В частности, 17 сентября 1939 года польскую границу пересекли 878 Т-26 Белорусского фронта (22 тбр, 25 тбр, 29 тбр, 32 тбр) и 797 Т-26 Украинского фронта (26 тбр, 36 тбр, 38 тбр). Потери в ходе боевых действий во время польского похода были весьма незначительны: всего 15 «двадцатьшестых», а вот по причине разного рода технических неисправностей в ходе маршей вышли из строя 302 боевых машины. Потери танков, в том числе и Т-26, в ходе «зимней войны» были значительно больше.
На 1 января 1941 года танковые войска Красной Армии располагали 9665 танками Т-26 всех модификаций, включая специальные. Они составляли большинство боевых машин в механизированных корпусах приграничных военных округов. В Западном особом военном округе, например, на 22 июня 1941 года имелось 1136 танков Т-26 - 52% всех танков округа. В механизированных корпусах Юго-Западного фронта, сформированного после начала войны из войск Киевского особого военного округа, имелось 1316 Т-26 - 35% танков фронта.
По своим боевым качествам танки Т-26 поздних выпусков были в состоянии противостоять большинству немецких танков (за исключением Pz.lll и Pz.IV), участвовавших в нападении на СССР.
Небезынтересно привести выдержку из доклада командира 55-й танковой дивизии о действиях сводного батальона Т-26 (к началу боев имел 36 Т-26, из них 18 двухбашенных - 10 пулеметных и 8 пушечных):
Экипаж танка Т-26 перед боем. Лето 1941 г. Смоленск |
"Положение батальона Т-26 55 ТД, участвовавшего в бою за Жлобин. на 13.07.41 г. батальон состоял из 36 танков, в настоящее время находятся в лесу Убарки 9 машин. Остальные остались на территории противника. Из недостоверных источников известно, что 11 танков действуют в тылу у немцев, об остальных сведений нет. Задача батальону поставлена не была, а только сказано: "Идти на западную окраину Жлобин". Батальон дрался самоотверженно, поддерживая 117 СД. Батальоном уничтожено 17 танков противника. Когда наша пехота стала отходить, танки сдерживали наступление противника, но противник пустил тяжелые танки, и дальнейшая борьба для части наших танков стала невозможной, и они стали отходить. 9 танков успели переправиться за Днепр, остальные были заняты борьбой с противником и задержались. Когда они подошли, мост был взорван. Запрошенное мной командование 63 СК и 117 СД сведений о батальоне не дали, так как сами их не имеют".
В ходе боевых действий первых месяцев Великой Отечественной войны большинство Т-26 оказались потерянными, в основном от огня артиллерии и ударов авиации. Много машин вышло из строя по техническим причинам, вследствие износа материальной части и хронической нехватки запасных частей. Оставшиеся принимали участие в боях с немецкими войсками вплоть до 1944 года. В частности, в январе 1944-го в составе 1-й и 220-й танковых бригад Ленинградского фронта имелось по 32 танка Т-26.
Последней боевой операцией с участием Т-26 стал разгром японской Квантунской армии в августе 1945 года. Эти танки состояли на вооружении вторых и третьих батальонов большинства отдельных танковых бригад, участвовавших в операции.
В период Второй мировой войны некоторое число трофейных Т-26 разных модификаций состояло на вооружении гитлеровского вермахта. В германских войсках Т-26 получили следующие обозначения:
Т-26 обр.1931 г. -
Panzerkampfwagen T-26A 737(r)
Т-26 обр.1933 г. -
Panzerkampfwagen T-26B 738(r)
ОТ-130 -
Flammwerfer Panzerkampfwagen T-26B 739(r)
Т-26 обр.1939 г. -
Panzerkampfwagen T-26C 740(r)
ОТ-133 -
Flammwerfer Panzerkampfwagen T-26S 739(r)
Т-26 (наводчик понтонного моста) -
Brucke Panzerkampfwagen T-26 741(r)
Небольшое количество (12 -?) было переделано в самоходные установки, вооружённые трофейными французскими 75-мм орудиями (модель Schneider 1897) получившими немецкое обозначение PaK 97/38.
Активно эксплуатировали их и союзники Германии. Например, на 1 ноября 1942 года в румынской армии имелось 33 танка Т-26. «Двадцатьшестые» были самыми массовыми боевыми машинами финской армии, танковый парк которой на 80% состоял из советских трофеев. Так, на 1 июля 1942 года в финских частях имелось 102 танка Т-26 разных модификаций. Финны поставили рекорд по длительности эксплуатации боевых машин этого типа: на 1 января 1960 года армия Финляндии еще располагала 17 танками Т-26 и тремя тягачами Т-26Т.
Тактико-технические характеристики лёгкого танка Т-26 |
Модель |
обр. 1931 г. |
обр. 1932 г. |
обр. 1933 г |
Т-26А |
обр. 1939 г |
Годы выпуска
1931 - 1933 |
1933 - 1937 |
1934 - 1935 |
1938 - 1941 |
|
Экипаж
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Масса, т
8,0 - 8,6 |
9,4 - 9,75 |
9,7 |
10,28 - 10,5 |
|
Габаритные размеры:
длина, м
ширина, м
высота, м
4,62
2,44
2,19 |
4,62
2,44
2,24-2,33 |
4,62
2,44
2,5 |
4,62
2,44
2,33 |
|
Клиренс, м
0,38 |
0,38 |
0,38 |
0,38 |
|
Бронирование, мм
Лоб корпуса 13 мм
Лоб башни 13 мм
Борт 13 мм
Корма 13 мм
Крыша ? мм
Днище ? мм
|
Лоб корпуса 15 мм
Лоб башни 15 мм
Борт 15 мм
Корма 15 мм
Крыша 10 мм
Днище 6 мм
|
Лоб корпуса 15 мм
Лоб башни 15 мм
Борт 15 мм
Корма 15 мм
Крыша 10 мм
Днище 6 мм
|
Лоб корпуса 15 мм
Лоб башни 6-15 мм
Борт 15 мм
Корма 15 мм
Крыша 10 мм
Днище 6 мм
|
|
Вооружение
2 x 7,62 мм пулемёта ДТ |
37-мм пушка ПС-2 7,62 мм пулемёт ДТ |
45-мм пушка 20К
1 (2) x 7,62 мм пулемёта ДТ |
76-мм пушка КТ-28,
2 x 7,62 мм пулемёта ДТ |
45-мм пушка 20К,
1 (2) x 7,62 мм пулемёта ДТ |
|
7,62 мм
зенитный пулемёт ДТ (не на всех моделях) |
Боезапас
6489 патронов |
? выстрела
? патронов |
136 выстрелов
2898 патронов |
? выстрелов
2898 патронов |
136 выстрелов
3654 патронов |
|
Двигатель
Т-26 (типа «Армстронг-Сиддлей»), четырехцилиндровый, карбюраторный, рядный, воздушного охлаждения, с горизонтальным расположением цилиндров |
|
90 л.с. |
90-95 л.с. |
95 л.с. |
97 л.с. |
Запас хода, км
120 - 140 |
130 - 175 |
200 |
225 - 240 |
|
Макс. скорость, км/ч
30 - 32 |
28 - 30 |
28 - 30 |
30 |
|
Преодолеваемые препятствия:
подьем, град.
высота стенки, м
ширина рва, м
брод, м
25
0,3
0,8
0,5 |
40
0,75
2,0
0,8 |
25
0,3
0,8
0,5 |
40
0,75
2,65
0,8 |
|
Выпущено, шт
1626 |
6065 |
65 |
1975 |
|
Фотографии Т-26 обр.1931 г. |
Фотографии Т-26 обр.1933 г. |
Фотографии Т-26 обр.1939 г. |
Чертежи лёгкого танка Т-26:
- общий вид Т-26 обр.1933 г.
- общий вид Т-26 обр.1939 г.
- башня Т-26 обр.1939 г.
- внутреннее устройство Т-26 обр.1939 г.
- тележка подвески и трак.