Первой САУ, поступившей на вооружение Красной армии в 1933 году стала СУ-12, созданная, в том же году, на Кировском заводе в Ленинграде – на шасси грузовика "Мореланд" (последние были закуплены в начале 30-х годов в США для нужд Красной Армии) смонтировали тумбу с качающейся частью полковой 76,2-мм пушки обр. 1927 года. Осенью 1933 года опытная батарея СУ-12 прошла испытания на маневрах 11-го механизированного корпуса на Украине. По их результатам Управление моторизации и механизации Красной Армии принимает решение о включении установок СУ-12 в состав артиллерийских дивизионов формируемых механизированных бригад. Всего в 1934 — 1935 годах Кировский завод изготовил
99 таких машин (48 на базе грузовиков «Мореланд» и 51 на базе ГАЗ-ААА). В процессе производства СУ-12 неоднократно менялась: появилось броневое прикрытие пушки (на первых «Мореландах» его не было), форма которого тоже не оставалась неизменной; была установлена защита крыши и задней части водительской кабины; подвергалась модернизации платформа для орудия. СУ-12 могла вести стрельбу с места как с закрытых позиций, так и прямой наводкой, а также с ходу.
Конструкция тумбы позволяла обеспечить круговой обстрел, но ввиду того, что из-за кабины машины огонь вперед был невозможен даже при максимальном угле возвышения (под действием пороховых газов проминалась крыша), горизонтальный обстрел был ограничен 270°. Если во время стрельбы ствол пушки находился близко к кабине, приходилось опускать боковые стекла для предохранения их от действия газов.
Тактико-технические характеристики самоходной установки СУ-12 |
Год выпуска
1933 | |
Расчёт
4 | |
Масса, кг
3700 | |
Габаритные размеры:
длина, м
ширина, м
высота (по щиту), м
5,61
1,9
2,325 | |
Бронирование, мм
Щит 4 мм | |
Вооружение
76,2-мм пушка обр.1927 г. | |
Длина ствола, калибров
16,5 | |
Масса снаряда, кг
6,5 | |
Начальная скорость снаряда, м/с
380 | |
Наибольший угол:
возвышения
склонения
25o
-5o | |
Боезапас
36 выстрелов | |
Двигатель
"ГАЗ-М1", 50 л.с. | |
Запас хода, км
370 | |
Макс. скорость, км/ч
60 | |
Выпущено, шт
99 | |
При стрельбе назад, вдоль оси машины, можно было пользоваться ручным тормозом. В походном положении орудие разворачивалось вперед и фиксировалось, а вращающаяся часть тумбы ставилась на тормоз.
Чтобы автомобиль ГАЗ-ААА переделать в СУ-12, конструкторам пришлось основательно поработать: разместили тумбу с пушкой, щит, платформу, буксирное приспособление, рамку запасного колеса, передний настил, отражатель с заслонкой, зарядные ящики, укладку ЗИПа.
Щитовое прикрытие СУ-12 представляло собой коробку, сваренную из стали толщиной 4 мм. Передний лист имел основную амбразуру для прохода качающейся части орудия и два окна с левой ее стороны: верхнее — под отражатель панорамы, нижнее — для визирной трубки. Окна закрывались задвижками с ограничителями. При помощи угольников и раскосов щит крепился к вращающейся части тумбы. На качающейся части артсистемы устанавливался дополнительный щиток такой же толщины, как и основной, — для прикрытия главной амбразуры. Он не ограничивал откат пушки и углы вертикального наведения. Наклон щитка к оси канала ствола составлял 80°, нижняя часть была загнута вперед на 10°.
Платформа служила фундаментом для тумбовой установки, кроме того, она упрочняла и удлиняла раму автомобиля. Заднюю стенку кабины от действия пороховых газов предохранял отражатель. Он представлял собой вертикальную стенку из листовой 2-мм стали с окном посередине. Последнее предназначалось для общения между расчетом пушки и водителем автомобиля и закрывалось изнутри кабины стальной заслонкой. К отражателю крепились два зарядных ящика: правый (по ходу машины) вмещал 18 штатных гранат, левый— 18 штатных шрапнелей.
К середине 1938 года СУ-12 на «мореландах» имелись в составе танковых частей Ленинградского, Московского, Белорусского и Киевского военных округов, а СУ-12 на ГАЗ-ААА — в составе частей Ленинградского, Забайкальского, Московского, Киевского военных округов и Особой Краснознаменной Дальневосточной Армии.
Опыт эксплуатации СУ-12 в войсках показал, что она значительно повышает мобильность артиллерии и является эффективным средством огневой поддержки механизированных подразделений. Вместе с тем в процессе эксплуатации новой САУ быстро выявились ее серьезные недостатки – слабая проходимость по пересеченной местности и большая уязвимость от огня противника. В связи с этим ее выпуск был прекращен, хотя поступившие в войска машины эксплуатировались до 1941 года. Такие самоходки принимали участие в военных конфликтах у озера Хасан и Халхин-Гола, а также в «зимней войне» против Финляндии.
Чертежи самоходной установки СУ-12:
- компоновочная схема СУ-12
- вид спереди, сзади, щитовое прикрытие
Источники:
М. Барятинский "Полуторка стреляет с ходу". (Моделист-конструктор №10, 1996 г.)
М.Коломиец "Бои у реки Халхин-Гол". (Фронтовая иллюстрация №2, 2002 г.)
М.Коломиец, М.Макаров "Самоходная артиллерия Красной Армии". (Фронтовая иллюстрация №4, 2002 г.)
"Танки мира". Изд. "Русич". Смоленск, 2005 г
|