На сегодняшний день из числа первых советских танков известны пять в той или иной степени восстановленных танков MC-1 (Т-18) и одна реплика танка «Рено Русский». Поскольку при почти полном отсутствии материалов по столь древним боевым машинам эти экспонаты активно используются моделистами и любителями истории для снятия размеров и понимания их формы, необходимо разобраться о степени соответствия этих образцов истине.
Танк Т-18 №1. В настоящее время расположен в экспозиции Центрального Музея Вооруженных сил внутри здания. Базой для восстановления послужил подлинный бронекорпус и башня танка, найденные на Дальнем Востоке и использовавшиеся в качестве бронированных пулеметных огневых точек. Воссоздан только внешний вид танка без энергетической установки, вооружения, органов управления и контрольных приборов. Подвеска танка смакетирована весьма приблизительно. На опорных и поддерживающих катках отсутствуют резиновые бандажи. Ведущее колесо лишь напоминает внешний вид такового на подлиннике; зубчатый венец на нем выполнен прямозубым и смещен к краю колеса.
Найденный бронекорпус танка Т-18 перед реставрацией. Возле танка – А.Бескурников.
Не воспроизведен колпак ступицы и внешний броневой диск.
Гусеница танка набрана из зауженных траков плавающего танка и не соответствует чертежам. Не выполнен кривошип натяжного механизма ленивца.
На танке установлена фара современного образца с инфракрасным фильтром. Отсутствует бронировка прибора наблюдения механика-водителя. Неверно воспроизведен кронштейн надгусеничной полки. Передняя часть крыла танка выполнена из металла, в то время как на танке она была брезентовой.
В отличие от некоторых последующих реконструкций, макет вооружения, имитирующий 37-мм пушку и пулемет, размещен правильно: пушка на экспонате находится слева, как и на серийном танке МС-1.
Танк Т-18 №2. Находится в экспозиции музея войск Дальневосточного военного округа. В основном повторяет все недостатки танка №1, поскольку изготовлялись в одно время на одном предприятии. Усугубляет впечатление неправильное размещение вооружения в башне. На реконструкции макет пушки размещен на месте шаровой установки пулемета (т.е. справа), при этом абсолютно не воссоздано даже подобие ее маск-установки.
Танк Т-18 №3. Находится в экспозиции Центрального Музея Вооруженных сил на уличной площадке. Несмотря на то, что его реставрация проводилась на том же Уссурийском предприятии, что и первые две машины, он резко отличается от них своим внешним видом. Дело в том, что этот образец воссоздавался для возможного участия в военных парадах, и для того, чтобы «научить его бегать» реставраторы сознательно исказили его внешний вид. В частности для установки в моторное отделение двигателя с коробкой передач от ГАЗ-69, а также бортовых фрикционов от трелевочного трактора, кормовая часть корпуса была увеличена. Это привело к необходимости искажения крыши МТО и его бортов.
Подвеска танка упрощена. Вместо амортизаторов и опорных тележек применены рамы, которые подвешены на цилиндрических пружинах. На рамах жестко закреплены катки. Поддерживающие катки закреплены жестко на корпусе. Ленивец и ведущее колесо заимствованы от современных гусеничных машин и потому не соответствуют истине.
Крыло танка выполнено неверно и на нем по левому борту расположен ящик для ЗИП от БРДМ.
Макет вооружения, первоначально расположенный «зеркально», как и на предыдущем экспонате, был переделан и теперь установлен правильно, тем более, что в нем имитируется пулемет ДТ, а не спарка ДА-2. как ранее.
Несмотря на то, что танк создавался для движения, сегодня он находится на приколе, а двигатель из него демонтирован.
Танк Т-18 №4. Находится в поселке Посьет Приморского края. Установлен на пьедестале в честь героев Хасана. В танке оставлено пулеметное вооружение (спарка ДА-2) на месте орудия ПС-1, которое отсутствует. Направляющее колесо увеличенного диаметра, по типу «Рено-ФТ». Подробного описания подвески и гусениц нет.
Танк Т-18 №5. Экспонируется в музее Бронетанкового Вооружения и Техники (БТВТ) в г. Кубинка Московской обл. Поскольку его реставрация проводилась в том же предприятии, что и первые три машины, он во многом подобен первому и второму экземплярам. В настоящее время прорабатывается вопрос о возможности исправления некоторых огрехов проведенной реконструкции.
Кроме того, в экспозиции музея Тихоокеанского флота имеется бронекорпус с башней Т-18. который имеет хорошую сохранность и может явиться базой для восстановления еще одного экземпляра МС-1.
Тактико-технические характеристики
Модель
Т-16
Т-18 обр.1927 г.
Т-18 обр.1930 г.
Т-20
Т-18М
Годы выпуска
1927
1927
1930
1930 - 1931
1938
Экипаж
2
2
2
2
2
Масса, т
?
4,7
5,25
4,95
?
Габаритные размеры:
длина (полная), м
ширина, м
высота, м
4,35
2,14
1,8
4,40
2,12
1,76
4,35
2,12
1,76
4,5
2,15
1,76
3,52
2,08
1,75
Клиренс, м
0,325
0,315
0,315
0,31
0,30
Бронирование, мм
Лоб корпуса 16 мм
Лоб башни 16 мм
Борт 16 мм
Корма 16 мм
Крыша 8 мм
Днище 8 мм
Лоб корпуса 16 мм
Лоб башни 16 мм
Борт 16 мм
Корма 16 мм
Крыша 8 мм
Днище 8 мм
Лоб корпуса 15 мм
Лоб башни 16 мм
Борт 15 мм
Корма 15 мм
Крыша 7 мм
Днище 4 мм
Лоб корпуса 16 мм
Лоб башни 16 мм
Борт 16 мм
Корма 16 мм
Крыша 8 мм
Днище 8 мм
Вооружение
37-мм пушка Гочкиса или ПС-1
6,5-мм пулемёт Фёдорова
7,62-мм пулемёт ДТ
Боезапас
81 выстрел
? патронов
96 выстрелов
1800 патронов
104 выстрела
2016 патронов
160 выстрелов
? патронов
112 выстрелов
1449 патронов
Двигатель
4-х цилиндровый, воздушный, специальный танковый конструкции А.Микулина
4-х цилиндровый, жидкостный, ГАЗ М1
34 л.с.
35 л.с.
40 л.с.
57 л.с.
50 л.с.
Запас хода, км
100
120
120
180
110
Макс. скорость, км/ч
14,5
14,7
17,5
22,8
24,3
Преодолеваемые препятствия:
подьем, град.
высота стенки, м
ширина рва, м
брод, м
35
0,5
1,5
0,72
36-40
0,5
1,7
0,8
40
0,55
1,7
0,8
?
0,585
1,7
1,0
?
0,55
?
?
Выпущено, шт
1
962
1
1
Заключение
В прежние годы было модным превозносить характеристики отечественных боевых машин и всячески принижать таковые у иностранных. Сегодня наблюдается обратная тенденция и уже никого не удивляет, когда преобладает мысль, что «у нас все было плохо», особенно в период «тоталитарного прошлого». В этом хаосе массового сознания очень трудно быть объективным иди казаться таковым. Но тем не менее авторы рискуют сделать некоторые выводы.
Первые советские танки, созданные в конце 20-х - начале 30-х годов, не оставили после себя сколько-нибудь значительного следа. Причин тому много и главная в том, что все приходилось создавать впервые. Катастрофически не хватало знаний, материалов и оборудования. Но тем не менее, в достаточно короткий срок Красная армия начала получать на вооружение пусть не лучшую в мире, но все- таки весьма неплохую бронетанковую технику.
Можно долго ругать танки тех лет, что они были несовершенны, ненадежны, слабо вооружены и т.д. Но справедливости ради следует отметить, что свою главную роль они выполнили. Именно эти машины позволили в достаточно короткий срок заложить основы отечественной танковой промышленности. Работа над первыми танками явилась хорошей школой для молодых советских конструкторов боевых машин, которые постепенно вырабатывали свой стиль, приведший впоследствии к созданию конструкций, ставших предметом подражания многих зарубежных фирм.
Источники:
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.
М.Свирин, А.Бескурников "Первые советские танки". (Приложение к журналу "М-Хобби" вып.№1, 1995 г.)
"Танки мира". Изд. "Русич". Смоленск, 2005 г.
Для любителей масштабного моделизма Сайт стендовых моделистов