Легкий танк Т-38



Основные модификации танка Т-38:
Т-38 - линейный плавающий танк (1935 г.)
Т-38РТ - танк с радиостанцией 71-ТК-1 (1937 г.)
Т-37М - модернизированный Т-38 (1939 гг.)
ОТ-38 - химический (огнеметный) танк (опытные образцы, 1935-1936 гг.)
Т-38ТТ - телемеханическая группа танков (1939-1940 гг.)
СУ-45 - самоходно-артиллерийская установка (опытный образец, 1936 г.)

Танк Т-38 был разработан в 1935 году на заводе №37 имени С.Орджоникидзе под руководством Н. А. Астрова с учетом характеристик предшествующих танков Т-37А и отличался от них в основном размерами и компоновкой. Машина была принята на вооружение РККА постановлением СТО СССР 29 февраля 1936 года и находилась в серийном производстве в 1936, 1937 и 1939 годах на заводах №37 и ГАЗ.
Фактически танк являлся модернизированным образцом танка Т- 37А. Танк имел частично сварной, частично клепаный корпус. Дополнительных поплавков, как на Т-37А, не было. Башня цилиндрической формы была смещена к левому борту. Пулемет ДТ (боекомплект 1512 патронов) устанавливался в шаровой установке. Командир танка размещался слева на сиденье мотоциклетного типа, регулируемом по высоте, механик-водитель - справа. Двигатель ГАЗ- АА был установлен сзади вдоль оси танка. Трансмиссия состояла из сцепления, четырехскоростной коробки передач, карданного вала, главной передачи, бортовых фрикционов с тормозами и бортовых передач. К коробке передач крепился редуктор отбора мощности на трехлопастный гребной винт левого вращения. Поворот танка при движении на плаву осуществлялся при помощи руля. Ходовая часть танка применительно к каждому борту состояла из двух тележек опорных катков. Подвеска - блокированная, на пружинных рессорах. Ведущее колесо - переднего расположения. В целом ходовая часть была подобна танку Т-37А.
По своим основным показателям танк Т-38 был вообще близок к танку Т-37, однако замена дифференциала бортовыми фрикционами и отбор мощности на гребной винт через специальный редуктор существенно повысили маневренные качества танка. Часть машин была оснащена радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной, крепившейся по периметру корпуса.
После принятия танка Т-38 на вооружение, его создатели ожидали массы хвалебных отзывов из войск. Но не тут-то было! Уже в ходе обширных маневров лета 1937 г. выяснилось, что новый танк практически ничем (в боевом отношении) не отличается от Т-37, кроме стоимости, которая, естественно, стала больше. Малое водоизмещение не позволяло перевозить на его броне через водные препятствия даже двоих пехотинцев.

Т-38 на довоенных маневрах.
Перегрузка в 120-150 кг приводила к захлестыванию набегающей волны в люки танка при выполнении каких угодно маневров на воде. Итог всегда был неизменным. Танк тонул.
Да и без десанта Т-38 имел большие шансы утонуть в случае сброса газа во время плава на максимальной скорости (танк сильно "клевал носом"), при попытке совершить повороты на высокой скорости плава, или если вода не была идеально спокойной (наблюдался значительный крен и качка при выправлении руля), при включении реверса винта для экстренной остановки танка, а также при входе в воду и выходе из нее на малые береговые крутости (все эти недостатки серийных Т-38 перечислены в "состоянии работ по танку Т-38М" рукой самого Н.Астрова).
Чтобы улучшить мореходные качества Т-38, в том числе для перевозки десанта, на него в частях по рекомендации АБТУ, в 1937-38 гг. пытались устанавливать поплавки, снятые с ремонтных, или списанных Т-37, но авторитета боевой машине они, понятно, не добавляли, так как ухудшали проходимость и тормозили танк на плаву.
При движении посуху танк тоже не отвечал возросшим требованиям и на марше вел себя нисколько не лучше "устаревшего" Т-37 из-за большей склонности гусениц к спаданию на поворотах. Проходимость танка по пересеченной местности была недостаточной, эффективность подвески - никакой, а о маневренности на мягком грунте вообще говорить избегали. Ввиду недостаточной удельной мощности двигателя танк не мог нормально эксплуатироваться вне дорог, а недостаточная эффективность охлаждения двигателя привела к тому, что почти половина танков Т-38, участвовавших в летних учениях 1937 г. (19 шт. из 31), во время марша при температуре воздуха 27-29°С, вышли из строя от перегрева двигателя, причем 11 танков требовали большого ремонта вплоть до полной замены силового агрегата.
Неутешительные итоги летних маневров привели к тому, что осенью 1937 г. танк был объявлен небоеспособным, его производство было ограничено а на заводе начала работать спецкомиссия НКВД. Тогда же КБ завода № 37 получило задание провести доработку конструкции танка с целью устранения отмеченных дефектов и улучшения боевых возможностей.
Проведенные проектные работы привели к появлению весной 1938 г. двух образцов танка Т-38М (Т-38М-1 и Т-38М-2). От своих предшественников танки отличались установкой двигателя ГАЗ-М1 мощностью 50 л.с. вместо ГАЗ-АА мощностью 40 л.с.; трансмиссией от гусеничного тягача "Комсомолец" (кроме бортовых передач). От "Комсомольца" заимствовались также ведущее колесо с 8-12 отверстиями в диске (в 1937 г. большая часть выпускаемых Т-38 имели ведущее колесо с 4 отверстиями) и тележки подвески. Далее было увеличено сечение воздухопритоков, установлены металлические крылья вместо деревянных, а также введена новая гусеничная цепь с повышенным пером и усиленным пальцем. Весьма полезно было также введение второго поста управления у командира танка, так как это помогало вывести танк из боя в случае гибели водителя.
Между собой танки Т-38М-1 и Т-38М-2 отличались незначительно. Т-38М-1 имел на 100-мм увеличенный (по сравнению с Т-38) борт (что поднимало его водоизмещение на 600 кг), его ленивец был опущен на 130 мм для уменьшения продольных колебаний, также он был оснащен облегченной радиостанцией. Борт танка Т-38М-2 был поднят на 75 мм, что давало прирост водоизмещения лишь на 450 кг, но ленивец в нем располагался на прежнем месте. Тележки подвески использовались от "Комсомольца" без переделок.
Т-38М серийный обр. 1939 г. несколько отличался от обоих прототипов, являя собой как бы результат их "межпородного спаривания". По ходовой части он был подобен Т-38М-2, но нес корпус, по типу Т-38М-1, оснащенный радиостанцией. Тележки танка остались по типу таковых от "Комсомольца", но были усилены и специально приспособлены для использования гусеничной цепи с увеличенным пером. Кроме того, танк получил башню улучшенной конструкции с "броневыми смотровыми приборами". Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей внутри боевого отделения Т-37 и Т-38 не было).
В 1939 году в НИИ № 20 была разработана телемеханическая (радиоуправляемая) группа танков Т-38, вооруженных, помимо пулеметов, и огнеметами. Она состояла из телетанка ТТ-38 и танка управления ТУ-38. Дальнейшего развития эксперимент не получил. Кроме того на базе Т-38, завод «Компрессор» в опытном порядке построил огнеметный танк ХТ-38, который серийно не выпускался.
Испытания танков Т-38 проводились по новой методике, специально разработанной АБТУ, применительно к боевой службе танков в военное время. Основой испытаний был длительный пробег длительностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, продолжительное "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.
Общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции - увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-M1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Н.Астров был отстранен от работ и в течение двух месяцев был вынужден заниматься утомительной оправдательной писаниной. Однако вскоре он был возвращен в КБ, а с января 1939 г. был принят на вооружение танк Т-38М.
Уже в ходе подготовки серийного производства Т-38М, в декабре 1938 г. АБТУ выдвинуло требование по усилению его вооружения за счет установки в башне крупнокалиберного пулемета. Это задание ввиду загрузки завода и его КБ было выполнено только к лету 1939 г., но изготовленный опытный образец сварной конической башни для Т-38М с пулеметом ДК на танк не устанавливался и испытаниям не подвергался, он планировался для передачи АХО НКВД, но вскоре после изготовления был разрезан на металл.
Серийное производство Т-38М должно было начаться с февраля 1939 г., но на всякие согласования с НКО и переписку с НКВД ушло много времени, поэтому до конца года было выпущено не более 15 танков
Тактико-технические характеристики
лёгкого плавающего танка Т-38
Год выпуска
    1936
Экипаж
    2
Масса, т
    3,3
Габаритные размеры:
    длина, м
    ширина, м
    высота, м

   3,78
    2,33
    1,63
Клиренс, м
    0,30
Ширина траков, м
    0,20
Броневая защита, мм
   Лоб корпуса 9 мм
    Башня 9 мм
    Борт корпуса 9 мм
    Корма 9 мм
    Крыша 4 мм
    Днище 4 мм
Вооружение
    7,62-мм пулемет ДТ.
Боезапас
    1512 патронов
Двигатель
"ГАЗ-АА", 4-х цилиндровый
карбюраторный, 40 л.с
Коробка передач
    4 вперёд и 1 назад
Среднее удельное
давление на грунт, кг/см2
   0,50
Запас хода, км
   по шоссе - 220
    по грунту - 100
Макс. скорость, км/ч
   по шоссе - 40
    на воде - 6
Преодолеваемые препятствия:
    подъём, град
    ров, м
    стенка, м

    33
    1,6
    0,5
Выпущено, шт
   1340
(первый заказ насчитывал именно 15 танков, но полностью он не выполнен. В настоящее время более, или менее установлена судьба 8 танков Т-38М серийный и трех прототипов), которые использовались в качестве ... учебных машин, так как обладали вторым постом управления и были неприхотливы в эксплуатации. А для вооружения РККА АБТУ летом 1939 г. сориентировалось на танк Т-40, серийное производство которого должно было начаться в начале следующего года.
        Теперь о Т-38 с 20-мм пушкой. Утверждение, что "...перед началом войны Т-38М2 стали модернизировать, устанавливая в удлиненной маске стандартной башни спаренную с пулеметом ДТ танковую пушку ТНШ-20 калибром 20-мм" абсолютно неверно. Первые образцы ТНШ появились только к концу сентября 1941 г. (а официально пушка была принята на вооружение аж 1 декабря 1941 г.!), когда все Т-38М и даже куда более массовые Т-38 были, в основном, потеряны. Один экземпляр танка Т-38, имевшийся в распоряжении НКО, был вооружен в ОКБ-15 орудием ТНШ (тогда еще именовавшимся "ШВАК-танковая") в начале октября 1941 г. и под индексом Т-38Ш (Ш - от "ШВАК") был отправлен на испытания, вместе с танками Т-40Ш и Т-60Ш в Кубинке. Однако в ходе испытаний орудие, стоявшее в нем, вышло из строя. Танк был снят с испытаний, после чего, отправился прямым ходом на склад (тем более, что главный фрикцион, в нем также вышел из строя). Этот танк наверняка не участвовал в боевых действиях, так как в 1943, 1944 и 1945 гг. он числился на хранении в распоряжении ОГК НКТП, как неисправный опытный образец. Неизвестно, сколько Т-38 было перевооружено таким образом, но орудий для него осенью 1941 г. было заготовлено аж две штуки! Клавиатуры DENN www.tehnosila.ru. Выгодно!.
        В 1936 и 1937 годах на заводе №37 было выпущено 1228 танков; затем последовал годичный перерыв, а в 1939 году из стен завода вышли еще 112 машин. Однако еще до завода имени Орджоникидзе Т- 38 начал выпускать ГАЗ - в 1935 году он изготовил 36 танков этого типа. По состоянию на 1.01.1941 года в РККА состояло 1090 танков Т- 38 всех модификаций. Всего промышленностью было выпущено 1340 танка. Малые танки Т-38 поступали на укомплектование разведывательных подразделений и состояли в штате механизированного корпуса (67 машин), механизированного полка (30 машин), танковых батальонов стрелковых дивизий и разведрот отдельных танковых бригад. Танки применялись в боях начального периода Великой Отечественной войны, когда и были почти все потеряны. Некоторое количество этих машин использовалось в тылу для учебных целей. Последний же случай боевого применения Т-38 относится, по-видимому, к 1944 году, когда один батальон этих машин совместно с батальоном плавающих автомобилей «Форд GPA» принял участие в форсировании реки Свирь.

Фотографии лёгкого плавающего танка Т-38 

Т-38М-1. Обратите внимание на опущенный на 130 мм ленивец, бронировку антенного ввода и увеличенную на 100 мм высоту борта (виден сварной шов на нижнем переднем листе). Тележки - от Комсомольца. Т-38М-2. Обратите внимание на увеличенную на 75 мм высоту борта (виден сварной шов на нижнем переднем листе). Ленивец находится на прежнем месте. Тележки - от Комсомольца. Т-38М серийный. Корпус - по типу М-1 (но без наварки), ходовая - по типу М-2 (ленивец на прежнем месте), тележки усилены, башня новой конструкции. Т-38М-2 на испытаниях. Т-38 на первомайском параде 1937 г. на Красной площади в Москве
Т-38 на летних маневрах 1938 г. Т-38 форсируют водную преграду. Весна 1941 г. Т-38. Музей АЗЛК Единственный образец с 20-мм пушкой ТНШ установленной в экспозиции ЦМВС, г. Москва Единственный образец с 20-мм пушкой ТНШ установленной в экспозиции ЦМВС, г. Москва
Единственный образец с 20-мм пушкой ТНШ установленной в экспозиции ЦМВС, г. Москва Единственный образец с 20-мм пушкой ТНШ установленной в экспозиции ЦМВС, г. Москва Т-38. Стандартный довоенный камуфляж. Т-38 в "парадной" окраске, принятой в Красной Армии середины 30-х годов. Белая "пятёрка" - номер не машины, а шеренги в строю парадного расчёта Т-38 в типовой окраске, характерной для финских танковых частей. 1940 г.
 

            Чертежи лёгкого плавающего танка Т-38:
                   - боковые проекции
                   - продольный разрез
                   - с 20-мм пушкой ТНШ

Вернуться к лёгким танкам  Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz