Тяжёлые танки Т-150, КВ-220 и КВ-3 (об.223)

Тяжёлый танк КВ-220

Вопрос о разработке танков с более мощным, чем у КВ, бронированием и вооружением обсуждался уже летом 1940 года, когда еще толком не было налажено производство самих КВ. 17 июня 1940 года Совет народных комиссаров СССР и Центральный комитет ВКП(б) приняли постановление № 1288-495сс в котором, в частности, говорилось:
«К 1 ноября 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 90 мм: один с пушкой 7 6 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан с Ижорского завода в конце октября, изготовление танка намечено закончить к 5 ноября. Второй корпус будет изготовлен в ноябре.
К 1 декабря 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 100 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан в конце октября, второй в ноябре».
Однако работы затянулись - 5 ноября заводом был сдан один КВ с броней 90 мм и пушкой Ф-32 (в документах именуется «танк Т-150»), а 5 декабря - один КВ со 100 мм броней и 85 мм орудием (по документам значится как «Т-220», «КВ-220» или «объект 220»).
Т-150 был построен на агрегатах серийного КВ и отличался от него только увеличенной толщиной брони корпуса (вместо 75 мм - 90 мм). Так как утолщение броневых листов производилось наружу, то все внутренние габариты машины были сохранены. Кроме того, на Т-150 стояли измененные кронштейны ходовой части и командирская башенка с перископом и тремя смотровыми приборами. В связи с возросшей массой танка, достигшей 50 тонн, на нем установили форсированный до 700 л.с. двигатель В-2.
С 15 января по 14 февраля 1941 года машина проходила полигонные испытания (пройдено 199 км), выявившие ряд существенных недостатков в работе двигателя. Так, при движении по шоссе на 3 и 4-й передачах при температуре наружного воздуха минус 9-12 градусов, масло в двигателе сильно перегревалось. По этой причине танк был снят с испытаний, а Кировский завод и завод № 75 в Харькове (головное предприятие по выпуску двигателей В-2) получили задание улучшить систему охлаждения и снизить перепад температуры масла, проходящего через двигатель.
КВ-220 внешне сильно отличался от других КВ большей длиной корпуса, увеличенной на один опорный каток ходовой частью и новой башней с 85-мм орудием Ф-30. Орудие было специально спроектировано для вооружения этого танка в КБ завода № 92 под руководством Грабина и осенью 1940 года успешно прошло испытания в танке Т-28. Из-за сильно возросшей массы танка, достигшей 62 тонн, на нем установили двигатель В-5 мощностью 700 л.с. 30 января 1941 года КВ-220 поступил на испытания, прекратившиеся уже на следующий день из-за поломки двигателя.
15 марта 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) своим постановлением № 548-232сс обязывали Кировский завод с июня перейти на серийное производство танка Т-150, получившего обозначение КВ-3. Для КВ-3 устанавливалась следующая характеристика: «Боевой вес - 51-52 т, длина - 6760 мм, ширина - 3330 мм, высота - 3000 мм, клиренс - 400 мм, броня 90 мм, вооружение - одна 76-мм пушка Ф-34, три пулемета ДТ, один пистолет-пулемет ППШ, боекомплект - 114 снарядов, 2900 патронов (46 дисков), максимальная скорость по шоссе - 35 км/ч, боевая скорость по местности - 15-20 км/ч, максимальный подъем 40 градусов, радиус действия - 250 км (10 часов), двигатель В-5 мощностью 700 л.с, башня с командирской башенкой, радиостанция КРСТБ (с возможностью установки 71-ТК-3), гарантийный километраж 2000 км». Заводом началась подготовка к серийному производству танка, но тут вмешался «его величество случай».

Танк Т-150 с бронёй толщиной 90 мм. Единственное внешнее отличие от серийного КВ- наличие командирской башенки с перископом и тремя смотровыми приборами.
Дело в том, что в марте 1941 года командование Красной Армии получило разведывательную информацию о том, что в Германии завершены работы по созданию танков с мощным бронированием и они уже поступают в войска. Причем в донесениях наших разведчиков особо подчеркивалось, что все наши танковые и противотанковые пушки не смогут пробить их брони. Следует пояснить, что все это не соответствовало действительности - разработкой тяжелых танков в Германии в то время не занимались. Скорее всего дело было в следующем: весной 1941 года в состав немецких «панцерваффе» стали поступать трофейные французские танки В-1, имевшие броню толщиной 60 мм. Видимо это и стало почвой для слухов о «новых немецких танках с мощной броней».
Но обеспокоенное этой информацией, высшее руководство СССР и Красной Армии решает принять адекватные меры. 7 апреля 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление № 827-345сс, в котором определялись новые параметры танка КВ-3 и ставилась задача на проектирование сверхтяжелых танков КВ-4 и КВ-5. 9 апреля постановление было продублировано более расширенным по содержанию приказом по наркомату тяжелого машиностроения за № 231сс «О танке КВ-3:
1. Во изменение Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 548-232 cc от 15 марта 1941 года приказываю:
а) установить броню КВ-3: лоб 115-120 мм, башни 115 мм;
б) вооружить КВ-3 107-мм пушкой ЗиС-6 с начальной скоростью снаряда 800 м/с.
2. Башни КВ-3 изготавливать штампованными с углами наклона не менее 30 градусов под установку 107-мм пушки ЗиС-6, для чего директору Кировского завода т.Зальцману:
а) к 15 апреля 1941 года совместно с Ижорским заводом изготовить и подать Ижорскому заводу чертежи на измененную башню и корпус КВ-3;
б) 25 апреля 1941 года совместно с Ижорским заводом предъявить на утверждение НКО СССР макет башни КВ-3.
Кировскому заводу установить план по изготовлению в 1941 году 500 штук танков КВ-3 со 107-мм пушками ЗиС-6.
Директору Кировского завода т.Зальцману принять к сведению и руководству что:
а) Ижорский завод обязан к 20 мая 1941 года подать на Кировском заводе первую штампованную и корпус танка КВ-3 с полной механической обработкой и бронировкой артсистемы. В дальнейшем Ижорский завод обязан обеспечить изготовление и обработку этих башен и корпусов по графику выпуска танков КВ-3, утвержденному Правительством;
б) Народный комиссариат вооружения (т.Ванников), завод № 92 (т.Елян) и главный конструктор завода № 92 (т.Грабин) вместе с Кировским заводом обязаны разработать чертежи установки 107-мм пушки ЗиС-6 в башне КВ-3 и к 30 мая 1941 года предъявить в НКО СССР для утверждения;
в) завод № 92 обязан к 25 мая 1941 года подать на Кировский завод 107 мм пушку ЗиС-6 с установочными деталями, установить в башне КВ-3 и вместе с Кировским заводом отработать бронировку системы;
г) завод № 92 НКВ обязан обеспечить подачу Кировскому заводу 107-мм пушек ЗиС-6 на программу 1941 года в следующие сроки:
      июль - 45
      август - 80
      сентябрь - 110
      октябрь - 110
      ноябрь - 110
      и до 15 декабря - 65.
1. Директору завода № 92 т.Елян и главному конструктору т.Грабину поручено разработать 107-мм танковую пушку с начальной скоростью снаряда 800 м/с под унитарный патрон с бронебойным снарядом весом 18,8 кг и по разработанному проекту изготовить, испытать и сдать к 1 июня 1941 года опытный образец этой пушки для испытания в танке КВ-2.
2. Народный комиссариат боеприпасов обязан:
а) к 1 июня 1941 года отработать выстрел с бронебойным и осколочно-фугасным снарядами;
б) к 15 мая 1941 года изготовить 2000 выстрелов с лафетопробным снарядом, к 10 июня 1941 года - 2000 выстрелов с осколочно-фугасным снарядом и к 15 июня 1941 года -500 выстрелов с бронебойным снарядом...
Народный комиссар
тяжелого машиностроения
Малышев /подпись/».
По танку КВ-3 первыми выполнили задание артиллеристы. Дело в том, что КБ завода № 92 под руководством В.Грабина еще осенью 1940 года разработало проект 107-мм танковой пушки Ф-42, созданной на базе 95-мм танкового орудия Ф-39 (последнее успешно прошло испытания в башне танка Т-28 летом 1940 года. К началу 1941 года по решению Наркомата Обороны СССР 107-мм орудие было изготовлено, успешно прошло заводские испытания на полевом лафете, а в марте 1941 года и в башне танка КВ-2.

Кадр кинохроники - танк КВ-220 с башней от КВ-1 в цеху Кировского завода. Осень 1941 года.
После получения задания на проектирование 107-мм танковой пушки ЗИС-6 с увеличенной баллистикой, КБ Грабина, используя уже имевшийся задел по пушке Ф-42, уже в мае изготовили новое орудие и успешно испытали его в башне танка КВ-2. До середины июня 1941 года пушка ЗИС-6 проходила заводские испытания, после чего была отправлена на Артиллерийский научно-испытательный полигон под Ленинградом.
        Любопытная деталь: в своих мемуарах «Оружие Победы» В.Грабин пишет о 600 изготовленных пушках ЗИС-6, которые из-за отсутствия нужных танков осенью 1941 года пошли в переплавку. Однако тут главный конструктор завода № 92 явно лукавит: в отчете о работе своего завода за 1941 год, кстати подписанного В.Грабиным в феврале 1942 года, сказано, что «в июле-августе 1941 года было изготовлено пять серийных орудий ЗИС-6, после чего их производство было прекращено из-за неготовности тяжелого танка».
        В отличие от «артиллеристов», «танкисты» сильно опаздывали с разработкой нового тяжелого танка. Поэтому для ускорения работ по испытанию новых узлов и агрегатов танка КВ-3 решили использовать КВ-220 (тем более, что конструктивно они во многом были похожи). 20 апреля 1941 года на КВ-220 наконец-то установили новый двигатель и танк, догруженный до 70 т - расчетной массы КВ-3 - вышел на испытания.
К концу мая 1941 года КВ-220 догруженный прошел 1330 километров. В докладе заводских испытателей отмечалось, что у танка «плохо переключаются передачи, гнуться оси опорных катков и балансиры, скручиваются торсионы подвески, мощности двигателя для 70-тонного танка не хватает». 20 мая КВ-220 встал на ремонт, в ходе которого машина получила дизельный двигатель с наддувом В-2СН мощностью 850 л.с. С 30 мая танк снова вышел на испытания и к 22 июня 1941 года общий километраж машины составил 1985 км.
Что же касается непосредственно КВ-3, то к 22 июня 1941 года было изготовлено шасси с двигателем, но из-за проблем, возникших с изготовлением штампованной башни, работа затянулась.
Во многих публикациях можно найти упоминание о том, что Т-150, КВ-220 и КВ-3 (все или частично) были вывезены в Челябинск, туда же эвакуировали башни и другие детали танков КВ-3.
Эта информация не подтверждается архивными документами. Например, в докладах представителей военной приемки на Кировском заводе, скрупулезно фиксировавших все данные о производстве танков КВ, четко сказано, что танки Т-150, КВ-220-1 (так именовался в документах военной приемки танк КВ-220) и КВ-220-2 (так именовался в документах военной приемки недостроенный танк КВ-3) никуда не эвакуировались и все время находились на Кировском заводе. В начале октября 1941 года, когда производство танков КВ в Ленинграде было практически полностью прекращено, опытные машины решили передать в войска. Все они прошли необходимый ремонт, причем на КВ-3 и КВ-220 установили башни от серийных КВ-1 (на КВ-3 башни не было вовсе, а на КВ-220 орудие окончательно было сломано еще в начале лета). Согласно документам военпредов, «танк Т-150, опытный, убыл 11 октября 1941 года в 123-ю танковую бригаду, танк КВ-220-1 заводской № М-220-1, опытный, убыл в 124-ю танковую бригаду 5 октября 1941 года, танк КВ-220-2 заводской № М-220-2, опытный, убыл в 124-ю танковую бригаду 16 октября 1941 года. Все танки вооружены 76 мм пушками Ф-32».

Тяжёлый танк КВ-220-2 с надписью на башне "За Родину".
124-я танковая бригада. Ленинградский фронт, осень 1941 года.

интернет магазин часов екатеринбург
Сведения о дальнейшей судьбе этих машин крайне скудны. Так, Д.И.Осадчий, командир роты 124-й танковой бригады рассказал автору статьи следующее (цитируется дословно):
«Осенью 1941 года наша бригада получила на пополнение несколько танков КВ, один из которых назывался «За Родину». Он был изготовлен в единственном экземпляре на Кировском заводе. Он обладал теми же возможностями, что и танк КВ, но имел усиленную броневую защиту, вес более 100 т и более мощный двигатель с турбиной. При движении на высших передачах двигатель свистел и этот свист был очень похож на свист пикирующих «Юнкерсов». Первое время после получения танка при его движении в бригаде даже подавали сигнал «Воздух!». Танк поступил в мою роту и сначала хотели назначить его командиром меня, но потом его командиром стал мой заместитель, опытный танкист лейтенант Яхонин. Танк считался практически неуязвимым для артиллерии противника и предназначался для штурма укрепленных позиций.
В декабре 1941 года (точной даты я не помню) наша бригада получила задачу прорвать оборону немцев на участке Усть-Тосно - железнодорожный мост, форсировать р.Тосна и во взаимодействии с частями 43-й стрелковой дивизией развить наступление на Мгу. В первом эшелоне атаковал 2-й танковый батальон под командованием майора Пайкина, танковый взвод 1-го батальона и танк «За Родину» моей роты. В данном бою танк получил задачу захватить железнодорожный мост через р.Тосна и удержать плацдарм для подхода основных сил. Бой развернулся на открытой местности. Промерзший верхний слой торфяника с трудом выдерживал танк. Когда он подошел вплотную к мосту, то был встречен огнем немецких тяжелых орудий и с ним пропала радиосвязь. Я находился в это время на КП батальона. Когда с танком «За Родину» прервалась связь, я попытался пробраться к месту боя вдоль железнодорожной насыпи. Когда мне удалось подползти к танку, я увидел, что с него сбита башня, а весь экипаж погиб».
Таким образом, КВ-220 или КВ-3, точно неизвестно, был подбит. Сведений о судьбе двух других танков не имеется.

Тактико-технические характеристики
опытных тяжёлых танков КВ
Модель
    Т-150     КВ-220     КВ-3 (об.223)
Годы выпуска
    1940     1940     1941
Экипаж
    5     6     6
Габаритные размеры:
    длина, м
    ширина, м
    высота, м

   6,850
    3,360
    3,010

   8,830
    3,410
    3,110

   7,850
    3,410
    2,950
Клиренс, мм
    0,43     0,43     0,45
Масса, т
    50,2     62,7     68
Среднее удельное
давление на грунт, кг/см2
    0,82     0,85     0,93
Двигатель
дизельный В-5
дизельный В-2СН
дизельный В-2СН
Мощность, л.с.
    700 (515 кВт)     850 (625 кВт)     850 (625 кВт)
Макс. скорость, км/ч
    36     33     30
Бронирование, мм
   лоб корпуса 75-90 мм
    башня 90 мм
    борт 90 мм
    корма 90 мм
    крыша 30 мм
    днище 30-40 мм
   лоб корпуса 80-100 мм
    башня 100 мм
    борт 100 мм
    корма 100 мм
    крыша 30 мм
    днище 30-40 мм
   лоб корпуса 80-120 мм
    башня 130 мм
    борт 90 мм
    корма 90 мм
    крыша 40 мм
    днище 30-40 мм
Вооружение
76-мм пушка Ф-34
3 х 7,62-мм пулемёта ДТ
85-мм пушка Ф-30
3 х 7,62-мм пулемёта ДТ
107-мм пушка ЗиС-6
3 х 7,62-мм пулемёта ДТ
Боезапас
    111 снарядов
    2646 патронов
    91 снаряд
    4032 патронов
    55 снарядов
    2772 патронов
Преодолеваемые препятствия:
    подъём, град
    крен, град
    ров, м
    стенка, м
    брод, м

   35
    30
    2,5
    1,2
    1,6

   36
    30
    3
    1,2
    1,6

   37
    30
    3
    1,2
    1,6
Клиренс, мм
    0,43     0,43     0,45
Выпущено, шт
1
1
1

Фотографии опытных тяжёлых танков КВ 

Танк Т-150 (об.150) во дворе Кировского завода. Вид спереди на правый борт. Ноябрь 1941 года. Танк Т-150 (об.150) во дворе Кировского завода. Вид сзади. Ноябрь 1941 года. Танк Т-150 (об.150) во дворе Кировского завода. Вид сбоку на левый борт. Ноябрь 1941 года. Танк КВ-220 во дворе Кировского завода. Вид спереди на правый борт. Январь 1941 года. Танк КВ-220 во дворе Кировского завода. Вид спереди на левый борт. Январь 1941 года.
Танк КВ-220 во дворе Кировского завода. Вид сзади на правый борт. Январь 1941 года. Танк КВ-220 во дворе Кировского завода. Вид сбоку на левый борт. Январь 1941 года. Деревянный макет танка КВ-3 (об.223), со 107-мм пушкой ЗиС-6, в натуральную величину. Весна 1941 года. Деревянный макет танка КВ-3 (об.223), со 107-мм пушкой ЗиС-6, в натуральную величину. Весна 1941 года.
КВ-220 в период проведения испытаний. Ленинград, январь 1941 года. (рис.В.Мальгинов) КВ-220-2 (КВ-3 с башней КВ-1). 124-я танковая бригада. Ленинград, декабрь 1941 года. (рис.В.Мальгинов)
 

            Чертежи опытных тяжёлых танков КВ:
                   - общие виды КВ-220
                   - продольный разрез КВ-220
                   - общие виды КВ-3 со 107-мм пушкой
                   - продольный разрез КВ-3 со 107-мм пушкой
                   - боковая проекция КВ-220-2 с башней КВ-1


Источники:
М.Коломиец "История танка КВ. Часть I". (Фронтовая иллюстрация №5, 2001 г.)
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.
М.Коломиец, В.Мальгинов "Советские супертанки". (Бронеколлекция №1, 2002 г.)

Вернуться к тяжёлым танкам  Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz