Артиллерийский тягач Т-26Т

Согласно принятой «Программе танко- тракторного и авто-броневооружения РККА» предполагалось создание артиллерийских тягачей на шасси танка сопровождения. Проект такой машины, получивший наименование «Борец» был выполнен на базе танка Т-19 еще в 1930 году. Но из-за отказа от принятия Т-19 на вооружение, работы по «Борцу» свернули в пользу разработки аналогичной машины на шасси Т-26. Весной 1932 года в КБ завода имени Ворошилова был создан проект артиллерийского тягача с брезентовым верхом. Машина представляла собой шасси танка Т-26 с установленным на месте боевого отделения брезентовым тентом с целлулоидными окнами. Масса тягача составляла 7,77 т, для транспортировки различных прицепов на корме монтировалось специальное буксирное приспособление. Никакого вооружения машина не имела.
Тактико-технические характеристики
Модель Т-26Т
(с бронированным
тентом)
Т-26Т
(с матёрчатым
тентом)
Год выпуска
    1934
Экипаж
    5     4
Масса, кг
    8100     7700
Длина, м
    4,62     3,66
Ширина, м
    2,44     2,44
Бронирование, мм
   база на уровне Т-26
Двигатель
   90 л.с. 4-цилиндровый
Топливо, л.
    182
Запас хода, км
    120
Макс. скорость, км/ч
    28     ?
Выпущено, шт
~220
Планом производства танков на 1933 год завод имени Ворошилова должен был изготовить 200 таких тягачей, которые в документах того времени именовались как «тягач Т-26», «трактор Т-26» или Т-26Т (к середине 30-х годов в войсках утвердился индекс Т-26Т). Выпуск тягачей начался с июля 1933 года, и к концу декабря было изготовлено 163 Т-26Т. Одни из первых серийных тягачей Т-26 были показаны в Москве на параде 7 ноября 1933 года.
В сентябре - декабре 1933 года и в январе - феврале 1934 года один из тягачей прошел испытания на НИБТ полигоне под Москвой. Т-26Т прошел 510 км с 4, 5 и 7-тонными прицепами, при этом максимальная скорость движения составляла 18,8, 15 и 11 км/ч соответственно. В заключение отчета об испытаниях тягача было сказано следующее:
«В осеннее время Т-26Т может передвигаться по бездорожью с грузом на крюке до 5 тонн на 1, 2 и замедленной передаче. Груз в 7 тонн (прицепка на колесном ходу) Т-26Т тянуть не может по размытому дождем проселку. Недостаточна тяга по сцеплению.
Т-26Т может быть использован как трактор безо всяких изменений, за исключением устройства прицепного прибора, но нагрузка на крюке значительно ухудшает режим работы мотора».
В 1936 году завод имени Ворошилова изготовил еще 4 таких тягача с измененной конструкцией прицепного устройства и двигателем повышенной мощности. Однако существенных улучшений эксплуатационных характеристик это не принесло. Все изготовленные тягачи Т-26 были переданы для укомплектования танковых частей. Опыт их эксплуатации показал, что они маломощны для использования их при перевозке грузов или транспортировки орудий. В 1936 году была изготовлена небольшая партия из 10 Т-26Т с бронированным кузовом. От предшествующих тягачей они отличались установкой вместо брезентового тента кабины из броневых листов толщиной 6-15 мм. Для посадки экипажа в крыше кабины имелся люк, а для наблюдения - четыре небольших лючка в бортах и корме. Кроме того, судя по фотографиям, между собой эти тягачи отличались конструкцией буксирного приспособления. Шесть машин были показаны во время парада на Красной площади в Москве 1 мая 1937 года. ТехСтрой - банковские двери.
Бронированные тягачи имели те же недостатки, что и их предшественники. А за счет возросшей массы, достигшей 8,1 т, тяговые возможности машин даже ухудшились. Поэтому дальнейшего развития эти машины не получили.
Таким образом, всего было изготовлено 183 тягача на шасси Т-26 (173 с брезентовой и 10 с бронированной кабиной). Кроме того, в 1937 - 1939 годах в войсках было переделано в тягачи около 30 танков Т-26 старых выпусков. Всего по состоянию на 1 июня 1941 года в танковых частях Красной Армии числилось 211 тягачей на базе Т-26.
Почти все Т-26Т, находившиеся в составе войск приграничных и ряда внутренних военных округов, были потеряны в первые недели войны. Отдельные машины эксплуатировались на фронте довольно долго. Например, в 150-й танковой бригаде по состоянию на 15 мая 1942 года имелся один бронированный тягач Т-26, который использовался как штабная машина.

Фотографии тягача Т-26Т 

Тягач (с брезентовым верхом) на базе танка Т-26, вид спереди. 1933 год. Т-26Т с брезентовым верхом во время прохождения испытаний. Осень 1933 года. Т-26Т (с брезентовым верхом), вид сзади. 1933 год. На этом фото хорошо видна конструкция буксирного устройства. Т-26Т (с брезентовым верхом), вид с правого борта. 1933 год. Сквозь целлулоидные окна видны стойки для крепления брезента. Т-26Т (с брезентовым верхом) буксирует 152-мм гаубицу во время парада на Красной площади. Москва, 7 ноября 1933 года.
Т-26Т (с бронированным верхом), общий вид. 1936 год. Тягач (с бронированным верхом) на базе танка Т-26, вид сбоку. 1936 год. Т-26Т (с бронированным верхом), вид сзади. 1936 год. Хорошо видно буксирное приспособление и два наблюдательных люка в кормовом листе рубки. Артиллерийские тягачи Т-26Т из состава 13-го артиллерийского полка 1-й Московской Пролетарской дивизии с 76,2-мм пушками образца 1936 года. Москва, 1 мая 1937 года.
Артиллерийские тягачи Т-26Т из состава 13-го артиллерийского полка 1-й Московской Пролетарской дивизии с 76,2-мм пушками образца 1936 года. Москва, 1 мая 1937 года. Артиллерийские тягачи Т-26Т из состава 13-го артиллерийского полка 1-й Московской Пролетарской дивизии с 76,2-мм пушками образца 1936 года. Москва, 1 мая 1937 года. Т-26Т (с бронированным верхом) на параде. Москва, 1 мая 1937 года. Данная машина имеет буксирное устройство другой конструкции, наблюдательные люки в кормовом листе рубки отсутствуют. Крупный план полностью бронированного тягача Т-26Т, машину осматривают немцы.
Тягачей Т-26Т немцы захватили очень мало, а использовали их на свою пользу ещё меньше. На снимке – один из таких раритетов в квадрате. Матёрчатая рубка заменена самодельной деревянной кабиной. Советская колонна попавшая под обстрел или налёт немцев. На переднем плане Т-26Т с матёрчатым тентом, на заднем – сгоревший ГАЗ-ААА с тентом. Лето 1941 года. Т-26Т захваченный немцами. Тент снят, видна рама и вырез в корпусе в районе места механика-водителя. Т-26Т захваченный немцами. Тент снят, видна рама и вырез в корпусе в районе места механика-водителя. ?
Немецкие солдаты осматривают трофейную советскую технику: тягач Т-26Т (с бронированным верхом) и 122-мм гаубицу М-30. Группа армий «Юг», лето 1941 года. Трофей наступающих немцев – брошенный советскими войсками тягач Т-26Т с бронированной тентом. Осень 1941 года. Финский тягач Т-26Т, Ps 608-1, Пароланнумми, осень 1945 г. Тягач Т-26Т предназначался для буксировки орудий полевой артиллерии и подготовки механиков-водителей. Пять тягачей Т-26Т во время войны были захвачены Финляндией. Финский тягач Т-26Т, Ps 608-1, Пароланнумми, осень 1945 г. Тягач Т-26Т предназначался для буксировки орудий полевой артиллерии и подготовки механиков-водителей. Пять тягачей Т-26Т во время войны были захвачены Финляндией.
Модель Т-26Т (Д.Тубин). Модель Т-26Т (Д.Тубин). Модель Т-26Т (Д.Тубин). Модель Т-26Т (Д.Тубин). Модель Т-26Т (Д.Тубин).
Модель Т-26Т (Д.Тубин). Т-26Т с матёрчатым тентом (рис. Oliver). Тягач (с бронированным верхом) на базе Т-26 из состава 150-й танковой бригады Брянского фронта. Весна 1942 года. Тягач использовался в качестве штабной машины (рис. С.Игнатьев).
 

            Чертеж тягача Т-26Т:
                   - Т-26Т с бронированным верхом.


Источники:
"Гусеничные тягачи Красной Армии. Ч.I." (Военные машины №74, 2004 г.)
М.Коломиец, М.Свирин "Т-26. Машины на его базе" ("Фронтовая иллюстрация" №4, 2003 г.)
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.
Сайт стендовых моделистов
www.o5m6.de

Hosted by uCoz