В фондах РГВА найдена переписка т.т. Халепского, Заславского и Ворошилова (ноябрь 1930 - февраль 1932 гг.), из которой можно понять, что глава УММ был очарован "танком ГРОТТО" (так И.Халепский именовал экспериментальный средний танк конструкции немецкого инженера Э. Гроте) и всячески восхвалял его. В частности он отмечал лучшие вооружение, плавность хода, легкость в управлении, обзор и даже ... простоту изготовления этого танка по сравнению не только с Т-12/Т-24, но и с танками "...американца Кристи, которые я видел в прошлом году в Америке". При этом тов. Заславский, отвечавший за Т-24, сетовал Ворошилову на малое внимание к освоению серийного выпуска изделия ГХПЗ.
Тактико-технические характеристики среднего танка Т-24 |
Год выпуска
1930 | |
Экипаж
4 | |
Масса, т
17,8 | |
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2
0,46 | |
Габаритные размеры:
длина, м
ширина, м
высота, м
6,5
2,81
3,04 | |
Клиренс, м
0,5 | |
Броневая защита, мм
Лоб корпуса 20 мм
Борт корпуса 20 мм
Башня 15 мм
Корма 20 мм
Крыша и днище 8,5 мм | |
Вооружение
45-мм пушка обр. 1930 г.
4 х 7,62-мм пулемета Фёдорова. | |
Боезапас
89 выстрелов
8000 патронов | |
Двигатель
"М-6", 200 л.с
авиационный | |
Запас хода, км
140 | |
Запас топлива, л
460 | |
Макс. скорость, км/ч
по шоссе - 22
по грунту - 13 | |
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град
крен, град
стенка, м
ров, м
брод, м
35
25
0,9
2,1
1,5 | |
Выпущено, шт
24 | |
А тов. Ворошилов, отвечая Заславскому, чтобы тот обходился собственными силами, интересовался у Халепского:
"... когда же новый и необходимый танк (Гроте) наконец появится в частях Красной армии?" Это продолжалось практически целый год. Завод сидел без финансирования и материалов, а начальство ждало окончания испытаний танка Гроте, потом изучало и обобщало их результаты и т.д. Но танк "ТГ" принят на вооружение не был, а мощности ХПЗ уже были заняты новым заказом - освоением того самого танка Кристи, который незадолго до того был отвергнут Халепским.
Штатную 45-мм пушку Т-24 получили лишь в 1932 году, а до этого они снабжались только пулеметами (впрочем, первые танки БТ, к выпуску которых ГХПЗ приступил в 1931 году, были тоже чисто пулеметными). В войсках Т-24 использовались первоначально в качестве танков усиления, но вскоре их перевели в разряд учебных машин. Принять участие в боевых действиях им так и не довелось.
В конце 20-х - начале 30-х годов, когда отечественное танкостроение только формировалось, вырабатывались его концепции, готовились кадры, появился целый ряд оригинальных конструкций, от танкетки Т-17 до среднего "танка Гротте". В их числе находился и Т-24 - первый отечественный средний танк. На новых машинах оценивались оптимальные соотношения таких параметров, как бронирование, вооружение, скорость, проходимость маневренность и другие. Опробовались различные виды силовых передач, подвесок, гусеничных траков, отрабатывались схемы размещения и варианты установок вооружения. Буквально все делалось впервые. Естественно, что на этом этапе получить совершенные конструкции было крайне сложно, а скорее - просто невозможно. Неудивительно, что для первых отечественных танков характерными являлись такие недостатки, как ненадежная работа моторно-трансмиссионной группы, частое спадание гусениц, плохие проходимости и управляемость. В итоге в крупносерийном производстве состоял только Т-18, и нельзя сказать, что эти машины, особенно первых промышленных серий, вызывали у танкистов восторг.
Танк Т-24 сняли с производства почти сразу, так как при его эксплуатации в войсках вскрылись его технические и эксплуатационные недостатки. Тем не менее, он сыграл значительную роль в истории отечественного танкостроения. Первые проекты, первые танки и попытка их производства позволили получить изначальный опыт, без которого было бы немыслимо создание мощной танковой промышленности в СССР.
Фотографии среднего танка Т-24 |
Чертежи среднего танка Т-24:
- общая схема
- компоновка
- тележка подвески и гусеничная цепь