Тракторы "Сталинец-60" и "Сталинец-65"

Трактор "Сталинец-65"

1 июня 1933 года из ворот Челябинского тракторного завода, вышла первая партия мощных гусеничных тракторов "Сталинец-60" (С-60) общего назначения. На тракторе был установлен карбюраторный двигатель мощностью 60 л.с (44,2 кВт), работавший на лигроине. Трехскоростная коробка передач позволяла получать скорость от 3 до 5,9 км/ч и развивать мощность на крюке 36,8 кВт. Прототипом трактора послужил американский трактор "Катерпиллар-60" одноимённой фирмы. Трактор выпускался до 31 марта 1937 года.
А затем его сменил на конвейере дизельный трактор С-65.
       "1. Двигатель и трактор в целом работоспособны и надежны в длительной эксплуатации.
        2. По своей экономичности дизель М-17 не уступает лучшим заграничным образцам.
        3. При испытании не обнаружено таких дефектов, которые могли бы служить основанием для задержки ведущейся подготовки массового производства представленных на испытание моделей".

Общий вид трактора С-65
Эти строки из акта испытаний трех экспериментальных советских тракторов "Сталинец"-65 с дизелем М-17, подписанного представителями НАТИ, Наркомзема и Челябинского тракторного завода, означали, что громадная работа, проделанная конструкторами, технологами, исследователями, завершилась успешно. Благоприятный исход испытаний, проводившихся с 1 августа по 23 ноября 1936 года в Жердевской МТС Воронежской области, позволил Советскому Союзу первому в мире приступить к массовому производству дизельных тракторов.
Преимущества дизеля очевидны - он работает на более дешевом топливе, имеет более высокий к.п.д. и ряд других достоинств. Вспашка 1 га подобной машиной значительно дешевле, чем трактором с двигателем работающим на лигроине. Но чтобы получить эти выгоды, нужно было решить ряд труднейших вопросов. Во-первых, дизель из-за высокой степени сжатия всегда оказывается тяжелее карбюраторного двигателя. Во-вторых, больших усилий требует разработка надежной топливной аппаратуры, которая должна изготовляться поистине с ювелирной точностью. Ведь каждый цикл за 0,002-0,005 с под давлением около 100 атм в цилиндр впрыскивается от 0,1 до 0,3 г топлива. Чтобы сделать это, зазор, образуемый иглой-распылителем, должен быть от 60 до 90 мк, а точность ее изготовления составить доли микрона.
Впервые быстроходный транспортный дизель демонстрировался фирмами "Даймлер-Бенц" и "МАН" в 1924 году на Берлинской и Амстердамской автомобильных выставках. В 1930 году дизелями начинают заниматься в Англии, США и некоторых других странах. Успешное развитие событий за рубежом находит отклик и в Советском Союзе.
По докладу Союзнефти 15 октября 1930 года выходит постановление ЦК ВКП(б) о внедрении дизелей в автотракторный парк страны. В это же время Совнарком СССР поручает Наркомтяжпрому организовать международный конкурс - испытание дизелей. Испытания под председательством известного советского двигателиста профессора Н. Бриллинга, проходили с 10 июля по 20 сентября 1934 года на полях учебно-опытного совхоза №2 при станции Верблюд, в 60 км от Ростова. В соревнованиях участвовало 17 тракторных двигателей из Англии, Венгрии, Германии, СССР, США и Швеции. Опыт, почерпнутый советскими специалистами в этом конкурсе, позволил подвести черту под раздумьями, поисками и экспериментированием и наметить конкретные сроки организации у нас промышленного производства дизелей.

Трактор С-65 буксирует повреждённый танк Т-34-85. Осень 1944 г.
        В конце января 1935 года, выступая на VII Всесоюзном съезде Советов, Г. Орджоникидзе говорил о необходимости в кратчайший срок перевести тракторы ЧТЗ на дизели. В начале апреля на ЧТЗ состоялось техническое совещание, образовавшее дизельную комиссию. Работу намечалось вести в двух направлениях: конструирование дизеля и подготовка завода к реконструкции. Собственно, проектирование двигателя началось уже в феврале, конструкторов ЧТ3 возглавлял В. Ломоносов, НАТИ - А. Лебедев.
        Группа работников ЧТЗ - Э. Гуревич, К. Митревич, М. Храпков и другие выезжают в это время в Америку для заказа оборудования и переговоров с фирмой "Катерпиллер" о техническом сотрудничестве. Оборудование они заказали, а вот переговоры с президентом фирмы Хайкоком закончились безрезультатно. Планируемое в СССР производство дизельных тракторов в несколько раз превышало выпуск "Катерпиллеров", и это, конечно, очень беспокоило Хайкока. Он считал, что советские специалисты в конце концов и сами наладят выпуск дизелей, но затратят несравненно больше средств и времени, чем при техническом содействии "Катерпиллера". А это очены важно для фирмы, поставляющей большую часть своей продукции за рубеж и опасающейся конкуренции.
В начале 1935 года на основе 2 опытных образцов конструкторской группы ЧТЗ и НАТИ был создан дизель-мотор М-75, а в апреле этого же года начало работу специальное производство, возглавляемое опытнейшим инженером Элизаром Гуревичем. В Челябинске к началу мая в производство начали поступать первые чертежи.
Уже к 15 июля дизель-мотор М-17 мощностью 47,8 кВт, явившийся "потомком" моторов М-13 и М-75, был собран, к 1 августа он прошел предварительные испытания, а 14 августа опытный образец дизельного трактора С-65 с новым мотором совершил первый 15-километровый пробег на площадке завода.
Кроме дизтоплива, М-17 работал на смеси автола с керосином, легко заводился в 30-ти градусные морозы от пускового бензинового 20-ти сильного двигателя, имевшего ручной и автомобильный электростартеры. Одновременно с прокручиванием дизеля прогревались его система охлаждения и всасывающий тракт. Трехскоростная коробка передач обеспечила скорость до 7 км/ч.
Одно из требований, предъявленных при разработке М-17, состояло в том, чтобы его установка на С-60 не вызывала бы больших переделок трактора. Конструкторы дизеля успешно справились с этой задачей. Непосредственно в трактор они внесли минимальные изменения.
Тактико-технические характеристики
Модель С-60 С-65
Год выпуска
    1933     1937
Число мест в кабине
    2     2
Масса, т
    9520     11200
Масса прицепа, т
    ~ до 10     ~ до 10
Габариты, м
    длина
    ширина
    высота
    высота с тентом
    клиренс
    
    4,09
    2,395
    2,77
    0,405
    
    4,086
    2,416
    2,803
    0,405
Ширина трака, мм
500
Двигатель
карбюраторный,
60 л.с. (44,2 кВт)
дизельный,
65 л.с.(47,8 кВт)
Коробка передач
3 вперёд и 1 назад
Мин/Макс. скорость, км/ч
    3,0...5,9    вперёд - 3,6...6,97
    назад - 2,5
Запас топлива, л
   лигроин/диз.топ.
    петрол
(для старта двигателя)

   309
    16

   300
    7,5
Выпущено, шт
    69100     37626
Так как дизель давал 850 об/мин, а лигроиновый двигатель 650 об/мин, то, чтобы сохранить скорость движения, они увеличили передаточное отношение в конечной паре коробки скоростей. Для наилучшего распределения веса трактора по опорной поверхности в гусеницу добавили одно звено, топливный бак разместили за двигателем. Немного шире стал радиатор. Сверху двигатель закрыли капотом, а сбоку сделали съемные стенки.
Испытания выявили и некоторые слабые места дизеля - коксование поршневых колец, растрескивание и вы плавление баббита, недостаточную мощность пускового двигателя. На его доработку затратили несколько месяцев, и в январе 1937 года М-17 представляется на утверждение НКТП. В марте с конвейера сошли последние тракторы С-60 с лигроиновыми двигателями, почти два месяца он бездействовал, а 20 июня в 3 ч 15 мин ожил вновь - с него сошел первый дизельный трактор С-65. То, чего так боялся мистер Хайкок, произошло в феврале 1938 года - первая партия С-65 в количестве 60 штук была отправлена на экспорт. А мировое признание к С-65 пришло еще до того, как он был поставлен на массовое производство. В мае 1937 года в Париже открылась международная выставка "Искусство и техника современной жизни". Среди экспонатов советского раздела был и собранный на опытном заводе С-65. Он удостоился высшей награды выставки - "Гран-при".
С трактора С-65 началась дизелизация тракторного парка страны. Успех, пришедший к советским конструкторам в 1937 году, позволил нашей стране спустя 20 лет первой в мире перевести на дизель всю тракторную промышленность.
Также отметим ещё одну версию "Сталинцев" - газогенераторную. В мае 1936 года в Челябинске организуется экспериментальное конструкторское бюро по газогенераторным тракторам во главе с В. Маминым - сыном известного изобретателя. В 1936 году бюро внедрило в производство газогенератор Декаленкова - Д-8, приспособив его к трактору С-60, всего их было выпущено 264 штуки. Когда С-60 сняли с производства, то на С-65 установили более совершенный генератор НАТИ Г-25, который по сравнению с Д-8 давал лучше очищенный и охлажденный газ. За счет повышенного качества газа двигатель развивал большую мощность. Кроме того, генератор НАТИ мог работать на более влажных чурках. Всего из ворот ЧТЗ вышло 7365 газогенераторных тракторов СГ-65.
После войны газогенераторостроение сошло на нет. Тракторы с причудливыми башенками стали быстро исчезать, однако они позволили сэкономить немало жидкого топлива в самое трудное для страны время.
Основное назначение тракторов С-60 и С-65 было: работа с прицепными с/х машинами, в т.ч. с приводом от вала отбора мощности, а также для привода стационарных машин. Тем не менее, с началом ВОВ и тяжёлых потерь первого периода, большинство тракторов было изъято из с/х. В Красной Армии тракторы использовались для буксировки орудий большой мощности, в частности на дошедших до нас фотографиях очень часто можно встретить «Сталинцы» со 152-мм орудиями МЛ-20. Большое количество тракторов досталось и немцам, в качестве трофеев, которые использовали их для бускировки орудий средних и крупных калибров.

Фотографии трактора С-60 

С-60 в сельском хозяйстве СССР С-60 в немецких частях Брошенный трактор С-60 С-60 буксирует грузовик Krupp L2H143
С-60 с немецкой 150-мм гаубицей sFH 18 С-60 в немецких частях Одна из немецких частей подвергшаяся советскому авианалёту. Об этом говорит поднятый в небо ствол зенитной пушки Flak 36. Брошенные С-60. Возможно это тракторы какого-то колхоза.
Трактор С-60 в сельском хозяйстве СССР. Довоенное фото. Заметьте, на фотографии маленькие дырочки. Интересно от чего? С-60 и гаубица МЛ-20, по всей видимости какой-то гвардейской мехбригады.
Эвакуация подорвавшихся на минах танков трактором С-60. Обращает на себя внимание, что Т-26 образца 1933 года перекрашены в белый цвет, а ХТ-26, стоящий на обочине, нет. Карельский перешеек, декабрь 1939 года. Модель трактора С-60

Фотографии трактора С-65 

Брошенный С-60 Красной Армией в ходе отступления. Заметьте, что трактор буксировал гаубицу МЛ-20, которая весила более 7 т. Это говорит о том, что С-60 в армейских частях использовался для бускировки артиллерии средних и больших калибров. С-65 и гаубица МЛ-20. Фотографии с МЛ-20 наводят на мысль, что тракторы С-60 и С-65 придавались частям артиллерии РГК. С-65 буксирует 122-мм гаубицу А-19. Трактор С-65 со 152-мм гаубицей М-10 на буксире. Август 1941 г. С-65 в немецких частях
Брошенный С-65 и английские 203-мм гаубицы Виккерс Mk VI состоявшие на вооружении Красной Армии С-65 и бензозаправщик на базе ЗИС-6 С-65 уничтоженный воздушным авианалётом. Фотокарточка на память, около трофея.
С-65 застрял в грязи Уничтоженные С-65 и гаубица МЛ-20. У гаубицы разорван ствол Немецкая колонна уничтоженная авианалётом. С-65 и гаубица МЛ-20
С-65 в немецкой армии. Немцы позируют перед трактором С-65
С-65 в немецких частях Ещё одна фотография С-65 с гаубицей МЛ-20 Брошенный газогенераторный СГ-65
"Сталинцы" на службе у Вермахта, об этом говорят немецкие номера, в частности на первом тракторе номер WH 466458 Интересная фотография - С-65 состоящий на службе у немцев, буксирует неисправный Т-34, также состоящий на службе Вермахта. Понтонный парк Н-2-П, буксируемый тракторами С-65, движется к фронту. Орловское направление. Уничтоженные ГАЗ-АА и С-65 Советская колонна подвергшаяся немецкому авианалёту. Видны ГАЗ-АА, С-65, ЗиС-5, Комсомольцы, ГАЗ М-1. По всей видимости это была штабная автоколонна.
Рисунок С-65. Вид спереди. (рис. Б.Лисенкова) Газогенераторный С-65 (СГ-65) И ещё одна фотография С-65 с гаубицей МЛ-20 Колонна тяжелых орудий, буксируемых тракторами С-60 и С-65, меняет позицию. Курская дуга, 1943 г. Транспортировка немецкой 105-мм гаубицы LeFH 18, захваченной под Тулой. Декабрь 1941 года.
Рисунок С-65. Вид сверху. (рис. Б.Лисенкова) С-65 буксируют 280-мм мортиры БР-5.
 


Источники:
Л.Евсеев "Первый дизельный". (Техника-молодёжи №4, 1975 г.)
Л.Евсеев "Советский газогенераторный". (Техника-молодёжи №10, 1975 г.)
Е.Прочко "Артиллерийские тягачи Красной Армии" ("Бронеколлекция" №3, 2002 г.)
Галерея автомотостарины

Вернуться к грузовикам, тягачам  Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz