикоподшипника, между которыми устанавливалась распорная втулка. Внутренние кольца шарикоподшипников насаживались на полую ось кронштейна бортового редуктора, привернутого болтами к корпусу танка. От продольного смещения ведущее колесо удерживалось круглой гайкой, навернутой на конец оси кронштейнаи и застопоренной отгибной шайбой и винтами. Крутящий момент передавался на ведущее колесо от водила бортового редуктора через зубчатую муфту, крепившуюся болтами к корпусу ведущего колеса.
        Направляющие колеса были взаимозаменяемыми с опорными катками и представляли собой стальную отливку с ребрами жесткости и в отличие от катков тяжелого танка КВ-1 первых выпусков не имели внутренней амортизации. В ступицу катка впрессовывались до упора наружные кольца конических роликоподшипников, внутренние кольца которых в свою очередь напрессовывались на ось катка. Каток диаметром 550 мм удерживался на оси пробкой, ввернутой в торец оси катка и застопоренной болтами. Этой же пробкой регулировалась затяжка конических роликоподшипников. С внутренней стороны ступицы устанавливалось сальниковое устройство, состоящее из обоймы сальника, крышки сальника и сальниковой набивки. С наружной стороны ступица катка прикрывалась броневым колпаком, который крепился болтами к корпусу катка. В центре колпака имелось отверстие для смазки подшипников, закрытое пробкой.
Направляющее колесо устанавливалось на малой оси кривошипа. Большая ось кривошипа своими шейками устанавливалась в кронштейне броневого корпуса и от продольного смещения удерживалась гайкой, застопоренной отгибной шайбой. Винтовой механизм натяжения состоял из муфты, двух винтов и стопорной планки. Муфта имела правую и левую резьбу, а снаружи - шестигранник для ключа. Механизм натяжения стопорился специальной стопорной планкой, вращавшейся на болте, приваренном к бортовому листу корпуса. Внутри шестигранной муфты были нарезаны правая и левая резьбы. Муфта соединяла два винта. Первый винт надевался своей проушиной на шейку оси упора и удерживался заглушкой, привинченной тремя болтами.
Тактико-технические характеристики
тяжёлого танка ИС-85
Год выпуска
    1943
Экипаж
    4
Масса, т
    44
Среднее удельное
давление на грунт, кг/см2
   0,78
Габаритные размеры:
    длина (с пушкой)
    ширина
    высота

   8,56
    3,07
    2,735
Клиренс, м
    0,465
Броневая защита, мм
   Лоб корпуса 60-120 мм
    Башня 100 мм
    Борт корпуса 90 мм
    Корма 60 мм
    Крыша 20-30 мм
    Днище 20-30 мм
Вооружение
   85-мм пушка Д-5Т-85
3 х 7,62-мм пулемета ДТ.
Боезапас
   59 выстрелов
    2520 патронов
Двигатель
    "В-2ИС", 520 л.с
    12-цилиндровый
Емкость топливных баков, л
    внутренних + внешних
   520 + 300
Запас хода, км
   150
Макс. скорость, км/ч
   37
Преодолеваемые препятствия:
    подъём, град
    крен, град
    ров, м
    стенка, м
    брод, м

    36
    30
    2,5
    1,0
    1,3
Выпущено, шт
   107
Второй винт своей проушиной надевался на шейку оси ленивца и удерживался заглушкой. Муфта от произвольного проворачивания во время движения стопорилась с помощью стопорной планки.
Стальной литой поддерживающий каток диаметром 385 мм устанавливался на оси кронштейна на двух шарикоподшипниках, между внутренними обоймами которых находилась распорная втулка. От осевого смещения каток удерживался стопорной гайкой. Снаружи ступица катка закрывалась броневым колпаком, в центре которого находилось отверстие для смазки, закрытое пробкой. Стальной полый кронштейн поддерживающего катка крепился к корпусу танка болтами.
Подвеска танка - независимая, торсионная, состояла из двенадцати балансиров и двенадцати торсионов. Труба балансира вращалась в двух чугунных втулках, запрессованных в кронштейн торсиона, приваривавшегося к корпусу танка. От продольного смещения балансир удерживался фланцем, который крепился к кронштейну болтами. Во внутренние шлицы трубы балансира входила головка торсионного вала. С наружной стороны торсион закрывался крышкой, которая удерживалась пружинным кольцом. Торсионные валы поперечного расположения размещались у днища машины.
Торсионный вал изготавливался из легированной стали и на концах имел треугольные шлицы. Один конец вала соединялся шлицами с трубой балансира, другой - закреплялся неподвижно в кронштейне торсиона противоположного борта. Для демонтажа и монтажа торсионного вала на его торцах имелись резьбовые отверстия.
Для ограничения подъема балансира вверх при движении танка по неровностям к бортам корпуса были приварены упоры балансира, состоявшие из корпуса, подушки, резиновых колец, направляющих дисков и болта с гайкой.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение электрической бортовой сети оставляло 24 В. В качестве источников электрической энергии использовались две аккумуляторные батареи 6СТЭ-128 и генератор ГТ-4563А с реле-регулятором РРА-24Ф. Потребителями электрической энергии являлись: электромотор СА-189 электроинерционного стартера с электромагнитным включателем ВМ-117, электромагнит храповика стартера РА-176, приборы внутреннего и внешнего освещения, электроспуски пушки и пулеметов, мотор поворота башни МБ-20К с контроллером, мотор-вентилятор МВ-12, электросигнал ГФ-4702 для внешней и внутренней сигнализации, бобины питания электросвечей КП-4716 для облегчения пуска двигателя зимой. К вспомогательной аппаратуре относились: вращающееся контактное устройство ВКУ-27, выключатель аккумуляторных батарей ВБ-404, щиток электроприборов механика-водителя и предохранительные щитки башни и защиты аккумуляторов и электропроводка.
Для обеспечения радиосвязи в танке на левом борту башни рядом с сиденьем командира танка устанавливалась приемо-передающая, телефонно-телеграфная, симплексная радиостанция 10Р (10РК), которая обеспечивала совместную работу в сети с радиостанциями 9Р, 12РП, РБ и другими радиостанциями. Дальность связи зависела от высоты антенны, от рода работы (в режиме телефона или телеграфа) и от состояния объекта (на стоянке или в движении). При работе в режиме телефона при высоте штыря антенны 4 м максимальная дальность связи в движении составляла 20 - 25 км, на месте - 35 - 40 км. При работе в режиме телеграфа дальность действия связи была несколько большей.
На танке могла устанавливаться и радиостанция 10РК, которая имела одинаковый вид с радиостанцией ЮР, но была создана по другой принципиальной схеме. Радиостанция 10РК могла работать на штыревую антенну высотой до 4 м и на антенну с "метелкой".
Для внутренней связи между членами экипажа использовалось танковое переговорное устройство типа ТПУ-4-БИС-Ф. Оно обеспечивало выход командира машины или командира башни (наводчика) на внешнюю связь через радиостанцию 10Р (10РК).

Вернуться к первой странице   Вернуться на главную страницу   Дальше на вторую страницу
Hosted by uCoz