Здесь необходимо сделать некоторое грустное отступление, от истории машины к судьбе человека. Дело в том, что весной 1943 г. по приказу Ставки для расследования причин невыполнения заказов НКО по 76-мм СУ-76 (СУ-12) и.о. наркома танковой промышленности И.Зальцман образовал специальную комиссию под собственным председательством. Комиссия работала споро и быстро, но не нашла других причин невыполнения заказов, кроме виновных. Таковыми были объявлены С.А.Гинзбург (к тому времени - начальник Отдела Главного Конструктора НКТП), а также директор завода № 38 Яковлев и бывший главный конструктор завода № 37. Но если последние подверглись довольно легкому наказанию (временное отстранение от руководства работами и выговоры, то начальник ОГК НКТП, как «главный виновный» был в апреле 1943 г. отправлен на фронт начальником ремонтной службы одного из танковых корпусов. Вскоре И.Сталин поинтересовался что сделано по устранению дефектов СУ-76 и как восполнена их недостача. А узнав, что деятельность наркомата ограничилась наказаниями, он обрушил на головы руководства НКТП свой гнев, изложенный в двух письмах и телеграмме, где «... подобное наказание талантливого конструктора и танкостроителя СССР, товарища Гинзбурга...» называлось «...гнусным преступлением!», а «...фактическое бездействие руководства наркомата...» по его мнению, «...оставило Красную армию совсем без самоходной артиллерии».
С.А.Гинзбург был отозван с фронта приказом Ставки, но было поздно, так как отозвание, по воспоминаниям Л.Горлицкого, пришло лишь через один, или два дня после его трагической гибели.
Командир 1-го дивизиона - капитан В.З. Васильев. |
|
Его механик-водитель - старшина Н.И. Лихоманов |
|
8-я самоходно-артиллерийская бригада. Белорусский фронт, февраль 1944 года. |
Как бы то ни было, к лету 1943 г. СУ-76М (СУ-12М) пошли в войска и учебные подразделения. Их массовое боевое применение имело место на Курской дуге и именно тут родились устойчивые слухи о ненадежности механизмов СУ-76, продержавшиеся всю войну и тут же появились первые уничижительные клички в адрес этой боевой машины, в частности «братская могила четырех танкистов», «сука» и «душегубка». Это объяснялось отчасти и тем, что САУ отдали в подчинении танковых войск, а это было чревато тем, что большинство из них применялись большей частью именно как танки без башни. И потому отработанная еще в самом начале года тактика часто менялось с точностью до наоборот - сравнительно толстобронные танки шли под прикрытием СУ-76/СУ-76М, защищенных противопульной броней. Но были и другие причины,
Лето было жарким и СУ-12M, практически не имевшая нормальной вентиляции боевого отделения, была обозвана «душегубкой», как впрочем, и СУ-76(И) испытывавшая в это время сходные проблемы. Уже в первых числах июля Наркоматом было рекомендовано демонтировать «вплоть до фартука перископического прицела» крышу боевой рубки, или установить на крыше СУ-76М дополнительный вытяжной вентилятор. Машина со снятой крышей понравилась в войсках несмотря на то, что дождь лил на головы экипажа, а закрепить брезент было непросто.
Механики-водители тоже не особо любили СУ-12М, так как сидеть посередине между моторами было довольно неприятно, как не очень удобо было оперировать для управления САУ одной рукояткой, обслуживающей два КПП, издававшими из-за несинхронной работы множественные посторонние шумы. Случавшиеся поломки механизмов также не добавляли любви этим машинам.
И хоть по надежности работы они уже почти не отличались от средних САУ, ремонтировать их все-таки приходилось большей кровью, так как ремонт почти всегда сводился к замене КПП, главного вала или главных передач.
Радикальная модернизация СУ-76М, как говорится, назрела и вскоре состоялась. Однако отдельные машины типа СУ-12M дожили в войсках до середины 1944 г, когда приказом нач. Бронетанкового управления КА были выведены в учебные подразделения.
Все выпущенные в годы войны танковой промышленностью образцы самоходных установок показали высокие боевые качества, особенно в отношении маневренности и бронепробиваемости, а по основным показателям не уступали соответствующим образцам самоходных орудий Вермахта и полностью оправдали себя с производственной точки зрения.
Схема бронирования СУ-76М
стр.1 |
| стр.3 |