Низкий, открытый сверху бронекорпус массой 1140 кг был выполнен из катаных броневых листов толщиной 4, 7 и 16 мм, так что передняя часть корпуса образовывала броневую коробку с гнездом для крепления на штыре пушки ЗИС-3. Толщина броневого прикрытия пушки составляла 12 мм. Бронелисты с рационаьными углами наклона (разработан Ю.Н. Сорочкиным и А.Н. Кирилловым) защищал экипаж от стрелкового огня, лобовая броня выдерживала попадания осколков и крупнокалиберных бронебойных пуль. Внутри бронекорпуса максимально низко — для обеспечения устойчивости при стрельбе — была расположена дивизионная 76,2-мм пушка ЗиС-3 - высота линиии её огня была на 0,7 м ниже, чем у СУ-76М. Горизонтальный угол обстрела орудия составлял 37°, угол вертикальной наводки находился в пределах от -3 до +15°. При стрельбе использовалась панорама Герца. Скорострельность пушки достигала 8 выстр./мин. В боекомплект входили 54 выстрела с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 662 м/с, осколочно-фугасного - 680 м/с. Кроме того, в боевом отделении установки укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемета ППШ с боекомплектом 852 патрона. Справа от пушки было кресло водителя, наблюдавшего за обстановкой через передний и боковой смотровые пуленепробиваемые приборы. По другую сторону пушки находился командир-наводчик, перед ним в особой нише устанавливалась радиостанция 12-РТ. Для заряжающего сзади имелось откидное сиденье.
Тактико-технические характеристики самоходной установки КСП-76 |
Год выпуска
1944 | |
Экипаж
3 | |
Масса, кг
5340 | |
Габаритные размеры:
длина, м
ширина, м
высота, м
6,35
2,05
1,55 | |
Клиренс, м
0,273 | |
Броневая защита, мм
Лоб корпуса 16 мм
Борт 7 мм
Корма 7 мм
Днище 4 мм
| |
Вооружение
76,2-мм пушка ЗИС-3 обр. 1942 года. | |
Боезапас
54 выстрела | |
Двигатель
"ГАЗ-11", бензиновый
6-цилиндровый, 85 л.с. | |
Запас хода, км
580 | |
Макс. скорость, км/ч
77 | |
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град
брод, м
30
0,9 | |
В корме самоходки размещался смещенный на 276 мм вправо от оси машины четырехтактный шестицилиндровый карбюраторный двигатель ГАЗ-202 (танковый вариант автомобильного двигателя ГАЗ-11 с усиленными системой охлаждения и маслорадиатором) мощностью 85 л.с.(63 кВт) при 3600 об/мин. Слева от двигателя, в изолированных отсеках, располагался 140-литровый бензобак и основная часть боекомплекта.
В состав механической трансмиссии входили: главный фрикцион сухого трения, коробка передач с четырьмя передачами переднего и одной передачей заднего хода, раздаточная коробка с демультипликатором, три карданных вала и два дифференциала. Раздаточная коробка и карданные валы размещались в специальном тоннеле, расположенном по оси корпуса. Оригинальным в конструкции самоходной установки было то, что постоянно ведущей являлась передняя ось. Это в значительной степени повышало устойчивость самоходной установки при движении на всех скоростях с выключенным задним мостом, так как задние колеса в данном случае были менее нагружены силами в горизонтальной плоскости дороги, что увеличивало их способность удерживать машину от заноса.
Система подрессоривания машины включала четыре полуэллиптических рессоры и четыре гидравлических амортизатора поршневого типа. В ходовой части машины использовались пулестойкие (гусматик) односкатные шины большого диаметра с развитым протектором.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи ЗСТ-112.
При боевой массе 5340 кг ГАЗ-68 развивал на шоссе скорость 77 км/ч. На заводских испытаниях летом 1944 года самоходка преодолевала подъемы до 30°, броды глубиной 0,9 м и полуметровые стенки, уверенно проходила по ямам, оврагам и рыхлым грунтам. Новая колёсная САУ была вдвое легче СУ-76М и при такой же огневой мощи обладала лучшей подвижностью и бесшумностью хода. Однако когда в ноябре 1944 года закончились испытания этой машины, получившей армейское обозначение КСП-76 (колесная самоходная пушка), острой необходимости в ней со стороны армии уже не было, т.к война шла к концу и переналаживать производство на выпуск КСП-76 было уже поздно.
Чертежи самоходной установки КСП-76:
- общий вид
Источники:
Е. Прочко "Самоходка на колёсах". (Техника-молодёжи №8, 1983 г.)
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.
"Артиллерия и миномёты XX века" Смоленск, изд. "Русич" 2001 г.
|