Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4

Бронеавтомобиль ПБ-4 был выпущен небольшой
опытной партией.
(рис. М.Петровский)

Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4 был разработан КБ Ижорского завода в 1933 г. под руководством Н.Я.Обухова с использованием узлов и агрегатов трехосного неполноприводного автомобиля "Форд-Тимкен". Первые три машины были выпущены заводом осенью 1933 г., а после испытаний была проведена их доработка. В феврале 1934 г. по доработанным чертежам были изготовлены еще 3 машины, которые в апреле 1934 г. показали удовлетворительные результаты во время испытаний на плаву и пробегом. В 1935 г для получения необходимого опыта по проектированию и созданию плавающих бронированных машин была выпущена небольшая партия бронеавтомобилей. По некоторым данным всего было выпущено 10 образцов ПБ-4.
Конструкторы, в ПБ-4, отказались от заостренных катерных обводов, как это было на БАД-2. Упростив конфигурацию несущего корпуса, они сделали его близким по внешнему виду к корпусу среднего бронеавтомобиля БА-3. Поскольку за счет увеличения толщины брони до 7 мм масса броневика возросла до 5,28 т. плавучесть машины пришлось повысить, установив по бортам корпуса понтоны, заполненные прессованной пробкой.
Пушечно-пулеметное вооружение, состояло из 45-мм пушки 20-К обр.1932 г. и спаренного с ней 7,62-мм пулемета ДТ, которое устанавливалось во вращающейся цилиндрической башне, конструкция которой была заимствована у легкого танка Т-26, но без кормовой ниши. Второй пулемет ДТ был установлен в шаровой опоре в правой части лобового листа корпуса. Боекомплект состоял из 52 выстрелов к пушке и 2268 патронов к пулеметам ДТ.
Тактико-технические характеристики
плавающего бронеавтомобиля ПБ-4
Год выпуска
    1933
Экипаж
    4
Масса, кг
    5280
Габаритные размеры:
    длина, м
    ширина, м
    высота, м

   5,3
    1,98
    2,25
Клиренс, м
    0,25
Бронирование, мм
   Лоб корпуса 7 мм
    Борт 7 мм
    Корма 7 мм
    Крыша 5 мм
    Днище 4 мм
Двигатель
   "ГАЗ-А", 40 л.с.
    4-цилиндровый
Макс. скорость, км/ч
   по шоссе - 50
    на воде - 4
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град
крен, град

   15
    22
В кормовой части башни имелся люк для демонтажа пушки, в крышке которого также была смотровая щель. В бортах башни под смотровыми щелями и в корме ниже люка предусматривались амбразуры для стрельбы из личного оружия. В башне находились подвесные сиденья для двух членов экипажа - наводчика и заряжающего. Башня была оборудована ручным поворотным механизмом. Для ведения огня из пушки использовались стандартные прицелы - телескопический ТОП и перископический ПТ-1.
Двигатель ГАЗ-А (или «Форд-А») мощностью 40 л.с. (29 кВт) при 2200 об/мин, с карбюратором "Форд-Зенит", был оснащен хорошо продуманной системой охлаждения. Воздух подавался к радиатору через нижний носовой люк. Перед входом бронеавтомобиля в воду водитель его закрывал. Удаление нагретого воздуха из моторного отделения осуществлялось через щели в бортах капота. Для охлаждения двигателя на плаву в систему охлаждения был включен теплообменник, омываемый забортной водой. Это позволило избавиться от одного из недостатков БАД-2 - перегрева мотора и облегчить условия работы экипажа.
Оборудование для движения по воде состояло из трехлопастного гребного винта, установленного, так же, как и у БАД-2, на хвостовике червячной передачи заднего моста. Подобное решение исключало раздельное использование движителей, и вращающиеся в воде колеса создавали значительное гидродинамическое сопротивление, поэтому скорость на плаву не превышала 4 км/ч. Руля у ПБ-4 не было; маневрирование на воде осуществлялось за счет поворота передних колес.
Колесная формула машины - 6x4. Узел подвески передней оси бронеавтомобиля состоял из продольно расположенных полуэллиптических листовых рессор. Второй и третий узлы подвески - сблокированные, с продольно расположенными полуэллиптическими листовыми рессорами и реактивными штангами. Зависимая подвеска обеспечивала возможность движения бронеавтомобиля по грунтовым дорогам со средней скоростью 12 км/ч. Для движения по заболоченной местности и обеспечения надежного входа в воду и выхода на берег на задние ведущие колеса могли надеваться вездеходные гусеничные ленты типа «Оверолл», перевозившиеся на кормовом листе крыши корпуса. Проходимость по пересеченной местности улучшали и запасные колеса, которые устанавливались по бортам и могли свободно вращаться. Емкость топливных баков составляла 72 л. Запас хода бронеавтомобиля по шоссе достигал 197 км. Черно-белые брошюры печать в GlobalMarketing.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея 3 СТП-80 емкостью 80 А•ч и генератор мощностью 100 Вт.
В конструктивном отношении машина имела ряд недостатков: несовершенную форму корпуса; небольшой угол съезда, что затрудняло вход и выход из воды; отсутствие средств самовытаскивания; недостаточную удельную мощность; низкую надежность. Ижорский завод выпустил всего пять (по другим данным до десяти) таких машин для проведения войсковых испытаний, что позволило накопить опыт работы по созданию плавающих бронемашин и по их применению в армии.

Фотографии ПБ-4 

Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4 в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в п.Кубинка, Московской обл. Опытный плавающий бронеавтомобиль ПБ-4. Ленинград, 1935 год. Испытания бронеавтомобиля ПБ-4 на плаву. 1934 г. Опытный плавающий бронеавтмобиль ПБ-4. Вид спереди. Опытный плавающий бронеавтмобиль ПБ-4. Вид сзади.
Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4 в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в п.Кубинка, Московской обл. Опытный плавающий бронеавтомобиль ПБ-4. Вид спереди (рис. М.Петровский). Опытный плавающий бронеавтмобиль ПБ-4. Вид сбоку.
Опытный плавающий бронеавтомобиль ПБ-4. Вид сверху (рис. М.Петровский).
 

            Чертеж плавающего бронеавтомобиля ПБ-4:
                   - боковые проекции


Источники:
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.
М.Барятинский. "Амфибии Красной Армии" (Бронеколлекция №1, 2003 г.)
Л.Гоголев, Е.Прочко. "Первые амфибии" (Техника-молодёжи №6, 1983 г.)
www.jagdtiger.de

Вернуться к бронеавтомобилям  Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz