В состав гусеничного движителя входили две гусеницы, два ведущих колеса, два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц, двенадцать опорных и шесть поддерживающих катков. Ведущее колесо диаметром 836 мм состояло из литой ступицы и двух съемных литых зубчатых венцов цевочного зацепления с гусеницей. Литой диск направляющего колеса для прочности был усилен радиально расположенными ребрами жесткости. Направляющее колесо диаметром 680 мм устанавливалось на оси кривошипа винтового механизма натяжения гусеницы. Цельнолитой стальной опорный каток диаметром 600 мм, монтировался на двух конических роликоподшипниках, внутренние обоймы которых были установлены па оси, вваренной в балансир узла подвески. Поддерживающий цельнолитой стальной каток диаметром 280 мм устанавливался на двух шарикоподшипниках на оси полого стального кронштейна, который крепился к борту корпуса танка болтами. Каждая гусеница состояла из 88 - 90 (44 - 45 плоских и 44 - 45 с гребнем) траков с ОМШ. Траки соединялись между собой пальцами, вставленными в проушины траков. Осевое перемещение пальца в проушинах траков ограничивалось с одной стороны головкой самого пальца, с другой - шайбой и пружинным кольцом. Трак представлял собой фасонную стальную штамповку, имевшую два прямоугольных окна для цевочного зацепления с зубьями ведущего колеса.
Танк КВ-1С и расчет 45-мм противотанковой пушки ведут бой в Красном Селе. Ленинградский фронт, январь 1944 года. |
Плоский трак в целях облегчения технологии производства был выполнен составным из двух симметричных половин. Для увеличения прочности траки имели ребра жесткости, служившие одновременно и грунтозацепами. Гусеница имела шаг, равный 160 мм, и ширину - 608 мм.
Независимая торсионная подвеска танка состояла из двенадцати балансиров и двенадцати торсионных валов диаметром 70 мм. Труба балансира вращалась в двух чугунных втулках, смонтированных в кронштейнах корпуса танка. Торсионы обеспечивали динамический ход катка 162 мм и статический ход - 65 мм.
Электрооборудование танка было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 24 В. Основным источником электрической энергии являлся генератор постоянного тока ГТ-4563А мощностью 1 кВт с реле-регулятором РРЛ-24, а вспомогательным - четыре аккумуляторных батареи 6СТЭ-144 или 6-СТЭ-128, соединенные последовательно-параллельно, общей емкостью 288 А•ч (256 А•ч). Три аккумуляторных батареи располагались за сиденьем механика-водителя, а одна - за сиденьем стрелка-радиста. К основным потребителям электроэнергии относились: стартер СТ-700 с пусковым реле РС-371 или РС-400, электромотор МБ-20К механизма поворота башни, средства связи, электросигнал СЗ-4732Л вибрационного тина, приборы внутреннего и наружного освещения. В состав вспомогательной и коммутационной аппаратуры входили: вращающееся контактное устройство ВКУ-137, выключатель аккумуляторных батарей, тумблеры, переходные контактные колодки, штепсельные розетки, Щиток механика-водителя, силовой щиток, щиток башни и плавкие предохранители. Основная часть электропроводки в корпусе танка была уложена в стальных трубках, обеспечивавших защиту проводов марки ПРП-1000 от механических повреждений.
Для обеспечения двухсторонней радиосвязи между боевыми машинами, танковыми подразделениями и для связи танков с взаимодействующими подразделениями других родов войск на танке устанавливалась телефонно-телеграфная радиостанция типа 10Р или телефонная радиостанция типа 9Р. Радиостанция 10Р состояла из передатчика, приемника, блока питания, двух кассет для кварцевых блоков, амортизационной рамы, ящика для ЗИП, шлемофона с гарнитурой, телеграфного ключа и антенного устройства. Для внутренней связи между членами экипажа использовалось переговорное устройство ТПУ-4-БИС, в состав которого входило четыре абонентских аппарата со шлемофонами и умформер РУ-11Б с фильтром.
Во время зимней эксплуатации обогрев танка осуществлялся либо двумя подогревателями, либо специальной печкой. Танковые подогреватели применялись в качестве средства обогрева машины изнутри. При неработающем двигателе подогреватели устанавливались в моторном отделении со стороны водяного насоса. На стоянке для обогрева отделений танка применялась специальная печь, входившая в комплект ЗИП машины. Печь перевозилась вместе со сложенными внутри нее трубами на надгусеничной полке танка. Для установки печи под днищем моторного отделения (в стороне от подмоторного люка) отрывался котлован глубиной 0,5 м, шириной 0,5 м и длиной 1,5 м. Подогрев машины, закрытой брезентом, осуществлялся потоками теплого воздуха, обтекавшими все днище корпуса и проходившими через открытые аварийный и подмоторный люки во внутрь машины.
В результате всех изменений масса КВ-1С снизилась до 42,3 т, возросла скорость (до 43,3 км/ч по шоссе), маневренность и надежность танка. Однако все это далось дорогой ценой. Ведь вооружение KB-1С осталось прежним - 76,2 мм орудие ЗИС-5, а уменьшение толщины брони при неудачной схеме броневого корпуса (броневые листы располагались с малыми углами наклона или вертикально) значительно снизило снарядостойкость танка. Таким образом, по своим боевым качествам KB-1С практически сравнялся с Т-34.
Производство КВ-1С
Производство KB-1С началось еще в августе до его официального принятия на вооружение. Причем из-за того, что завод выпускал танки трех типов - КВ-1, KB-1С и Т-34 - возникли проблемы с изготовлением коробок перемены передач. Так, в начале июля директор ЧКЗ Махонин и главный конструктор Котин в своем письме на имя наркома танковой промышленности Зальцмана сообщали следующее:
"При создавшейся производственной программе на заводе ввод новой восьмискоростной коробки перемены передач вызовет ряд осложнений в производстве, так как на участках цеха завода будут параллельно изготавливаться детали трех коробок перемены передач: KB нормальная, восьмискоростная и коробка машины Т-34. Учитывая:
а) что в условиях уменьшенного выпуска в армию танков KB эксплуатация нового типа КПП вызовет осложнения с запчастями;
б) что проведенные заводом меры по упрочнению старой КПП дадут еще лучшие результаты в условиях танка с новым корпусом и
пониженным до 42,5 т весом, на новую машину KB-1С завод предлагает ставить:
а) облегченный корпус и башню с командирской башенкой;
б) новый радиатор (водяной и масляный);
в) новый тип вентилятора большой мощности;
г) старую коробку перемены передач.
В июле завод выпустит 100 танков KB и 50 танков KB-1С со старой коробкой передач (КВ-1М). В августе будем выпускать только танки КВ-1М".
В течение июля ЧКЗ изготовил 52 танка KB-1С, но неизвестно какую часть из них составляли KB-1M со старой коробкой передач. 13 июля по распоряжению директора завода
"в августе месяце из общего количества KB - 150 штук - 30 штук должны выпускаться со старой коробкой скоростей, а остальные 120 штук с новой КПП". Общее количество KB-1M, изготовленных на ЧКЗ неизвестно, однако судя по документам их выпустили около 20 машин. Причем на части из них ставили старую ходовую часть - катки и гусеницы от КВ-1.
Тактико-технические характеристики тяжёлого танка КВ-1С |
Год выпуска
1942 | |
Экипаж
5 | |
Масса, т
42,5 | |
Габаритные размеры:
длина (с пушкой)
ширина
высота
6,9
3,25
2,64 | |
Клиренс, м
0,45 | |
Броневая защита, мм
Лоб корпуса 40-75 мм
Башня 75-82 мм
Борт корпуса 60 мм
Корма 60 мм
Крыша 30-40 мм
Днище 30 мм
| |
Вооружение
76,2-мм пушка ЗиС-5
3 х 7,62-мм пулемета ДТ. | |
Боезапас
114 выстрелов
2646 патронов | |
Двигатель
"В-2К", 600 л.с
12-цилиндровый | |
Емкость топливных баков, л
внутренних
внешних
610
270 | |
Запас хода, км
225 | |
Макс. скорость, км/ч
43 | |
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град
крен, град
ров, м
стенка, м
брод, м
36
30
2,7
1,2
1,6 | |
Выпущено, шт
1085 | |
При этом масса танков составляла 43 - 44 т. Производство полноценных KB-1С началось в сентябре. 20 сентября постановлением ГКО № 2323 сс Челябинскому Кировскому заводу предписывались выпускать танки KB-1С с дополнительными топливными баками и увеличенным до 114 выстрелов боекомплектом (первоначально на KB-1С имелось 90 снарядов). В связи с этим увеличилась до 43,4 т и масса танка. Это увеличение, согласно доклада Махонина и Котина произошло за счет:
1. Четырех дополнительных бачков с креплением, для топлива - 104 кг.
2. Одного дополнительного бачка для с креплением, для масла - 26 кг.
3. Дополнительной пулеметной укладки - 4 кг.
4. Дополнительной снарядной укладки - 19 кг.
5. Дополнительного запаса топлива, 400 литров - 350 кг.
6. Дополнительного запаса масла, 100 литров - 90 кг.
7. 24-х дополнительных 76-мм снарядов - 230 кг.
8. Семи дополнительных пулеметных магазинов к ДТ- 23 кг.
9. Ящиков для ЗИПа и т.д. - 54 кг.
Итого: 900 кг.
В сентябре 1942 года завод изготовил 180 KB-1С, после чего их выпуск стал снижаться.
С I квартала 1943 года предполагалось установить на KB-1С командирскую башенку новой конструкции, перископы MK-IV, введение изменений в систему смазки и охлаждения двигателя, а также ЗИП. Но к этому времени уже стало ясно, что танки KB-1С уже не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к тяжелым танкам прорыва, поэтому работы по совершенствованию машины свернули, а в августе 1943 года производство KB-1С прекратили. Все силы ЧКЗ и завода № 100 были брошены на разработку нового тяжелого танка ИС.
Боевое применение
Танки KB-1С стали поступать в войска в ноябре - декабре 1942 года. Ими комплектовались специальные танковые части - гвардейские танковые полки прорыва, формировавшиеся по штату № 010/267, утвержденному в октябре 1942 года. Звание "гвардейский" присваивалось этим полкам сразу, согласно директиве Ставки ВГК. Согласно штата, гвардейский танковый полк прорыва имел 214 человек и 21 KB-1С (несколько полков укомплектовали английскими танками "Черчилль", полученными по ленд-лизу). Полки придавались стрелковым и танковым соединениям и предназначались для прорыва обороны противника.
Первое боевое использование полков KB-1С имело место на Донском и Воронежском фронтах в конце 1942 года. Донской фронт, уничтожавший окруженную под Сталинградом немецкую группировку, получил сразу 7 полков - 1, 5, 6, 7, 9, 47, 48 (два последних на танках "Черчилль"). Все эти части активно использовались в боях по ликвидации остатков армии Паулюса. На конец января 1943 года у них осталось по 3-4 боеспособных танка.
Активно использовались танки KB-1С в летней кампании 1943 года. Например, 6-й гвардейский танковый полк прорыва действовал в мае-июне 1943 года в составе войск Северо-Кавказского фронта, являясь единственным таким подразделением на данном театре военных действий. Несколько полков участвовало и в наступлении советских войск на Курской дуге. В частности, 5-й гвардейский танковый полк прорыва участвовал в боях за Орел. Причем эта часть имела именные танки "Советский полярник", построенные на средства полярников. Один из танков был изготовлен на личные сбережения известного советского исследователя Арктики И. Д. Папанина и имел на башне надпись "И. Д. Папанин".
В прорыве так называемого "Миус-фронта" в июле - августе 1943 года принимал участие 1-й гвардейский танковый полк прорыва, приданный 28-й армии Южного фронта. Из-за разрыва между артподготовкой и атакой пехоты в первый день наступления полк понес тяжелые потери, составившие до 50% боевых машин - два танка KB сгорели, два были подбиты и шесть подорвались на минах.
Последний гвардейский танковый полк прорыва был сформирован в январе 1944 года, а к осени все полки KB-1С были расформированы или переформированы в гвардейские тяжелые танковые полки (на танках ИС), а оставшиеся в строю KB-1С передали в обычные танковые полки. Например, в сентябре 1944 года в составе 8-й армии Ленинградского фронта действовал 82-й танковый полк, имевший 11 KB-1С и 10 "Черчиллей". Полк участвовал в боях за Эстонию, освобождал Таллин и острова Моонзундского архипелага.
Кроме танковых, КВ-1С использовались в качестве командирских машин в тяжелых самоходно-артиллерийских полках СУ-152, ИСУ-122, ПСУ-152. Некоторые танки KB-1С использовались в частях Красной Армии до конца войны.
В освобождении Крыма весной 1944 года принял участие 1452-й самоходно-артиллерийский полк - 11 КВ-85, 5 KB-1С, 6 СУ-152 и 3 СУ-76. Полк действовал под Армянском, освобождал города Евпатория, Саки, Бахчисарай, а 9 мая два оставшихся в строю КВ-85 ворвались в Севастополь.
Схема бронирования КВ-1С
Чертежи тяжёлого танка КВ-1С:
- общие проекции КВ-1С
- конструкция башни танка КВ-1С
- конструкция смотрового люка механика-водителя
Источники:
"Отечественные бронированные машины 1941-1945". Том II. Изд.центр "Экспринт". 2005 г.
М.Коломиец "История танка КВ. Часть II". (Фронтовая иллюстрация №3, 2002 г.)
М.Барятинский "Тяжёлый танк КВ в бою". (Бронеколлекция №3, 2007 г.)
S.J.Zaloga, J.Kinnear, P.Sarson "KV-1&2 heavy tanks 1939-1945" (Osprey Vanguard №17, 1995 г.)
Jochen Vollert "KV-1 - The Soviet Heavy Tank of WW II. Late Variants". (Tankograd - Soviet Special №2003)
Е.Жильцова, В.Стоянов "Танковые бои на Кубани" 5 февраля-9 сентября 1943 года (Бронетанковый музей №4)
А. Исаев "Прорыв "МИУС-ФРОНТА" июль-август 1943 года". (Фронтовая иллюстрация №3, 2006 г.)
|